Судья Синицын К.В. Дело № 33-7518/2024 (2-920/2024)
25RS0001-01-2023-007347-93
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 августа 2024 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Мельниковой О.Г.,
судей Юсуповой Н.С. и Харченко А.Н.,
при секретаре судебного заседания Киселевой Е. А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мызникова Константина Владимировича к администрации г. Владивостока о признании отказа в признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения незаконным, возложении обязанности (третьи лица Меринова Ирина Леонидовна, Мызникова Лия Константиновна),
по апелляционной жалобе администрации г. Владивостока на решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 12 марта 2024 года, которым исковые требования удовлетворены в части,
Заслушав доклад судьи Н.С. Юсуповой, пояснения истца Мызникова К. В., представителя ответчика Ворошиловой Т. П., третьего лица Мериновой И. Л., судебная коллегия,
у с т а н о в и л а:
Мызников К.В. обратился в суд с названным иском. В обоснование требований указал, что является военнослужащим запаса, уволен из рядов Вооруженных сил РФ, обеспечен только служебной квартирой, предоставленной на период прохождения военной службы по договору найма служебного жилого помещения от 08.09.2014. 23.05.2023 обратился к ответчику с заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на состав семьи 3 человека: Истец, Меринова И.Л., и Мызникова Л.К. Согласно выписки из протокола заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации г. Владивостока от 30.05.2023 предложено Мызникову К.В. отказать в принятии на учет в связи с отсутствием решения уполномоченного органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим или документов об отнесении гражданина к определенной федеральным законом, Указом Президента РФ или законом Приморского края категории граждан, признанных нуждающимся в жилых помещениях. Постановлением администрации г. Владивостока №1432 от 08.06.2023 Мызникову К.В. отказано в принятии на учет с указанием аналогичной причины, с чем истец не согласен. Просит признать незаконным отказ ответчика в принятии Мызникова К.В. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, обязать ответчика пересмотреть заключение комиссии по жилищным вопросам, признать незаконным постановление от 08.06.2023 №1432 и обязать главу администрации его отменить, признать истца нуждающимся в жилом помещении и обязать ответчика поставить его на соответствующий учет.
В судебном заседании суда первой инстанции истец и его представитель заявленные требования поддержали, просили удовлетворить.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения требований, указывая на то, что принятие на учет и исключение граждан с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления. Истец малоимущим не признавался, в связи с чем, оснований для удовлетворения не имеется.
Решением Ленинского районного суда г. Владивостока от 12 марта 2024 года производство по гражданскому делу по иску Мызникова Константина Владимировича к администрации г. Владивостока прекращено в части требований о признании нуждающимся в жилом помещении.
Исковые требования Мызникова К.В. к администрации г. Владивостока о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении удовлетворены. Отказ администрации г. Владивостока в принятии Мызникова К.В. в составе семьи три человека: Мызников Константин Владимирович, Меринова Ирина Леонидовна, Мызникова Лия Константиновна на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, выраженном в постановлении администрации г. Владивостока от 08.06.2023 №1432 признан незаконным. В удовлетворении остальной части иска отказано.
С постановленным решением не согласился ответчик, им подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать в полном объеме. В обоснование указана позиция о том, что принятие на учет и исключение граждан с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления. Истец малоимущим не признавался, документов об отнесении гражданина к определенной федеральным законом, Указом Президента РФ или законом Приморского края категории граждан, признанных нуждающимся в жилых помещениях не представил, в связи с чем, оснований для удовлетворения не имеется.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Ворошилова Т. П. с решением суда не согласилась, доводы апелляционной жалобы и письменные пояснения поддержала в полном объеме. Просила решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Истец Мызников К. В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции с решением суда согласился, полагал, оно является законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы считал необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Указал, что иного жилого помещения не имеет. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третье лицо Меринова И. Л. с решением суда согласилась, полагала, оно является законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы считал необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третье лицо Мызникова Л. К. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации на сайте суда. Согласно отчета об отслеживании отправления от Мызниковой Л. К. в дело возвращается конверт с истечением срока хранения, неявки адресата (л.д. 183).
При надлежащем извещении сторон, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников судебного заседания.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в ее пределах в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, возражений, приходит к следующему.
Частью 1 статьи 330 ГПК РФ предусмотрены основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 23.09.2023 Мызников К. В. обратился в администрацию г. Владивостока с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. В качестве членов своей семьи указал, что Меринову И. Л., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Мызникову Л. К., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д. 45-47).
Комиссией по жилищным вопросам при администрации города Владивостока, протокол от 30.05.2023 № 30, принято решение об отказе семье Мызникова К.В. в составе 3 человек в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с отсутствием решения уполномоченного органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим или документов об отнесении гражданина к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Приморского края категории граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях (л.д. 13).
Администрацией города Владивостока вынесено постановление 08.06.2023 № 1432 «Об отказе Мызникову Константину Владимировичу в принятии на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма (состав семьи – три человека)» (л.д. 14).
Из содержания ответа Администрации города Владивостока от 02.06.2023 следует, что Мызников К. В. и его семья малоимущей в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма не признавалась. Документы об отнесении к определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Приморского края категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях Мызниковым К. В. также не представлено (л.д. 15-17).
...
Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 №1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», Законом Приморского края от 04.08.2011 №793-К3 «Об обеспечении жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц в Приморском крае и наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями» в хронологической последовательности в соответствии с датой принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях уполномоченным органом местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим и проживающим совместно с ними членам их семей, обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и проживающим совместно с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, либо уполномоченными ими органом или учреждением предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом либо уполномоченными ими органом или учреждением - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Военнослужащим - гражданам, назначенным на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского звания (начиная с 1 января 1998 года), офицерам, заключившим первый контракт о прохождении военной службы начиная с 1 января 1998 года, прапорщикам и мичманам, сержантам и старшинам, солдатам и матросам, являющимся гражданами, поступившими на военную службу по контракту начиная с 1 января 1998 года, и проживающим совместно с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении указанными военнослужащими-гражданами общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, либо уполномоченными ими органом или учреждением предоставляются жилищная субсидия либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанными федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом либо уполномоченными ими органом или учреждением по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 06.09.1998 года N 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» вопросы постановки на очередь и предоставления жилья рассматриваются в созданных при органах местного самоуправления общественных комиссиях по жилищным вопросам, решения которых являются основанием для издания главами муниципальных образований соответствующих актов. Общественную комиссию по жилищным вопросам возглавляет заместитель главы муниципального образования. В состав указанной комиссии включаются в обязательном порядке представители территориальных военных комиссариатов.
Из пункта 6 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054, следует, что нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются, в том числе граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными мероприятиями.
В соответствии с абз. 4 п. 9 Правил граждане, признанные нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства по основаниям, указанным в пункте 6 настоящих Правил, и уволенные с военной службы, ставятся на очередь органами местного самоуправления по личному заявлению.
В силу п. 12 Правил ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами, а также территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне, территориальными органами управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющими функции военных комиссариатов в отношении лиц, состоящих на специальном учете.
Согласно п. 7 Постановления Губернатора Приморского края от 09.09.2011 N 48-пг "О Порядке формирования уполномоченными органами местного самоуправления списков граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями" уполномоченный орган местного самоуправления проводит проверку документов, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и документов, содержащихся в учетном деле, сформированном при постановке гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. По результатам проверки уполномоченным органом местного самоуправления принимается решение о включении либо об отказе во включении в список граждан, которое оформляется согласно приложению N 5 к настоящему Порядку и приобщается к учетному делу гражданина.
Разрешая заявленные исковые требования, руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд первой инстанции, учитывая установленные по делу фактические обстоятельства, не оспоренные ответчиком, пришел к выводу о том, заявитель относится к категории граждан, являющихся военнослужащими, уволенными с военной службы, имеющими право для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по иным основаниям, при этом ни Правилами, ни Порядком не предусмотрено такого основания для отказа в принятии на учет, как отсутствие факта (решения уполномоченного органа местного самоуправления) признания заявителя малоимущим, в связи с чем признал отказ администрации города Владивостока в принятии Мызникова К. В. (состав семьи - три человека Мызников Константин Владимирович, Меринова Ирина Леонидовна, Мызникова Лия Константиновна) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, выраженный в постановлении администрации г.Владивостока от 08.06.2023 №1432, неправомерным (незаконным).
Поскольку принятие и исключение граждан с учета в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления, а суд не вправе подменять собой орган, который в силу закона принимает соответствующее решение, и предрешать существо решения, которое должно быть принято уполномоченным на то органом, соответственно судом первой инстанции на основании п.1. ч.1 ст. 134, абз.2 ст.220 ГПК РФ производство по гражданскому делу в указанной части прекращено.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Постановленное решение в части отказа в удовлетворении требований о возложении обязанности на ответчика пересмотреть заключение комиссии по жилищным вопросам, признать незаконным постановление от 08.06.2023 №1432 и обязать главу администрации его отменить, а также в части прекращения производства по делу в части требований о признании истца нуждающимся в жилом помещении и обязать ответчика поставить его на соответствующий учет не обжалуется и проверке судебной коллегией не подлежит.
С приведенными выводами судебная коллегия согласна, поскольку они в решении подробно мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении и толковании норм материального права и исследованных судом доказательствах, оценка которых произведена по правилам ст. 67 ГПК РФ с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами.
В апелляционной жалобе представитель ответчика указал на то, что истец малоимущим не признавался, документов об отнесении гражданина к определенной федеральным законом, Указом Президента РФ или законом Приморского края категории граждан, признанных нуждающимся в жилых помещениях не представил, в связи с чем, оснований для удовлетворения не имеется.
Согласно справки по расчету выслуги лет военнослужащего в календарном исчислении выслуга лет составляет 09 лет 08 месяцев, в льготном исчислении – 13 лет 03 месяца (л.д. 66).
08.09.2014 с Мызниковым К.В. на период военной службы заключен договор найма служебного жилого помещения № 752 по адресу: <адрес> указанием вселяемых членов семьи Меринова И.Л. (супруга), Мызникова Л.К. (дочь) – л.д. 72-73.
В указанном жилом помещении истец и третьи лица зарегистрированы, что подтверждается выпиской из Формы – 10 л.д. 65.
Согласно материалам дела истец и третьи лица в собственности жилого помещения не имеют.
Согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Право военнослужащих на жилище предусмотрено статьей 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Согласно абзацу первому пункта 1 названной статьи государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных указанным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Предоставление жилого помещения, в соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ, в собственность или по договору социального найма осуществляется из федеральной собственности на одинаковых условиях: однократно, безвозмездно, при наличии у военнослужащего нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Законодательство закрепляет возможность реализации военнослужащими права на жилище в форме предоставления жилого помещения сразу в собственность бесплатно или по договору социального найма с возможностью последующей приватизации данного помещения. Названные виды реализации права на жилище имеют тождественные условия, равнозначную правовую природу и направлены на исполнение государством обязанности по обеспечению военнослужащих, а также членов их семей жилыми помещениями.
Сами по себе положения части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не предполагают освобождение органов местного самоуправления от обязанности принятия на учет сотрудников милиции, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на том основании, что они не признаны в установленном порядке малоимущими (правовая позиция изложена в Определение Конституционного Суда РФ от 05.03.2014 N 505-О).
Федеральный закон "О статусе военнослужащих", определяя основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, устанавливает дополнительные права и гарантии военнослужащих в жилищной сфере.
Таким образом, истец относится к категории граждан, являющихся военнослужащими, уволенными с военной службы, имеющими право для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по иным основаниям, при этом судебной коллегией учитывается, что ни Правилами, ни Порядком не предусмотрено такого основания для отказа в принятии на учет, как отсутствие решения уполномоченного органа о признании истца и членов его семьи малоимущими признания заявителя малоимущими, о чем верно указано судом первой инстанции.
Вопреки доводам апелляционной жалобы в обжалуемом решении суда на ответчика не возлагалась обязанность по принятию истца в качестве нуждающегося в жилом помещении, в данной части судом первой инстанции на основании п.1. ч.1 ст. 134, абз.2 ст.220 ГПК РФ производство по гражданскому делу прекращено. Постановленным решением только признан отказ администрации г. Владивостока в принятии Мызникова К.В. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, выраженным в постановлении администрации г. Владивостока от 08.06.2023 №1432 незаконным. При этом, в содержании судебного акта указано, что выводы суда о незаконности отказа ответчика в принятии истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и удовлетворение иска в данной части является основанием для повторного рассмотрения заявления Мызникова К.В.
Обстоятельств, не исследованных судом первой инстанции не установлено, доводы жалобы направлены на иную оценку выводов суда о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательств, оснований для переоценки которых судебной коллегией не установлено.
Нарушений норм материального права, а также процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену решения суда, судом допущено не было.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 12 марта 2024
оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Владивостока без удовлетворения.
Мотивированное определение составлено 12.08.2024.
Председательствующий
Судьи