УИД 18RS0003-01-2022-006925-54
ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-27426/2024
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
кассационного суда общей юрисдикции
07 ноября 2024 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Непопалова Г.Г.,
судей Кириченко А.Д., Киреевой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Н. на решение Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 28 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 3 апреля 2024 года по гражданскому делу № 2-2048/2023 по иску Н. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике о признании права на досрочное назначение страховой пенсии.
Заслушав доклад судьи Кириченко А.Д., проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Н. обратилась в суд с иском к ОСФР по Удмуртской Республике и ГБУЗ «Красноармейская ЦРБ» о признании недостоверными сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования в отношении истца, сданные ГБУЗ «Красноармейская ЦРБ» по периоду работы истца с 27 ноября 1997 года по 28 мая 1999 года;
- о возложении на ГБУЗ «Красноармейская ЦРБ» обязанности сдать корректирующие сведения с отражением кода льготы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в льготном исчислении 1 год работы за 1 год 6 месяцев, в лицевой счет застрахованного лица Н. в системе обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования по периоду работы с 27 ноября 1997 года по 28 мая 1999 года;
- о признании решения государственного учреждения – Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике № от 3 августа 2022 года об отказе в досрочном назначении пенсии Н. незаконным в части не включения в её специальный стаж периодов работы с 20 мая 1991 года по 25 марта 1993 года - воспитателем детского сада, с 20 октября 1993 года по 31 октября 1999 года - медицинской сестрой родильного отделения районной больницы, с 5 по 30 сентября 2020 года - по оказанию соответствующей медицинской помощи пациентам с COVID-19 и подозрением на него с применением льготного исчисления 1 день за 2 дня, и непризнания права истца на досрочную страховую пенсию по старости с 08 июля 2021 года;
- о возложении на ОСФР по Удмуртской Республике обязанности включить указанные периоды работы в специальный медицинский стаж Н. и признать за Н. право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 8 июля 2021 года.
В обоснование данных требований истцом указано на неправильное применение ответчиком норм пенсионного законодательства при рассмотрении её заявления о досрочном назначении ей страховой пенсии по старости.
Решением Октябрьского районного суда г. Ижевска от 28 августа 2023 года исковые требования Н. удовлетворены частично. Признано незаконным решение ОПФР по Удмуртской Республике № от 3 августа 2022 года в части отказа во включении в специальный стаж Н. периода работы с 5 по 30 сентября 2020 года в льготном исчислении. На ОСФР по Удмуртской Республике возложена обязанность включить в специальный стаж Н., дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Закона «О страховых пенсиях», период работы с 5 по 30 сентября 2020 года - период работы по оказанию помощи пациентам с COVID-19 и подозрением на него в льготном исчислении - 1 день работы за 2 дня.
В остальной части исковые требования Н. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Н. просит решение суда и апелляционное определение в части отказа в удовлетворении требований отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, в заседание суда кассационной инстанции не является препятствием в рассмотрении жалобы, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о ее рассмотрении.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушений судом первой и апелляционной инстанции не допущено.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Н., родившаяся ДД.ММ.ГГГГ, застрахованная в системе обязательного пенсионного страхования 27 ноября 1997 года, 28 июля 2022 года обратилась в ОПФР по Удмуртской Республике с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях.
Решением ОПФР по Удмуртской Республике от 3 августа 2022 года № Н. в назначении данной пенсии отказано ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ. Ответчиком в данном решении установлен стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, по состоянию на 27 июля 2022 года продолжительностью 26 лет 2 месяца 9 дней.
Ранее решением № ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Краснокамском районе по Республике Башкортостан от 03 декабря 2018 года истцу было отказано назначении досрочной страховой пенсии по старости. В указанном решении в стаж истца, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, включен период работы с 20 октября 1993 года по 18 мая 2003 года в должности медицинской сестры палаты новорожденных в родильном отделении Красноармейской центральной районной больницы Краснодарского края продолжительностью 9 лет 7 месяцев в льготном исчислении 1 год за 1 год 3 месяца - 11 лет 11 месяцев 23 дня.
Как следует из материалов дела, в трудовую книжку истца согласно записи № 1 с 20 мая 1991 года Н. принята на работу в Трубошурскую школу-сад на должность воспитателя на основании приказа № от 20 мая 1991 года, уволена по собственному желанию 25 марта 1993 года (запись №, приказ № от 24 марта 1993 года). 4 апреля 1993 года Н. принята на работу в ясли-сад № Красноармейского РУНО помощником воспитателя временно (запись №, приказ № от 05 апреля 1993 года).
Согласно записи № 15 октября 1993 года Н. уволена из ясли-сада № Красноармейского РУНО с должности помощника воспитателя в порядке перевода по ст. 29 п. 5 КЗоТ РФ для работы в родильном отделении Красноармейской ЦРБ на основании приказа № от 12 октября 1993 года.
Согласно записи № 6 в трудовой книжке истца приказом № от 20 октября 1993 года Н. принята медсестрой палаты новорожденных родильного отделения Красноармейской ЦРБ.
На основании приказа № от 26 мая 1998 года в трудовую книжку истца внесена запись № от 26 мая 1998 года - считать медсестрой палаты новорожденных акушерского отделения стационара.
Согласно записи № 10 в трудовой книжке с 28 мая 1999 года Н. переведена палатной медсестрой детского отделения (приказ № от 28 мая 1999 года).
Согласно следующей записи в трудовой книжке 6 августа 2001 года Н. переведена медсестрой тубкабинета детской поликлиники (приказ № от 06 августа 2001 года). Уволена из МУЗ «Красноармейская ЦРБ» по собственному желанию в связи с переменой места жительства 18 мая 2003 года. 5 октября 2018 года МБУЗ «Красноармейская центральная районная больница» истцу выдана справка №, согласно которой она с 20 октября 1993 года работала в данной больнице в должности медицинской сестры палаты новорожденных в родильном отделении, с 28 мая 1999 года переведена на вакантную ставку медицинской сестры палатной в детское отделение, с 06 августа 2001 года переведена медицинской сестрой туберкулезного кабинета в детскую поликлинику.
В карточках-справках ГБУЗ «Красноармейская ЦРБ» за 1993-1999 год Н. значится как медицинская сестра палаты новорожденных родильного отделения.
Согласно приказа главного врача Красноармейской ЦРБ от 26 мая 1998 года № родильное отделение Красноармейской ЦРБ следует считать акушерским. Штатное расписание на 1999 год не содержит указания на родильное отделение, вместо него имеется акушерское отделение, в котором имеется должность медицинской сестры палаты новорожденных.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Н. периоды работы истца в Красноармейской ЦРБ медсестрой палаты новорожденных в период с 20 октября 1993 года по 31 декабря 2001 года отражены с кодом льготы ЗП81СМ - лечебная и иная работа по охране здоровья населения в сельской местности. Указаний, позволяющих сделать вывод о выполнении истцом в спорный период обязанностей медицинской-сестры палаты в отделении хирургического профиля или в качестве медицинской сестры хирургического профиля, выписка не содержит.
Н. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования с 27.11.1997 года.
Разрешая спор о возможности включения в стаж медицинской деятельности истца периода работы с 20 мая 1991 года по 25 марта 1993 года воспитателем детского сада, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с подпунктом «н» пункта 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. № применение Перечня №1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" возможно только к периодам работы до 01 января 1992 года.
С учетом изложенного правовых для включения периода работы истицы с 20.05.1991 по 25.03.1993 г. в должности воспитателя детского сада в медицинский стаж для назначения пенсии в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» суд не нашел, поскольку после 01.01.1992 г. возможность суммирования медицинского и педагогического стажа законодателем не предусмотрена.
Суд апелляционной инстанции соглашаясь с данными выводами суда дополнительно отметил, что в период действия постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397, утратившего силу с 1 октября 1993 года, истец стажа медицинской деятельности не имела, стаж медицинского работника начал течь только с 15 октября 1993 года в связи с чем оснований для суммирования стажа ее работы в целях исчисления стажа для досрочного назначения пенсии не имеется.
Доводы истца со ссылками на Инструктивное письмо Министерством социального обеспечения РСФСР № 1-63-И от 30 июня 1986 года, пунктом 4.1 которого допускалось суммирование времени работы в должностях учителей и других работников просвещения с работой в качестве врачей и других медицинских работников, судами были признаны необоснованными, основанными на неверном толковании истцом норм материального права.
Разрешая заявленные истцом требования о включении периода работы с 20 октября 1993 года по 27 мая 1999 года медицинской сестрой палаты новорожденных родильного отделения Красноармейской центральной районной больницы в льготном исчислении год за год и шесть месяцев, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с абзацем 3 пункта 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №464 право на льготное исчисление имеют средний медицинский персонал отделений (палат) хирургического профиля стационаров, а также отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии.
Проанализировав представленные доказательства, включая штатные расписания больницы, суд установил, что палата новорожденных родильного отделения стационара районной больницы (родильного дома) где в качестве медицинской сестры работала истец, не относится к палатам хирургического профиля.
Работа в указанной должности право на льготное исчисление стажа в соответствии не дает, поскольку палата новорожденных не относится к палатам хирургического профиля.
Доказательств того, что характер выполняемой истцом в палате новорожденных отличался от функционала медицинской сестры по обслуживанию новорожденных и позволял отнести палату новорожденных к отделениям хирургического профиля, в материалах дела не имеется; оснований для отнесения отделения (палаты) новорожденных к отделениям анестезиологии-реанимации, реанимации и интенсивной терапии также не имеется.
В связи с этим суд не нашел оснований для льготного исчисления периода работы истца с 20 октября 1993 года по 27 мая 1999 года год за год и шесть месяцев и как следствие установления даты возникновения права на назначение страховой пенсии по старости 8 июля 2021 года, признав в данной части решение ответчика законным и обоснованным.
Судом также установлено, что по указанному периоду работы Н. индивидуальные сведения сданы работодателем с кодом льготы для досрочного назначения пенсии "ЗП81 СМ", что подтверждает право на включение периода в специальный медицинский стаж для досрочной пенсии - лечебная и иная работа по охране здоровья населения в сельской местности с применения льготного порядка исчисления этого стажа как 1 год за 1 год 3 месяцев, что соответствует фактическим обстоятельствам спорных правоотношений и данные сведения персонифицированного учета являются достоверными, суд не нашел оснований для удовлетворения требований истца к ГБУЗ «Красноармейская центральная районная больница» о их корректировке.
Суд апелляционной инстанции с данными выводами суда и их правовым обоснованием также согласился, не найдя оснований для иной оценки представленных доказательств.
С данными выводами судов суд кассационной инстанции соглашается.
С 1 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона (для женщин - 55 лет), при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно части 2, 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Постановлением Правительства Российской Федерации "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" от 16 июля 2014 года N 665 предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья, имевшим место в периоде с 11 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.
Согласно пункту 3 указанного постановления Правительства Российской Федерации исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464, предусмотрен средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
В соответствии с указанным постановлением среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров один год работы засчитывается за один год и шесть месяцев.
Действующим в настоящее время Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости..., утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, предусмотрены медицинские сестры, учреждения - больницы всех наименований.
В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии..., утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781, в льготном исчислении один год работы за один год и шесть месяцев засчитывается в стаж работа в должностях операционной медицинской сестры отделений хирургического профиля стационаров, а также медицинской сестры перевязочных в отделениях определенного профиля, упомянутых в соответствующем перечне.
Разрешая спор судами правильно указано на невозможность применения к периоду работы истца с 20 мая 1991 года по 25 марта 1993 года воспитателем детского сада норм постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" и допускавшуюся данным постановлением возможность суммирования периодов педагогической и лечебной работы, поскольку данное постановление утратило силу с 1 октября 1993 года.
В период его действия истец лечебной деятельностью по охране здоровья населения не занималась, а последующее законодательное регулирование не предусматривает возможность включения педагогической деятельности в стаж лечебной деятельности.
Доводы заявителя о наличии у истца медицинского образования в данный период о об ожидании их включения в соответствии с действующим на момент выполнения данной работы законодательством, выводов судов, которые основаны на правильном толковании и применении положений действующего законодательства, не опровергают.
Доводы о несогласии с судами нижестоящих инстанций с отказом во включении в стаж медицинской деятельности в максимальном льготном исчислении периода работы с 20 октября 1993 года по 27 мая 1999 года медицинской сестрой палаты новорожденных родильного отделения Красноармейской центральной районной больницы, о том, что данное родильное отделение являлось акушерским, имеющим хирургический профиль, в котором не выделялась в качестве самостоятельного структурного подразделения палата новорожденных, сводятся к переоценке имеющихся в материалах дела доказательств.
Судами верно указано на то, что палата новорожденных не относится к отделениям хирургического профиля и имеет собственные функциональные задачи, не связанные с оказанием хирургической медицинской помощи пациентам, а именно оказание квалифицированной диагностической и лечебной помощи больным доношенным и недоношенным новорожденным, создание оптимальных условий выхаживания детей.
Подробные мотивы, по которым суды нижестоящих инстанций пришли к данному выводу изложены в оспариваемых судебных постановлениях, с которыми суд кассационной инстанции соглашается.
Законодатель, устанавливая устанавливая в Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Таким образом, федеральный законодатель закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. № 1137-О, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. № 1920-О, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2016 г. № 2041-О).
Положения Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» ответственность за достоверность сведений индивидуального персонифицированного учета возлагают на работодателя.
Соответственно предоставляя сведения в орган пенсионного обеспечения, работодатель не вправе действовать произвольно, а должен установить условия труда конкретного работника исходя из характера труда и выполняемых должностных обязанностей каждого работника, которые дают ему право на досрочное назначение пенсии в соответствии с действующим законодательством, поскольку несет ответственность за достоверность предоставляемых сведений.
Как следует из материалов дела достоверность имеющихся сведений персонифицированного учета истца нашла свое подтверждение, работодатель факт льготной работы в заявленном истцом исчислении не подтвердил в ходе рассмотрения дела.
С учетом изложенного было также обосновано и правомерно отказано в корректировке сведений индивидуального персонифицированного учета.
Всем доводам истца, в том числе изложенным в настоящей кассационной жалобе, при рассмотрении дела дана надлежащая правовая оценка, приведены мотивы несогласия с толкованием закона, в соответствии с которым заявитель обосновал свою позицию, указано на ошибочность такого толкования, с чем соглашается суд кассационной инстанции.
Доводы кассационной жалобы фактически повторяют правовую позицию заявителя, изложенную при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, по существу сводятся к несогласию с оспариваемыми судебными постановлениями и направлены на переоценку доказательств, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судами нижестоящих инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебных постановлений, либо опровергали оспариваемые выводы суда, в связи с чем, признаются несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены оспариваемых судебных постановлений.
Оценка доказательств является задачей судов первой и апелляционной инстанций. Несогласие заявителя с оценкой доказательств и с установленными судом обстоятельствами дела, сами по себе не могут служить основанием для пересмотра в кассационном порядке вступивших в силу судебных постановлений, поскольку оценка доказательств и отражение ее результатов в судебных актах является проявлением дискреционных полномочий судов первой и апелляционной инстанции, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций в нарушение своей компетенции, предусмотренной Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Обжалуемые судебные акты отвечают требованиям части 4 статьи 198, статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, то есть включают в себя ссылки на нормы права, регулирующие спорное правоотношение, установленные судом обстоятельства и мотивы, по которым суд отдал предпочтение одним доказательствам перед другими.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, указанные в жалобе доводы не подтверждают. Оснований, предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены вышеуказанного судебного постановления в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 28 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 3 апреля 2024 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Н. – без удовлетворения.
Мотивированное кассационное определение составлено 21 ноября 2024 года.
Председательствующий Г.Г. Непопалов
Судьи А.Д. Кириченко
Е.В. Киреева