Дело № 12-13/2024
УИД № 45RS0002-01-2024-000394-45
Р Е Ш Е Н И Е
с. Белозерское 28 августа 2024 г.
Судья Белозерского районного суда Курганской области Воронежская О.А., рассмотрев протест и.о. прокурора Белозерского района Курганской области на постановление административной комиссии Белозерского муниципального округа Курганской области от 19 июня 2024 г. по делу об административном правонарушении в отношении Мельниковой Татьяны Юрьевны, привлеченной к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 4 Закона Курганской области от 20 ноября 1995 г. № 25 «Об административных правонарушениях на территории Курганской области»,
У С Т А Н О В И Л:
постановление административной комиссии Белозерского муниципального округа Курганской области от 19 июня 2024 г. Мельникова Т.Ю. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 4 Закона Курганской области от 20 ноября 1995 г. № 25 «Об административных правонарушениях на территории Курганской области» (далее – Закон Курганской области № 25), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.
В протесте и.о. прокурора Белозерского района Курганской области выражает несогласие с обжалуемым постановлением, просит его отменить, поскольку Мельникова Т.Ю. не извещалась о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, что является существенным нарушением требований Кодекса РФ об административных правонарушениях. Также просит о восстановлении срока для обжалования вынесенного в отношении Мельниковой Т.Ю. постановления, поскольку факт нарушений при вынесении постановления выявлен прокуратурой 17 июля 2024 г. при ее личном обращении, что не позволило прокурору принести протест в установленный законом десятидневный срок.
При рассмотрении дела помощник прокурора Белозерского района Курганской области Серебрякова Е.Ю. доводы протеста поддержала.
Мельникова Т.Ю. при рассмотрении дела просила постановление отменить, при этом указывала, что о дате и времени рассмотрения в отношении нее дела об административном правонарушении не уведомлялась, постановление не получала, а лишь на госуслугах ей пришло уведомление о необходимости оплаты штрафа в размере 4 000 рублей, после чего она сразу обратилась в прокуратуру.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, изучив доводы протеста, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона Курганской области непроведение работ по уборке объектов благоустройства (территорий общего пользования, прилегающих территорий) (в том числе мойка, полив, подметание, очистка от мусора, опавшей листвы, веток, порубочных остатков, кошение травы, очистка от снега, устранение зимней скользкости) либо нарушение установленных сроков и порядка проведения указанных работ, не повлекшее нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований, требований технической эксплуатации жилищного фонда, установленных федеральным законодательством, а также в случае, если данное правонарушение не образует состав административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 4 000 рублей.
Как следует из материалов дела, 30 мая 2024 г. в 16 часов 50 минут начальником Центрального территориального отдела администрации Белозерского муниципального округа Курганской области Шайкеновым Ж.Т. выявлен факт не проведения работ по благоустройству прилегающей территории (окос травы) возле дома № 33 по ул. 60 лет Советской Власти в с. Белозерское, принадлежащего Мельниковой Т.Ю., о чем указано в протоколе об административном правонарушении от 30 мая 2024 г. № 6. При этом в данном протоколе указано, что такое действие является административным правонарушением, предусмотренным п. 2 ст. 4 Закона Курганской области № 25.
В то же время обжалуемым постановлением Мельникова Т.Ю. привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 4 Закона Курганской области № 25.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 1.1 и п. 4 ч. 1 ст. 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) порядок производства по делам об административных правонарушениях относится к ведению Российской Федерации и устанавливается нормами КоАП РФ.
В соответствии с частями 1 и 2 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска данного срока, он, по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу.
По данному делу прокурор не относится к лицам, перечисленным в статьях 25.1-25.5 КоАП РФ и являющимся участниками производства по административному делу.
Прокурор, в том случае, если дело об административном правонарушении возбуждено не им, не является лицом, которому в силу ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ должна быть вручена либо направлена копия постановления по делу об административном правонарушении. При таком положении срок для принесения им протеста исчисляется не с даты получения им копии постановления, а с даты получения копии постановления лицом, в отношении которого оно вынесено.
На основании ч. 1 ст. 30.10 КоАП РФ, не вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, установленные статьями 30.1-30.3 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что постановление по делу об административном правонарушении направлено Мельниковой 15 июля 2024 г. заказным письмом согласно кассовому чеку № 16779.
Как следует из отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором данное заказное письмо по состоянию на 19 августа 2024 г. ожидает адресата в месте вручения, т.е. не получено Мельниковой Т.Ю., о чем она поясняла и при рассмотрении протеста судом.
Соответственно, данное постановление на момент принесения протеста (24 июля 2024 г.) в законную силу не вступило. В этой связи срок для обжалования вышеуказанного постановления пропущенным не является.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности. Соблюдение процессуального порядка производства по делу об административном правонарушении является одной из гарантий обеспечения прав лиц, привлекаемых к административной ответственности, в том числе права на защиту.
Согласно п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме (ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ).
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело, об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 данного Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Статья 25.15 КоАП РФ предусматривает, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату (часть 1). Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства (часть 2).
Содержание вышеперечисленных норм свидетельствует о необходимости надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о рассмотрении протокола по делу об административном правонарушении.
В то же время изложенные требования действующего законодательства при рассмотрении 19 июня 2024 г. дела об административном правонарушении в отношении Мельниковой Т.Ю. административной комиссией администрации Белозерского муниципального округа Курганской области (далее – административная комиссия) соблюдены не были.
Как следует из представленного административной комиссией по запросу суда материала, в имеющейся в нем копии протокола об административном правонарушении № 6 от 30 мая 2024 г. указано о необходимости явки 12 июня 2024 г. к 14 часам 00 минутам в административную комиссию по адресу: с. Белозерское, ул. К. Маркса, 16, каб. № 314.
Материалы настоящего дела не содержат данных о том, что административной комиссией предпринимались меры в целях извещения Мельниковой Т.Ю. о рассмотрения в отношении нее дела об административном правонарушении 19 июня 2024 г.
Отсутствие надлежащего извещения о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении лица, в отношении которого ведется производство по делу, является существенным нарушением процессуальных прав, лишающим лицо, привлекаемое к административной ответственности, гарантий его защиты.
Рассмотрение административной комиссией дела административном правонарушении в отсутствие Мельниковой Т.Ю., не извещенной надлежащим образом о судебном заседании, лишило ее возможности воспользоваться предоставленными ей ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ процессуальными правами.
Таким образом, рассмотрение дела об административном правонарушении в отсутствие привлекаемого лица, не извещенного надлежащим образом о рассмотрении дела об административном правонарушении, повлияло на полноту, всесторонность и объективность установления обстоятельств дела и повлекло за собой существенное нарушение норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Такое рассмотрение дела не соответствует установленным статьями 24.1, 26.1, 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях требованиям производства по делам об административных правонарушениях.
Следовательно, постановление административной комиссии от 19 июня 2024 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 4 Закона Курганской области от 20 ноября 1995 г. № 25 «Об административных правонарушениях на территории Курганской области», в отношении Мелтниковой Т.Ю., не может быть признано законным и обоснованным, и подлежит отмене.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Согласно материалам дела, обстоятельства, послужившие основанием для его возбуждения, имели место 30 мая 2024 г.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 4 Закона Курганской области № 25, составляет два месяца, который на момент рассмотрения настоящей жалобы истек, и возможность рассмотрения настоящего дела административной комиссией по существу утрачена.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения срока давности привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах постановление административной комиссии от 19 июня 2024 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 4 Закона Курганской области № 25, в отношении Мельниковой Т.Ю. подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 названного Кодекса в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Исходя из положений ч. 1 ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, по истечении установленного срока давности вопрос об административной ответственности, в том числе о наличии либо отсутствии состава административного правонарушения в действиях лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может, так как это ухудшает положение лица, привлекаемого к ответственности.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность формулировать по истечении сроков давности привлечения к административной ответственности выводы о виновности лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, в совершении административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Протест и.о. прокурора Белозерского района Курганской области удовлетворить.
Отменить постановление административной комиссии Белозерского муниципального округа Курганской области от 19 июня 2024 г. № 29 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 4 Закона Курганской области от 20 ноября 1995 г. № 25 «Об административных правонарушениях на территории Курганской области», в отношении Мельниковой Татьяны Юрьевны.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 4 Закона Курганской области от 20 ноября 1995 г. № 25 «Об административных правонарушениях на территории Курганской области», в отношении Мельниковой Татьяны Юрьевны прекратить в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Курганского областного суда в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья О.А. Воронежская