дело № 2а-1304/2019
РЕШЕНРР•
именем Российской Федерации
/резолютивная часть/
«18» февраля 2019года г. Армавир
Армавирский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего СЃСѓРґСЊРё Черминского Р”.Р.,
при секретаре Рубцовой М.А.,
с участием представителя истца–адвоката Окружко Л.Г., представившей удостоверение №852 и ордер №038679,
представителя административного ответчика ГУ УПФ РФ в г. Армавире (межрайонное) по доверенности Трифоновой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Брылиной Т.Н. к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда РФ в г. Армавире Краснодарского края (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в перерасчете и возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:
Административный истец Брылина Т.Н. обратилась в суд к ГУ УПФ РФ в г. Армавире (межрайонное) с административными требованиями о признании незаконным решение от 21.11.2018 и от 15.01.2019 об отказе в перерасчете и возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014 и 2015 года, и обязать ответчика принять решение о возврате излишне уплаченных ею сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014 год -95 049 руб. 16 коп., излишне уплаченной пени, начисленной на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014 год; излишне уплаченной пени, начисленной на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014 года – 9 818 руб. 07 коп.; излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2015 года – 96 555 руб. 86 коп.; излишне уплаченной пени, начисленной на сумму страховых взносов за 2015 год - 842 руб. 20 коп.
РЎРІРѕРё требования мотивированы тем, что СЃ 13.01.1999 РїРѕ 14.03.2018 РѕРЅР° была зарегистрирована РІ качестве индивидуального предпринимателя. Р’ период осуществления предпринимательской деятельности РѕРЅР° являлась плательщиком страховых РІР·РЅРѕСЃРѕРІ РЅР° обязательное пенсионное страхование. Р’ марте 2016, истец, получив требование РѕР± уплате недоимки РїРѕ страховым взносам, пеней Рё штрафов РѕС‚ 09.03.2016 в„–033S01160091317, РІ соответствии СЃ которым недоимка РїРѕ страховым взносам РЅР° обязательное пенсионное страхование РЅР° страховую часть трудовой пенсии Р·Р° 2014 составила 97 546 СЂСѓР±. 68 РєРѕРї., пени Р·Р° неуплату данного страхового РІР·РЅРѕСЃР° составила 9818 СЂСѓР±. 07 РєРѕРї., РѕРЅР° произвела оплату. 10.12.2015, ею был уплачен страховой РІР·РЅРѕСЃ РЅР° обязательное пенсионное страхование Р·Р° 2015 РІ фиксированном размере 18 610 СЂСѓР±. 80 РєРѕРї., пени РІ размере 842 СЂСѓР±. 20 РєРѕРї. Как стало известно ей РїРѕР·Р¶Рµ указанные СЃСѓРјРјС‹ были излишне уплачены, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, 02.11.2018 РѕРЅР° обратилась СЃ заявлением Рѕ возврате излишне уплаченных страховых РІР·РЅРѕСЃРѕРІ РЅР° обязательное пенсионное страхование, РІ том числе Р·Р° 2014 Рё 2015 РІ Межрайонную РФНС в„–13 РїРѕ Краснодарскому краю. РњРФНС направила РєРѕРїРёСЋ данного заявления административно ответчику, РёР· ответа которого следует, что перерасчет обязательств индивидуального предпринимателя РїРѕ уплате страховых РІР·РЅРѕСЃРѕРІ, сформированных Рё исполненных РґРѕ 02.12.2016, производится исключительно РЅР° основании решения СЃСѓРґР°. Между тем, РІ данном РїРёСЃСЊРјРµ РџР¤ неверно указана СЃСѓРјРјР° его РґРѕС…РѕРґРѕРІ Р·Р° 2014, Р° также уплаченная СЃСѓРјРјР° страховых РІР·РЅРѕСЃРѕРІ Р·Р° 2015. Таким образом, административным ответчиком неверно была рассчитана Рё пеня Р·Р° несвоевременную уплату страховых РІР·РЅРѕСЃРѕРІ РЅР° обязательное пенсионное страхование Р·Р° 2014 Рё 2015 РіРѕРґР°, которая также подлежит возврату. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, административный истец обратилась СЃ РёСЃРєРѕРј РІ СЃСѓРґ.
В судебное заседание административный истец Брылина Т.Н. не явилась, о месте и времени судебного заседания извещались в установленном порядке, дело просила рассмотреть без ее участия, в присутствии ее представителя Окружко Л.Г.
Представитель истца, действующая на основании ордера Окружко Л.Г., которая в судебном заседании настаивала на удовлетворении административного иска в полном объеме.
Представитель административного ответчика ГУ УПФ РФ в г. Армавире (межрайонное) по доверенности Трифонова К.В., в судебном заседании пояснила, что действительно за Брылиной Т.Н. числится переплата по страховым взносам, однако перерасчет обязательств индивидуального предпринимателя по уплате страховых взносов, сформированных и исполненных до 02.12.2016, производится на основании решения суда. При этом возражает против признании незаконным решения, в части отказа Брылиной Т.Н. в перерасчете и возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку отказ вынесенных на законных основаниях.
Представитель заинтересованного лица РњРФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„–13 РїРѕ Краснодарскому краю РІ судебное заседание РЅРµ явился, Рѕ месте Рё времени судебного заседания извещался РІ установленном РїРѕСЂСЏРґРєРµ, РїСЂРѕСЃРёР» СЃСѓРґ рассмотреть дело РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ СЃС‚. 150, СЃС‚. 152 РљРђРЎ Р Р¤ без участия представителя инспекции.
Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд находит административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этого решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1 и 2 ч.9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Как достоверно установлено РІ судебном заседании, Брылина Рў.Рќ. (ОГРНРРџ 304230207800220) РІ период СЃ 13.01.1999 РїРѕ 14.03.2018 была зарегистрирована РІ качестве индивидуального предпринимателя, 05.03.2018 снята СЃ учета РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ прекращением предпринимательской деятельности, Рѕ чем сделана соответствующая запись РІ Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
В период осуществления предпринимательской деятельности Брылина Т.Н. в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 №212 – ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», действовавшим до 01.01.2017, являлась плательщиком страховых взносов.
Статьей 14 ФЗ №212 – ФЗ определен порядок исчисления размера страховых взносов, уплачиваемых плательщиком и в Пенсионный фонд Российской Федерации РФ в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке предусмотренном законом.
Частью 1 ст. 14 Закона №212, действующего до 01.01.2017 предусмотрено, что плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 ч.1 ст. 5 Закона, уплачивали соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых по правилам ч. 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
По общему правилу, установленному ч. 1.1 ст. 14 Закона №212 – ФЗ, размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определялся в следующем порядке: в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышала 300 тыс., в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачивались страховые взносы, и тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 ч. 2 ст. 12 настоящего Закона, увеличенное в 12 раз;
в случае если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышала 300 тыс. рублей, в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачивались страховые взносы, и тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 ст. 12 закона, увеличенное в 12 раз, плюс1% от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 рублей за расчетный период. При этом величина страховых взносов не могла быть более размере, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом на начало финансового года, за который уплачивались страховые взносы, и тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, установленного п.1 ч.2 ст. 12 настоящего закона, увеличенное в 12 раз.
Так, размер подлежащих уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование зависел от размера дохода плательщика страховых взносов, полученного в отчетном периоде.
В силу ч.1 ст. 16 Закона №212 – ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в п.2 ч.1 ст. 5 Закона №212-ФЗ, производился самостоятельно в соответствии со ст. 14 Закона.
Как следует из сведений УФСН России по Краснодарскому краю сумма доходов Брылиной Т.Н. составила : за 2014- 10 054 669 руб.; за 2015-10 032 951 руб. 07 коп.; за 2016 год – 135 548 руб. 67 коп. На основании представленной информации УПФРв г. Армавире Краснодарского края (межрайонное) были начислены страховые взносы в размере 1% от дохода, превышающего 300 000 руб. и пени, в том числе: за 2014 год взносы – 97 546 руб. 68 коп., пени 9 818 руб. 07 коп. Оплата страховых взносов в размере 1% произведена 18.03.2016 в сумме 97 546 руб. 68 коп.; пени – 06.04.2016 в сумме 9 818 руб. 07 коп.; за 2015 взносы- 97 329 руб. 51 коп, пени 856 руб. 50 коп. Оплата страховых взносов в размере 1% за 2015 год произведена 25.04.2016 в сумме 95 704 руб. 39 коп., пени в размере 842 руб. 20 коп., пени - 10.04,2016; пени - 10.04.2018 в сумме 14 руб. 30 коп.
По состоянию на 09.01.2019 у Брылиной Т.Н. выявлена переплата по страховым взносам в размере 1% в сумме 30 197 руб. 22 коп.
РР· объяснений представителя истца следует, что Брылина Рў.Рќ., узнав РѕР± имеющейся переплате РїРѕ страховым взносам, 17.01.2019 обратилась РІ Пенсионный фонд Рѕ возврате СЃСѓРјРј излишне уплаченных (взысканных) страховых РІР·РЅРѕСЃРѕРІ, пеней Рё штрафов РЅР° СЃСѓРјРјСѓ 30 197 СЂСѓР±. 22 РєРѕРї. 06.02.2019 Отделением ПФРпо Краснодарскому краю было принято решение Рѕ возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых РІР·РЅРѕСЃРѕРІ, пеней Рё штрафов РЅР° СЃСѓРјРјСѓ 30 197 СЂСѓР±. 22 РєРѕРї., Рё 07.02.2019 Брылиной Рў.Рќ. направленно уведомление Рѕ принятом решении, Рѕ возврате СЃСѓРјРј РѕС‚ 06.02.2019
Согласно статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» органами Пенсионного фонда принимается Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов при отсутствии у плательщика задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 года.
Предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации являлись взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009. № 212ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ) и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), поскольку на их основании решался вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу о том, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Закона. №212-ФЗ и статьи 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не про изводящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически про изведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными НК РФ правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
Поскольку в Постановлении № 27-П не предусмотрен особый порядок его исполнения, сформулированная в нем вышеназванная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации подлежит учету со дня его официального опубликования, т.е. с 02.12.2016 (часть 6 статьи 125 Конституции Российской Федерации).
Положениями ст. 21 ФЗ от 03.07.2016 №250 –ФЗ (ред. от 28.12.2017» «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» определено, что решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ в течение 10 рабочих дней со дня письменного заявления (заявления, предоставленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов. В случае, если сумма излишне уплаченных страховых взносов уточненного расчета, указанный в части 1 настоящей статьи срок исчисляется со дня завершения органом Пенсионного фонда РФ, органом фонда социального страхования РФ камеральной проверки указанного расчета. Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней, штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017. На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней, штрафов орган ПФ РФ, орган Фонда социального страхования РФ направляют его в соответствующий налоговый орган.
С учетом установленных обстоятельств и приведенных правовых норм, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований Брылиной Т.Н. частично, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконным писем Пенсионного фонда от 21.11.2018 и от 15.01.2019 об отказе в перерасчете и возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014 и 2015 года, однако считает необходимым обязать административного ответчика принять решение о возврате излишне уплаченных ею сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014 год -95 049 руб. 16 коп., излишне уплаченной пени, начисленной на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014 год; излишне уплаченной пени, начисленной на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014г. – 9 818 руб. 07 коп.; излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2015 – 96 555 руб. 86 коп.; излишне уплаченной пени, начисленной на сумму страховых взносов за 2015 год - 842 руб. 20 коп.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШРР›:
Административные исковые требования Брылиной Т.Н. к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда РФ в г. Армавире Краснодарского края (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в перерасчете и возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, удовлетворить частично.
Обязать ГУ- Управление пенсионного фонда РФ в г. Армавире Краснодарского края (межрайонное) принять решение о возврате Брылиной Т.Н., в счет излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014 год – 95 049 (девяносто пять тысяч сорок девять) руб. 16 коп., в счет излишне уплаченной пени, начисленной на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014 год ; в счет излишне уплаченной пени, начисленной на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014 год - 9 818 (девять тысяч восемьсот восемнадцать) руб. 07 коп.; в счет излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2015 год - 96 555 (девяносто шесть тысяч пятьсот пятьдесят пять) руб. 86 коп.; в счет излишне уплаченной пени, начисленной на сумму страховых взносов за 2015 год - 842 (восемьсот сорок два) руб. 20 коп.
В удовлетворении остальной части административного искового заявления Брылиной Т.Н. – отказать.
Решение изготовлено 20.02.2019.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Армавирский городской суд со дня принятия решения суда в окончательной форме.
СЃСѓРґСЊСЏ РїРѕРґРїРёСЃСЊ Черминский Р”.Р, решение вступило РІ законную силу СЃ 21.03.2019Рі.