УИД 29RS0005-01-2024-000745-09
Строка 2.057, г/п 0 руб.
Судья Олупкина Д. В.
Докладчик Сафонов Р. С. Дело № 33-6912/2024 5 сентября 2024 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе
председательствующего Хмара Е. И.,
судей Зайнулина А. В., Сафонова Р. С.,
при секретаре Тюрлевой Е. Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело № 2-586/2024 по иску Медведевой Н.В. к федеральному казенному учреждению «29 финансово-экономическая служба» Министерства обороны Российской Федерации, войсковой части 77360-Л о взыскании невыплаченной заработной платы, компенсации морального вреда, процентов с апелляционной жалобой федерального казенного учреждения «29 финансово-экономическая служба» Министерства обороны Российской Федерации на решение Исакогорского районного суда города Архангельска от 16 апреля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Сафонова Р. С., судебная коллегия
установила:
Медведева Н. В. обратилась в суд с иском к федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» (далее – ФКУ «ОСК Северного флота») в лице филиала «3 финансово-экономическая служба», войсковой части 77360-Л о взыскании невыплаченной заработной платы, компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований указала, что работает в войсковой части 77360-Л в должности товароведа. В период с 1 июня 2023 года по 30 ноября 2023 года работодателем ей выплачивалась заработная плата, которая без учёта дополнительных стимулирующих выплат, предусмотренных приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации», была ниже минимального размера оплаты труда в Российской Федерации. Решением Исакогорского районного суда города Архангельска от 14 августа 2023 года с войсковой части 77360-Л за счёт средств ФКУ «ОСК Северного флота» в лице филиала ФКУ «ОСК Северного флота» «3 финансово-экономическая служба» в её пользу взыскана невыплаченная заработная плата за период с 1 июня 2022 года по 31 мая 2023 года в размере 27 113 рублей 33 копейки. Считала, что на основании статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации за задержку выплаты заработной платы по день фактического расчёта с работником работодатель должен выплатить денежную компенсацию (проценты). Просила суд взыскать с ответчиков задолженность по заработной плате за период с 1 июня 2023 года по 30 ноября 2023 года в размере 12 492 рубля 44 копейки, компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей, проценты за период с 15 июля 2022 года по 14 февраля 2024 года (на сумму задолженности по заработной плате в размере 27 113 рублей 33 копейки) в размере 10 254 рубля 25 копеек, проценты за период с 13 июля 2023 года по 18 марта 2024 года (на сумму задолженности по заработной плате в размере 12 492 рубля 44 копейки) в размере 2 857 рублей 01 копейка и за период с 19 марта 2024 года по день фактического исполнения обязательств, почтовые расходы в размере 298 рублей 50 копеек.
В судебное заседание суда первой инстанции истец, представители ответчиков, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела, не явились.
В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Решением Исакогорского районного суда города Архангельска от 16 апреля 2024 года исковые требования Медведевой Н. В. к ФКУ «ОСК Северного флота», филиалу ФКУ «ОСК Северного флота» «3 финансово-экономическая служба», войсковой части 77360-Л о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда, процентов удовлетворены частично. С войсковой части 77360-Л за счёт средств ФКУ «ОСК Северного флота» в лице филиала ФКУ «ОСК Северного флота» «3 финансово-экономическая служба» в пользу Медведевой Н. В. взысканы невыплаченная заработная плата за период с 1 июня 2023 года по 30 ноября 2023 года в размере 13 206 рублей 30 копеек, компенсация морального вреда в размере 3 000 рублей, проценты, рассчитанные по правилам статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации, за период с 13 июля 2023 года по 18 марта 2024 года в размере 2 154 рубля 22 копейки, проценты, рассчитанные по правилам статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации, за период с 22 марта 2023 года по 14 февраля 2024 года в размере 6 778 рублей 33 копейки, почтовые расходы в размере 298 рублей 50 копеек. С войсковой части 77360-Л за счёт средств ФКУ «ОСК Северного флота» в лице филиала ФКУ «ОСК Северного флота» «3 финансово-экономическая служба» в пользу Медведевой Н. В. взыскана компенсация за нарушение срока выплаты, предусмотренная статьёй 236 Трудового кодекса Российской Федерации, начисленная на сумму невыплаченной заработной платы в размере 13 206 рублей 30 копеек, начиная с 19 марта 2024 года по день фактического расчёта включительно. В удовлетворении исковых требований Медведевой Н. В. к ФКУ «ОСК Северного флота», филиалу ФКУ «ОСК Северного флота» - «3 финансово-экономическая служба», войсковой части 77360-Л в остальной части отказано.
Определением суда от 28 мая 2024 года по делу в порядке процессуального правопреемства произведена замена ответчика ФКУ «ОСК Северного флота» на правопреемника – федеральное казенное учреждение «29 финансово-экономическая служба» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФКУ «29 ФЭС» МО РФ).
С решением суда не согласился представитель ФКУ «29 ФЭС» МО РФ Корюкин А. В., в поданной апелляционной жалобе он просит решение отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом норм материального права.
Считает, что выводы суда о том, что дополнительное материальное стимулирование не может учитываться при оценке соответствия размера заработной платы истца минимальному размеру оплаты труда (далее – МРОТ), противоречат нормам части третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации. Указывает, что трудовое законодательство Российской Федерации не содержит норм об исключении из состава заработной платы при сравнении с МРОТ выплат стимулирующего характера, которые выплачиваются за счёт экономии фонда оплаты труда.
Обращает внимание, что заработная плата гражданскому персоналу войсковой части начисляется в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации» и включает в себя, в том числе, премию по результатам работы. Премирование гражданского персонала производится, как правило, по результатам работы за месяц (квартал, год) и является формой материального стимулирования эффективного и добросовестного труда.
Полагает, что денежные выплаты, предусмотренные приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010, следует отнести к заработной плате, поскольку в соответствии со статьёй 1 Конвенции № 95 Международной Организации Труда «Относительно защиты заработной платы» понятие «заработная плата» означает независимо от названия и метода исчисления всякое вознаграждение или заработок. Данная выплата, исходя из её буквального назначения, является премией стимулирующего характера, так как выплачивается по результатам исполнения должностных обязанностей (то есть имеются критерии для выплаты), входит в общий месячный налогооблагаемый доход работника, облагается страховыми взносами, учитывается при начислении пенсии по старости, доводится лицам гражданского персонала путём зачисления денежных средств на личные банковские карты, является периодической выплатой.
Указывает на письмо Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О заработной плате гражданскому персоналу воинских частей и организаций Минобороны России», со ссылкой на письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором разъяснено, что в составе заработной платы работника при сравнении с МРОТ необходимо учитывать все стимулирующие выплаты (доплаты, надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) вне зависимости от источника их финансового обеспечения (формирования) при соблюдении законодательства Российской Федерации о МРОТ.
Отмечает, что департамент социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации подтвердил свою ранее изложенную позицию, указав, что в соответствии с трудовым законодательством выплаты стимулирующего характера (в том числе дополнительное материальное стимулирование) являются частью месячного дохода работника, а значит учитываются при сравнении размера его месячной заработной платы с МРОТ.
Указывает, что из расчётных листков истца видно, что ежемесячные начисления больше размера действующего МРОТ, следовательно, права работника не нарушены, заработная плата истцу при сравнении с МРОТ начисляется в соответствии с трудовым законодательством и нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.
Считает необоснованным взыскание компенсации в соответствии со статьёй 236 Трудового кодекса Российской Федерации по день фактической выплаты задолженности по заработной плате. Материальная ответственность работодателя за неисполнение решения суда данной нормой закона не предусмотрена. Полагает, что судом не учтены положения главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в которой закреплены особенности исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны, извещённые о времени и месте его проведения надлежащим образом, не явились.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями частей третьей и четвёртой статьи 167, части первой статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения, изучив материалы дела, исследовав в качестве дополнительных доказательств копию платёжного поручения от ДД.ММ.ГГГГ о перечислении работодателем истцу заработной платы по исполнительному документу, материалы гражданского дела № по иску Медведевой Н. В. к ФКУ «ОСК Северного флота», филиалу ФКУ «ОСК Северного флота» – «3 финансово-экономическая служба», войсковой части 77360-Л о взыскании невыплаченной заработной платы, компенсации морального вреда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что Медведева Н. В. работает в войсковой части 77360-Л на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ №, с 11 января 2022 года переведена на должность товароведа отдела (операционного и планового).
Согласно условиям трудового договора, приказам работодателя, расчётным листкам истцу установлен должностной оклад с 1 октября 2022 года в размере 7 670 рублей, с 1 октября 2023 года – 8 092 рубля, районный коэффициент 1,2, процентная надбавка за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в размере 50 процентов, другие выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
В 2022-2023 годах начисление и выплату заработной платы гражданскому персоналу войсковой части 77360-Й производил филиал ФКУ «ОСК Северного флота» – «3 финансово-экономическая служба».
Решением Исакогорского районного суда города Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ по делу № с войсковой части 77360-Л за счёт средств ФКУ «ОСК Северного флота» в лице филиала ФКУ «ОСК Северного флота» «3 финансово-экономическая служба» в пользу Медведевой Н. В. взыскана невыплаченная заработная плата за период с 1 июня 2022 года по 31 мая 2023 года в размере 27 113 рублей 33 копейки (разница между фактически начисленной заработной платой за указанный период без учёта дополнительных стимулирующих выплат, предусмотренных приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации», и минимальным размером оплаты труда в Российской Федерации).
Данное решение вступило в законную силу 8 декабря 2023 года.
Как следует из расчётных листков по заработной плате, в период с июня по ноябрь 2023 года работодателем истцу также выплачивалось дополнительное материальное стимулирование на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации».
При этом выплаченное дополнительное материальное стимулирование учитывалось при оценке соответствия размера заработной платы истца установленному в Российской Федерации минимальному размеру оплаты труда.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 129, 133, 135, 146, 349 Трудового кодекса Российской Федерации, приказа Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации», приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации», пришёл к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований истца. При этом исходил из того, что дополнительное материальное стимулирование не относится к выплатам, предусмотренным системой оплаты труда, в связи с чем дополнительное материальное стимулирование не может учитываться при оценке соответствия размера заработной платы истца установленному в Российской Федерации минимальному размеру оплаты труда.
Установив, что заработная плата истцу начислялась с учётом дополнительного материального стимулирования, которое учитывалось ответчиком ФКУ «ОСК Северного флота» при оценке соответствия размера заработной платы истца установленному в Российской Федерации минимальному размеру оплаты труда, суд взыскал с ответчиков в пользу истца недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с июня по ноябрь 2023 года в размере 13 206 рублей 30 копеек, а также компенсацию морального вреда вследствие нарушения трудовых прав истца в размере 3 000 рублей.
Поскольку выплата заработной платы за период с июня по ноябрь 2023 года не была произведена работодателем в установленные сроки, суд пришёл к выводу о взыскании с ответчиков в пользу истца компенсации за задержку выплат в соответствии с положениями статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации за период задержки с 13 июля 2023 года по 18 марта 2024 года в размере 2 154 рубля 22 копейки, а также начиная с 19 марта 2024 года по день фактического расчёта включительно.
Кроме того, в связи с нарушением работодателем срока выплаты заработной платы за предыдущий период (с 1 июня 2022 года по 31 мая 2023 года) судом принято решение о взыскании с ответчиков процентов, начисленных на взысканную решением Исакогорского районного суда города Архангельска от 14 августа 2023 года сумму задолженности по заработной плате в размере 27 113 рублей 33 копейки, за период задержки выплаты с 22 марта 2023 года по 14 февраля 2024 года в размере 6 778 рублей 33 копейки.
В связи с тем, что решение суда состоялось в пользу истца, суд взыскал с ответчиков понесённые истцом в связи с рассмотрением дела почтовые расходы в размере 298 рублей 50 копеек.
Отказывая в удовлетворении остальной части исковых требований Медведевой Н. В. о взыскании процентов за задержку выплаты заработной платы, суд первой инстанции исходил из ошибочности составленного истцом расчёта процентов, приведя в решении свой расчёт подлежащих взысканию процентов, и применил последствия пропуска истцом годичного срока на обращение в суд, установленного статьёй 392 Трудового кодекса Российской Федерации, с учётом даты обращения в суд – 22 марта 2024 года.
В силу положений статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Поскольку решение суда в части отказа во взыскании процентов, рассчитанных по правилам статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации, стороной истца не обжалуется, то в этой части в соответствии с положениями статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснениями, содержащимися в пункте 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», не является предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Оспаривая решение суда, представитель ФКУ «29 ФЭС» МО РФ указывает, что исходя из трудового законодательства дополнительное материальное стимулирование необходимо учитывать при оценке соответствия размера заработной платы истца минимальному размеру оплаты труда.
Между тем указанные доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом норм материального права ошибочны.
Статьёй 2 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в том числе, обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права (абзац второй части второй статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (части первая и вторая статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
На основании части первой статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооружённых Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как указано в части второй статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.
С 1 октября 2019 года система оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации установлена приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года № 545, утвердившим размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации, а также условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 21 приложения № 2 («Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации») к данному приказу гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются виды выплат стимулирующего характера: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации» утверждён Порядок определения и расходования объёмов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации (далее – Порядок).
Согласно пункту 2 данного Порядка расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счёт экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооружённых Сил Российской Федерации в пределах доводимых Министерству обороны Российской Федерации на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.
Размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, определяется финансово-экономическими органами по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учётом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, включая остатки наличных денежных средств в кассах воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации, отвечающих за начисление и выплату денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утверждённых лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается (пункт 3 Порядка).
В силу пункта 5 Порядка формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации, утверждённого названным выше приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года № 545, при формировании фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации учитываются выплаты стимулирующего характера, в том числе установленные названным приказом, кроме выплачиваемых за счёт средств экономии фонда оплаты труда.
Из приведённых выше норм следует, что дополнительное материальное стимулирование, установленное приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации», не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, и осуществляется только за счёт высвободившихся в результате сокращения численности работников, то есть за счёт экономии, бюджетных средств в пределах доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации лимитов.
В соответствии с частями первой, третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Статьёй 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции Федерального закона от 19 декабря 2022 года № 522-ФЗ) определено, что с 1 января 2023 года минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 16 242 рубля в месяц.
Согласно части второй статьи 146, статье 148 Трудового кодекса Российской Федерации труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере. Оплата труда на работах в таких местностях производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
При этом повышение оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях должно производиться после выполнения конституционного требования об обеспечении работнику, выполнившему установленную норму труда, заработной платы не ниже определённого законом минимального размера, а включение соответствующих районных коэффициентов в состав минимального уровня оплаты труда, установленного для всей территории Российской Федерации без учёта особенностей климатических условий, противоречит цели введения этих коэффициентов. Применение одного и того же минимума оплаты за труд в отношении работников, находящихся в существенно неравных природно-климатических условиях, является нарушением принципа равной оплаты за труд равной ценности. Соответствующая правовая позиция выражена в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 года № 38-П.
Доводы апелляционной жалобы о том, что предусмотренная приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010 выплата является премией стимулирующего характера, так как выплачивается по результатам исполнения должностных обязанностей, входит в общий месячный налогооблагаемый доход работника, облагается страховыми взносами, учитывается при начислении пенсии по старости, доводится лицам гражданского персонала путём зачисления денежных средств на личные банковские карты, является периодической выплатой, выводы суда не опровергают.
Как правильно указано судом первой инстанции, дополнительное материальное стимулирование, установленное приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010, не является гарантированной и обязательной выплатой, предусмотренной системой оплаты труда, осуществляется только при наличии экономии бюджетных средств в пределах доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации лимитов в порядке, установленном Министерством обороны Российской Федерации, и при принятии руководителем решения об объёмах распределения экономии фонда оплаты труда на выплату премий, не включается в состав средней заработной платы работника.
Установление дополнительного материального стимулирования заключается в выплате работникам денежных сумм сверх размера оклада и гарантированных выплат и направлено на усиление материальной заинтересованности, повышение ответственности и улучшение результатов труда работников.
Таким образом, дополнительное материальное стимулирование, являясь формой оплаты труда, представляет собой платёж, приравненный к заработной плате, осуществляемый сверх гарантированной системой оплаты труда месячной заработной платы работника.
Выводы суда в указанной части согласуются с правовой позицией, изложенной в определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 6 октября 2014 года № 21-КГ14-9, в постановлении судьи Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2020 года № 65-АД20-1.
При таком положении суд первой инстанции правомерно исходил из того, что спорные выплаты не учитываются при оценке соответствия размера заработной платы установленному в Российской Федерации минимальному размеру оплаты труда.
Ссылка в жалобе на письма Министерства обороны Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации не влияет на правовую оценку законности решения суда, поскольку эти документы не являются нормативными правовыми актами.
Приведённые в жалобе судебные акты по другим гражданским делам на правильность выводов суда не влияют и основанием к отмене или изменению вынесенного по данному делу решения суда служить не могут. Основания для удовлетворения или отказа в удовлетворении заявленных требований устанавливаются судом при разрешении дела в каждом конкретном случае с учётом представленных доказательств по делу и установленных обстоятельств.
В силу статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причинённый работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Согласно пункту 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учётом объёма и характера причинённых работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Поскольку нарушение ответчиком трудовых прав истца на своевременную и в полном объёме выплату заработной платы за спорный период с 1 июня 2023 года по 30 ноября 2023 года судом установлено, судом обоснованно с ответчиков в пользу истца взыскана компенсация морального вреда.
Доводов о несогласии с размером компенсации морального вреда представителем ответчика в апелляционной жалобе не приведено.
В соответствии с частью первой статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от начисленных, но не выплаченных в срок сумм и (или) не начисленных своевременно сумм в случае, если вступившим в законную силу решением суда было признано право работника на получение неначисленных сумм, за каждый день задержки начиная со дня, следующего за днём, в который эти суммы должны были быть выплачены при своевременном их начислении в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, по день фактического расчёта включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Из приведённых положений статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определённом законом размере наступает при нарушении работодателем срока выплаты работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику по трудовому договору.
Факт нарушения сроков выплаты заработной платы, в том числе с учётом вступившего в законную силу решения Исакогорского районного суда города Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, судом установлен, что в силу вышеприведённой нормы является основанием для взыскания компенсации (процентов) за задержку таких выплат по день фактического расчёта включительно.
Доводы апелляционной жалобы о применении положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающего особый порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета бюджетной системы Российской Федерации (статьи 242.1, 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации), не могут являться основанием для отмены судебного постановления, поскольку в данном случае обязанность ответчиков по выплате денежных средств возникла в связи с задержкой выплаты заработной платы истцу в полном размере, а не вследствие причинения вреда, предусмотренного в статье 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Следовательно, возникшие у ответчика обязательства не регулируются статьёй 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающей порядок обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации применительно к случаям возмещения государством имущественного вреда.
Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с приведённым в решении суда расчётом процентов за нарушение срока выплаты заработной платы в размере 27 113 рублей 33 копейки, взысканной решением Исакогорского районного суда города Архангельска от 14 августа 2023 года, за период задержки выплаты с 22 марта 2023 года по 14 февраля 2024 года, исходя из следующего.
Как следует из материалов гражданского дела № по иску Медведевой Н. В. к ФКУ «ОСК Северного флота», филиалу ФКУ «ОСК Северного флота» – «3 финансово-экономическая служба», войсковой части 77360-Л о взыскании невыплаченной заработной платы, компенсации морального вреда, по данному делу был выдан исполнительный лист № на принудительное исполнение решения суда о взыскании с войсковой части 77360-Л за счёт средств ФКУ «ОСК Северного флота» в лице филиала ФКУ «ОСК Северного флота» «3 финансово-экономическая служба» в пользу Медведевой Н. В. денежных средств, включая заработную плату за период с 1 июня 2022 года по 31 мая 2023 года в размере 27 113 рублей 33 копейки.
При этом из имеющегося в материалах данного дела расчёта задолженности по заработной плате следует, что сумма взысканной задолженности включает в себя заработную плату за март 2023 года в размере 1 610 рублей, за апрель 2023 года – в размере 2 592 рубля 65 копеек, за май 2023 года – в размере 1 396 рублей 11 копеек.
С учётом приведённых в обжалуемом решении суда выводов о том, что заработная плата в войсковой части 77360-Л за истекший месяц выплачивается в срок до 10 числа следующего месяца, срок выплаты заработной платы за март 2023 года – не позднее 10 апреля 2023 года, за апрель 2023 года – не позднее 10 мая 2023 года, за май 2023 года – не позднее 9 июня 2023 года, поскольку 10 июня 2023 года – выходной день.
Таким образом, начисление процентов за задержку выплаты заработной платы начиная с 22 марта 2023 года возможно лишь на сумму задолженности по заработной плате, определённую по состоянию на февраль 2023 года включительно, поскольку срок выплаты заработной платы за март, апрель и май 2023 года к указанному сроку (22 марта 2023 года) ещё не наступил.
Кроме того, заработная плата за период с 1 июня 2022 года по 31 мая 2023 года в размере 27 113 рублей 33 копейки по исполнительному листу № перечислена истцу 13 февраля 2024 года, о чём работодателем представлено платёжное поручение № от ДД.ММ.ГГГГ.
Следовательно, с учётом положений статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации с ответчиков в пользу истца подлежат взысканию проценты (денежная компенсация) за нарушение срока выплаты заработной платы за период работы Медведевой Н. В. в войсковой части 77360-Л с 1 июня 2022 года по 28 февраля 2023 года, взысканной решением Исакогорского районного суда города Архангельска от 14 августа 2023 года, в общем размере 5 355 рублей 68 копеек согласно следующему расчёту:
c 22 марта 2023 года по 23 июля 2023 года (124 дня) в сумме 1 333 рубля 90 копеек (21 514,57 ? 7,5% ? 1/150 ? 124);
c 24 июля 2023 года по 14 августа 2023 года (22 дня) в сумме 268 рублей 21 копейка (21 514,57 ? 8,5% ? 1/150 ? 22);
c 15 августа 2023 года по 17 сентября 2023 года (34 дня) в сумме 585 рублей 20 копеек (21 514,57 ? 12% ? 1/150 ? 34);
c 18 сентября 2023 года по 29 октября 2023 года (42 дня) в сумме 783 рубля 13 копеек (21 514,57 ? 13% ? 1/150 ? 42);
c 30 октября 2023 года по 17 декабря 2023 года (49 дней) в сумме 1 054 рубля 21 копейка (21 514,57 ? 15% ? 1/150 ? 49);
c 18 декабря 2023 года по 13 февраля 2024 года (58 дней) в сумме 1 331 рубль 03 копейки (21 514,57 ? 16% ? 1/150 ? 58).
За нарушение срока выплаты заработной платы за март 2023 года, взысканной решением Исакогорского районного суда города Архангельска от 14 августа 2023 года, подлежат взысканию проценты (денежная компенсация) в размере 384 рубля 68 копеек согласно следующему расчёту:
c 11 апреля 2023 года по 23 июля 2023 года (104 дня) в сумме 83 рубля 72 копейки (1 610 ? 7,5% ? 1/150 ? 104);
c 24 июля 2023 года по 14 августа 2023 года (22 дня) в сумме 20 рублей 07 копеек (1 610 ? 8,5% ? 1/150 ? 22);
c 15 августа 2023 года по 17 сентября 2023 года (34 дня) в сумме 43 рубля 79 копеек (1 610 ? 12% ? 1/150 ? 34);
c 18 сентября 2023 года по 29 октября 2023 года (42 дня) в сумме 58 рублей 60 копеек (1 610 ? 13% ? 1/150 ? 42);
c 30 октября 2023 года по 17 декабря 2023 года (49 дней) в сумме 78 рублей 89 копеек (1 610 ? 15% ? 1/150 ? 49);
c 18 декабря 2023 года по 13 февраля 2024 года (58 дней) в сумме 99 рублей 61 копейка (1 610 ? 16% ? 1/150 ? 58).
За нарушение срока выплаты заработной платы за апрель 2023 года, взысканной решением Исакогорского районного суда города Архангельска от 14 августа 2023 года, подлежат взысканию проценты (денежная компенсация) в размере 580 рублей 58 копеек согласно следующему расчёту:
c 11 мая 2023 года по 23 июля 2023 года (74 дня) в сумме 95 рублей 93 копейки (2 592,65 ? 7,5% ? 1/150 ? 74);
c 24 июля 2023 года по 14 августа 2023 года (22 дня) в сумме 32 рубля 32 копейки (2 592,65 ? 8,5% ? 1/150 ? 22);
c 15 августа 2023 года по 17 сентября 2023 года (34 дня) в сумме 70 рублей 52 копейки (2 592,65 ? 12% ? 1/150 ? 34);
c 18 сентября 2023 года по 29 октября 2023 года (42 дня) в сумме 94 рубля 37 копеек (2 592,65 ? 13% ? 1/150 ? 42);
c 30 октября 2023 года по 17 декабря 2023 года (49 дней) в сумме 127 рублей 04 копейки (2 592,65 ? 15% ? 1/150 ? 49);
c 18 декабря 2023 года по 13 февраля 2024 года (58 дней) в сумме 160 рублей 40 копеек (2 592,65 ? 16% ? 1/150 ? 58).
За нарушение срока выплаты заработной платы за май 2023 года, взысканной решением Исакогорского районного суда города Архангельска от 14 августа 2023 года, подлежат взысканию проценты (денежная компенсация) в размере 291 рубль 68 копеек согласно следующему расчёту:
c 10 июня 2023 года по 23 июля 2023 года (44 дня) в сумме 30 рублей 71 копейка (1 396,11 ? 7,5% ? 1/150 ? 44);
c 24 июля 2023 года по 14 августа 2023 года (22 дня) в сумме 17 рублей 40 копеек (1 396,11 ? 8,5% ? 1/150 ? 22);
c 15 августа 2023 года по 17 сентября 2023 года (34 дня) в сумме 37 рублей 97 копеек (1 396,11 ? 12% ? 1/150 ? 34);
c 18 сентября 2023 года по 29 октября 2023 года (42 дня) в сумме 50 рублей 82 копейки (1 396,11 ? 13% ? 1/150 ? 42);
c 30 октября 2023 года по 17 декабря 2023 года (49 дней) в сумме 68 рублей 41 копейка (1 396,11 ? 15% ? 1/150 ? 49);
c 18 декабря 2023 года по 13 февраля 2024 года (58 дней) в сумме 86 рублей 37 копеек (1 396,11 ? 16% ? 1/150 ? 58).
Общая сумма процентов за период с 22 марта 2023 года по 13 февраля 2024 года составляет 6 612 рублей 62 копейки.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит изменению в части размера взыскиваемой денежной компенсации (процентов) за задержку выплат, рассчитанной за период с 22 марта 2023 года по 14 февраля 2024 года, как постановленное с нарушением норм материального права, с принятием по делу в указанной части нового решения о взыскании процентов в размере 6 612 рублей 62 копейки.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Исакогорского районного суда города Архангельска от 16 апреля 2024 года изменить в части размера взысканных процентов, рассчитанных за период с 22 марта 2023 года по 14 февраля 2024 года, принять по делу в данной части новое решение, которым взыскать с войсковой части 77360-Л за счёт средств федерального казенного учреждения «29 финансово-экономическая служба» Министерства обороны Российской Федерации <данные изъяты> в пользу МЕдведевой Н.В. денежную компенсацию (проценты), рассчитанную по правилам статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации, за период с 22 марта 2023 года по 13 февраля 2024 года, в размере 6 612 рублей 62 копейки.
В остальной части решение Исакогорского районного суда города Архангельска от 16 апреля 2024 года оставить без изменения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16 сентября 2024 года.
Председательствующий | Е. И. Хмара |
Судьи | А. В. Зайнулин |
Р. С. Сафонов |