Дело № 3а – 590/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Красноярск. 23 октября 2019 года.
Красноярский краевой суд в составе судьи Малякина А.В.,
при секретаре Анеховой Я.В.,
с участием старшего прокурора отдела прокуратуры Красноярского края Моргуна О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Галичанина Ивана Геннадьевича о признании не действующим в части приложения № 92 к постановлению Правительства Красноярского края от 30 апреля 2015 г. № 217-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах и жилых домов на территориях отдельных муниципальных образований Красноярского края»,
установил:
постановлением Правительства Красноярского края от 30 апреля
2015 г. № 217-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах и жилых домов на территориях отдельных муниципальных образований Красноярского края» (далее также – постановление № 217-п) утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах и жилых домов на территориях отдельных муниципальных образований Красноярского края, в том числе на территории муниципального образования город Ужур на отопительный период, определенные расчетным методом, согласно приложению № 92.
Данное постановление размещено 11 июня 2015 г. на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края www.zakon.krskstate.ru, а также опубликовано 17 июня 2015 г. в периодическом печатном издании «Наш Красноярский край», № 43.
Галичанин И.Г. обратился в Красноярский краевой суд с административным исковым заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и не действующим приложения № 92 к постановлению № 217-п в части установления норматива потребления коммунальной услуги по отоплению для двухэтажных многоквартирных жилых домов со стенами из панелей до 1999 года постройки в размере 0,0509 Гкал на 1 кв. метр общей площади жилого помещения в месяц.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что оспариваемый норматив, используемый при начислении ему платы за коммунальную услугу по отоплению, является завышенным и установлен с нарушением требований Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306, поскольку при расчете норматива использовались неверные сведения о площади жилых домов, температуре наружного воздуха и продолжительности отопительного периода в муниципальном образовании.
Правительством Красноярского края, а также министерством промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (заинтересованное лицо) представлены письменные возражения на административное исковое заявление, в которых указано, что постановление № 217-п принято уполномоченным органом в установленном законом порядке, его оспариваемые положения соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Выслушав объяснения Галичанина И.Г., поддержавшего заявленные требование, представителя Правительства Красноярского края
Бородавкина С.В. и представителя министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края Растащеновой М.М., возражавших против административного иска, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Моргуна О.В., полагавшего административное исковое заявление обоснованным, Красноярский краевой суд находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Отношения по оплате гражданами коммунальных услуг регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 157 этого кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их формированию определены Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 (далее – Правила № 306).
Согласно пункту 3 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=64D99782DEB3D5FD43174A61F4EDC51746A2758FD4474C44ED5F217804F8B3735FFE4BEDAD2D64C07FD9760FC150861A196378CAFC54B5D9LEx6N" 11 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях; при различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, указанные нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением № 2 к данным правилам.
Из таблицы № 6 приложение № 2 к Правилам № 306 следует, что норматив потребления коммунальной услуги по отоплению определяется с учетом этажности многоквартирного жилого дома, года постройки (до 1999 г. и после 1999 г.), материала стен (камень, кирпич, панели, блоки, дерево, смешанные и другие материалы).
В Красноярском крае органом, уполномоченным утверждать норматив потребления коммунальной услуги по отоплению, применяемый для определения размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета, является Правительство Красноярского края (подпункт «в» статьи 1 Закона Красноярского края от 11 октября 2012 г. № 3-551 «Об отдельных полномочиях Правительства Красноярского края в области предоставления коммунальных услуг и снабжения коммунальными ресурсами»).
Таким образом, постановление № 217-п принято уполномоченным органом. Оно опубликовано и введено в действие в соответствие с Законом Красноярского края от 18 декабря 2008 г. № 7-2627 «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Красноярского края». Процедура его принятия не нарушена, что не оспаривается административным истцом.
Из материалов дела видно, что Галичанин И.Г. является собственником жилого помещения в двухэтажном многоквартирном доме 1983 года постройки, расположенного по адресу: <адрес> При начислении административному истцу платы за коммунальную услугу по отоплению используется норматив в размере 0,0509 Гкал на 1 кв. метр площади жилого помещения в месяц, который установлен приложением № 92 к постановлению № 217-п для двухэтажных многоквартирных жилых домов со стенами из панелей до 1999 года постройки.
Этот норматив определен с применением расчетного метода на основании пункта 22 Правил № 306, поскольку метод аналогов в данном случае применить невозможно из-за отсутствия приборов учёта потребления коммунальной услуги в аналогичных домах (двухэтажных многоквартирных жилых домах со стенами из панелей до 1999 года постройки).
Порядок расчета норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях установлен пунктами 18 - 20 приложения
№ 1 к Правилам № 306.
В частности, расчет такого норматива определяется по формуле 18, включающей показатель Qо – количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, не оборудованными коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, или жилыми домами, не оборудованными индивидуальными приборами учета тепловой энергии (Гкал), определяемое по формуле 19.
Согласно формуле 19 показатель Qо зависит от часовой тепловой нагрузки на отопление многоквартирного дома или жилого дома (qmax), среднесуточной температуры наружного воздуха за отопительный период (tсро), продолжительности отопительного периода (суток в год), характеризующегося среднесуточной температурой наружного воздуха 8°C и ниже (nо).
Пунктом 20 приложения № 1 к Правилам № 306 предусмотрено, что часовая тепловая нагрузка на отопление многоквартирного дома или жилого дома (qmax) определяется как произведение нормируемого удельного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирного дома или жилого дома (qуд) и общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или площади жилого дома (S).
Из документов, представленных Правительством Красноярского края
и министерством промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, усматривается, что при расчете оспариваемого административным истцом норматива среднесуточная температура наружного воздуха за отопительный период (tсро) определена в значении -7,62°С, продолжительность отопительного периода (nо) принята как 254 суток, а часовая тепловая нагрузка на отопление дома (qmax) рассчитана исходя из общей площади помещений многоквартирного дома (S) равной 20454,5 кв.м. (т. 1, л.д 120-124, 166-178).
В обоснование административного иска Галичанин И.Г. ссылается на то, что вышеприведенные значения показателей tсро, nо и S определены неверно.
Заинтересованным лицом представлены сведения Росгидромета о том, что среднесуточная температуры наружного воздуха в городе Ужуре за отопительные периоды 2009-2010 гг., 2010-2011 гг., 2011-2012 гг.,
2012-2013 гг., 2013-2014 гг. составила -7,62°С (т.2, л.д. 8).
В пункте 44 Правил № 306 указано, что среднесуточная температура наружного воздуха в отопительный период определяется на основании сведений, предоставляемых органами гидрометеорологической службы за предыдущие 5 отопительных периодов подряд как среднеарифметическое средних суточных температур наружного воздуха за отопительный период.
Следовательно, вопреки мнению административного истца принятие при расчете оспариваемого норматива показателя среднесуточной температуры наружного воздуха за отопительный период (tсро) в значении -7,62°С не противоречит Правилам № 306.
В остальной части доводы Галичанина И.Г. являются обоснованными.
Так, при определении продолжительности отопительного периода (tсро) равной 254 дням был взят только отопительный период 2013-2014 гг. – самый длительный из пяти предыдущих отопительных периодов (т. 2, л.д. 8). Причем учитывалось количество всех календарных дней этого периода, тогда как согласно пункту 19 приложения № 1 к Правилам № 306 учету подлежали только те дни, в которые среднесуточная температура наружного воздуха составляла 8°C и ниже.
С доводами административного ответчика и заинтересованного лица о том, что в продолжительность отопительного периода включаются все дни со дня начала отопительного периода до дня его окончания нельзя согласиться, поскольку они не соответствуют приведенным положениям пункта 19 приложения № 1 к Правилам № 306.
Более того, предложенное представителем заинтересованного лица толкование Правил № 306 не согласуется с порядком определения начала и окончания отопительного периода, установленным в пункте 5 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354). Согласно данному порядку отопительный период должен начинаться не позднее и заканчиваться не ранее дня, следующего за днем окончания пятидневного периода, в течение которого соответственно среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8°С или среднесуточная температура наружного воздуха выше 8°С. Из названных положений следует, что начало и окончание отопительного периода связывается со среднесуточной температурой наружного воздуха соответственно ниже или выше 8°С (но не равной 8°С), в то время как значение показателя nо в формуле 19 приложения № 1 к Правилам № 306 рассчитывается исходя из количества дней, в которых среднесуточная температура наружного воздуха составляет 8°C или ниже.
О том, что значение показателя nо в количестве 254 дней для города Ужура является явно завышенным свидетельствует тот факт, что в соответствии с пунктом 5.1.2 Свода правил «СП 23-101-2004. Проектирование тепловой защиты зданий» (одобрен и рекомендован к применению письмом Госстроя России от 26 марта 2004 г. № ЛБ-2013/9) и таблицей 3.1 «СП 131.13330.2018. Свод правил. Строительная климатология. СНиП 23-01-99» (утвержден приказом Минстроя России от 28 ноября 2018 г. № 763/пр) продолжительность отопительного периода в городе Ужуре, характеризующегося среднесуточной температурой наружного воздуха 8°C и ниже (по наблюдениям метеостанции в городе Ачинске), составляет 233 дня.
Также при расчете оспариваемого норматива неверно определен показатель S (общая площадь жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или площадь жилого дома).
Принимая во внимание, что оспариваемый норматив установлен для двухэтажных многоквартирных жилых домов со стенами из панелей до 1999 года постройки, при определении значения показателя S учету подлежали расположенные в городе Ужуре дома с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, то есть только двухэтажные многоквартирные жилые дома со стенами из панелей до 1999 года постройки.
Из материалов дела видно, что при определении показателя S для расчета оспариваемого норматива была учтена площадь 22 домов, в том числе площадь дома, расположенного по адресу: <адрес> (т. 1, л.д. 180-181). Однако указанный дом является одноэтажным со стенами из кирпича, что подтверждается техническим паспортом (т. 2, л.д. 132-139). Учет площади такого дома при установлении норматива потребления коммунальной услуги по отоплению для двухэтажных многоквартирных жилых домов со стенами из панелей противоречит пункту HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=64D99782DEB3D5FD43174A61F4EDC51746A2758FD4474C44ED5F217804F8B3735FFE4BEDAD2D64C07FD9760FC150861A196378CAFC54B5D9LEx6N" 11 Правил № 306.
Кроме этого, непосредственно при определении общей площади помещений вышеуказанных 22 домов были допущены ошибки.
Так, только по дому <адрес>, в котором проживает административный истец, общая площадь помещений, участвующая в расчете норматива, была принята в размере 1 040,8 кв.м., тогда как действительная площадь всех отапливаемых помещений в этом доме, включая площадь тамбуров и лестничных клеток, составляет согласно техническому паспорту 956,2 кв.м. (т. 2, л.д. 21-36). Ошибочный результат получен в связи с тем, что при расчете к общей площади отапливаемых помещений дома (956,2 кв.м.) была излишне прибавлена уже учтённая площадь тамбуров и лестничных клеток, входящих в состав общего имущества дома (84,6 кв.м.).
Аналогичные ошибки допущены при расчете площади помещений по другим домам, в технической документации на которые общая площадь жилых и нежилых помещений указана с учётом площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Ссылка представителя заинтересованного лица на то, что неверные сведения о площади помещений были получены от органа местного самоуправления и ресурсоснабжающих организаций не может быть принята во внимание, так как данное обстоятельство не имеет значения для решения вопроса о соответствии постановления № 217-п нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Таким образом, оспариваемый Галичаниным И.Г. норматив потребления коммунальной услуги по отоплению установлен с нарушением требований Правил № 306. Его размер определен неверно, чем нарушаются права административного истца.
В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт, не соответствующий полностью или в части иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признаётся судом недействующим полностью или в части со дня его принятия либо иной определенной судом даты.
Учитывая, что постановление № 217-п применялось и на его основании были реализованы права граждан и организаций, Красноярский краевой суд считает необходимым признать данный нормативный правовой акт в оспариваемой части недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Красноярский краевой суд
решил:
административный иск Галичанина Ивана Геннадьевича удовлетворить.
Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу приложение № 92 к постановлению Правительства Красноярского края от 30 апреля 2015 г. № 217-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах и жилых домов на территориях отдельных муниципальных образований Красноярского края» в части установления норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в двухэтажных многоквартирных жилых домах со стенами из панелей до 1999 года постройки в размере 0,0509 Гкал на 1 кв. метр общей площади жилого помещения в месяц.
Сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит опубликованию в газете «Наш Красноярский край» и размещению на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края http://www.zakon.krskstate.ru.
Решение суда может быть обжаловано через Красноярский краевой суд в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: