Решение по делу № 7р-493/2021 от 17.09.2021

Судья Ильин Е.В. Дело № 7р-493/2021

РЕШЕНИЕ

г. Йошкар-Ола 16 ноября 2021 года

Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Смышляева И.Н.,

при секретаре Богомоловой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Казанцева М. Б. на постановление государственного инспектора отдела общепромышленного и государственного энергетического надзора по Республике Марий Эл Приволжского управления Ростехнадзора от 29 июня 2021 года <№> и решение судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от
26 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы Азяковской сельской администрации Медведевского муниципального района Республика Марий Эл Казанцева М. Б., <дата> рождения, уроженца <...>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, сведения о привлечении к административной ответственности за совершение однородных правонарушений отсутствуют,

УСТАНОВИЛ:

постановлением государственного инспектора отдела общепромышленного и государственного энергетического надзора по Республике Марий Эл Приволжского управления Ростехнадзора от
29 июня 2021 года <№> глава Азяковской сельской администрации Медведевского муниципального района Республика Марий Эл Казанцев М.Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

Решением судьи Медведевского районного суда Республики
Марий Эл от 26 августа 2021 года постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения, жалоба
Казанцева М.Б. – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл,
Казанцев М.Б. просит постановление должностного лица и решение судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить. Указывает, что оснований для проведения плановой выездной проверки в отношении Азяковской сельской администрации Медведевского муниципального района Республика Марий Эл не имелось, поскольку гидротехнические сооружения, расположенные на территории Азяковского сельского поселения относятся к IV классу. Считает преждевременным вывод должностного лица о том, что ответственным за эксплуатацию гидротехнических сооружений является
Казанцев М.Б., поскольку в ходе проверки не были запрошены ни его должностная инструкция, ни служебный контракт. Указывает, что срок исполнения предписания нарушен по не зависящим от него причинам. Полагает, что имеются основания для признания совершенного правонарушения малозначительным.

В судебном заседании Казанцев М.Б. жалобу поддержал, просил ее удовлетворить, пояснил аналогично изложенному в жалобе, дополнил, что неисполнение предписания связано с отсутствием денежных средств, администрация не бездействовала, дважды направляли в административный орган ходатайства о продлении срока исполнения предписания.

Представитель административного органа Шагимарданов И.В. возражал против удовлетворения жалобы, пояснил, что предписание незаконным не признано, в установленный в нем срок исполнено не было, значительных денежных средств для его исполнения не требовалось, направленные ходатайства о продлении срока исполнения предписания оставлены без рассмотрения, поскольку были поданы с нарушением срока, предусмотренного регламентом, действующим у административного органа.

Выслушав объяснения участников процесса, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, дела по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность, в том числе должностных лиц за невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор.

В соответствии со статьями 13, 14, 19 Федерального закона от
21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, осуществляет федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, в ходе которого орган вправе проводить проверки и выдавать предписания.

Постановлением Правительства Российской Федерации от
30 июня 2021 года № 1080 утверждено Положением о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений, согласно которому государственный надзор в данной области осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами.

Как следует из материалов дела, на основании статьи 77 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» и распоряжений заместителя руководителя Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 18 июня 2021 года <№>, от
21 июня 2021 года <№> проведена внеплановая документарная проверка Азяковской сельской администрации Медведевского муниципального района Республики Марий Эл с целью контроля исполнения предписания Приволжского управления Ростехнадзора от 17 марта 2021 года <№> (далее – предписание), согласно которому Азяковской сельской администрации Медведевского муниципального района Республики Марий Эл в срок до 17 июня 2021 года предписано устранить 6 нарушений обязательных требований в области безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений).

В ходе проведения проверки установлено, что Азяковской сельской администрацией не выполнены в установленный срок –
17 июня 2021 года, но устранены 23 июня 2021 года, нарушения обязательных требований, указанные в пунктах 1, 2, 5 предписания, а именно: по пункту 1 (отсутствуют правила эксплуатации гидротехнического сооружения (далее - ГТС) на сухой балке у д. Среднее Азяково, согласованные с Ростехнадзором) – 23 июня 2021 года Приволжским управлением Ростехнадзора принято положительное решение о согласовании Правил ГТС на сухой балке у д. Среднее Азяково; по пункту 2 (отсутствуют правила эксплуатации ГТС на реке Шапинка у д. Б. Шапы, согласованные с Ростехнадзором) – 23 июня 2021 года Приволжским управлением Ростехнадзора принято положительное решение о согласовании Правил ГТС на реке Шапинка у д. Б. Шапы; по пункту 5 (не проведена аттестация работников эксплуатирующей организации по вопросам безопасности ГТС в объеме требований к обеспечению безопасности ГТС) – 23 июня 2021 года глава Азяковской сельской администрации Медведевского муниципального района Республики Марий Эл Казанцев М.Б. прошел аттестацию по вопросам безопасности ГТС В3 (протокол от 23 июня 2021 года <№>).

Азяковской сельской администрацией Республики Марий Эл не выполнено в установленный срок – 17 июня 2021 года, но устранено
24 июня 2021 года, нарушение обязательного требования, указанного в
пункте 3 предписания (не созданы собственником (эксплуатирующей организацией) финансовые резервы, предназначенные для ликвидации аварии ГТС). Из письма Азяковской сельской администрации Республики Марий Эл от 24 июня 2021 года <№> следует, что в соответствии с приложением № 6 к решению Собрания депутатов Азяковского сельского поселения Медведевского муниципального района Республики Марий Эл от 10 февраля 2021 года № 97-IV в ведомственной структуре расходов бюджета Азяковского сельского поселения на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов предусмотрены резервные фонды в размере 113,8 тыс. руб. на водное хозяйство.

В связи с невыполнением предписания в установленный срок, постановлением государственного инспектора отдела общепромышленного и государственного энергетического надзора по Республике Марий Эл Приволжского управления Ростехнадзора от
29 июня 2021 года <№> должностное лицо – глава Азяковской сельской администрацией Медведевского района Республики Марий Эл Казанцев М.Б. привлечен к административной ответственности по части 11 статьи 19.5 КоАП РФ.

При рассмотрении дела судья районного суда обоснованно согласился с выводом должностного лица административного органа о наличии в действиях главы Азяковской сельской администрацией Медведевского района Республики Марий Эл Казанцева М.Б. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении <№> от 28 июня 2021 года, актом проверки от 24 июня 2021 года, распоряжением о проведении проверки от 9 февраля 2021 года <№>, актом проверки от
17 марта 2021 года, предписанием <№>, контрактом с главой администрации Азяковского сельского поселения от
28 ноября 2019 года, а также иными материалами, оцененными в совокупности полно, объективно и всесторонне по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Указание в жалобе на незаконность проведения плановой выездной проверки в отношении Азяковской сельской администрации Республики Марий Эл не может повлечь отмену или изменение постановления должностного лица и решения судьи районного суда, поскольку предметом рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении является факт невыполнения в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений. При этом, как верно указано судьей районного суда, результаты проведенной проверки Казанцевым М.Б. в самостоятельном порядке не обжаловались и незаконными не признаны. Предписание <№> от 17 марта 2021 года выдано уполномоченным органом в пределах предоставленных ему полномочий, незаконным не является.

Проверка в отношении гидротехнических сооружений проведена правомерно, поскольку класс их опасности определен не был.

Довод жалобы о том, что глава Азяковской сельской администрации Республики Марий Эл не является субъектом вмененного административного правонарушения, был предметом рассмотрения судьи районного суда и обоснованно опровергнут со ссылкой на статью 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года
№ 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» и пункты 4.1.12 и 4.1.13 служебного контракта, заключенного с главой Азяковской сельской администрации Республики Марий Эл.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от
21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» в обязанности собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации входит обеспечение соблюдения норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечение разработки и своевременного уточнения критериев безопасности гидротехнического сооружения; систематический анализ причин снижения разработки и реализации мер по обеспечению технически исправного состояния аварии гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения.

При таких обстоятельствах и вопреки доводам жалобы в действиях Казанцева М.Б. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ. Квалификация деяния на основании указанной нормы закона является правильной.

Совокупность установленных должностным лицом и судьей районного суда фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Вместе с тем имеются основания для признания совершенного Казанцевым М.Б. административного правонарушения малозначительным.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Правонарушение, предусмотренное частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ, имеет формальный состав, относится к правонарушениям против порядка управления. Правонарушения данной категории нарушают функционирование государственных институтов.

Действующие нормы КоАП РФ и разъяснения высшей судебной инстанции не содержат ограничений для применения малозначительности к отдельным составам административных правонарушений, в том числе предусмотренному частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ.

Из материалов дела следует, что выданное административным органом предписание в полном объеме исполнено 24 июня 2021 года, то есть с нарушением установленного административным органом срока на 4 дня (с учетом двух выходных дней). Данное нарушение срока фактически не привело к возникновению негативных последствий либо причинение вреда окружающей среде, физическим и юридическим лицам.

Также из материалов дела следует, что главой Азяковской сельской администрации Республики Марий Эл Казанцевым М.Б. предпринимались меры, направленные на своевременное согласование правил эксплуатации гидротехнических сооружений. Так, своевременно 3 июня 2021 года данные правила направлялись в орган для согласования, но были возвращены 11 июня 2021 года для устранения недостатков. Повторно для согласования правила были направлены и получены органом 18 июня 2021 года и согласованы
23 июня 2021 года. Следовательно, фактически надлежащая редакция правил получена органом по истечении одного дня, установленного предписанием.

С целью исполнения предписания по пунктам 3, 5 направлялись запросы в финансовый орган – Финансовое управление администрации Медведевского муниципального района для осуществления оплаты обучения и последующего прохождения аттестации. Аттестация пройдена 23 июня 2021 года.

Письмом от 24 июня 2021 года Азяковская сельская администрация уведомила административный орган о том, что представительным органом поселения в бюджете предусмотрены резервные средства в размере 113,8 тысяч на водное хозяйство. Следовательно, фактически исполнение данного требования предписания зависело от решения представительного органа поселения.

При таких обстоятельствах из материалов дела не следует, что со стороны Казанцева М.Б. имело место пренебрежительное отношение к исполнению предписания административного органа, поскольку им добросовестно совершались действия по его своевременному исполнению, а также по недопущению нарушения срока исполнения предписания. Так, Казанцевым М.Б. дважды: 3 июня 2021 года и
16 июня 2021 года в административный орган направлялись ходатайства о продлении срока исполнения предписания с указанием наличия объективных причин. Данные ходатайства письмами административного органа от 16 июня 2021 года и от 21 июня 2021 года были оставлены без рассмотрения. Административный орган пришел к выводу, что они не подлежат рассмотрению по причине нарушения срока их подачи.

Кроме того, в данном конкретном случае возбуждением дела об административном правонарушении, его рассмотрением и установлением вины лица, его совершившего, достигнуты предупредительные цели административного наказания, установленные частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, учитывая характер допущенных нарушений, об устранении которых было выдано предписание, отсутствие по делу доказательств наступления каких-либо неблагоприятных последствий вследствие несвоевременного выполнения предписания и устранения нарушений, а также доказательств наличия существенной угрозы охраняемым общественным интересам, существенного вреда для личности, общества или государства, допущенное Казанцевым М.Б. административное правонарушение может быть признано малозначительным.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

С учетом изложенного постановление должностного лица административного органа и решение судьи районного суда по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ, вынесенные в отношении Казанцева М.Б., подлежат отмене, производство по данному делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление государственного инспектора отдела общепромышленного и государственного энергетического надзора по Республике Марий Эл Приволжского управления Ростехнадзора от
29 июня 2021 года № 42-18-2021-1107 и решение судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 26 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы Азяковской сельской администрации Медведевского муниципального района Республика Марий Эл Казанцева М. Б. отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья И.Н. Смышляева

7р-493/2021

Категория:
Административные
Ответчики
Глава Азяковской сельской администрации - Казанцев Михаил Борисович
Суд
Верховный Суд Республики Марий Эл
Статьи

19.5

Дело на странице суда
vs.mari.sudrf.ru
17.09.2021Материалы переданы в производство судье
14.10.2021Судебное заседание
16.11.2021Судебное заседание
16.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее