Решение по делу № 33-9131/2020 от 12.10.2020

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ФИО4

91RS0008-01-2019-002204-51

Председательствующий судья первой инстанции

Холкина А.И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 декабря 2020 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

    председательствующего, судьи     Богославской С.А.,

    судей                        Белинчук Т.Г., Самойловой Е.В.,

    при секретаре                Николаевой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Тыкалюк Светланы Афанасьевны к государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Потеха Д.В., Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, - Совета министров Республики Крым, Государственного Совета Республики Крым, Администрации Джанкойского района Республики Крым, Крылова Николая Ивановича, о признании решения незаконным, восстановлении положения, существовавшего до нарушения права, понуждении совершить определенные действия,

у с т а н о в и л а :

В сентябре 2019 года Тыкалюк С.А., уточнив свои требования, обратилась в суд с иском к ответчикам, в котором просила суд возложить обязанность на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым передать ей бесплатно в собственность земельный участок с видом разрешенного использования – сельскохозяйственное использование, площадью 434 300 кв.м. с кадастровым номером , в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования в силу приобретательной давности, а так же, просила признать незаконным решение государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Потеха Д.В. от 26.08.2019 года о прекращении права собственности Тыкалюк С.А. на земельные участки с кадастровыми номерами , и изменения права собственности на право постоянного (бессрочного) пользования, восстановить положение, существовавшее до нарушения права, возложив на государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Потеха Д.В. обязанность аннулировать записи в ЕГРН произведенные им 26.08.2019 года о прекращении права собственности на указанные земельные участки и изменении вида правообладания на право постоянного (бессрочного) пользования, а так же, возложить на него обязанность выдать ей новые выписки из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающие государственную регистрацию права собственности на указанные земельные участки с видом разрешенного использования – сельскохозяйственное использование, с указанием даты их первичной государственной регистрации - 13.11.2018 года.

Исковые требования мотивированы тем, что истцу на основании государственного акта о праве постоянного пользования землей серии III-КМ выданного ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Советом народных депутатов, принадлежал земельный участок, предназначенный для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, площадью 43,68га, расположенной на территории Стальненского сельского совета. ДД.ММ.ГГГГ на основании указанного государственного акта Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым за истцом было зарегистрировано право собственности на данный земельный участок, что подтверждается соответствующей выпиской из ЕГРН. Позже, 13.11.2018 года исходный земельный участок под кадастровым номером был разделен на четыре земельных участка с кадастровыми номерами . Согласно выписок из ЕГРН от 18.07.2019 года земельные участки находятся в собственности Тыкалюк С.А.

Уведомлениями от 26.08.2019 года Тыкалюк С.А. извещена о том, что в связи с допущенной технической ошибкой при приеме заявления и регистрации, право собственности истца изменено на право постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с правоустанавливающим документом.

Истец считает решения государственного регистратора Потеха Д.В. от 26.08.2019 года незаконными. Указывает, что ранее как гражданин Украины она приобрела право постоянного пользования спорным земельным участком, однако, в силу общего смысла действующего земельного законодательства, имеет право в любое время, уже будучи гражданином Российской Федерации, переоформить право постоянного пользования землей на право частной собственности. Полагает, что не внесение законодателем данного вида разрешенного использования землей в перечень земельных участков, подлежащих такому переоформлению, по сути является недочетом данной нормы права и нарушением её конституционных прав, в связи с чем, не может приниматься во внимание судом.

Кроме того, истица указала, что исправление технической ошибки в отношении спорного земельного участка, изменяющее право на него, не могло быть рассмотрено вне судебного порядка и в её отсутствие, кроме того, ранее принятое государственным регистратором решение о регистрации за ней права собственности, было ею реализовано, путем раздела спорных земельных участков, и сдачи части из них в аренду, в связи с чем, также не подлежало отмене в административном порядке.

Решением Джанкойского районного суда Республики Крым от 06 августа 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе истец Тыкалюк С.А., ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права, ненадлежащую оценку представленных доказательств, просила указанное решение отменить и принять по делу новое решение которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 05 ноября 2020 года судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции без особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, к участию в деле в качестве третьего лица, привлечен Крылов Николай Иванович, являющийся арендатором спорных земельных участков.

Будучи надлежащим образом извещенными о дне и месте рассмотрения дела, по адресам регистрации, имеющимся в материалах дела, а так же, в соответствии с требованиями п.7 ст. 113 ГПК РФ, посредством размещения информации на электронном сайте Верховного Суда Республики Крым, в сети «Интернет», ответчик государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Потеха Д.В., не явился, третьи лица: Совет министров Республики Крым, Государственный Совет Республики Крым, Администрация Джанкойского района Республики Крым, Крылов Н.И., в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили, об отложении дела не просили.

Исходя из приведенных обстоятельств и руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, при имеющейся явке.

В судебном заседании судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым, истец Тыкалюк С.А., и её представитель Курбатов А.В., исковое заявление поддержали в полном объеме, по доводам, изложенным в заявлении об уточнении исковых требований в редакции от 02.12.2019 г., просили удовлетворить его в части требований к государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Потеха Д.В. об признании незаконными его решений и действий по изменению вида права на спорные земельные участки, в части требований к Министерству имущественных и земельных отношений РК о признании за истицей права собственности на спорное имущество в порядке приобретательной давности, не настаивали, однако заявлять в установленном порядке отказ от данной части исковых требований, отказались.

Представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, по доверенности, Янчук А.Ю., а также представитель ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, по доверенности, Ногайчук А.Г., в судебном заседании, против удовлетворения исковых требований возражали в полном объеме.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат частичному удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.

Согласно абз.2) ч.2 ст.8 ГК РФ, акты органов местного самоуправления являются основанием возникновения гражданских прав.

В соответствии со ст.ст. 39.1, 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ), земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления, в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Согласно ст.11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с п.3) ч.1 ст.14, ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с ч.1 ст.4 Закона Республики Крым N 54-ЗРК от 21.08. 2014 года «Об основах местного самоуправления в Республике Крым», по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 2 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" права на имущество, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории Республики Крым в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, признаются следующими правами, кроме частной, муниципальной собственности, а также земель, отнесенных в соответствии с настоящим Законом к землям лесного фонда, признаются собственностью Республики Крым.

В силу части 1 статьи 3 названного Закона предоставленное гражданам, юридическим лицам до вступления в силу Федерального конституционного закона право постоянного пользования земельным участком соответствует предусмотренному Земельным кодексом Российской Федерации праву постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

В соответствии с пунктом 6 статьи 1 Федеральным законом от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Федеральный закон № 218-ФЗ) государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.

Статьёй 14 Федерального закона № 218-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Одними из оснований для осуществления государственной регистрации прав являются акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.

Согласно Постановлению Совета Министров Республики Крым от 11.08.2014 № 264 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объект недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации» одним из документов, подтверждающим наличие ранее возникших прав на объект недвижимости и необходимых для государственной регистрации, является выданный в установленном порядке на территории Республики Крым до 16 марта 2014 года государственный акт на право постоянного пользования землей (земельным участком).

По смыслу части 3 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" реестровая ошибка может быть исправлена по решению государственного регистратора прав после получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки.

В случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости, исправление реестровой ошибки осуществляется государственным регистратором прав.

В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав (часть 4 указанной статьи).

В силу статьи 44 Земельного кодекса Российской Федерации право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, по иным основаниям, предусмотренным гражданским и земельным законодательством.

Общие основания прекращения права собственности указаны в статье 235 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно указанной норме право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся обращение взыскания на имущество по обязательствам (статья 237), отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238), отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка ввиду его ненадлежащего использования (статья 239), отчуждение объекта незавершенного строительства в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (статья 239.1); отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2); выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных (статьи 240 и 241); реквизиция (статья 242); конфискация (статья 243); отчуждение имущества в случаях, предусмотренных статьей 239.2, пунктом 4 статьи 252, пунктом 2 статьи 272, статьями 282, 285, 293, пунктами 4 и 5 статьи 1252 настоящего Кодекса; обращение по решению суда в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы; обращение по решению суда в доход Российской Федерации денег, ценностей, иного имущества и доходов от них, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии терроризму лицом не представлены сведения, подтверждающие законность их приобретения.

Исправление технической ошибки не указано в данной норме, а также в Земельном кодексе Российской Федерации в качестве основания для прекращения права собственности лица на земельный участок.

Из материалов дела следует, что на основании решения Исполнительного комитета Джанкойского районного Совета народных депутатов Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ Тыкалюк Светлане Афанасьевне ДД.ММ.ГГГГ выдан государственный акт, согласно которому последней в постоянное пользование предоставлен земельный участок площадью 43,68 га, расположенный на территории Стальненского сельского Совета народных депутатов, назначение земельного участка - ведение крестьянского (фермерского) хозяйства (Том л.д. 26, Том л.д. 4).

29.08.2016 г. Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру РК, вышеуказанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет в качестве «ранее учтенного», с присвоением (т.1 л.д.44)

В соответствии с заявлением, поданным 08.11.2016 г. Тыкалюк С.А. в орган регистрации, а так же разработанным по заявлению истицы межевым планом, границы вышеуказанного земельного участка были уточнены, в ЕГРН внесены соответствующие сведения, в том числе, о нахождении этого земельного участка в постоянном (бессрочном) пользовании Тыкалюк С.А. (т.1 л.д.64-66)

16.03.2017 года Тыкалюк С.А., с целью проведения государственной регистрации права, в соответствие с законодательством Российской Федерации, подала в Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» заявление в отношении вышеуказанного земельного участка, , площадью 434300 кв.м., указав вид прав - собственность.

Одновременно с указанным заявлением истцом были поданы следующие документы: государственный акт на право постоянного пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ , выданный <адрес> Советом народных депутатов, серии Ш-КМ, и кадастровая выписка о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ /ИСХ/2017-127122 Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (Том №1 л.д. 67-69).

28.03.2017 года, на основании поданного заявления и приложенных к нему документов, в ЕГРН внесены сведения о праве собственности Тыкалюк С.А. на вышеуказанный земельный участок, с указанием вида разрешенного использования - сельскохозяйственное использование, площади 434300 +/- 231 кв.м. (Том №1 л.д. 70-71).

26.10.2018 года Тыкалюк С.А. подала в Государственное бюджетное учреждение Республики ФИО4 «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» заявление о государственной регистрации прекращения права собственности в отношении земельного участка с , в связи с его разделом на 4 земельных участка, приложив к данному заявлению межевой план, (т.1 л.д.72-77), а так же заявление о государственной регистрации права собственности на вновь образованные в результате этого земельные участки, в отношении земельного участка площадью 48991 кв.м., в отношении земельного участка общей площадью 160000 кв.м., в отношении земельного участка общей площадью 112899 кв.м., в отношении земельного участка общей площадью 112411 кв.м., расположенных по адресу Республика Крым, Джанкойский район, Стальненский сельский совет (Том л.д. 40-54).

13.11.2018 года государственным регистратором Потеха Д.В., на основании поданных документов, в ЕГРН внесены сведения о праве собственности Тыкалюк С.А. на вышеуказанные земельные участки с кадастровыми номерами , площадью 48991 +/- 77 кв.м., , площадью 112411 +/- 117 кв.м., площадью 112899 +/- 118 кв.м., площадью 160000 +/- 140 кв.м., с указанием вида их разрешенного использования - сельскохозяйственное использование (Том л.д. 78-85).

01.08.2019 года между Тыкалюк С.А. и Крыловым Н.И. заключен договор аренды, согласно которого арендодатель (Тыкалюк С.А.) предоставил, а арендатор (Крылов Н.И.) принял земельные участки с кадастровыми номерами: в аренду, сроком до 31.07.2022 года (Т.2 л.д.235).

16.08.2019 года состоялась заседание совета государственных регистраторов Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, на котором было принято решение об исправлении технической ошибки в сведениях ЕГРН в отношении спорных земельных участков сельскохозяйственного назначения.

Как следует из содержания протокола земельные участки с видом разрешенного использования «сельскохозяйственное использование» не подпадают под упрощенный порядок государственной регистрации собственности.

26.08.2019 года за номерами государственным регистратором Потеха Д.В. в адрес Тыкалюк С.А. направлены уведомления, об изменении сведений о праве собственности на земельные участки с кадастровыми номерами на право постоянного (бессрочного) пользования (в соответствии с правоустанавливающим документом) в связи с допущенной технической ошибкой, при приеме заявления и внесении сведений в Единый государственный реестр прав сведений.

Письмом Государственного комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 17.09.2019 года Тыкалюк С.А. было отказано в удовлетворении жалобы на неправомерные действия государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Потеха Д.В. (Т.1 л.д.131-132).

Обращаясь в суд с настоящим иском, истица просила признать незаконными вышеуказанные решения и действия государственного регистратора, а так же восстановить её права, путем восстановления сведений в ЕГРН.

Удовлетворяя заявленные требования частично, судебная коллегия исходит из следующего.

В соответствии с требованиями ст.11 Гражданского кодекса РФ и ст.3 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебной защите подлежат нарушенные права и охраняемые свободы лица, обратившегося за судебной защитой.

Защита нарушенных прав осуществляется предусмотренным действующим законодательством способом, перечень которых указан в ст.12 ГК РФ, и который не является исчерпывающим, выбор способа защиты права принадлежит истцу.

Под способами защиты прав понимаются закрепленные законом материально-правовые и процессуальные меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и осуществляется воздействие на правонарушителя.

В то же время, положения ст.10 ГК РФ, предусматривают ограничения, согласно которым не допускается осуществление гражданских прав с намерением причинить вред другому лицу (злоупотребление правом), а так же право суда на отказ лицу в защите принадлежащего ему права.

В соответствии с п. 3,4,5 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», (Далее - Федеральный закон №218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество – это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.

Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, указанные сведения являются единственным доказательством существования зарегистрированного права, и могут быть оспорены только в судебном порядке.

Как разъяснил Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ в п.52 Постановления Пленума №10/22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления соответствующего иска, решение по которому, является основанием для внесения записи в ЕГРП.

Оспаривание зарегистрированного права означает оспаривание тех оснований, по которым возникло конкретное право конкретного лица.

Оспаривание права понимается как предъявление требований о признании права за лицом, обращающимся в суд, так и требование о признании недействительными оснований возникновения права у ответчика.

Осуществление предоставленных государственным органам и органам местного самоуправления полномочия, указанные органы и должностные лица должны руководствоваться принципами, закрепленными в Конституции РФ, а также в соответствие федеральными законами и иными нормативными-правовыми актами.

При рассмотрении дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с п.1 ст. 61 Земельного кодекса Российской Федерации ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

Разрешая настоящий спор, судебная коллегия приходит к выводу, что исправление технической ошибки в записях, повлекло за собой прекращение зарегистрированного права Тыкалюк С.А. на земельные участки с кадастровыми номерами , в связи с чем, в силу положений действующего законодательства, подлежало оспариванию в судебном порядке.

Принимая во внимание, что деятельность органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, относится к сфере публично-правовых отношений, регламентирована положениями вышеуказанного Федерального закона №218-ФЗ, которые, при принятии решения об исправлении технической ошибки в отношении спорных земельных участков, соблюдены не были, судебная коллегия приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования, в части признания этих решений незаконными, обоснованы и подлежат удовлетворению, как принятые в нарушение положений действующего законодательства.

Отказывая в удовлетворении остальной части заявленных исковых требований, судебная коллегия исходит из следующего.

На момент передачи спорного земельного участка в постоянное пользование Тыкалюк С.А. на территории Республики Крым вопросы возникновения и прекращения права собственности на землю регулировались Земельным кодексом Украины от 18.12.1990 года (в редакции от 22.06.1993 года), Законом Украины «О собственности» от 7 февраля 1991 року N 697-ХII, Декретом Кабинета Министров Украины «О приватизации земельных участков» от 26.12.1992 года.

Согласно положениям Земельного кодекса Украины 1990г., предоставление земельных участков осуществлялось Советами народных депутатов.

Из содержания пункта 3 Декрета Кабинета Министров Украины «О приватизации земельных участков» от 26.12,1992 года, следовало, что право частной собственности граждан на земельные участки, переданные им для целей, предусмотренных статьей 1 этого Декрета, удостоверяется соответствующим Советом народных депутатов, о чем делается запись в земельно-кадастровых документах, с последующей выдачей государственного акта на право частной собственности на землю.

    Согласно пункту 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".

Согласно п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

По смыслу пункта 9.1 статьи 3 Вводного закона, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

В соответствии с п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами. (п.3 ст.11.2 ЗК РФ)

Принимая во внимание, что законодателем не предусмотрен вышеуказанный упрощенный порядок переоформления прав на земельные участки с видом разрешенного использования ранее – для крестьянского (фермерского) хозяйства, ныне – сельскохозяйственное использование», судебная коллегия приходит к выводу, что у истицы не возникло прав собственности на земельный участок как с КН:90:03:221201:929, площадью 434300 кв.м., так и на образованные в результате его раздела земельные участки с КН:90:03:000000:1901, площадью 48991 +/- 77 кв.м., КН:90:03:000000:1902, площадью 112411 +/- 117 кв.м., КН:90:03:000000:1903 площадью 112899 +/- 118 кв.м., КН:90:03:000000:1904 площадью 160000 +/- 140 кв.м.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что у истицы Тыкалюк С.А. не возникло права собственности на спорные объекты недвижимости, которое бы было нарушено исключением сведений об этом праве, и подлежало восстановлению и судебной защите, путем восстановлению сведений об о праве собственности истицы на данные объекты в ЕГРН, в связи с чем, отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований в этой части.

Не подлежат удовлетворению также требования истицы о возложении на МИЗО РК обязанности по передаче ей в собственность земельного участка с КН:90:03:221201:929, площадью 434300 кв.м, в порядке переоформления права в силу приобретательной давности, которые по сути сводятся к признанию за истицей права собственности на данный земельный участок в порядке приобретательной давности, исходя из следующего.

Согласно части 1 статьи 234 ГК РФ, лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

Как разъяснено в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 года №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать, что давностное владением является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности, а так же, что владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 ГК РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).

Таким образом, обстоятельствами, подлежащими выяснению в ходе рассмотрения дел данной категории является установление оснований и периода владения имуществом, признаки, идентифицирующие данное имущество, а так же, добросовестность завладения этим имуществом.

В ходе рассмотрения настоящего спора было установлено, что земельный участок, с КН: площадью 434300 кв.м по заявлению истицы от 26.10.2018 г, в связи с разделом указанного земельного участка и образованием новых объектов недвижимости: земельного участка с КН:, площадью 48991 +/- 77 кв.м., КН:, площадью 112411 +/- 117 кв.м., КН: площадью 112899 +/- 118 кв.м., КН: площадью 160000 +/- 140 кв.м.

При таких обстоятельствах, на момент рассмотрения спора, отсутствует объект недвижимого имущества, в отношении которого заявлены вышеуказанные требования.

Кроме того, из материалов дела следует и не оспаривалось самой истицей, что начиная с 1995 года, она обладала сведениями о надлежащем собственнике вышеуказанного земельного участка, а также, не оспаривала вида правообладания данным имуществом, указанного в её правоустанавливающем документе – постоянное пользование.

В связи с изложенным, совокупность юридически значимых обстоятельств, необходимых для удовлетворения заявленных исковых требований в данной части, отсутствует.

Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются от уплаты государственной пошлины государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков). Данная норма регулирует отношения, связанные с уплатой или взысканием государственной пошлины в соответствующий бюджет.

При подаче в суд иска истец Тыкалюк С.А. в части требований материального характера подлежащих оценке, о передаче в собственность земельного участка площадью 434 300 кв.м. госпошлину не оплачивала, обратного, материалы дела не содержат.

При таких обстоятельствах, исходя из размера кадастровой стоимости спорного земельного участка, а именно в сумме 10 330 688 рублей, а также учитывая, что истице отказано в удовлетворении иска в части, в доход местного бюджета надлежит взыскать государственную пошлину в размере 59 853 руб.

руководствуясь статьями 327.1, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,

определила:

Решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 06 августа 2020 года, отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования Тыкалюк Светланы Афанасьевны, удовлетворить частично.

Признать решения государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Потеха Д.В. от 26.08.2019 года о прекращении права собственности Тыкалюк С.А. на земельные участки с кадастровыми номерами и изменения права собственности на право постоянного (бессрочного) пользования незаконными.

В удовлетворении остальной части требования отказать.

Взыскать с Тыкалюк Светланы Афанасьевны в доход местного бюджета государственную пошлину не оплаченную при подаче иска в сумме 59 853 рубля.

Председательствующий:

Судьи:

33-9131/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Тыкалюк Светлана Афанасьевна
Ответчики
гос. регистратор Госкомрегистра РК Потеха Д.В.
Министерство имущественных и земельных отношений РК
Другие
Администрация Джакойского района
Гос Совет РК
Совет Министров РК
Курбатов Андрей Владимирович
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Богославская Светлана Александровна
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
12.10.2020Передача дела судье
05.11.2020Судебное заседание
05.11.2020Вынесено определение о переходе к рассм.дела по правилам 1-ой инстанции
10.12.2020Судебное заседание
13.01.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее