Председательствующий по делусудья Аксёнова Е.С. | Дело № 33-2555/2022(дело в суде первой инстанции № 2-1802/2022)УИД 75RS0001-02-2022-000940-53 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Чайкиной Е.В.,
судей Казакевич Ю.А., Подшиваловой Н.С.,
при секретаре Балагуровой А.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 8 сентября 2022 г. гражданское дело по иску Юрковской Е. Д. к УФССП России по Забайкальскому краю, Федеральной службе судебных приставов России о взыскании единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе истца Юрковской Е.Д.
на решение Центрального районного суда г. Читы от 5 апреля 2022 г., которым постановлено:
«Иск Юрковской Е. Д. к УФССП России по Забайкальскому краю, Федеральной службе судебных приставов России о взыскании единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, взыскании компенсации морального вреда оставить без удовлетворения».
Заслушав доклад судьи Подшиваловой Н.С., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Юрковская Е.Д. обратилась в суд с иском, в обоснование которого указала, что с <Дата> работала в УФССП по Забайкальскому краю на различных должностях федеральной государственной гражданской службы. <Дата> была поставлена на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилья. Приказом руководителя УФССП России по Забайкальскому краю от <Дата> истец была уволена с государственной гражданской службы в соответствии с п. 8.2 ч. 1 и ч. 3.1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Приказом работодателя от <Дата> истец снята с учета для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения в связи с увольнением. При этом, уведомление о снятии с учета истцу не вручалось. На основании апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от <Дата> приказом УФССП России по Забайкальскому краю от <Дата> истец была восстановлена на работе в прежней должности. Приказом работодателя от <Дата> истец была освобождена от занимаемой должности и уволена, <Дата> – восстановлена в занимаемой должности. Приказом УФССП России по Забайкальскому краю от <Дата> истец была вновь уволена с занимаемой должности, при этом каких-либо действий по восстановлению нарушенных прав истца и назначении на должность в органе принудительного исполнения работодателем предпринято не было, что повлекло за собой нарушение конституционных прав. В <Дата> с помощью кредитных средств истец приобрела жилое помещение, которое в <Дата> г. было признано аварийным. Администрация городского округа «Город Чита» расселила жильцов во временное жилье, истцу с членами семьи арендована однокомнатная квартира. Указывая на то, что в результате действий ответчика была лишена возможности получить гарантированную государством социальную выплату на приобретение жилого помещения, истец просила суд взыскать с ответчика единовременную субсидию на приобретение жилого помещения в размере 13 500 000 руб., компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб. (л.д. 12-14).
Решением Центрального районного суда г. Читы от 5 апреля 2022 г. исковые требования Юрковской Е.Д. оставлены без удовлетворения (л.д.125-126).
В апелляционной жалобе истец Юрковская Е.Д. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указывает, что суд, в полной мере не исследовав обстоятельства, имеющие юридическое значения для разрешения заявленного спора, отказывая в удовлетворении иска, формально сослался на отсутствие законного права на получение субсидии ввиду того, что на момент подачи иска истец не являлась гражданским служащим. При этом доказательства, подтверждающие обоснованность заявленных требований, судом первой инстанции у ответчика не истребованы. Указывает, что в период реорганизации ФССП России была незаконно уволена, что лишило ее возможности получения каких-либо гарантий. Работодателем был нарушен принцип очередности при осуществлении выплат субсидий, между тем, данное обстоятельство судом не исследовалось и соответствующей оценки в решении не получило. Также судом не установлен объем поступивших денежных средств для обеспечения жилищной субсидией всех состоящих в очереди на ее получение. Обращает внимание, что копия документа о снятии с учета работодателем не вручалась, что в свою очередь лишило возможности обжаловать указанные действия в установленном порядке (л.д. 135-136).
Третье лицо Министерство финансов Российской Федерации, надлежаще извещенное о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направило, об отложении слушания дела не заявило.
Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Проверив законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истца Юрковскую Е.Д., представителя истца Вакину Ю.В., представителя ответчиков УФССП России по Забайкальскому краю, ФССП России Реснянского К.Н., судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, судебная коллегия не усматривает.
Правовые основы деятельности судебных приставов регламентируются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 21.07.1997 №118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации", Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и Положением о Федеральной службе судебных приставов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N1316.
В редакции Федерального закона от 21.07.1997 N118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" (ранее - Федеральный закон "О судебных приставах"), действующей до 8 января 2020 г., предусматривалось, что судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе (ч. 2 ст. 3 федерального закона "О судебных приставах" в редакции от 29.12.2017).
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также - гражданские служащие), регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" (статья 2 закона).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 53 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, может предоставляться право на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2009 № 63 утверждены Правила предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.
Пунктом 3 Правил № 63 установлено, что в целях учета особенностей профессиональной служебной деятельности гражданских служащих и повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданской службе допускается по решению руководителя федерального государственного органа (руководителя территориального органа федерального государственного органа - в случае наделения его такими полномочиями) предоставление единовременной выплаты без учета условий, указанных в пункте 2 настоящих Правил: а) гражданским служащим, замещающим должности категорий "руководители" и "помощники (советники)" высшей группы должностей; б) гражданским служащим, стаж гражданской службы которых составляет не менее 30 лет; в) гражданским служащим, непрерывно замещавшим не менее 15 лет должности гражданской службы в порядке ротации в федеральных государственных органах (территориальных органах федеральных государственных органов), расположенных в разных субъектах Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Правил № 63 единовременная выплата предоставляется по решению руководителя федерального государственного органа (руководителя территориального органа федерального государственного органа - в случае наделения его такими полномочиями) гражданскому служащему в порядке, установленном Правилами.
Из пункта 6 Правил № 63 следует, что принятие гражданского служащего на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления гражданского служащего, представляемого на имя руководителя федерального государственного органа (руководителя территориального органа федерального государственного органа - в случае наделения его такими полномочиями) в комиссию федерального государственного органа по рассмотрению вопросов о предоставлении гражданским служащим единовременных выплат по месту прохождения гражданской службы (далее - комиссия) или в ее территориальную подкомиссию (при наличии такой подкомиссии, а также в случае прохождения гражданской службы в территориальном органе федерального государственного органа).
Согласно пп. "д" пункта 19 Правил № 63 гражданский служащий снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае увольнения с гражданской службы.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец Юрковская Е.Д. с <Дата> работала в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Читинской области (с 1 марта 2008 г. УФССП по Забайкальскому краю) на различных должностях федеральной государственной гражданской службы, последняя занимаемая должность – <данные изъяты>.
Приказом директора ФССП России от <Дата> № Юрковская Е.Д. была принята на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения (л.д. 43-45).
Приказом руководителя УФССП России по Забайкальскому краю от <Дата> Юрковская Е.Д. была освобождена от замещаемой должности и уволена с федеральной государственной гражданской службы по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от <Дата> № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" в связи с сокращением должности гражданской службы в государственном органе с <Дата>
На основании протокола комиссии по рассмотрению вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим субсидии на приобретение жилья № от <Дата> приказом директора ФССП России от <Дата> № Юрковская Е.Д. снята с учета для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения по пп. «д» п. 19 Правил № 63 в связи с увольнением с федеральной государственной гражданской службы (л.д. 46-83).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от <Дата> Юрковская Е.Д. восстановлена в должности федеральной государственной гражданской службы начальника отдела организационно-контрольной работы УФССП России по Забайкальскому краю с <Дата> (л.д. 15-42).
Материалами дела также подтверждается, что <Дата> Юрковская Е.Д. освобождена от замещаемой должности и уволена с федеральной государственной гражданской службы.
Полагая свои права на получение единовременной субсидии на приобретение жилого помещения нарушенными по вине ответчика, истец Юрковская Е.Д. обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая заявленный спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Юрковской Е.Д., суд первой инстанции исходил из того, что истец утратила право на получение субсидии на приобретение жилого помещения в связи с увольнением с государственной гражданской службы.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных доказательств и сделаны в соответствии с нормами права, подлежащими применению в данном случае.
Доводы апелляционной жалобы истца о наличии у нее права на получение субсидии, а утрата статуса государственного гражданского служащего с учетом обстоятельств дела не может являться основанием для отказа в иске, судебная коллегия отклоняет, как основанные на неверном толковании норм материального права.
Как верно отмечено судом первой инстанции на момент рассмотрения дела истец Юрковская Е.Д. была уволена с государственной гражданской службы, в то время как право государственных гражданских служащих на обеспечение жилым помещением и получение единовременной выплаты ограничено временем прохождения ими гражданской службы, поскольку в соответствии с пп. "д" п. 19 Правил № 63 самостоятельным основанием для снятия гражданского служащего с учета для получения единовременной выплаты является увольнение с гражданской службы.
Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", определив основные государственные гарантии гражданских служащих (статья 52), предусмотрел в статье 53 возможность предоставления им дополнительных государственных гарантий, в частности предоставление при определенных условиях единовременной субсидии на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы.
Единовременная выплата, предусмотренная Правилами предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2009 N 63, является мерой социальной поддержки в жилищной сфере, которая предоставляется гражданским служащим с учетом их специального правового статуса, который утрачивается с момента увольнения.
Подпункт "д" пункта 19 Правил N 63, устанавливающий, что увольнение гражданского служащего с гражданской службы является основанием снятия его с учета для получения единовременной выплаты, соответствует требованиям пункта 4 статьи 53 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, по смыслу которого единовременная субсидия на приобретение жилого помещения является дополнительной государственной гарантией и предоставляется гражданским служащим один раз в период прохождения ими гражданской службы, а не после увольнения со службы.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы истца о наличии у нее права на предоставление единовременной выплаты.
Вопреки доводам апелляционной жалобы незаконное увольнение и последующее восстановление в занимаемой должности решением суда об обратном не свидетельствуют.
Как было указано выше, с учета для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения Юрковская Е.Д. была снята <Дата> в связи с увольнением с федеральной государственной гражданской службы, что полностью соответствует положениям пп. «д» п. 19 Правил № 63.
На службе истец была восстановлена решением суда от <Дата> При этом, каких-либо мер, направленных на восстановление в очереди на получение единовременной выплаты, с учетом того обстоятельства, что увольнение с государственной гражданской службы является безусловным основанием для снятия с указанного учета, истцом не предпринималось, что в ходе судебного разбирательства не оспаривалось. После получения информации о снятии с учета, решение комиссии истцом в установленном порядке не оспаривалось.
Судом апелляционной инстанции проверены доводы истца в той части, что в период с мая 2020 г., то есть с момента незаконного увольнения, по май 2021 г. единовременные выплаты были получены гражданскими служащими, вставшими на учет позже истца. Данные доводы своего подтверждения не нашли.
Из представленных ответчиком по запросу суда апелляционной инстанции документов следует, что за период с мая 2020 г. по май 2021 г. единовременная субсидия была выделена только одному государственному служащему – К., которая встала на учет ранее истца - <Дата>
При этом необходимо отметить, что Порядок № 63 критерии очередности предоставления единовременной субсидии не определяет, в связи с чем оснований полагать, что в случае, если бы истец не была снята с учета, она бы в безусловном порядке до увольнения приобрела право на получение субсидии, не имеется.
Учитывая вышеизложенное, правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований у суда первой инстанции не имелось.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы фактически выражают несогласие истца с выводами суда, однако по существу их не опровергают, оснований к отмене или изменению решения не содержат, а потому, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Читы от 5 апреля 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Юрковской Е.Д. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, расположенный в г. Кемерово, в срок, не превышающий трех месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы, представления через Центральный районный суд г. Читы.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30 сентября 2022 г.
Председательствующий: Е.В. Чайкина
Судьи: Н.С. Подшивалова
Ю.А. Казакевич