Судья Лебедева И.А. дело № 7-15/2024
(I инст. № 5-243/2023)
Р Е Ш Е Н И Е
28.02.2024 г. Майкоп
Судья Верховного суда Республики Адыгея Шишев Б.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего инспектора ОВМ ОМВД России по Тахтамукайскому району ФИО3 на постановление судьи Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 17.10.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ в отношении должностного лица – инспектора отдела кадров ООО «СтройИнвест-Юг» ФИО1
У С Т А Н О В И Л:
постановление судьи Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 17.10.2023 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ в отношении должностного лица – инспектора отдела кадров ООО «СтройИнвест-Юг» ФИО1 прекращено за отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
Не согласившись с указанным постановлением, старшим инспектором ОВМ ОМВД России по Тахтамукайскому району ФИО3 подана жалоба и дополнение к ней в Верховный суд Республики Адыгея, в которой просит отменить постановление судьи Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 17.10.2023, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять по делу новое решение. В обоснование доводов жалобы указывает, что исходя из фактических обстоятельств дела, оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении за отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения не имелось, так как, по мнению подателя жалобы, является неправильным вывод судьи первой инстанции о том, что в соответствии с абзацем 3 пункта 10 Порядка подачи работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства) утвержденного приказом МВД России от 30.07.2020 № 536 (приложение № 9) не исключается возможность подачи уведомления о прекращении (расторжении) трудового договора с иностранным гражданином непосредственно в подразделение по вопросам миграции территориального органа на региональном уровне, поскольку в соответствии с пунктом 2 названного Порядка работодатель обязан уведомить территориальный орган на региональном уровне в субъекте Российской Федерации, а именно МВД по Республике Адыгея. Одновременно ФИО3 заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на обжалование вышеназванного судебного акта, в котором указано, что процессуальный срок пропущен по уважительной причине, поскольку копия обжалуемого постановления получена лишь 27.11.2023.
В письменных возражениях на жалобу ФИО1, полагая постановление судьи Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 17.10.2023 законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, жалобу – без удовлетворения за ее необоснованностью. При этом считает, что срок подачи жалобы пропущен по неуважительным причинам.
В судебном заседании старший инспектор ОВМ ОМВД России по Тахтамукайскому району ФИО3 поддержала доводы, изложенные в жалобе и дополнении к ней, просила постановление судьи Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 17.10.2023 отменить, направить дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение. Также поддержала ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока подачу жалобу, поскольку копия обжалуемого постановления получена лишь 27.11.2023, что свидетельствует представленная суду копия разносной книги по входящей корреспонденции.
ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, считая постановление судьи Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 17.10.2023 законным и обоснованным. Пояснила, что ранее поданные уведомления о заключении и прекращении трудовых договоров с иностранными гражданами приняты без каких-либо замечаний Управлением по вопросам миграции МВД по Республике Адыгея. Кроме того, при заполнении соответствующей формы на портале «Госуслуги» предлагается только этот вариант написания подразделения, в которое подается уведомление. При этом возражала против удовлетворения ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока подачу жалобу, полагая неуважительным причину пропуска срока.
Изучив материалы дела, проверив доводы ходатайства, жалобы и возражения на нее, выслушав объяснения явившихся участников процесса, прихожу к следующему.
В силу части 1 статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Частью 2 статьи 29.11 КоАП РФ установлено, что копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку, в частности, физическому лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 29.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно положениям статей 30.3 и 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу по истечении десяти суток, а по делам, перечисленным в части 3 статьи 30.3 КоАП РФ, - пяти дней со дня вручения или получения копии постановления, если оно не было обжаловано либо опротестовано.
Согласно части 2 статьи 30.3 КоАП РФ в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 данной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Как следует из материалов дела, обжалуемое постановление судьи Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея вынесено 17.10.2023. Копия обжалуемого постановления, согласно сопроводительному письму направлена в адрес ОМВД России по Тахтамукайскому району 20.10.2023, однако поступило адресату лишь 22.11.2023. При этом согласно представленной суду копии разносной книги по входящей корреспонденции копия постановления судьи от 17.10.2023 поступила в отдел по вопросам миграции ОМВД России по Тахтамукайскому району 27.11.2023.
Таким образом, установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ процессуальный срок обжалования постановления судьи Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея вынесено 17.10.2023 истекал 07.12.2023.
Как видно из материалов дела, ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу жалобы на указанное постановление поступило в суд 07.12.2023, что подтверждается штампом входящей корреспонденции, то есть в пределах срока, установленного частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ, следовательно, срок на обжалование вышеназванного постановления судьи 17.10.2023 не пропущен и жалоба подлежит рассмотрению.
В статье 24.1 КоАП РФ закреплено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии с частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ).
Пунктом 8 статьи 13 Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ предусмотрено, что работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Указанное в абзаце 1 настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
Приложением № 9 к Приказу МВД России от 30.07.2020 № 536 установлен Порядок подачи работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства) (далее - Порядок № 536).
Согласно пункту 2 Порядка № 536 работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина (лицо без гражданства), обязаны уведомлять территориальный орган на региональном уровне в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином (лицом без гражданства) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
В уведомлениях о заключении и прекращении трудового договора должны быть заполнены все соответствующие поля (пункт 4 Порядка).
Уведомления о заключении и прекращении трудового договора могут быть представлены на бумажном носителе непосредственно в территориальный орган на региональном уровне, направлены заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения либо в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал (пункт 8 Порядка).
Как следует из материалов дела основанием для составления протокола об административном правонарушении, частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ в отношении должностного лица – инспектора отдела кадров ООО «СтройИнвест-Юг» ФИО1 послужило нарушение ей установленного пунктом 8 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ порядка уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции о прекращении (расторжении) 01.09.2023 трудового договора с гражданином Республики Узбекистан ФИО4, а именно указанное уведомление отправлено в ненадлежащий орган (Управление по вопросам миграции МВД по Республике Адыгея).
Прекращая производство по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, судья районного суда исходил из того, что указание при заполнении уведомления о прекращении (расторжении) 01.09.2023 трудового договора с гражданином Республики Узбекистан ФИО4 в графе «наименование территориального органа МВД России на региональном уровне» - Управление по вопросам миграции МВД по Республики Адыгея и представление данного уведомления в Управление по вопросам миграции МВД по Республики Адыгея не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ, поскольку в соответствии с абзацем 3 пункта 10 Порядка подачи работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства) утвержденного приказом МВД России от 30.07.2020 № 536 (приложение № 9) не исключается возможность подачи уведомления о прекращении (расторжении) трудового договора с иностранным гражданином непосредственно в подразделение по вопросам миграции территориального органа на региональном уровне.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что ранее направлявшиеся ФИО1 уведомления о заключении/прекращении трудовых договоров с иностранными гражданами также адресованы Управлению по вопросам миграции МВД по Республике Адыгея, и приняты последним к исполнению без каких-либо нареканий.
Принимая во внимание, что в материалах дела отсутствуют доказательства, позволяющие сделать выводы о наличии в действиях ФИО1 объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ, вывод судьи районного суда в обжалуемом постановлении об отсутствии в действиях ФИО1 состава вмененного административного правонарушения является правильным.
Согласно пункту 9 названного Порядка № 536 в случае выявления недостоверности указанных в уведомлениях о заключении и прекращении трудового договора сведений либо нарушения порядка или формы их заполнения уполномоченное должностное лицо докладывает рапортом начальнику подразделения, входящего в структуру подразделения по вопросам миграции территориального органа на региональном уровне не позднее суток с момента окончания проверки для принятия решения по существу.
В силу абзаца 3 пункта 10 Порядка № 536 уведомителю или его представителю, в случае, если уведомления о заключении и прекращении трудового договора поданы непосредственно в подразделение по вопросам миграции территориального органа на региональном уровне, выдается справка.
Следовательно, вопреки доводам жалобы, названным Порядком предусмотрено, что указанные уведомления подлежат направлению в территориальный орган МВД России на региональном уровне, а также могут быть направлены непосредственно в подразделение по вопросам миграции территориального органа на региональном уровне, которым в данном случае является Управление по вопросам миграции МВД по Республике Адыгея.
Кроме того следует отметить, что вмененное ФИО1 административное правонарушение относится к сфере миграционного законодательства, целью которого является обеспечение предупреждения и сокращения незаконной внешней трудовой миграции, соблюдения работодателями законодательства о порядке привлечения к трудовой деятельности иностранных работников на территории Российской Федерации, однако принимая во внимание, что уведомление направлено ФИО1 в уполномоченный орган по вопросам миграции территориального органа на региональном уровне, на момент составления протокола об административном правонарушении уведомление было получено органом на региональном уровне, что следует из служебной записки, с учетом отсутствия других замечаний к данному уведомлению, в частности недостоверности указанных в уведомлении сведений, а также отсутствия препятствий для обработки уполномоченным органом поступившей информации о расторжении договора с иностранным гражданином, указание при заполнении уведомления в графе «наименование территориального органа МВД России на региональном уровне» - Управление по вопросам миграции МВД по Республики Адыгея, вместо МВД по Республики Адыгея не свидетельствует об ущемлении государственных интересов в сфере внешней трудовой миграции и нарушении порядка привлечения/прекращения к трудовой деятельности иностранных работников на территории Российской Федерации.
При вынесении обжалуемого постановления нарушений КоАП РФ, влекущих отмену постановления, судьей допущено не было, дело рассмотрено всесторонне, полно и объективно, выводы судьи надлежащим образом мотивированы в постановлении и основаны на имеющихся в деле доказательствах.
При изложенных обстоятельствах постановление судьи Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 17.10.2023 является законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам жалобы.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
постановление судьи Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 17.10.2023 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ в отношении должностного лица – инспектора отдела кадров ООО «СтройИнвест-Юг» ФИО1 за отсутствием состава административного правонарушения оставить без изменения, а жалобу старшего инспектора ОВМ ОМВД России по Тахтамукайскому району ФИО3 - без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12 - 30.19 КоАП РФ в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Верховного суда
Республики Адыгея подпись Б.А. Шишев
Копия верна:
судья Верховного суда
Республики Адыгея Б.А. Шишев