Дело № 2-8196/19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 июля 2019 года г.Курган

Курганский городской суд Курганской области в составе

председательствующего судьи Чирковой Е.А.

при секретаре Захаровой И.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кургане гражданское дело по иску Аламовой Валентины Игнатьевны к ГУ- Курганское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о возложении обязанности по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение,

установил:

Аламова В.И. обратилась в суд с иском к ГУ- Курганское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о возложении обязанности по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение.

В обоснование иска указано, что она является инвалидом 2 группы, 17.09.2012 в УПРФ в г.Кургане Курганской области она написала отказ от денежного пособия. С 01.01.2013 по настоящее время она состоит в Федеральном реестре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в части предоставления путевки на санаторно-курортное лечение. За 7 лет она получила только 1 путевку, за 2013 год в зимнее время. Указывает также, что у нее <данные изъяты>, в связи с чем ей необходима путевка на санаторно-курортное лечение в летнее время.

Просит суд возложить на ГУ - Курганское региональное отделение Фонда социаль­ного страхования РФ обязанность по предоставлению Аламовой В.И. путевки на санаторно-курортное лечение.

В ходе рассмотрения дела уточнила, что просит суд обязать ответчика предоставить ей путевку за 2015 и 2016 год.

Истец в судебном заседании на исковых требованиях настаивала, дала пояснения согласно доводов, изложенных в исковом заявлении.

Представители ответчика ГУ - Курганское региональное отделение Фонда социаль­ного страхования РФ по доверенности Кропанина Е.С. и Мироненко Е.В., действующие на основании доверенностей, возражали против удовлетворения исковых требований по доводам отзыва, указывая, что по заявлению истца за 2015 год путевка ей предоставлена, в 2016 году за получением путевки она не обращалась.

Заслушав явившихся лиц, исследовав представленные доказательства, другие письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что Аламова В.И. является инвалидом второй группы бессрочно, что подтверждается справкой серии от 20.04.2011.

В соответствии со справками ГБУ «Курганская больница №2» от 15.04.2015, 28.05.2018, 23.01.2019, санаторно-курортной картой, Аламовой В.И. установлен диагноз: <данные изъяты>, рекомендовано санаторно-курортное лечение без указания сезона.

Согласно справки ГУ УПФ РФ в г.Кургане Курганской области от 25.04.2017, 17.09.2012 Аламова В.И. обратилась в ГУ УПФ РФ в г.Кургане Курганской области с заявлением о возобновлении получения социальной услуги предусмотренной п.1.1 ч.1 ст.6.2 Федерального закона от 17.07.1999г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», и с 01.01.2013 по настоящее время, Аламова В.И. состоит в Федеральном реестре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в части предоставления путевки на санаторно-курортное лечение.

15.04.2015 истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение с приложением необходимых документов.

Согласно уведомления от 15.04.2015, Аламова В.И. поставлена на учет по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, регистрационный номер заявления – 1160.

Также установлено, что 31.08.2018 истец также обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение с приложением необходимых медицинских документов, что подтверждается также уведомлением о постановке ее на учет с регистрационным номером 1884.

Также, обращение истца о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в 2019 году зарегистрировано 21.02.2019 с регистрационным номером 712.

Истец неоднократно обращалась в прокуратуру г.Кургана и Отдела полиции №2 УМВД России по г.Кургану по факту не обеспечения ее путевкой на санаторно-курортное лечение в течение 6-7 лет.

Из отзыва представителя ответчика ГУ- Курганское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в судебном заседании следует, что на основании предоставленных документов: заявления на получение санаторно-курортной путевки от 31.08.2018 и справки по форме 070/у, выданной лечебно-профилактическим учреждением по месту жительства, Аламова В.И. поставлена на учет в Отделении Фонда 31.08.2018 как лицо, имеющее право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Путевка на санаторно-курортное лечение Аламовой В.И., по заявлению, зарегистрированному в установленном порядке 31.08.2018, будет предоставлена по медицинским показаниям в строгом соответствии с датой регистрации заявления. В настоящее время путевки на санаторно-курортное лечение выделяются гражданам льготной категории, вставшим на учет по 30.12.2015 включительно. Аламова В.И. не лишена права на получение гарантированной государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, а именно на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики заболеваний, вследствие чего доводы об отказе в предоставлении путевки несостоятельны. Указано, что истцу в 2018 году Отделением Фонда была предоставлена путевка на санаторно-курортное лечение по заявлению от 15.04.2015 на санаторно-курортное лечение в АО «Курорты Зауралья «Санаторий «Лесники» с датой заезда 29.12.2018. Заявление о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в 2016 году в Отделение Фонда Аламова В.И. не подавала.

В подтверждение предоставления путевки Аламовой В.И. по заявлению от 15.04.2015 ответчиком в материалы дела представлена копия накладной № 800000225 от 10.12.2018, с выездом 29.12.2018 на 18 дней в АО «КУРОРТЫ ЗАУРАЛЬЯ» санаторий «Лесники».

Также ответчиком в материалы дела представлена копия накладной №800000214 от 01.11.2018 о предоставлении истцу путевки в АО «КУРОРТЫ ЗАУРАЛЬЯ» санаторий «Лесники» на 18 дней с датой выезда 27.11.2018, которая истцом была возвращена согласно ее заявления от 06.12.2018 в связи с госпитализацией.

Изучив представленное, суд приходит к следующему.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ).

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.

В состав набора социальных услуг включается, согласно подп. 1.1. ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ).

В силу ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует, в том числе, предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее – Порядок).

Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п. 3.3 Порядка).

Согласно п. 3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме № 070/у-04, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. № 256.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. № 834н утверждена новая форма справки – форма № 070/у «Справка для получения путевки на санаторно-курортное лечение», действующая с 9 марта 2015 г. Срок действия справки – 12 месяцев.

Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе указанная справка, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (п. 3.7. Порядка).

Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п. 3.8. Порядка).

Санаторно-курортные путевки должны быть выданы не позднее чем за 18 дней до даты заезда в санаторно-курортное учреждение (п. 3.9. Порядка).

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 г. № 271н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее – Административный регламент).

Документами, необходимыми для предоставления территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации заявителю путевки на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке, предоставленной территориальным органом Фонда, и обратно, являются заявление о предоставлении государственной услуги и справка для получения путевки по форме № 070/у-04, выданная заявителю лечащим врачом в лечебно-профилактическом учреждении, с рекомендацией санаторно-курортного лечения (п. 13 Административного регламента).

Пункт 19 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке и обратно. Согласно данному перечню к таким основаниям относятся: отсутствие у гражданина статуса, дающего право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, непредставление заявителем необходимых документов либо представление документов, оформленных с нарушением требований законодательства Российской Федерации, отказ гражданина от получения соответствующей государственной услуги.

Частью 3 ст. 6.5. Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пп. 1,4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.

Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.

Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (пп. 4, 11, 19-21 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 864).

В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ч. 1 ст. 6.4. Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ).

Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 143 органом, осуществляющим ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.

Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (п. 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1294).

Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений.

Поэтому не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что – при условии соблюдения указанной последовательности – согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст. 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 г. № 686-0).

Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный закон не предусматривает.

Положение ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.

Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.

Из материалов дела следует, что путевка на санаторно-курортное лечение за счет средств федерального бюджета по заявлению от 15.04.2015 в порядке очередности была предоставлена истцу 10.12.2018 в санаторий «Лесники» с датой заезда 29.12.2018, факт получения и использования путевки истец не оспаривала в судебном заседании.

При этом, из представленных в материалы дела ответов ГУ- Курганское региональное отделение Фонда социального страхования РФ следует, что в 2013, 2014, 2016 и 2017 в установленном порядке с заявлениями о предоставлении санаторно-курортных путевок и справками для получения путевок формы 070/у, В.И., в региональное отделение Фонда не обращалась.

Доказательств обращения к ответчику с заявлением за получением путевки с приложением необходимых документов в указанные годы истцом в силу ст.56 ГПК РФ суду не представлено, несмотря на то, что истцу судом неоднократно предлагалось представить указанные доказательства обращения.

При этом из представленных ответчиком материалов следует, что по заявлениям истца в отношении ответчика неоднократно приводились проверки соблюдения законодательства по обеспечению истца данным видом социальной услуги, истцу по результатам проверок неоднократно давались ответы, истцу разъяснялся существующий порядок обращения за предоставлением путевки.

Поскольку судом установлено, что по заявлению от 2015 года путевка истцу предоставлен в конце 2018 года, а доказательств того, что в 2016 году она к ответчику с заявлением обращалась, истцом не представлено, правовых оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 2015 ░ 2016 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

2-8196/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
АЛАМОВА ВАЛЕНТИНА ИГНАТЬЕВНА
Ответчики
ГУ КРО Фонда социального страхования РФ
Суд
Курганский городской суд Курганской области
Дело на сайте суда
kurgansky.krg.sudrf.ru
03.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.04.2020Передача материалов судье
03.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.04.2020Подготовка дела (собеседование)
03.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.04.2020Судебное заседание
03.04.2020Судебное заседание
03.04.2020Судебное заседание
03.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее