Дело № 12-328/2017
Судья Макашкин Д.Ф.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
12 декабря 2017 года город Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии в Цивильском районе Гермоновой Т.Г. на постановление судьи Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 4 октября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 КоАП РФ, в отношении администрации Большешигаевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики,
У С Т А Н О В И Л:
13 сентября 2017 года главным специалистом-экспертом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике в Цивильском районе Трофимовой С. Л. в отношении администрации Большешигаевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 КоАП РФ.
Постановлением судьи Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 4 октября 2017 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 КоАП РФ, в отношении администрации Большешигаевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, за отсутствием в действиях юридического лица состава данного административного правонарушения.
Не согласившись с постановлением судьи, начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии в Цивильском районе Гермонова Т.Г. подала жалобу в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой просит о его отмене и направлении дела на новое рассмотрение.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав представителя административного органа Вертинову Н.И., поддержавшую доводы жалобы, признав возможным рассмотрение жалобы в отсутствие законного представителя администрации Большешигаевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, извещенного надлежащим образом, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с положениями статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Статьей 6.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствие с пунктом 4 части 1, частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения в числе прочих относится организация в границах поселения водоснабжения населения, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно требованиям пункта 7 части 7 Федерального закона 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 644, установлено, что в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно санитарным правилам "Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников. СанПиН 2.1.4.1175-02" по своему составу и свойствам вода нецентрализованного водоснабжения должна соответствовать нормативам, которые не допускают наличие в ней колиформных бактерий.
Статьей 42 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что в целях установления соответствия (несоответствия) требованиям настоящего Федерального закона документов, зданий, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и других объектов, используемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями для осуществления своей деятельности, и результатов указанной деятельности, должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, могут проводится санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований.
Порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок утвержден приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержден 04.04.2017 N 208.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике от 2 августа 2017 года № 205, должностным лицом, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в отношении администрации Большешигаевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения требований в области обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения.
Проверка проведена с участием помощника врача по гигиене питания филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике – Чувашии в Цивильском районе» Петровой И.В., (аттестат аккредитации испытательной лаборатории (центра) № RA.RU.510701, выданный Федеральной службе по аккредитации филиалу «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике – Чувашии».
В ходе проверки 28 августа 2017 года осуществлен отбор проб воды из общественного колодца, расположенного возле <адрес>, при этом протоколом испытаний испытательной лаборатории № от 1 сентября 2017 года и экспертным заключением по результатам оценки фактора среды обитания по протоколу лабораторных испытаний главного врача ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике – Чувашии» № от 1 сентября 2017 года установлено наличие в пробе воды колиформных бактерий, в связи с чем она признана не соответствующей требованиям Санитарных правил "Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников. СанПиН 2.1.4.1175-02".
Выявленные нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде отражены в акте проверки от 8 сентября 2017 года и послужили основанием для составления 13 сентября 2017 года в отношении администрации Большешигаевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, на территории которого находится общественный колодец, протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 КоАП РФ.
Рассматривая дело об административном правонарушении, судья пришел к выводу об отсутствии вины администрации сельского поселения в выявленных нарушениях, в связи с чем прекратил производство по делу.
Данный вывод в постановлении мотивирован следующим.
Общественный колодец был сооружен силами местных жителей, на балансе администрации сельского поселения не состоит, договор на обеспечение жителей питьевой водой администрацией не заключался.
Администрацией устранены выявленные нарушения путем приостановления забора воды из колодца, его очистки, тем самым предприняты все необходимые меры.
Кроме этого, судья районного суда признал недопустимым доказательством экспертное заключением главного врача ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике – Чувашии» № от 1 сентября 2017 года, поскольку порядок проведения экспертизы по делу об административном правонарушении, установленный статьей 26.4 КоАП РФ, соблюден не был, а отбора пробы воды произведен без составления протокола, предусмотренного статьей 27.10 КоАП РФ.
С указанными выводами судьи согласиться нельзя, поскольку они являются преждевременными и не основаны на всестороннем, полном и объективном выяснение обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.
Так, судьей районного суда не учтено, что экспертное заключение по результатам оценки фактора среды обитания по протоколу лабораотрных испытаний главным врачом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике – Чувашии» № от 1 сентября 2017 года было вынесено не в рамках производства по делу об административном правонарушении, а в ходе плановой выездной проверки.
В данном случае процедура проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы, отбор проб и их исследования нормами КоАП РФ не регулируется.
Указанные мероприятия по установлению факторов среды обитания осуществлены контролирующим органом в соответствии Порядком, установленным приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержден 04.04.2017 N 208 на основании статьи 42 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», при этом основанием для составления протокола об административном правонарушении послужили результаты выездной проверки.
Соответствие получения экспертного заключения санитарно-эпидемиологической экспертизы, отбора проб и их исследования вышеуказанному Порядку судьей районного суда не исследован.
Следовательно, выводы суда о недопустимости вышеперечисленных доказательств только по мотивам несоблюдения установленным нормами КоАП РФ порядка отбора проб и проведения экспертизы не может быть признан правильным.
Само по себе отсутствие на балансе администрации общественного колодца не освобождает администрацию от установленной законодательством о местном самоуправлении и о санитарно – эпидемиологическом благополучии населения обязанности по обеспечению населения качественной питьевой водой из нецентрализованных источников.
Согласно статье 2.1 юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При установлении виновности лица устранение выявленных в результате выездной проверки нарушений не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения.
При указанных обстоятельствах прихожу к выводы, что требования закона о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом соблюдены не были, что является существенным нарушением процессуальных требований и в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ влечет отмену постановления судьи и возвращение дела на новое рассмотрение судье.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
постановление судьи Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 4 октября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 КоАП РФ, в отношении администрации Большешигаевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в Мариинско-Посадский районный суд Чувашской Республики.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики А.В. Голубев