Дело № 2-344/2020
УИД № 35RS0010-01-2019-014536-45
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Вологда 13 февраля 2020 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
судьи Прокошевой Н.С. при секретаре Филипповой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воробьева А. А. к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «ЖСИ-Звезда» о признании акта недействительным,
у с т а н о в и л :
согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 05.12.2019 Воробьев А.А. с 09.09.2016 является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
24.11.2016 представителями управляющей организации – общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилстройиндустрия-сервис-1» составлен акт, в котором отражено, что в квартире по вышеуказанному адресу отсутствуют водосчетчики. Также в акте отражено, что в квартире постоянно проживают три человека.
На основании указанного акта управляющей компанией произведен перерасчет за пользование коммунальными услугами (водоснабжение, подогрев воды, водоотведение) за период с 01.11.2016 по 31.01.2017 из расчета трех проживающих.
В соответствии с решением единственного участника № о переименовании общества с ограниченной ответственностью и о внесении изменений в устав от 14.06.2018 изменено полное фирменное наименование общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилстройиндустрия-сервис-1» на общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «ЖСИ-Звезда».
12.11.2019 Воробьев А.А. (далее по тексту также истец) обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «ЖСИ-Звезда» (ООО «УК «ЖСИ-Звезда», ответчик), в котором, с учетом последующего уточнения требований, просил признать вышеуказанный акт недействительным; обязать ответчика произвести перерасчет произведенных начислений за период с 01.11.2016 по 31.01.2017 включительно, исходя из факта проживания одного человека; взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Полагает, что составленный представителями управляющей компании акт представляет собой акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, и является недействительным, поскольку не соответствует требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (Правила № 354): в акте не указаны данные лиц, проживающих в квартире (Ф.И.О., паспортные данные, место регистрации); акт составлен в отсутствие доказательств, свидетельствующих о проживании в квартире трех человек; ФИО1, обозначенная в акте как лицо, проживающее в квартире, в действительности в квартире не проживала, а находилась в ней с целью выполнения ремонтно-уборочных работ.
В судебном заседании истец требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности Худякова С.В. против удовлетворения иска возражала, указав в обоснование своей позиции на то, что акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении по адресу: <адрес>, управляющей компанией не составлялся. Составление такого акта является правом исполнителя, а не обязанностью. Представителями управляющей компании составлен акт контрольного снятия показаний индивидуальных приборов учета. Требования, предъявляемые к оформлению данного акта, не нарушены.
Заслушав правовые позиции участников процесса, допросив в качестве свидетелей: ФИО2, ФИО3, ФИО4, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему:
по материалам дела судом установлено и никем не оспаривалось, что в квартире по адресу: <адрес>, собственником которой с 09.09.2016 является Воробьев А.А. (истец по делу), до 13.02.2017 отсутствовали индивидуальные приборы учета воды.
В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение обязан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
На основании положений части первой статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, связывают факт потребления коммунальной услуги по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению в жилом помещении с фактом проживания в данном жилом помещении граждан, являющихся потребителями коммунальных услуг.
При этом согласно пункту 58 приведенных Правил в редакции, действовавшей в юридически значимый период (на момент составления оспариваемого акта), количество временно проживающих в жилом помещении потребителей определяется на основании заявления, указанного в подпункте «б» пункта 57 настоящих Правил, и (или) на основании составленного уполномоченными органами протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно указанному пункту в редакции, действующей с 01.01.2017, количество временно проживающих в жилом помещении потребителей определяется на основании заявления, указанного в подпункте «б» пункта 57 настоящих Правил, и (или) на основании составленного исполнителем в соответствии с пунктом 56(1) настоящих Правил акта об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении.
Таким образом, способ установления фактически проживающих лиц для начисления платы за коммунальные ресурсы прямо определен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 354.
В рассматриваемой ситуации Воробьев А.А., являясь собственником жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, обслуживаемом ООО «УК «ЖСИ-Звезда» (прежнее наименование ООО «Управляющая компания «ЖСИ-сервис-1»), в управляющую организацию с заявлением о пользовании жилым помещением временно проживающими потребителями не обращался; доказательств составления уполномоченными органами протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту проживания в квартире по адресу: <адрес> лиц без регистрации не представлено; акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, ответчиком не составлялся.
Приведенные обстоятельства представителем ответчика в ходе судебного разбирательства не оспаривались.
Возражая относительно предъявленных требований, сторона ответчика ссылалась на то, что составление акта об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, является правом, а не обязанностью исполнителя (управляющей компании).
Вместе с тем, вопреки ошибочным доводам ответчика способ установления фактически проживающих лиц для начисления платы за коммунальные ресурсы, как указано выше, прямо определен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, соответственно, данное обстоятельство не может быть установлено иным образом, в том числе косвенными доказательствами (статья 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В этой связи нельзя признать состоятельной ссылку представителя ответчика на данные счетчика электрической энергии по квартире по адресу: <адрес>, а также на показания допрошенной судом в качестве свидетеля ФИО4, пояснения которой носят характер предположений и умозаключений.
Так, свидетель ФИО4, проживающая в соседней квартире (№), не отрицала, что в квартире истца ни разу не была, каких-либо данных, позволяющих идентифицировать лиц, проживавших, по ее мнению, в квартире истца, не сообщила.
Учитывая совокупность изложенного, суд приходит к выводу, что у ответчика не имелось законных оснований для начисления истцу платы за пользование коммунальными услугами (водоснабжение, подогрев воды, водоотведение) за период с 01.11.2016 по 31.01.2017 включительно из расчета трех потребителей.
В этой связи требование истца о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет платы за пользование коммунальными услугами (водоснабжение, подогрев воды, водоотведение) за период с 01.11.2016 по 31.01.2017 включительно, исходя из факта проживания одного потребителя (поскольку согласно пункту 83 (5) вышеприведенных Правил при отсутствии информации о постоянно и временно проживающих в жилом помещении гражданах объем коммунальных услуг в указанных случаях рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения) является обоснованным, подлежит удовлетворению.
Далее, являющийся предметом судебной проверки акт от 24.11.2016 по своей правовой природе представляет собой акт, которым зафиксированы результаты проверки в квартире по адресу: <адрес> индивидуальных приборов учета воды (счетчики отсутствуют).
Обязанность исполнителя проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия предусмотрена подпунктом «а» пункта 82 вышеприведенных Правил.
Порядок проведения таких проверок регламентирован в пункте 85 Правил.
Так, в частности, исполнитель обязан направить потребителю не позднее 14 дней до даты проведения проверки способом, позволяющим определить дату отправления такого сообщения, или вручить под роспись письменное извещение о предполагаемых дате (датах) и времени проведения проверки, о необходимости допуска в указанное время исполнителя для совершения проверки с обязательным разъяснением последствий бездействия потребителя или его отказа в допуске исполнителя к приборам учета (подпункт «а» пункта 85).
Доказательств исполнения ответчиком указанного требования к порядку проведения проверки материалы дела не содержат.
Довод представителя ответчика касаемо того, что информация о дате и времени проведения проверки была размещена в общедоступном месте (на информационном стенде в подъезде), не состоятелен, поскольку какими-либо доказательствами вопреки требованиям статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не подтвержден.
Таким образом, данные о том, что собственник квартиры Воробьев А.А. надлежащим образом извещался о времени и месте проведения проверки, отсутствуют.
Сам Воробьев А.А. факт такого извещения отрицал.
Кроме того, нельзя не отметить, что в составленном по итогам проверки акте в графе «собственник/представитель помещения» содержится подпись некоего лица - ФИО1
Вместе с тем, ФИО1 собственником жилого помещения, в котором проводилась проверка, не является; как отмечено выше, доказательств, отвечающих требованиям относимости, допустимости и достаточности, проживания ФИО1 в квартире по адресу: <адрес>, не представлено; доказательств, свидетельствующих, что ФИО1 являлась лицом, уполномоченным действовать от имени и по поручению собственника Воробьева А.А., также не представлено.
Каких-либо данных, позволяющих идентифицировать указанное лицо, в акте не отражено, номер телефона не активен.
Допрошенные судом в качестве свидетелей ФИО3 и ФИО2, подписавшие акт от имени управляющей компании, подтвердили, что при составлении акта никаких документов (ни документов, удостоверяющих личность, ни правоустанавливающих документов на жилое помещение) не проверяли, вся имеющаяся в акте информация внесена со слов лица, обеспечившего допуск в квартиру.
Также пунктом 85 (2) Правил установлено, что один экземпляр акта передается потребителю (его представителю), в том числе вручением или путем направления заказным письмом.
Доказательств исполнения данного требования ответчиком не представлено.
На основании изложенного суд приходит к выводу о признании акта от 24.11.2016, составленного ООО «Управляющая компания «ЖСИ-сервис-1» (в настоящее время ООО «УК «ЖСИ-Звезда»), недействительным.
При таких обстоятельствах уточненные исковые требования Воробьева А.А. подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежат взысканию документально подтвержденные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
признать акт от 24.11.2016, составленный ООО «Управляющая компания «ЖСИ-сервис-1» (в настоящее время ООО «УК «ЖСИ-Звезда»), недействительным.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «ЖСИ-Звезда» обязанность произвести перерасчет произведенных Воробьеву А. А. начислений за пользование коммунальными услугами (водоснабжение, подогрев воды, водоотведение) в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, за период с 01.11.2016 по 31.01.2017 включительно, исходя из факта проживания одного потребителя.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «ЖСИ-Звезда» в пользу Воробьева А. А. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Н.С. Прокошева
Мотивированное решение изготовлено 14.02.2020.