Судья Власова Е.Л. Дело 2-38/2021
35RS0005-01-2021-000059-26
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 сентября 2021 года № 33-4396/2021
г. Вологда
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе
председательствующего Вахониной А.М.,
судей Образцова О.В., Холминовой В.Н.,
при секретаре Рябининой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента строительства Вологодской области на решение Вашкинского районного суда Вологодской области от 23 июня 2021 года по гражданскому делу по иску Шелыгиной С. А. к администрации Вашкинского муниципального района Вологодской области, Департаменту строительства Вологодской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче сертификата на предоставление жилищной субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, возложении обязанности выдать сертификат.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Вахониной А.М., объяснения представителя Департамента строительства Вологодской области по доверенности Соколовой Н.А., судебная коллегия
установила:
Шелыгина С.А. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Вашкинского муниципального района Вологодской области, Департаменту строительства Вологодской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче сертификата на предоставление жилищной субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, возложении обязанности выдать сертификат.
В обоснование требований указала, что проживает в Вашкинском районе после возвращения из районов Крайнего Севера с июня 1996 года, с августа 1996 года состоит в очереди на получение жилищного сертификата в соответствии с действующим законодательством. С момента постановки на учёт в качестве переселенца из районов Крайнего Севера в установленном порядке и сроки в администрацию Вашкинского муниципального района она для подтверждения своего права представляла необходимые документы. В сентябре 2020 года получила извещение от руководителя администрации Вашкинского муниципального района Павлова А.В. о том, что она утратила право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Вместе с тем, в ходе прокурорской проверки, проведенной по её жалобе, было установлено, что она состоит в очереди граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных сертификатах гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее – Закон № 125-ФЗ). В декабре 2020 года ею получено извещение Департамента строительства Вологодской области, из которого следует, что в получении государственного жилищного сертификата ей отказано, поскольку законных оснований для постановки ее на учёт в 1996 году не имелось. В обоснование данного вывода указано, что на момент постановки её на учет в 1996 году по данному адресу имели регистрацию двое человек - она и её муж Шелыгин Н.И., её сын Зноев А.В., 10 января 1988 года рождения, был зарегистрирован в принадлежащей ей на праве собственности квартире по адресу: Вологодская область, Вашкинский район, село Липин Бор, переулок Красноармейский, дом 6, квартира 5, лишь 11 февраля 2002 года. Ссылаясь на нормы действующего законодательства, полагала данный вывод неправильным, поскольку её сын, будучи ребенком, проживал совместно с ней (Шелыгиной С.А.) и отчимом (Шелыгиным Н.И.) по месту их жительства и регистрации по указанному адресу, проходил обучение в Вашкинской средней школе в селе Липин Бор.
Просила признать незаконным и отменить решение руководителя администрации Вашкинского муниципального района Павлова А.В. и начальника управления жилищной политики и финансово-экономических ресурсов Департамента строительства Вологодской области об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата, возложить на ответчиков обязанность выдать государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения.
Определением суда от 14 апреля 2021 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация сельского поселения Липиноборское Вашкинского муниципального района.
Решением Вашкинского районного суда Вологодской области от 23 июня 2021 года исковые требования Шелыгиной С.А. удовлетворены частично.
Признано незаконным решение Департамента строительства Вологодской области, изложенное в письме от 17 декабря 2020 № 05-12-2060/20 об отказе в выдаче Шелыгиной С.А. сертификата на предоставление жилищной субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
На Департамент строительства Вологодской области возложена обязанность выдать Шелыгиной С.А. сертификат на предоставление жилищной субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, в соответствии с датой постановки ее на учет - 18 марта 1999 года.
В удовлетворении исковых требований к администрации Вашкинского муниципального района Вологодской области Шелыгиной С.А. отказано.
В апелляционной жалобе Департамент строительства Вологодской области, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов указывает, что процент износа квартиры 50% на дату постановки Шелыгиной С.А. на учет, не говорит о том, что жилое помещение являлось непригодным для проживания в установленном законом порядке. Приобретая квартиру в 1996 года Шелыгина С.А., зная, в каком состоянии она находится, могла не приобретать данное жилое помещение, дом был признан аварийным только в 2017 году.
В возражениях на апелляционную жалобу Шелыгина С.А. просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражений на нее, полагает, что решение суда является законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.
Обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета граждан, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с Законом № 125-ФЗ, Подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года №153 (далее – Правила), и Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 879 (далее – Положение № 879).
В силу статьи 1 Закона № 125-ФЗ право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно статье 5 указанного Федерального закона размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на их получение, определяется исходя из: состава семьи гражданина, выезжающей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или выехавшей из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года; норматива общей площади жилого помещения в размере тридцати трех квадратных метров общей площади жилого помещения для одиноких граждан, в размере сорока двух квадратных метров общей площади жилого помещения на семью из двух человек, в размере восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи при численности семьи три и более человека. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, при определении используемого для расчета размера жилищной субсидии норматива общей площади жилого помещения учитывается норма дополнительной жилой площади в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, значение которого определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и который действует на дату расчета жилищной субсидии; норматива предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
При этом членами семьи гражданина, выехавшего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются прибывшие с данным гражданином из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на избранное место жительства, постоянно проживающие по указанному месту жительства супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина.
Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, прибывшие с данным гражданином из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, постоянно проживающие с данным гражданином и ведущие с ним общее хозяйство, признаются членами семьи данного гражданина, если они были вселены им в качестве членов его семьи и вели с ним общее хозяйство (по прежнему месту жительства).
Таким образом, из части 6 статьи 5 Закона № 125-ФЗ следует, что членами семьи гражданина, выехавшего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются прибывшие с данным гражданином из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на избранное место жительства, постоянно проживающие по указанному месту жительства супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина.
Кроме того, как правильно указал суд правовое значение в целях постановки на учет и определения очередности предоставления жилищной субсидии имеет наличие у гражданина, а также у членов его семьи других жилых помещений на территории Российской Федерации (за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей). При наличии таких помещений подлежит оценке нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан (статья 3 Закона № 125-ФЗ).
В соответствии с пунктами 2.3 Положения № 879 регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
Регистрация и учет граждан Российской Федерации, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года имеющих право на получение в соответствии с Законом № 125-ФЗ социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, производятся по месту жительства таких граждан в соответствии с действующим на территории субъектов Российской Федерации порядком регистрации и учета указанной категории граждан (пункт 8 Положения).
В пункте 9 Положения № 879 дан исчерпывающий перечень документов, которые предоставляются гражданином вместе с заявлением в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) для регистрации и постановки на учет гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Законом № 125-ФЗ.
Очередность предоставления социальных выплат для каждой категории граждан, установленной статьей 2 Закона № 125-ФЗ определяется в зависимости от даты регистрации поданного заявления о постановке на учет, а в случае, когда даты совпадают, - от номера, за которым зарегистрировано заявление. В случае изменения условий, на основании которых указанные граждане были поставлены на учет, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления социальных выплат для приобретения жилья определяется с момента возникновения права на переход в другую категорию очередности, подтвержденного документами, приложенными к заявлению, представленному гражданином в соответствии с пунктом 17(1) настоящего Положения, а при возникновении права на переход в категорию граждан, к которой гражданин относился до изменения указанных условий, исходя из первоначальной очередности для этой категории). Очередность предоставления гражданам социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» определяется в зависимости от даты регистрации поданного заявления о постановке на учет, а в случае, когда даты совпадают, - от номера, за которым зарегистрировано заявление (пункт 20 Положения).
Перечень оснований, по которым граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья предусмотрен пунктом 21 Положения № 879.
К данным основаниям, в частности, относятся: выявление в представленных документах не соответствующих действительности сведений; приобретение (строительство) жилья в других субъектах РФ, а также изменение других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета.
Согласно пункту 20 Положения в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета.
По смыслу приведенных норм права граждане, состоящие на учете, обязаны представлять в орган, осуществляющий учет, сведения и документы, подтверждающие, что состояние нуждаемости не прекратилось, а уполномоченные органы вправе требовать представления соответствующих сведений, а также проверять наличие указанных обстоятельств.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, исходя из установленных обстоятельств и положений законодательства, регулирующего спорные правоотношения, пришел к выводу о незаконности решения Департамента строительства Вологодской области об отказе в выдаче Шелыгиной С.А. сертификата на предоставление жилищной субсидии и возложил на ответчика обязанность выдать истцу сертификат на основании Закона № 125-ФЗ в соответствии с датой постановки на учет 18 марта 1999 года.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на правильном применении действующего законодательства к установленным обстоятельствам дела.
Из материалов дела следует и судом установлено, что Шелыгина С.А. в период с 23 ноября 1979 года по 11 октября 1989 года была зарегистрирована в н\п <адрес>, с 11 октября 1989 года по 02 ноября 1994 года – <адрес>, с 02 ноября 1994 года по 04 июня 1996 года – <адрес>. По последнему адресу совместно с ней были зарегистрированы и проживали – муж ФИО12 и несовершеннолетний сын – ФИО13, <ДАТА> года рождения. Стаж работы истца в районах Крайнего Севера – 18 лет 4 месяца.
В июне 1996 года истец совместно с мужем и сыном переехали на постоянное место жительства в село Липин Бор Вашкинского района Вологодской области, где по договору купли-продажи истец приобрела жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: <адрес>., в которой стала проживать совместно с мужем и несовершеннолетним сыном. Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из ЕГРН, адресными справками, справкой о составе семьи.
Согласно выписке из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии при администрации Вашкинского района 18 марта 1999 года рассмотрено заявление Шелыгиной С.А. и принято решение о постановке ее в очередь в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий о категории «переселенец из районов Крайнего Севера» составом семьи из трех человек, включая мужа и сына, заведено учетное дело.
Со ссылкой на Постановление администрации Вологодской области, Президиума областного Совета Федерации профсоюзов от 11 февраля 1992 года № 91 «Об утверждении правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений на территории Вологодской области», суд правомерно указал, что учетная норма при постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года составила 7 кв.м жилой площади.
Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее 9,5 кв.м и отпали другие основания для предоставления жилого помещения (пункт 21 указанного Постановления).
При этом суд правильно исходил из того, что из учетной нормы в размере 7 кв.м на каждого члена семьи, с учетом мужа и несовершеннолетнего сына, жилая площадь квартиры, в которой проживала семья истца, для признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, должна составлять не более 21 кв.м, тогда как жилая площадь квартиры Шелыгиной С.А. согласно техническому паспорту составляет 26.2 кв.м, согласно справке, содержащейся в учетном деле – 22.9 кв.м, следовательно, по данному основанию Шелыгина С.А. права на постановку на учет в качестве нуждающейся не имела.
Однако, представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что при обращении Шелыгиной С.А. в комиссию по жилищным вопросам администрации Вашкинского района 26 ноября 1996 года ею в заявлении о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий указано, что она с семьей проживает в ветхом жилье, а согласно справке Производственного предприятия ЖКХ с. Липин Бор от 30 сентября 1996 года, содержащейся в учетном деле истца, износ принадлежащей Шелыгиной С.А. квартиры составляет 50%.
Исходя из изложенного, судом сделан правомерный вывод о том, что основанием для постановки Шелыгиной С.А. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий явился значительный износ жилого помещения, в котором она проживает.
Постановлением администрации Вашкинского муниципального района от 31 августа 2017 года № 439 на основании акта обследования помещения, заключения об оценке соответствия помещений от 08 августа 2017 года №4 многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
При указанных обстоятельствах довод апелляционной жалобы относительно того, что, приобретая в 1996 году жилое помещение, Шелыгина С.А., зная в каком состоянии находится квартира, могла ее не покупать, правового значения для разрешения спора не имеет.
Принимая во внимание изложенное, а также учитывая, что необходимый стаж работы Шелыгиной С.А. в районах Крайнего Севера выработан, несмотря на то, что занимаемое истцом жилое помещение, имевшее на дату постановки на учет 50% износа, не было признано в установленном законом порядке аварийным, Шелыгина С.А. продолжает состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, в 2017 году жилое помещение в установленном законом порядке признано аварийный и подлежащим сносу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии права истца для постановки ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 18 марта 1999 года, незаконности отказа в выдаче сертификата на предоставлении жилищной субсидии и о возложении на Департамент строительства Вологодской области обязанности выдать Шелыгиной С.А. такой сертификат.
Ссылка подателя жалобы на отсутствие в решении суда указания на то, каким составом семьи истцу необходимо выдать жилищный сертификат, основанием для вмешательства в судебный акт не является.
Согласно части 1 статьи 5 Закона № 125-ФЗ размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, определяется исходя из: состава семьи; социальной нормы площади жилья; средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в регионе вселения, определяемой ежеквартально федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации; норматива предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
При этом исходя из части 4 статьи 5 того же Федерального закона норматив предоставления жилищных субсидий определяется в зависимости от категории граждан и стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Таким образом, Законом № 125-ФЗ гарантировано право граждан на получение жилищной субсидии в зависимости от состава семьи, их стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья, увеличение которых влечет увеличение размера жилищной субсидии.
В силу пункта 5 Постановления № 879 состав семей граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, определяется в соответствии со статьей 5 Закона № 125-ФЗ.
С учетом приведенных выше положений действующего законодательства, регулирующего порядок предоставления и размер жилищных субсидий, Департамент строительства Вологодской области при выделении Шелыгиной С.А. сертификата должен самостоятельно определить его размер в зависимости от условий, приведенных в Законе № 125-ФЗ, в том числе состава семьи на дату выдачи такого сертификата.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для вмешательства в судебный акт по доводам апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вашкинского районного суда Вологодской области от 23 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента строительства Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Мотивировочная часть апелляционного определения изготовлена 27 сентября 2021 года.