Решение по делу № 2-1509/2024 от 01.03.2024

                                                 Дело № 2-1509/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 апреля 2024 года                                                                  город Севастополь

Ленинский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего – судьи Карманова К.А.,

при секретаре судебного заседания – Макаренко Д.С.,

с участием:

истца – Моисеенко А.Н.,

представителя истца – адвоката Глод О.А.,

представителя ответчика – Подолина М.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в городе Севастополе гражданское дело по исковому заявлению Моисеенко Александра Николаевича к Управлению министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Севастополю о признании решения незаконным, признании права на получении удостоверения ветерана боевых действий, понуждении к совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с иском к УМВД России по <адрес> о признании незаконным ответа от ДД.ММ.ГГГГ об отказе истцу в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, признании прав истца на получение удостоверения ветерана боевых действий, понуждении ответчика выдать ФИО2 удостоверение ветерана боевых действий установленного законодательством образца.

Требования мотивированы тем, что истец проходил службу в правоохранительных органах Украины, уволен с правом на пенсию. С 2009 получает пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей». Во время обучения в Киевской высшей школе МВД СССР во исполнение приказа МВД СССР от ДД.ММ.ГГГГ и иных локальных актов истец был откомандирован в <адрес> для непосредственного участия в выполнении специального задания в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, где принимал участие в боевых действиях. Заключением комиссии УМВД Украины в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ истец признан участником боевых действий, ДД.ММ.ГГГГ выдано удостоверение ветерана войны – участника боевых действий бессрочно.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в УМВД России по <адрес> с заявлением о замене ранее выданного удостоверения украинского образца на удостоверение ФИО1 образца – ветерана боевых действий, однако получил отказ от ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что Армянская ССР и <адрес> не входят в Перечень государств, городов, территорий и периодов ведений боевых действий с участием граждан Российской Федерации. Данный отказ истец считает незаконным, поскольку он был признан участником боевых действий в установленном законом порядке, удостоверение боевых действий, выданное ДД.ММ.ГГГГ, подтверждает право истца на предоставление мер социальной поддержки.

В судебном заседании истец и его представитель заявленные требования поддержали, просили иск удовлетворить.

Представитель ответчика против удовлетворения иска возражал, полагая исковые требования необоснованными, предоставил письменный отзыв с дополнениями.

Заслушав пояснения истца и представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующему.

Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО2 проходил службу в органах внутренних дел УМВД Украины в <адрес>, уволен в 2009 году, является пенсионером в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».

Постановлением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворен иск ФИО2 к УМВД Украины в <адрес>. Признано противоправным решение комиссии по вопросам рассмотрения материалов о признании участников боевых действий УМВД Украины в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ относительно невозможности признания участником боевых действий ФИО2 Указанная комиссия обязана судом признать ФИО2 участником боевых действий и выдать удостоверение установленного образца.

ДД.ММ.ГГГГ истцу в соответствии с Законом Украины от ДД.ММ.ГГГГ -XII «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» установлен статус участника боевых действий, ДД.ММ.ГГГГ выдано удостоверение ветерана войны - участника боевых действий.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в УМВД России по <адрес> с заявлением о замене украинского удостоверения «Ветеран войны - участник боевых действий» на ФИО1 удостоверение «Ветеран боевых действий».

Рассмотрев данное заявление, комиссией «По установлению категории сотрудникам УМВД России по <адрес> и пенсионерам органам внутренних дел» принято решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действий в связи с тем, что в соответствии с приложением к Федеральному закону Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» Армянская ССР и <адрес> не входят в Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российско Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 421-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» документы, подтверждающие право на получение мер социальной защиты (поддержки) и выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым либо Республики Крым, государственными и иными официальными органами <адрес> либо города федерального значения Севастополя, могут быть заменены на документы, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации. Замена указанных документов осуществляется на основании обращения гражданина в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила замены документов, подтверждающих право на получение мер социальной защиты (поддержки) и выданных государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым либо Республики Крым, государственными и иными официальными органами <адрес> либо города федерального значения Севастополя, на документы, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Правила определяют порядок замены документов, подтверждающих право на получение мер социальной защиты (поддержки) и выданных государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым либо Республики Крым, государственными и иными официальными органами <адрес> либо города федерального значения Севастополя, на документы, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно подпункту «г» пункта 4 Правил замены документов, подтверждающих право на получение мер социальной защиты (поддержки) и выданных государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым либо Республики Крым, государственными и иными официальными органами <адрес> либо города федерального значения Севастополя, на документы, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , для замены подтверждающего документа представляется в том числе документ, содержащий сведения об обстоятельствах, событиях и фактах, подтверждающих статус гражданина (принадлежность его к льготной категории), в случаях, когда законодательством Российской Федерации для подтверждения статуса гражданина (принадлежности его к льготной категории) и оснований предоставления ему мер социальной защиты (поддержки) предусмотрена процедура установления (подтверждения, определения соответствия или признания) соответствующих обстоятельств, событий и фактов.

Замена документа обязывает уполномоченный орган по предоставлению мер социальной поддержки рассмотреть обращение на общих основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 12 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ -ФКЗ «О принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами <адрес>, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 названного Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения. Данные нормы предусматривают признание без дополнительных условий действия на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя выданных государственными и иными официальными органами Украины, Автономной Республики Крым и <адрес> документов, в том числе являющихся основанием для предоставления мер социальной защиты.

Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ , данное законоположение, действуя во взаимосвязи с положениями статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 421-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», направлено на реализацию с ДД.ММ.ГГГГ право граждан на получение мер социальной защиты (поддержки) в натуральной или денежной форме, в порядке, размерах, объеме и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, на основании документов, подтверждающих соответствующий статус гражданина, который был установлен законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, имеющееся у истца удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ в силу Федерального Конституционного закона -ФКЗ от ДД.ММ.ГГГГ дает истцу право на меры социальной поддержки, сохраненные для жителей Республики Крым в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ .

Реализация прав граждан на получение мер социальной защиты (поддержки) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 421-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» в порядке, размерах, объеме и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных данным Федеральным законом, на основании документов, подтверждающих соответствующий статус гражданина, который был установлен законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до ДД.ММ.ГГГГ (часть 1 статьи 2).

Так, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относит военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), военнообязанных, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работников указанных органов, работников Министерства обороны СССР и работников Министерства обороны Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленных в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 3).

Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» определено, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к данному федеральному закону.

В указанный перечень Армянская ССР и <адрес> не входят.

Статьей 28 Федерального закона «О ветеранах» установлено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до ДД.ММ.ГГГГ или Правительством Российской Федерации.

Во исполнение приведенных выше положений Федерального закона «О ветеранах» Правительство Российской Федерации постановлением от ДД.ММ.ГГГГ «Об удостоверении ветерана боевых действий» утвердило единый образец бланка удостоверения ветерана боевых действий, его описание и инструкцию о порядке заполнения, выдачи и учета данного удостоверения.

Выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах) и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы (пункт 2 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ).

Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации.

Согласно пунктам 8, 9 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , выдача удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации осуществляется на основании заявления (рапорта), вместе с которым представляются две фотографии (для военнослужащих в военной форме одежды) размером 3 x 4 см (с правым углом, на матовой бумаге), копия паспорта, копия документа, удостоверяющего личность (для военнослужащих), и, при наличии, подтверждающие документы (выписки из приказов об участии в боевых действиях (выполнении задач, боевых операциях, заданиях, работах, обеспечении боевых действий, выполнении специальных задач), о направлении, прибытии, зачислении в списки личного состава, постановке на довольствие, убытии и из других приказов, военные билеты, командировочные удостоверения, летные книжки, архивные справки (справки), трудовые книжки и другие подтверждающие документы либо их копии, заверенные в соответствии с законодательством Российской Федерации), а именно для лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах», за исключением лиц, указанных в абзацах с третьего по шестой настоящего пункта, - документы, подтверждающие участие в боевых действиях, или документы, подтверждающие получение в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал.

К реализованному наградному материалу относится копия орденской книжки (удостоверения к государственной награде (награде) либо выписка из соответствующего указа (приказа) о награждении. При этом в обязательном порядке представляется копия наградного листа (представления к награждению) либо выписка из наградного листа (представления к награждению), подтверждающего факты непосредственного участия в боевых действиях (выполнения задач, боевых операций, заданий) либо их обеспечения.

Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 808 утвержден Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в органах внутренних дел Российской Федерации (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 61767) (далее – Порядок ).

Согласно пунктам 6-8 Порядка для получения удостоверения сотрудники подают рапорт, гражданские служащие, работники и граждане, уволенные со службы в органах внутренних дел, федеральной государственной гражданской службы или в связи с прекращением трудового договора, подают заявление. Рапорт (заявление) подается в кадровое подразделение органа, организации, подразделения МВД России, в котором сотрудники, гражданские служащие, работники, уволенные граждане проходят (проходили) службу, работают (работали) или по месту дислокации которого они проживают.

В рапорте (заявлении) указываются фамилия, имя, отчество (при наличии), специальное звание (при наличии), классный чин (при наличии), дата рождения, замещаемая должность (при наличии), сроки (периоды) участия в боевых действиях (выполнения задач) и (или) выполнения задач в ходе (в рамках участия в) специальной военной операции (направления для обеспечения выполнения задач в ходе специальной военной операции), а также территория ведения боевых действий.

К рапорту (заявлению) прикладываются: две фотографии размером 3 x 4 см (в цветном либо черно-белом варианте без светлого угла на матовой фотобумаге), заверенные печатью кадрового подразделения, копия паспорта гражданина Российской Федерации, согласие на обработку персональных данных, заверенные выписки из приказов либо справки командиров (начальников) воинских частей, иных подразделений о направлении, прибытии, убытии в служебные командировки, копии командировочных удостоверений, а также документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях и (или) выполнение задач в ходе (в рамках участия в) специальной военной операции (направление для обеспечения выполнения задач в ходе специальной военной операции).

Из изложенного следует, что наделение гражданина статусом ветерана боевых действий Российской Федерации с выдачей соответствующего удостоверения является результатом соблюдения определенной процедуры, связанной, в том числе с установлением уполномоченным органом на основании представленных документов права гражданина на приобретение этого статуса. Решение о выдаче гражданину удостоверения ветерана боевых действий, являющегося документом, подтверждающим право на предоставление мер социальной поддержки, принимается уполномоченными государством органами на основе полной и всесторонней оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на получение такого статуса, и в строгом соответствии с установленными требованиями. Для получения удостоверения ветерана боевых действий Российской Федерации необходимо предоставить документ, содержащий сведения об обстоятельствах, событиях и фактах, определенных частью 7 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 421-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», то есть документ, подтверждающий непосредственное участие в боевых действиях, либо документы, подтверждающие получение в связи с участием в боевых действиях, выполнением боевых задач, ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал.

В соответствии со статьей 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые, в соответствии с законом, должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Таким образом, непосредственное участие военнослужащих и иных лиц в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей при разрешении дела судом может быть подтверждено только определенными средствами доказывания.

Между тем документов о непосредственном участии ФИО2 в боевых действиях, как допустимых доказательств привлечения его к участию в таких действиях в указанное им время в материалах дела не имеется.

В связи с изложенным подлежит отклонению довод о том, что документы украинского образца, полученные жителями <адрес> и подтверждающие определенный социальный статус, приравнены к соответствующим документам ФИО1 образца.

Признание истца участником боевых действий не может свидетельствовать о наличии у него права на получение соответствующих льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации, как ветерана боевых действий, поскольку понятия «участник» и «ветеран» боевых действий не являются тождественными.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд, оценив доводы и возражения сторон, представленные сторонами доказательства по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, проанализировав установленные по результатам исследования доказательств фактические обстоятельства настоящего дела, приходит к выводу о том, что документов о непосредственном участии ФИО2 в боевых действиях, выданных органами военного управления, как допустимых доказательств привлечения его к участию в таких действиях в указанное время, в материалах дела не имеется. Также не имеется доказательств о выдаче ФИО2 удостоверения «Ветеран боевых действий» в соответствии с законодательством Российской Федерации либо замены удостоверения «Ветеран войны - участник боевых действий», выданного в соответствии с законодательством Украины, на удостоверение «Ветеран боевых действий», установленного законодательством Российской Федерации.

Наличие действующего удостоверения «Участник боевых действий» Республики Украина не влечет у истца автоматического права на получение удостоверения «Ветеран боевых действий» без предоставления документов в соответствии с положениями действующего законодательства Российской Федерации. Такое право возникает лишь в случае, если лицу ранее выдавалось удостоверение «Ветеран боевых действий», что по настоящему спору не установлено.

Указанные выводы согласуются с правовой позицией Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, изложенной в определениях от ДД.ММ.ГГГГ по делу , от ДД.ММ.ГГГГ по делу .

Что касается предоставленного истцом решения об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты от ДД.ММ.ГГГГ , то в нем имеется указание на отсутствие документа установленного образца, предусмотренного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 519 «Об удостоверении члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий» утверждены единый образец бланка такого удостоверения, описание бланка удостоверения и инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий.

В настоящем случае истцом ставится вопрос о выдаче ему удостоверения ветерана боевых действий, а не удостоверения члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий, в связи с чем приведенное решение не имеет правового значения для разрешения настоящего спора.

С учетом вышеизложенного основания для удовлетворения иска отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд –

Р Е Ш И Л:

исковое заявление ФИО2 к Управлению министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес> о признании решения незаконным, признании права на получении удостоверения ветерана боевых действий, понуждении к совершению определенных действий оставить без удовлетворения.

Решение суда первой инстанции может быть обжаловано в апелляционном порядке в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд <адрес> путём подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий                                                                  К.А. Карманов

2-1509/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Моисеенко Александр Николаевич
Ответчики
Управление МВД России по городу Севастополю
Другие
Глод Олег Андреевич
Суд
Ленинский районный суд Севастополя
Судья
Карманов Кирилл Андреевич
Дело на странице суда
leninskiy.sev.sudrf.ru
01.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.03.2024Передача материалов судье
11.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.04.2024Подготовка дела (собеседование)
02.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.04.2024Судебное заседание
02.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее