УИД 44RS0009-01-2024-000037-91
производство № 12-5/2024
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
с. Павино, Костромская область 16 апреля 2024 г.
Судья Павинского районного суда Костромской области Е.С. Ивкова, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Верхнее-Волжского межрегионального управления Росприроднадзора в лице представителя по доверенности Н.Б. Гиляздиновой на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 07.02.2024 № А-24/05/128/2024, вынесенное <..> Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Костромской области ФИО2,
установила:
Верхнее-Волжское межрегиональное управление Росприроднадзора в лице представителя по доверенности Н.Б. Гиляздиновой обратилось в суд с жалобой, в которой просит отменить определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 07.02.2024 № А-24/05/128/2024, вынесенное <..> Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Костромской области ФИО2, мотивируя тем, что в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2007 № 282 «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» и Положением об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектами официального статистического учета, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 № 620, надлежащее информирование респондентов о проведении в отношении них федерального статистического наблюдения является обязательным условием предоставления первичных статистических данных субъектами официального статистического учета. Ежегодно на официальном сайте Межрегионального управления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещаются перечни респондентов, которым необходимо предоставлять первичные статистические данные по форме федерального статистического наблюдения № 2-ТП (воздух).
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие в своем составе стационарные источники загрязнения атмосферного воздуха, заполняют форму 2-ТП (воздух) и предоставляют ее в территориальные органы Росприроднадзора. Сведения предоставляются, если суммарный объем разрешенных выбросов загрязняющих веществ по всем объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, превышают 10 тонн в год и составляют от 5 до 10 тонн в год включительно при наличии в составе выбросов загрязняющих атмосферу веществ 1 и(или) 2 класса опасности (в соответствии с п. 4 Приказа Росстата от 08.11.2018 № 661). Срок предоставления статистической отчетности по указанной форме – до 22.01.2024 (включительно). Перечень респондентов 2-ТП (воздух) утвержден приказом Росстата от 08.11.2018 № 661. Данный Перечень не является исчерпывающим, отсутствие в нем юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, обязанных предоставлять отчетность, не освобождает их от обязанности по предоставлению формы 2-ТП (воздух). Отчетность по форме предоставляется только при наличии наблюдаемого события.
29.01.2024 за № 05/128 в Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Костромской области Межрегиональным управлением Росприроднадзора была направлена информация, в том числе о юридических лицах, индивидуальных предпринимателях, предоставивших с нарушением срока подачи за 2023 г. (после 22.01.2024) первичных статистических данных по форме 2-ТП (воздух).
Полагают, что наличие или отсутствие наблюдаемого события должно быть предметом административного расследования, которое в процессе рассмотрения материалов дела Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Костромской области предпринято не было.
Верхнее-Волжское межрегиональное управление Росприроднадзора извещены своевременно и надлежащим образом о дне и месте рассмотрения жалобы.
От должностного лица - <..> Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Костромской области ФИО2 поступило письменное ходатайство о рассмотрении жалобы без их участия. Согласно представленных на жалобу возражений, с доводами заявителя, изложенными в жалобе, не согласны в полном объеме, т.к. согласно положениям п. 4 Указаний по заполнению формы 2-ТП (воздух) форма предоставляется в территориальные органы Росприроднадзора только при наличии наблюдаемого события. В случае отсутствия события отчет по форме в территориальные органы Росприроднадзора не предоставляется. Отсутствие отчета квалифицируется как отсутствие события у респондента, что также отражено в письме Росстата от 17.02.2017 № 04-04-4/29-СМИ. Также указывают, что материалы, направленные Межрегиональным управлением, не содержат доказательств обратного – наличия наблюдаемого по форме № 2-ТП (воздух) события у ООО «<..>». С утверждением, что наличие или отсутствие наблюдаемого события должно быть предметом административного расследования в процессе рассмотрения материалов дела, не согласны. Росстат и его территориальные органы не наделены полномочиями по осуществлению государственного контроля и надзора. В связи с чем, просят оставить определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 07.02.2024 № А-24/05/128/2027 без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы настоящего дела, дела об административном правонарушении по ст. 13.19 КоАП РФ, представленного Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Костромской области, прихожу к следующему.
Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме (ст. 30.6 КоАП РФ).
Нарушение порядка предоставления первичных статистических данных, или несвоевременное предоставление этих данных, либо предоставление недостоверных первичных статистических данных влечет ответственность, установленную статьей 13.19 КоАП РФ.
Приказом Росстата от 08.11.2018 № 661 утверждена и введена в действие с отчета за 2018 г. годовая форма федерального статистического наблюдения 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха», с указаниями по ее заполнению, сбор и обработка данных по которой будет осуществляться Росприроднадзором.
Форму федерального статистического наблюдения 2-ТП (воздух) (далее - форма) заполняют юридические лица, граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (включая котельные), независимо от того, оборудованы они очистными установками или нет, от которых в отчетном году осуществлялся выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух (пункт 1 указаний по заполнению формы).
Форма предоставляется не позднее 22-го января года, следующего за отчетным (пункт 2 указаний по заполнению формы).
Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель заполняет форму и предоставляет ее в территориальные органы Росприроднадзора по месту учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - ОНВ), имеющему в своем составе стационарные источники загрязнения атмосферного воздуха (пункт 3 указаний по заполнению формы).
Сведения предоставляются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, в результате хозяйственной или иной деятельности которых:
- объемы разрешенных выбросов загрязняющих веществ по ОНВ превышают 10 тонн в год;
- объемы разрешенных выбросов загрязняющих веществ по ОНВ составляют от 5 до 10 тонн в год включительно при наличии в составе выбросов загрязняющих атмосферу веществ 1 и (или) 2 класса опасности.
Форма предоставляется в территориальные органы Росприроднадзора только при наличии наблюдаемого события. В случае отсутствия события отчет по форме в территориальные органы Росприроднадзора не предоставляется (пункт 4 указаний по заполнению формы), что также разъяснено в письме Росприроднадзора от 08.12.2022 № РН-09-03-31/43317 «О порядке предоставления сведений по форме № 2-ТП (воздух)».
Согласно письму Росприроднадзора от 16.01.2019 № РН-03-01-31/1722 «Разъяснения по предоставлению отчетности по форме № 2-ТП (воздух)», форма предоставляется в территориальные органы Росприроднадзора при наличии наблюдаемого события. В случае полного отсутствия события за истекший год отчет по Форме в территориальные органы Росприроднадзора не предоставляется.
Согласно письму Росстата от 17.02.2017 № 04-04-4/29-СМИ «Об информационно-поисковой системе, размещенной на интернет-портале Росстата по адресу http://statreg.gks.ru» (ответ на вопрос № 2) ряд форм федерального статистического наблюдения согласно указаниям по их заполнению предоставляется только при наличии наблюдаемого события. Предоставление «нулевых» отчетов за отчетный период по таким формам не требуется, и отсутствие отчета квалифицируется как отсутствие явления у респондента. По формам федерального статистического наблюдения, в указаниях по заполнению которых не содержится требование о предоставлении данных исключительно при наличии явления, возможно информирование респондентами территориальных органов Росстата в субъектах Российской Федерации официальным письмом об отсутствии показателей по конкретным формам статистической отчетности вместо предоставления «нулевых» отчетов (в случае отсутствия явления).
Согласно письму Росстата от 08.04.2019 № СЕ-04-4/49-СМИ «О сдаче нулевой отчетности в Росстат», ряд форм федерального статистического наблюдения согласно указаниям по их заполнению предоставляются в территориальные органы Росстата только при наличии наблюдаемого события (например, наличии задолженности по заработной плате, финансовых вложений и пр.). Предоставление «пустых» отчетов за отчетный период по таким формам не требуется и отсутствие отчета квалифицируется как отсутствие явления у респондента. В формах федерального статистического наблюдения, в указаниях по заполнению которых не содержатся требования по предоставлению данных исключительно при наличии наблюдаемого явления, и при отсутствии такого явления у респондента по факту его вида деятельности (основного или дополнительного), необходимо представить в органы статистики «пустой» отчет, либо официальное письмо об отсутствии показателей в отчетном периоде (вместо «пустых» отчетов) (по ответу на вопрос № 1).
В соответствии с ч. 1 ст. 23.53 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 13.19 настоящего Кодекса рассматривают федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий официальный статистический учет и контроль в сфере официального статистического учета, его территориальные органы.
Частью 4 ст. 28.3 КоАП РФ, и приказом Росстата от 12.04.2016 № 181 утвержден Перечень должностных лиц Федеральной службы государственной статистики и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, в числе которых начальник отдела в территориальном органе. Управление Росприроднадзора в указанный перечь должностных лиц уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях не входит.
В соответствии с п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 28.1 КоАП РФ поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.
Согласно положениям ч. 3 и ч. 5 ст. 28.1. КоАП РФ, дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи.
Согласно положениям ч. 5 ст. 28.1. КоАП РФ, в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Верховный Суд РФ в Постановлении от 05.11.2020 № 87-АД20-4 указал, что определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении выносится не только в том случае, если имеются предусмотренные ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, но и если отсутствуют достаточные данные, подтверждающие совершение лицом административного правонарушения.
Судом установлено, что в Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Костромской области поступила информация Верхнее-Волжского межрегионального управления Росприроднадзора от 29.01.2024 за № 05/128, согласно которой предоставлены сведения об юридических лицах и индивидуальных предпринимателях не предоставивших и предоставивших с нарушением сроков подачи (после 22.01.2024) первичные статистические данные по форме 2-ТП (воздух) в соответствии с Приказом Росстата от 08.11.2018 № 661 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за охраной атмосферного воздуха». Также указано, что Перечень респондентов, в отношении которых планировалось осуществление федерального статистического наблюдения по форме 2-ТП (воздух) за 2023 год был размещен на сайте Межрегионального управления в декабре 2023 г., он не является исчерпывающим, отсутствие в нем юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, обязанных предоставлять отчетность, не освобождает их от обязанности по предоставлению формы 2-ТП (воздух). Просят сообщить о результатах рассмотрения и принятых мерах. К информации приложен перечень респондентов, не предоставивших отчетность 2-ТП (воздух) за 2023 г. (Костромская область), в числе которых под № 32 – ООО «<..>» (ИНН <..>), по объекту 34-0244-002010-П.
Согласно сведений с сайта Верхнее-Волжского межрегионального управления Росприроднадзора, размещенных в открытом доступе, в перечень респондентов 2-ТП (воздух) Костромская область, ООО «<..>» (ИНН <..>) включен под номером 211.
Из выписки из ЕГРЮЛ в отношении ООО «<..>» (ИНН <..>) усматривается, что данная организация осуществляет следующие виды деятельности: <..> деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса, не включенная в другие группировки.
По результатам рассмотрения поступившей от Верхнее-Волжского межрегионального управления Росприроднадзора информации от 29.01.2024 за № 05/128, <..> Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Костромской области ФИО2 было вынесено определение № А-24/05/128/2024 от 07.02.2024, которым в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО «<..>» отказано в связи с отсутствием события административного правонарушения (п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ), т.к. отчет по форме 2-ТП (воздух) предоставляется только при наличии наблюдаемого события, а Верхнее-Волжским межрегиональным управлением Росприроднадзора не представлена информация, подтверждающая наличие наблюдаемого события у юридического лица, не предоставившего форму 2-ТП (воздух) за 2023 г.
При этом в определении № А-24/05/128/2024 от 07.02.2024 отсутствуют сведения в совершении какого именно административного правонарушения (статья, часть КоАП РФ) отказано в связи с отсутствием события административного правонарушения в отношении ООО «<..>».
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Целью указанной правовой нормы является обеспечение социального контроля (от государственного до общественного, осуществляемого населением) за деятельностью, которая по своему характеру может нанести ущерб здоровью человека и нации в целом, а также среде обитания. Предметом - экологическая информация, то есть существующая в письменной, визуальной, устной форме или базе данных информация о состоянии воды, воздуха, почвы, фауны, флоры, земли и отдельных природных объектов; о вредных воздействиях или мерах, вредно влияющих или могущих влиять на эти объекты; о видах деятельности или мерах, направленных на их охрану, включая административные меры и программы управления охраной окружающей среды. Несвоевременное сообщение полной и достоверной информации означает нарушение сроков ее доведения до заинтересованных лиц или органов либо сообщение в установленный срок лишь части необходимой информации, не отвечающей требованиям полноты и достоверности, а восполняющих ее сведений - после установленных сроков.
Непредставление отчетов затрагивает общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных воздействий на окружающую среду.
В представленных материалах Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Костромской области отсутствуют сведения о том, что должностным лицом была проведена проверка по респонденту ООО «<..>» по предоставлению формы федерального статистического наблюдения 2-ТП (воздух) - на предмет наличия либо отсутствия показателей в отчетном периоде.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что при рассмотрении информации Верхнее-Волжского межрегионального управления Росприроднадзора от 29.01.2024 за № 05/128 в отношении ООО «<..>» <..> Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Костромской области ФИО2 были допущены существенные нарушения требований КоАП РФ, не позволившие объективно, полно и всесторонне выяснить обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении № А-24/05/128/2024 от 07.02.2024 в отношении ООО «<..>» подлежит отмене с возвращением в тот же орган на новое рассмотрение.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,
решила:
жалобу Верхнее-Волжского межрегионального управления Росприроднадзора в лице представителя по доверенности Н.Б. Гиляздиновой на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении № А-24/05/128/2024 от 07.02.2024, вынесенное <..> Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Костромской области ФИО2 - удовлетворить.
Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении № А-24/05/128/2024 от 07.02.2024 в отношении ООО «<..>» отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Костромской области.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Павинский районный суд Костромской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения
Судья Е.С. Ивкова