№ 3а-44/2020
(3а-293/2019)
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации03 февраля 2020 г. г.Петрозаводск
Верховный Суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Кудряшовой Е.П. при секретаре Сафоновой М.В., с участием представителейадминистративного ответчика Ильина А.А., Управления Росреестра по Республике Карелия Шляминой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлениюобщества с ограниченной ответственностью «ЛенТоргСтрой» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «ЛенТоргСтрой» (далее -ООО «ЛенТоргСтрой»,Общество) обратилось в суд по тем основаниям, что является собственникомобъекта недвижимости-(...)
По состоянию на 22 ноября 2011 г. кадастровая стоимость объекта недвижимости установлена в размере21398763руб.60коп.
По инициативе административного истца независимый оценщик индивидуальный предприниматель Д. А.О.подготовил отчет № (...) 04 октября 2017 г. об оценке рыночной стоимостиобъекта капитального строительства, согласно которому его рыночная стоимость определена в размере 8320000 руб.
Административный истец полагает, что кадастровая стоимость объекта капитального строительства значительно превышает его рыночную стоимость, что влечет соответствующее увеличение налоговой базы, в связи с чем просит установить кадастровую стоимость вышеназванного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Также заявлены требования о возложении обязанности внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной.
В судебном заседании представитель Правительства Республики Карелия оставил разрешение спора на усмотрение суда.
Представитель Управления Росреестра по Республике Карелия полагала не соблюденным административным истцом досудебный порядок урегулирования спора.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Заслушав объяснения представителей административных ответчиков, показания свидетеля Д. А.О.,исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, чтоООО«ЛенТоргСтрой» является собственником объекта недвижимости -(...), что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 30 декабря 2019 г.
В силу главы 32 Налогового кодекса Российской Федерацииадминистративный истец является плательщиком налога на имущество и в отношении спорного объекта недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из его кадастровой стоимости.
Таким образом, административный истец, являясь в силу действующего законодательства плательщиком налога на имущество, самостоятельно определяет налоговую базу объекта капитального строительства исходя из его кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости-здания с кадастровым номером (...) была определена в результате проведения работ по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, расположенных на территории Республики Карелия в 2011-2012 годах на основании государственного контракта. Кадастровой оценке подлежали те объекты капитального строительства, сведения о которых содержались в государственном кадастре недвижимости на дату проведения оценки - 22 ноября 2011 г.
Результаты кадастровой оценки утверждены постановлением Правительства Республики Карелия от 26 сентября 2012 г. № 298-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Республики Карелия».
Сведения о здании с кадастровым номером (...) были внесены 22 ноября 2011 г. в государственный кадастр недвижимости (в последующем, Единый государственный реестр недвижимости) в соответствии с Порядком включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 11 января 2011 г. № 1, на основании технического паспорта объекта, переданного ГУП РК РГЦ «Недвижимость» в установленном порядке.
В соответствии с приложением № 1 к постановлению Правительства Республики Карелия от 26 сентября 2012 г. № 298-П кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером (...) составляет21398763 руб. 60 коп.по состоянию на 22 ноября 2011 г.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 29 января 2020 г. кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером (...) установлена в размере 8261465 руб. 72 коп.по состоянию на 01 января 2019 г.
Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались.
Таким образом, кадастровая стоимость, которую оспаривает административный истец в размере 21398763 руб. 60 коп., в настоящее время является архивной.
Пункт 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» содержит разъяснение, что требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Учитывая, что ООО «ЛенТоргСтрой»с заявлением об оспаривании результатов кадастровой стоимости обратилсяв комиссию по рассмотрению споров об определении кадастровой стоимости 15 ноября 2017 г., следовательно, в случае удовлетворения административного иска, кадастровая стоимость подлежит применению с 01 января 2017 г.
Суд полагает, что досудебный порядок обращения в суд административным истцом был соблюден, непредставление Выпискииз Единого государственного реестра недвижимости не может быть расценено как нарушение установленного порядка, поскольку комиссия лишена возможности рассмотрения заявления в связи с истечением срока обращения о пересмотре кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости(п.3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО №4)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от22 октября 2010 г. № 508).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ)является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Полагая, что установленная кадастровая стоимость объекта недвижимости, находящегося в собственности, не соответствует его рыночной стоимости, административный истец обратился 15 ноября 2017г. в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Заявление комиссией возвращено без рассмотрения, поэтому Обществом 23 декабря 2019 г. подан административный иск в суд.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, подлежащая внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно на произвольную дату.
Рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером (...) по состоянию на 22 ноября 2011 г. определена на основании отчета об оценке рыночной стоимости объекта капитального строительства № (...) от 04 октября 2017 г., выполненного независимым оценщиком индивидуальным предпринимателем Д. А.О. и составляет 8320000 руб.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона №135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчетах, составленных по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Сопоставив представленные документы о рыночной стоимости объекта недвижимости, подробно исследовав возражения административных ответчиков и заинтересованных лиц, показания свидетеля Д. А.О., суд приходит к выводу о том, что отчет в целом соответствует требованиям законодательства, нарушений, которые ставили бы под сомнение сделанные в нем выводы, оценщиком не допущено, в связи с чем суд признает его достоверным и соглашается с рыночной стоимостью объекта недвижимости в размере 8320000 руб.
На основании части 4 статьи 7, пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и абзаца 6 статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ установление судом кадастровой стоимости является основанием для органа регистрации прав внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости, в связи с чем в удовлетворении требований внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной необходимо отказать.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «ЛенТоргСтрой» удовлетворить частично.
Установить по состоянию на 22 ноября 2011 г. кадастровую стоимость объекта недвижимости -здания магазина с кадастровым номером (...), в размере его рыночной стоимости, равной 8320000 руб. на период с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, и до31 января 2020 г.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать15ноября 2017 г.
В удовлетворении остальных административных исковых требований – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Верховный Суд Республики Карелия.
Судья Е.П. Кудряшова
мотивированное решение
составлено 04 февраля 2020 г.