Дело № 2-1841/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Нижний Новгород (дата)
Советский районный суд г. Нижнего Новгорода в составе председательствующего судьи Тищенко Е.В.,
при секретаре Купаевой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Малыгина Алексея Борисовича к ГУФСИН России по Нижегородской области, ФГУП «Почта России», Министерству финансов Российской Федерации, ФСИН России о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Малыгин А.Б. первоначально обратился в суд с исковыми требованиями к ГУФСИН России по Нижегородской области, ФГУП «Почта России», Министерству финансов Российской Федерации о взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда, в обоснование, указав следующее.
В период с (дата) по (дата) он отбывал наказание в местах лишения свободы - ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Нижегородской области. (дата) Малыгин А.Б. направил жалобы в Министерство юстиции РФ, УФСБ России по Нижегородской области, в Нижегородскую областную прокуратуру. (дата) Малыгин А.Б. направил жалобу в Нижегородскую областную прокуратуру. Указанную корреспонденцию направлял в закрытых конвертах, однако письма до адресатов не дошли, ответы на них Малыгиным А.Б. не получены.
На основании вышеуказанного, истец первоначально просил суд взыскать с ответчиков в его пользу в счет возмещения материального ущерба - 100 рублей, компенсацию морального вреда - 200 000 рублей.
Определением суда от 18.05.2018г., по заявлению истца, суд прекратил производство по делу в части искового требования о взыскании материального ущерба - 100 рублей, в виду отказа истца от данного требования (том.2л.д.34).
Определением суда, к участию в деле в качестве соответчика была привлечена Федеральная службы исполнения наказаний РФ.
В судебном заседании, с использованием видео-конференц связи истец Малыгин А.Б. исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчиков: ГУФСИН России по Нижегородской области, ФСИН России, третьего лица ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Нижегородской области Кокорина Л.Ю., действующая по доверенностям, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, считает, что оснований для удовлетворения иска не имеется, поскольку заявленная истцом корреспонденция ФКУ ИК-1 была направлена адресатам, а после её возвращения была вручена осужденному Малыгину А.Б., о чем свидетельствует личная подпись Малыгина А.Б. на копиях двух конвертов.
Представители ответчиков: ФГУП «Почта России», Министерства финансов Российской Федерации в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, в материалах дела имеются их возражения на исковое заявление, в которых они просят отказать в исковых требованиях, а также ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д.166-169,174-176).
Суд, с учетом мнения истца, представителя ответчиков: ГУФСИН России по Нижегородской области, ФСИН России, третьего лица ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Нижегородской области полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав истца, представителя ответчиков ГУФСИН России по Нижегородской области, ФСИН России, третьего лица ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Нижегородской областиизучив представленные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Права и свободы человека и гражданина, согласно ст. 18 Конституции РФ, являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно статье 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Правила статьи 1069 Гражданского кодекса РФ применяются и для компенсации морального вреда.
Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 года закрепляет, что каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Соответствующие положения закреплены в Конституции РФ, статья 23 которой гарантирует каждому право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.
Частью 4 статьи 15 Уголовно-исполнительного кодекса РФ предусмотрено, что предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованные в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, и ответы на них цензуре не подлежат. Указанные предложения, заявления, ходатайства и жалобы не позднее одного рабочего дня передаются операторам связи для их доставки по принадлежности.
Аналогичные положения содержатся в пункте 53 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции РФ от 03 ноября 2005 года N 205, действующего на период спорных правоотношений.
Согласно пункту 50 указанных Правил письма опускаются в почтовые ящики или передаются представителю администрации в незапечатанном виде, за исключением - адресованных в организации и должностным лицам, переписка с которыми не подлежит цензуре.
Все письменные предложения, заявления, ходатайства и жалобы направляются по адресу через администрацию ИУ. Они регистрируются в отделах специального учета или в канцелярии колонии. Предложения, заявления, ходатайства и жалобы, адресованные в органы, осуществляющие контроль и надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, не позднее одних суток (за исключением выходных и праздничных дней) направляются по принадлежности (п.61,62 Правил).
Ответы по результатам рассмотрения предложений, заявлений, ходатайств и жалоб не позднее чем в трехдневный срок после поступления под роспись объявляются осужденным и выдаются им на руки. При отказе заявителя хранить ответ у себя он приобщается к личному делу осужденного (п.65 Правил).
Статья 16 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" предусматривает, что услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги.
Согласно п. 2 ст. 29 названного Федерального закона плата за универсальные услуги почтовой связи определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и подтверждается нанесенными на письменную корреспонденцию государственными знаками почтовой оплаты. Проданные государственные знаки почтовой оплаты обратно не принимаются и не обмениваются.
На основании п. 24, п. 29 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 г. N 221, плата за оказание услуг почтовой связи взимается с отправителя при приеме почтовых отправлений и почтовых переводов в соответствии с тарифами, действующими на дату приема, если иное не определено договором между оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи.
Почтовые отправления и почтовые переводы принимаются в объектах почтовой связи. Простая письменная корреспонденция, за исключением секограмм, оплата услуг по пересылке которой подтверждена почтовыми марками, может опускаться в почтовые ящики.
Опущенная в почтовые ящики письменная корреспонденция без подтверждения полной оплаты услуги не посылается по назначению и возвращается без гашения марок отправителям, а в случае отсутствия адреса отправителя - передается в число нерозданных почтовых отправлений. Письменная корреспонденция с описками клише франкировальных машин и иными знаками, подтверждающими оплату услуг почтовой связи, принимается в объектах почтовой связи, определенных оператором почтовой связи.
В силу абз. 4 ст. 134 Почтовых правил, принятых Советом глав администраций связи Регионального содружества в области связи 22.04.1992 г., в процессе сортировки выделяются неоплаченные почтовые отправления или оплаченные не полностью, на которые ставится оттиск доплатного штемпеля и указывается сумма доплаты.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что оператор почтовой связи вправе возвратить отправителю его почтовое отправление, в случае его неполной оплаты.
Судом установлено, что в период с (дата) по (дата) Малыгин Алексей Борисович отбывал наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Нижегородской области.
(дата) Малыгин А.Б. через администрацию ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Нижегородской области направил письменные обращения в закрытых конвертах в Министерство юстиции РФ, начальнику Управление ФСБ России по Нижегородской области и в Нижегородскую областную прокуратуру.
(дата) Малыгин А.Б. направил письменное обращение (жалобу) в закрытом конверте в Нижегородскую областную прокуратуру.
Администрация ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Нижегородской области вышеуказанные конверты, не подлежащие цензуре (дата) и (дата) направили по указанным на них адресам, что подтверждается представленными суду реестрами почтовых отправлений ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Нижегородской области (л.д.235,241).
В ходе судебного разбирательства установлено, что указанные почтовые отправления не дошли до адресатов, что подтверждается полученными ответами от Министерства юстиции РФ, Управления ФСБ России по Нижегородской области, Прокуратуры Нижегородской области (л.д.59,163,165).
Оценивая доводы представителя ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Нижегородской области о том, что указанные почтовые отправления были возвращены ФГУП «Почта России» в виду недостаточности суммы оплаты (марок на конвертах), и были вручены администрацией колонии осужденному Малыгину А.Б. суд приходит к следующему.
Приказом N 114-п от 17 мая 2012 Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" утвержден "Порядок приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений" (далее по тексту - "Порядок"), во исполнение всеми структурными подразделениями ФГУП "Почта России".
В силу п. 4.29 Порядка, регистрируемая письменная корреспонденция - письмо, должно отвечать требованиям к его предельной массе - 100 грамм, допустимому предельному размеру: максимальный: 229 x 324 мм; минимальный: 110 x 220 мм или 114 x 162 мм.
Расценки ФГУП "Почта России" на услуги почтовой связи утверждены Приказом ФАС России от 15.03.2016 N 232/16 "Об утверждении тарифов на услугу по пересылке внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей).
Данным документом утвержден следующий тариф на отправку простого почтового отправления (до 20 г) - 19,00 руб.
Согласно копии конверта по направлению заявленного Малыгиным А.Б. почтового отправления адресованному начальнику УФСБ России (том.2 л.д.3) установлено, что конверт содержит марок на 9 рублей, что не достаточно для направления простого почтового отправления, следовательно, стороной ответчика доказан факт недостаточности произведенной оплаты Малыгиным А.Б.
Оценивая почтовые реестры исходящей корреспонденции ФКУ ИК-1 и истребованные из личного дела Малыгина А.Б. копии конвертов по спорным почтовым отправлениям (том.2 л.д.2,4,6) суд приходит к выводу, что заявленные Малыгиным А.Б. почтовые отправления передавались администрацией ФКУ ИК-1 в почтовое отделение, о чем свидетельствуют почтовые штампы на реестрах, однако, марки на указанных конвертах ФГУП "Почта России" не погашены, следовательно, ФГУП "Почта России" не направлялись адресатам.
Исходя из добросовестности деятельности ФГУП "Почта России", позиции стороны ответчика ГУФСИН России по Нижегородской области и представителя третьего лица ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Нижегородской области подтверждающих факт возврата почтовой корреспонденции Малыгина А.Б. в ФКУ ИК-1, суд приходит к выводу, что имелись законные основания для возврата почтовой корреспонденции.
Факт получения возвращенных конвертов Малыгиным А.Б., подтверждается его личной росписью на копиях конвертов адресованных начальнику УФСБ России по Нижегородской области, и в Министерство юстиции Российской Федерации с указанием даты (дата).
Доводы Малыгина А.Б. о том, что он поставил свои росписи и даты на данных копиях, при ознакомлении с фактом регистрации его почтового отправления перед направлением их адресатам, суд находит несостоятельными, поскольку указанная им дата 19.08.2016г. значительно отличается от даты регистрации почтовых отправлений - 25.07.2016г. Кроме того, вышеуказанные правовые нормы не обязывают администрацию исправительной колонии ознакомить осужденного при направлении его почтового отправления, и напротив, обязывают его ознакомить с ответом (возвратом) на его обращение.
Отсутствие росписи Малыгина А.Б. в получении возвращенных его обращений адресованных в Прокуратуру Нижегородской области, учитывая установленные в судебном заседании обстоятельства, в частности направление почтовых отправлений в почтовое отделение ФГУП «Почта России», наличие копий конвертов в личном деле Малыгина А.Б., по мнению суда, не могут быть основанием для взыскания с органа исполнения наказаний РФ в пользу истца компенсации морального вреда.
Доводы Малыгина А.Б. об умышленном не направлении администрацией колонии его обращений (жалоб) в государственные органы РФ, суд находит не убедительными, поскольку объективными доказательствами не подтверждены.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ «░░░░░ ░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░