ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-17532/2023
№ дела в суде 1-й инстанции № 2-3456/2022
УИД 61RS0004-01-2022-005829-80
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Краснодар 27 апреля 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Дурневой С.Н.,
судей Ивановой О.Н., Жогина О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Ростова-на-Дону на решение Ленинского районного суда города Ростова-на-Дону от 10 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 21 февраля 2023 года по гражданскому делу по иску заместителя прокурора города Ростова-на-Дону в интересах ФИО1 к Администрации города Ростова-на-Дону, Департаменту координации строительства и перспективного развития города Ростова-на-Дону, МКУ «Управление капитального строительства» города Ростова-на-Дону об обязании обеспечить мероприятия по приспособлению жилого помещения и общего имущества.
Заслушав доклад судьи Дурневой С.Н., выслушав прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Заместитель прокурора <адрес> в интересах ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Администрации <адрес>, Департаменту координации строительства и перспективного развития <адрес>, МКУ «Управление капитального строительства» <адрес> об обязании обеспечить мероприятия по приспособлению жилого помещения и общего имущества.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что по заявлению инвалида 1 группы ФИО1 проведена прокурорская проверка, в ходе которой было выявлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в многоквартирном доме до адресу: <адрес>, в котором в <адрес> проживает инвалид, не осуществлены мероприятия по приспособлению жилого помещения и общего имущества в данном МКД по обеспечению условий реализации указанным лицам права на жилище, в том числе условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу МКД.
На протяжении длительного периода времени грубо нарушаются права инвалида 1 группы ФИО1, которая лишена возможности беспрепятственно передвигаться из своей квартиры к объектам социальной инфраструктуры, не имеет возможности выхода на улицу.
Просил обязать Администрацию <адрес>, Департамент координации и перспективного развития <адрес>, МКУ «Управление капитального строительства <адрес>» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение мероприятий по приспособлению жилого помещения (<адрес>) и общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, где проживает инвалид 1 группы ФИО1, в целях обеспечения условий доступности для инвалида в соответствии с определенным ООО «Экспертный центр» оптимальным перечнем мероприятий по приспособлению общего имущества в вышеуказанном многоквартирном доме, путем: устройства ровного нескользящего покрытия путей движений по территории; обустройства места отдыха во дворе дома; ремонта покрытия ступеней устройство нескользящего покрытия на лестнице на входе в подъезд; монтажа поручней на лестнице на входе в подъезд; устройства нескользящего покрытия пола в тамбуре, на площадке перед лестницей и на площадке перед лифтом; устройства освещения в подъезде; наклеивания тактильных наклеек для маркировки кнопок лифта; установки в лифте информатора речевого для лифта КМЗ ТОН-М фирма «Нейрон».
Решением Ленинского районного суда города Ростова-на-Дону от 10 ноября 2022 года исковые требования удовлетворены частичною, установлен срок для проведения заявленных в иске мероприятий в течение года с момента вступления решения суда в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 21 февраля 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрацией города Ростова-на-Дону поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения ввиду нарушения норм материального и процессуального права, несоответствия выводов судов установленным обстоятельствам дела. Кассатор полагает необоснованными выводы судов о наличии оснований для удовлетворения иска, указывает, что к участию в деле не было привлечено Министерство труда и социального развития <адрес> в обязанности которого входит фактические действия по реализации мероприятий по приспособлению жилого помещения и общего имущества МКД по адресу: <адрес>, в котором проживает инвалид 1 группы ФИО1 перечнем обустройств в рамках Государственной программы Ростовской области «Доступная среда», утвержденной Постановлением Правительства Ростовской области от 15.10.2018 № 639. Указывает, что при рассмотрении дела не было учтено фактически проведенное обустройство, в связи с чем полагал, что спор между сторонами отсутствует.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что оснований, предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ, для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Как установлено судом первой и апелляционной инстанции, ФИО1 является инвали<адрес>-й группы, проживает по адресу: <адрес>.
Управление многоквартирным жилым домом по указанному адресу осуществляет ООО «Коммунальщик Дона».
Прокуратурой <адрес> проведена проверка по обращению ФИО1, являющегося инвали<адрес> группы, о нарушении её жилищных прав на свободный доступ к использованию общего имущества в многоквартирном доме, которая в нём проживает в <адрес>.
В ходе прокурорской проверки было выявлено, что ДД.ММ.ГГГГ муниципальной комиссией проводилось обследование жилого помещения - <адрес> общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес>. По результатам обследования был составлен акт об отсутствии технической возможности приспособления жилого помещения и общего имущества многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, без изменения ограждающих конструкций данного многоквартирного дома путем осуществления его реконструкции или капитального ремонта. При этом было вынесено решение о необходимости проведения проверки экономической целесообразности конструкции жилого помещения и приспособления общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.
Согласно проведенному ООО «Экспертный центр» расчету потребности в финансовых ресурсах на проведение реконструкции и (или) капитального ремонта по объекту «Реконструкция общего имущества в многоквартирном доме адресу: <адрес>, в котором проживает инвалид 1 группы ФИО1, в целях его приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида» оптимальный перечень мероприятий по приспособлению общего имущества вышеуказанном многоквартирном доме включает в себя:
- устройство ровного нескользящего покрытия путей движения по территории;
- обустройство места отдыха во дворе дома;
- ремонт покрытия ступеней устройство нескользящего покрытия на лестнице на входе в подъезд;
- монтаж поручней на лестнице на входе в подъезд;
- устройство нескользящего покрытия пола в тамбуре, на площадке перед лестницей и на площадке перед лифтом;
- устройство освещения в подъезде;
- наклеивание тактильных наклеек для маркировки кнопок лифта;
- установка в лифте информатора речевого для лифта КМЗ ТОН-М фирма «Нейрон».
02.11.2018 года муниципальной комиссией дано заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, которое 05.07.2019 года направлено и.о. директора Департамента социальной защиты населения г. Ростова-на-Дону заместителю главы администрации г. Ростова-на-Дону по строительству и архитектуре. Однако мероприятия по приспособлению жилого помещения - <адрес> общего имущества в многоквартирном доме, где проживает инвалид 1 группы ФИО1, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не проведены.
В силу положений ч. 1 ст. 13 Устава города Ростова-на-Дону, принятого решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 09.04.1996 № 211 (далее – Устав), предметом особой заботы городского самоуправления являются права граждан пожилого возраста, инвалидов и других категорий граждан, нуждающихся в социальной защите.
В соответствии со ст. 45 Устава, исполнительно-распорядительным органом городского самоуправления является Администрация города.
Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 18.06.2019 № 712 в решение городской Думы от 21.06.2011 г. № 138 «Об утверждении положений об отраслевых (функциональных) органах администрации города Ростова-на-Дону» внесены изменения в Положение о Департаменте координации строительства и перспективного развитий города Ростова-на-Дону, в соответствии с которыми Департамент координации строительства перспективного развития города Ростова-на-Дону наделен полномочиями по организации выполнения мероприятий по приспособлению жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида (п. 29.1). К числу основных задач Департамента относится осуществление функций главного распорядителя средств бюджета города, выделенных на приспособление жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды (абз. 2 п. 2.1 Положения).
Согласно информации заместителя Главы администрации города Ростова-на-Дону по строительству и архитектуры от 03.12.2021, в настоящее время имеется 70 заключений о возможности приспособления жилых помещения инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды. МКУ «Управление капитального строительства города Ростова-на-Дону» проведены мероприятия по расчету стоимости проектно-изыскательских работ, необходимых для приспособления жилых помещений инвалидов и общего имущества многоквартирных домов, в том числе по ул. Вятская, а также проведена проверка достоверности определения сметной стоимости.
По информации МКУ «Управление капитального строительства города Ростова-на-Дону» от 20.01.2021 года, на основании Постановления Администрации города Ростова-на-Дону от 07.08.2020 № 773, мероприятия по приспособлению помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется муниципальным заказчиком МКУ «Управление капитального строительства города Ростова-на-Дону».
В соответствии с указанным Порядком МКУ «Управление капитального строительства города Ростова-на-Дону» подготовлен сметный расчет на проектные и изыскательские работы по приспособлению жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в рамках капитального ремонта, выполнение работ. При этом реконструкция объектов капитального строительства данного типа с привлечением бюджетных средств осуществляется исключительно на основании проектной документации, прошедшей государственную экспертизу.
17.08.2021 года получено положительное заключение государственной экспертизы № 217-226Б/2021 по проверке достоверности сметных расчетов на проектные и изыскательские работы по капитальному ремонту.
22.02.2022 года решением Ростовской-на-Дону городской Думы выделены средства на выполнение указанных проектных и изыскательских работ в 2022 году.
25.04.2022 года между МКУ «Управление капитального строительства города Ростова-на-Дону» и ООО «Артис» заключен муниципальный контракт на выполнение проектных и изыскательских работ по 42 многоквартирным домам, в которых проживают инвалиды, в том числе в отношении многоквартирного дома по <адрес>, где проживает инвалид ФИО1 Срок выполнения проектно-изыскательских работ по контракту 23.12.2022 года. После выполнения проектно-изыскательских работ, предполагается выделение средств Ростовской-на-Дону городской Думой на проведение уже непосредственно самих работ по приспособлению жилого помещения и многоквартирного дома.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствовался положениями Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федерального закона от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учётом потребностей инвалидов» исходил из того, что мероприятия по приспособлению жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, где проживает инвалид первой группы ФИО1, ничем не обеспечены, отсутствуют условия для осуществления названным лицом права на жилище, в том числе условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в данном многоквартирном доме.
Судебная коллегия при апелляционном рассмотрении дела с выводами суда первой инстанции согласилась, указав, что они обоснованы и соответствуют требованиям закона, а также обстоятельствам дела.
С выводами суда первой и апелляционной инстанции судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается и не находит оснований для отмены постановленных судебных решений.
Согласно пунктам 1 и 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): в том числе, условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.
Утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, установлено, что общее имущество многоквартирного жилого дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения (подпункт «в» пункт 10).
Из положений пункта 5.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.
Статьей 12 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся: установление порядка обеспечения условий доступности для инвалидов общего имущества многоквартирного жилого дома, в том числе и придомовой территории, отнесено к компетенции органов государственной власти Российской Федерации.
Из пункта 3 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.\
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 июля 2016 года № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что доступность для инвалида жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.
В соответствии с пунктом 3 Правил координацию мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов с учетом потребностей инвалидов в отношении жилых помещений, не входящих в состав жилищного фонда Российской Федерации, обеспечивает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (далее уполномоченный орган).
Обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, осуществляется в целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении (далее - обследование) (пункт 4 Правил).
Обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления (далее - муниципальная комиссия). Указанное обследование проводится в соответствии с планом мероприятий, утвержденным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования (пункт 6 Правил).
Из пункта 10 Правил порядок создания и работы федеральной комиссии устанавливается уполномоченным федеральным органом, порядок создания и работы региональной и муниципальной комиссий устанавливается уполномоченным органом.
Заключение о возможности (об отсутствии возможности) приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида выносится комиссией на основании: акта обследования и решения комиссии об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид (пункт 17 - 20, 22 Правил).
Применительно к вышеизложенному, судами нижестоящих инстанций верно установлено, что ответчиком в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида не выполнены ряд мероприятий, ФИО1 не обеспечены условия доступности к жилому помещению, в связи с чем, вопреки позиции кассатора, у судов нижестоящих инстанций имелись правовые основания к удовлетворению заявленных исковых требований.
Учитывая, что в силу прямого указания закона именно на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению условий доступности к жилому помещению и приспособлению жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором он проживает, для его использования, то ссылка кассатора на привлечение Министерство труда и социального развития Ростовской области к участию в деле, в обязанности которого входит фактические действия по реализации мероприятий по приспособлению жилого помещения и общего имущества МКД по адресу: <адрес>, в котором проживает инвалид 1 группы ФИО1 перечнем обустройств в рамках Государственной программы Ростовской области «Доступная среда», утвержденной Постановлением Правительства Ростовской области от 15.10.2018 № 639, судебной коллегией отклоняется. Указанные обстоятельства не являются основанием для отмены правильно постановленных судебных постановлений, а кроме того, обжалуемые судебные акты права и интересы указанных выше лиц, не затрагивают.
Довод кассатора об осуществлении в настоящий момент всех необходимых, законодательно предусмотренных мероприятий по приспособлению имущества МКД для нужд инвалида ФИО1, не свидетельствует о необоснованности вывода суда о нарушении права ФИО1 на обеспечения условий доступности для инвалида, поскольку во внесудебном порядке на протяжении длительного периода времени права инвалида, в защиту которых заявлен иск прокурора, не обеспечены органом местного самоуправления в нарушение действующего законодательства РФ. В связи с чем, указанный довод основанием для отмены состоявшихся судебных актов не является.
Вопреки позиции кассатора, судебная коллегия полагает, что правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судами нижестоящих инстанций правильно, обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения настоящего спора установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований гражданского процессуального законодательства, подробно изложена в обжалуемых судебных актах, а доводы жалобы по существу рассмотренного спора, не опровергают правильности выводов суда первой и апелляционной инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований к отмене состоявшихся судебных решений.
Иных доводов, которые бы не были проверены судами нижестоящих инстанций и могли повлиять на принятое судами решение, кассационная жалоба не содержит.
Выводы судов основаны на нормах действующего законодательства, приведенных в судебных постановлениях, мотивированы со ссылкой на доказательства, обстоятельствам по делу не противоречат и сомнений в законности не вызывают.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 390 ГПК РФ по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления кассационный суд общей юрисдикции вправе оставить постановления судов первой и (или) апелляционной инстанций без изменения, а кассационные жалобу, представление без - удовлетворения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Ленинского районного суда города Ростова-на-Дону от 10 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 21 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий Дурнева С.Н.
Судьи Иванова О.Н.
Жогин О.В.