24RS0040-01-2018-003988-94 Дело № 2а-232/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 января 2019 года город Норильск Красноярского края
Норильский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Курунина С.В., при секретаре судебного заседания Негуторовой Э.В., с участием представителя административного истца Кузнецова Д.Н., представителя административного ответчика Лискиной Ю.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Трифонова Н.А. к Администрации города Норильска об оспаривании распоряжения от 05.09.2018 №4718 «Об отказе в проведении аукциона»,
установил:
Трифонов Н.А. в лице своего представителя Кузнецова Д.Н. обратился в Норильский городской суд с указанным административным иском, мотивируя заявленные требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ Администрацией города Норильска Красноярского края административному истцу было отказано в организации проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с видом разрешенного использования «магазины» с кадастровым номером №, сформированного из земель населенных пунктов, площадью 1787 кв. м, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес> для размещения магазина, ввиду несоответствия предельным параметрам.
Административный истец считает распоряжение административного ответчика противоречащим статье 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации, так как орган местного самоуправления, к компетенции которого отнесено утверждение правил землепользования и застройки, обязан устанавливать предельные параметры разрешенного строительства, при этом административный истец ссылается на положения части 1 статьи 11.9, пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 1, части 2, 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпункта 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Указывает, что ранее распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ "О проведении аукциона" было принято решение об организации проведения аукциона по продаже земельного участка либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с видом разрешенного использования «магазины» с кадастровым номером №.
Административный истец просил признать незаконным и отменить распоряжение Администрации города Норильска Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № "Об отказе в проведении аукциона", обязать административного ответчика провести аукцион на право заключения договора аренды земельного участка с видом разрешенного использования «магазины» с кадастровым номером №, сформированного из земель населенных пунктов, площадью 1787 кв. м, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, взыскать с административного ответчика в пользу Трифонова Н.А. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В ходе рассмотрения административного дела к участию в нем в качестве административного соответчика был привлечен заместитель Главы города Норильска по собственности и развитию предпринимательства.
В судебном заседании представитель административного истца Кузнецов Д.Н., действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ на удовлетворении заявленных требований настаивал по изложенным в административном исковом заявлении основаниям, дополнительно сообщил, что о регистрации его доверителя в качестве индивидуального предпринимателя ему неизвестно, как и о целях и порядке использования планируемого к постройке на спорном земельном участке магазина.
Представитель административного ответчика – Администрации города Норильска – Лискина Ю.Н., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, возражала против заявленных требований по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ в Управление по градостроительству и землепользованию поступило заявление Трифонова Н.А. о принятии решения о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: РФ, <адрес>, для размещения магазина.
ДД.ММ.ГГГГ было издано распоряжение Администрации <адрес> № «О проведении аукциона».
Однако, на момент издания данное Распоряжение не соответствовало требованиям действующего законодательства, так как согласно административному регламенту зоны Ж-2 (зона застройки многоэтажными жилыми домами 9 этажей и выше), содержащемуся в Правилах землепользования и застройки муниципального образования <адрес>, утвержденных Решением Норильского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № в редакции, действовавшей на дату издания Распоряжения об аукционе, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь для размещения объектов капитального строительства устанавливаются для магазинов - не менее 0,02 га и не более 0,08 га.
Испрашиваемый административным истцом земельный участок имеет площадь 1787 кв. м. (0,17 га), то есть для целей размещения магазина параметры (площадь) земельного участка превышают предельные параметры (максимальные размеры земельных участков), установленные Правилами землепользования и застройки.
В связи с этим на основании письма Управления имущества Администрации города Норильска и пункта 9.25 Регламента Администрации города Норильска, утвержденного постановлением Администрации г. Норильска от ДД.ММ.ГГГГ №, в рамках самоконтроля Распоряжение об аукционе было отменено, а административному истцу откатано в проведении аукциона, о чем издано распоряжение Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Документы, либо иные доказательства, подтверждающие, что при издании Распоряжения Администрации города Норильска от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в проведении аукциона» были нарушены требования действующего законодательства административным истцом не представлены, им не приведены доказательства, подтверждающие нарушение его прав, свобод и законных интересов, само вышеуказанное Распоряжение таким доказательством не является, так как оно не мешает административному истцу повторно обратиться в уполномоченный орган с заявлением о принятии решения о проведении аукциона на право заключения договора аренды спорного земельного участка для иных целей, определенных градостроительным регламентом зоны Ж-2 (например, бытовое обслуживание, общественное питание, объекты торговли (торговые центры)), для которых предельные максимальные размеры испрашиваемого земельного участка соответствуют тем, что определены градостроительным регламентом зоны Ж-2, установленным Правилами землепользования и застройки.
Проведение аукциона (согласно пункту 14 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ) возможно при определении начальной цена предмета аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, которая устанавливается по выбору уполномоченного органа в размере ежегодной арендной платы, определенной по результатам рыночной оценки в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Для определения начальной цены необходимо заключение муниципального контракта в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с лицом, соответствующим требованиям законодательства об оценочной деятельности. В отсутствие вышеуказанных документов аукцион проведен быть не может.
Просила в удовлетворении заявленных Трифоновым Н.А. требований отказать в полном объеме.
Аналогичные доводы приведены в письменных возражениях представителя административного ответчика.
Привлеченный к участию в административном деле в качестве административного ответчика заместитель Главы города Норильска по собственности и развитию предпринимательства, будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил.
Учитывая, что неявка второго административного ответчика в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие в соответствии с положениями ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку его яка не признана судом обязательной и не является таковой в силу закона.
Заслушав представителей административного истца и административного ответчика, оценив доводы сторон, исследовав доказательства в письменной форме, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, которая в каждом конкретном деле осуществляется в одной из форм отправления правосудия, в том числе путем обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен главой 22 названного кодекса.
Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
По смыслу части 1 статьи 218 и части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении субъективных прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, совершенные действия (бездействия) соответствует закону.
Статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель (пункт 1).
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (пункт 2).
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса.
Кроме этого, приведенные полномочия Администрации города Норильска закреплены также в пункте 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно Приложению № к Постановлению Администрации города Норильска от ДД.ММ.ГГГГ N 02 "О распределении полномочий между должностными лицами Администрации города Норильска" заместитель Главы города Норильска по собственности и развитию предпринимательства обеспечивает исполнение Администрацией города Норильска полномочий по вопросам, в том числе: формирования, управления (владения, пользования распоряжения) собственностью муниципального образования город Норильск (за исключением муниципального жилищного фонда); регулирования земельных отношений; архитектурной и градостроительной деятельности (пункт 1).
В соответствии с пунктом 4 указанного Приложения заместитель Главы города Норильска по собственности и развитию предпринимательства издает распоряжения Администрации города Норильска (в том числе об отмене (признании утратившими силу) и изменении ранее изданных Постановлений (ненормативного характера), распоряжений Главы города Норильска, Администрации города Норильска, Руководителя Администрации города Норильска, иных должностных лиц Администрации города Норильска): о выдаче разрешения или об отказе в выдаче разрешения на использование земельных участков; о проведении аукциона или об отказе в проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка.
Кроме этого, соответствующие полномочия заместителя Главы города Норильска по собственности и развитию предпринимательства в отношении земельных участков закреплены и конкретизированы в его должностной инструкции, утвержденной главой города Норильска ДД.ММ.ГГГГ. (...)
Согласно распоряжению Главы города Норильска №-л от ДД.ММ.ГГГГ Надточая Е.А. временно переведена на должность муниципальной службы заместителя Главы <адрес> по собственности и развитию предпринимательства с ДД.ММ.ГГГГ (...).
На основании распоряжения Главы <адрес> №-л от ДД.ММ.ГГГГ Надточая Е.А. переведена на указанную должность постоянно с ДД.ММ.ГГГГ (...).
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик, рассмотрев заявление административного истца Трифонова Н.А. о предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства «для размещения универсального магазина», издал распоряжение №, в соответствии с которым испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка соответствует виду разрешенного использования земельного участка «магазины», расположенного в территориальной зоне застройки многоэтажными жилыми домами <адрес>, для размещения объекта капитального строительства «универсальный магазин», предоставив разрешение на указанный условно разрешенный вид использования испрашиваемого земельного участка (...).
Распоряжением заместителя Руководителя Администрации города Норильска по собственности и развитию предпринимательства № от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению административного истца была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории с разрешенным видом использования «магазины», сформированного из земель населенных пунктов, площадью 1 787 кв.м., расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, земельный участок входит в территориальную зону: зона застройки многоэтажными жилыми домами 9 этажей и выше (Ж-2) (...).
ДД.ММ.ГГГГ административный истец Трифонов Н.А. обратился в Управление по градостроительству и землепользованию Администрации города Норильска с заявлением о принятии решения о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка площадью 1 767 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: РФ, <адрес>, для размещения магазина, которое было зарегистрировано за входящим номером № от ДД.ММ.ГГГГ (...).
Статьей 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок подготовки и организации аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
В соответствии с приведенными нормами и положениями Административного регламента предоставления муниципальной услуги по принятию решения об организации аукциона по продаже земельного участка либо аукциона на право заключения договора аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденного постановлением Администрации г. Норильска Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ на основании указанного выше заявления административного истца заместителем Главы города Норильска по собственности и развитию предпринимательства было издано распоряжение Администрации города Норильска № о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с разрешенным видом использования «магазины» с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>. Земельный участок входит в территориальную зону: зона застройки многоэтажными жилыми домами 9 этажей и выше (Ж-2) (л.д.39).
Вместе с тем, пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к жилым территориальным зонам (подпункт 1 пункта 1).
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений (пункт 2).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3)
Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если, в частности, их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом (пункт 4).
Пунктом 1 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ установлено, что градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
В соответствии с градостроительным регламентом Правил землепользования и застройки муниципального образования город Норильск, утвержденных Решением Норильского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции Решения Норильского городского Совета депутатов Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ N 39/4-867, действовавшей на ДД.ММ.ГГГГ), для зоны застройки многоэтажными жилыми домами 9 этажей и выше - Ж-2, для условно разрешенного вида использования «магазины» предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установлены не менее 0,02 га и не более 0,08 га (подпункт 3 пункта 1.2 раздела 1 части 3 Правил).
При таком положении у заместителя Главы города Норильска по собственности и развитию предпринимательства не было законных оснований для издания распоряжения Администрации города Норильска № о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с разрешенным видом использования «магазины» с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, так как размеры указанного земельного участка не отвечали приведенным параметрам, установленным градостроительным регламентом для условно разрешенного вида использования «магазины» в зоне Ж-2.
В этой связи, ДД.ММ.ГГГГ заместителем Главы города Норильска по собственности и развитию предпринимательства было издано распоряжение № об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды спорного земельного участка и об отмене ранее изданного распоряжения о проведении аукциона от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно Регламенту Администрации города Норильска, утвержденному Постановлением Главы города Норильска от 23.08.2004 N 1534, В соответствии с действующим законодательством, Уставом к правовым актам Администрации относятся распоряжения Администрации, издаваемые Главой города, заместителями Главы города, руководителями структурных подразделений по вопросам переданных им специальных полномочий (пункт 9.1).
Распоряжениями Администрации оформляются решения ненормативного характера, а также регулируются вопросы исполнения и конкретизации принятых решений, зафиксированных в постановлениях Администрации, кадровые вопросы, иные вопросы организации внутренней деятельности Администрации.
Распоряжения Администрации издаются Главой города, а по вопросам специальных полномочий - заместителями Главы города, руководителями структурных подразделений (пункт 9.6).
Пунктом 9.25 приведенного Регламента предусмотрено, что правовые акты Администрации подлежат отмене в случаях установления их несоответствия требованиям законодательства, действующего на дату их издания. При этом отмена правового акта Администрации осуществляется со дня его издания, если в самом акте не установлено иное.
Как указано выше, в соответствии с Постановлением Администрации города Норильска от 14.01.2010 N 02 "О распределении полномочий между должностными лицами Администрации города Норильска" заместитель Главы города Норильска по собственности и развитию предпринимательства наделен полномочиями по отмене распоряжений Администрации города Норильска.
При таком положении, учитывая, что у административного ответчика отсутствовали правовые основания для принятия решения о проведении аукциона, оснований для удовлетворения требований административного истца суд не усматривает.
С учетом изложенного, оценив представленные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что нарушений прав административного истца допущено не было, требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия, порядок действий, основания их совершения, административным ответчиком соблюдены, их содержание соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного иска Трифонова Н.А. к Администрации города Норильска об оспаривании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в проведении аукциона» – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Норильский городской Красноярского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья С.В. Курунин
Мотивированное решение в окончательной форме
составлено 01.02.2019