РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 ноября 2019 г. с. Чара
Каларский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Пешковой О.Н.,
при секретаре Быковой С.В.,
с участием истицы Кузнецовой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-310/2019 по исковому заявлению Кузнецовой С.А. к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) о взыскании компенсации стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно,
УСТАНОВИЛ:
Кузнецова С.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) о взыскании расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в сумме 62174 руб., по тем основаниям, что она является пенсионером и в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" имеет право на возмещение расходов по проезду к месту отдыха и обратно. Истец обращалась к ответчику с заявлением об оплате стоимости проезда. ДД.ММ.ГГГГ года по данному заявлению было принято решение о возмещении компенсации в размере стоимости проезда, а ДД.ММ.ГГГГ принято противоположное решение об отказе, в оплате стоимости авиаперелета. Полагает, что компенсации подлежат как стоимость билета, так и стоимость таксы, как неотъемлемой части стоимости авиабилета. Просит взыскать 62174 руб. компенсации стоимости проезда в отпуск и обратно, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В судебном заседании установлено.
Истица Кузнецова С.А. на иске настаивает по основаниям, в нём изложенным, пояснив о необходимости возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Представитель Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) ФИО4 ходатайствует о рассмотрении в отсутствие, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражениях о том, что согласно п.9 разъяснений, утвержденных Приказом Минтруда России от 18.03.2016 N 118н "Об утверждении разъяснения о применении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 г. N 176" в стоимость проезда, подлежащую возмещению, не включаются расходы на оплату установленных на транспорте сборов за услуги, оказываемые населению при оформлении, переоформлении и возврате проездных документов (за исключением страхового сбора на обязательное личное страхование пассажиров), сборов и платежей за другие дополнительные услуги, в том числе направленные на повышение комфортности проезда (предоставление постельных принадлежностей, дополнительного питания и др.), а также расходы, связанные с получением пенсионером в транспортной организации документов о стоимости проезда, в пределах, установленных в пункте 10 Правил, в случаях приобретения проездных документов на проезд транспортными средствами более высокой категории стоимости. Согласно справке Авиаэкспресс, выданной Кузнецовой С.А. в расчет стоимости авиабилета включена стоимость таксы в размере 10104 руб. за топливный сбор и оплату обслуживания пассажиров в аэропорту прилета/вылета, в связи с чем можно сделать вывод, что такса является дополнительной оплачиваемой услугой. Просит отказать в удовлетворении требований (л.д._____).
Суд, выслушав истицу, оценив и проанализировав доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.
Правилами компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимися получателями трудовых пенсий по старости и инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 апреля 2005 года N 176 (далее - Правила), определен порядок, размер и условия компенсации расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам, являющимися получателями страховых пенсий по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховых пенсий по инвалидности, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно.
В силу пунктов 2, 3 указанных Правил компенсация предоставляется пенсионерам, проживающим в районах и местностях, включенных в перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера. Компенсация может производиться в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах, установленных пунктом 10 данных Правил.
Согласно подпункту "г" пункта 10 Правил компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса. При использовании воздушного транспорта для проезда пенсионера к месту отдыха на территории Российской Федерации и (или) обратно проездные документы оформляются (приобретаются) только на рейсы российских авиакомпаний или авиакомпаний других государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением случаев, если указанные авиакомпании не осуществляют пассажирские перевозки к месту отдыха либо если оформление (приобретение) проездных документов на рейсы этих авиакомпаний невозможно ввиду их отсутствия на дату вылета к месту отдыха и (или) обратно.
Выплата указанной компенсации производится в порядке, в котором пенсионеру осуществляется выплата пенсии.
В силу пункта 9 разъяснений о применении вышеуказанных Правил, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 марта 2016 года N 118н, в стоимость проезда, подлежащую возмещению, не включаются расходы на оплату установленных на транспорте сборов за услуги, оказываемые населению при оформлении, переоформлении и возврате проездных документов (за исключением страхового сбора на обязательное личное страхование пассажиров), сборов и платежей за другие дополнительные услуги, в том числе направленные на повышение комфортности проезда (предоставление постельных принадлежностей, дополнительного питания и др.), а также расходы, связанные с получением пенсионером в транспортной организации документов о стоимости проезда, в пределах, установленных в пункте 10 Правил, в случаях приобретения проездных документов на проезд транспортными средствами более высокой категории стоимости.
Из материалов дела следует, что Кузнецова С.А. является получателем страховой пенсии по старости, проживает в <адрес>, относящегося к району приравненному к Крайнему Северу (л.д._____).
Истец обратилась в адрес ответчика с заявлением о компенсации стоимости проезда в связи с тем, что в 2019 году выезжала к месту отдыха и обратно по маршруту Чара-Новосибирск-Анапа-Новосибирск-Чара.
Согласно решению ГУ - УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком принято решение об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда со ссылкой на п.10 Правил от 1 апреля 2005 г. № – в стоимость проезда, подлежащую возмещению, не включаются расходы на оплату установленных на транспорте сборов, также сборов и платежей за другие дополнительные услуги, в том числе, направленные на повышение комфортности проезда (л.д.15).
Из справки АВИАЭКСПРЕСС от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сумма за перевозку авиакомпанией «S7» по маршруту Чита-Анапа-Чита составила 46574 руб. Стоимость авиабилета состоит из стоимости тарифа 36470 руб. (сумма, которую получает авиакомпания за предоставленные услуги перевозки), стоимость таксы YR – 9200 руб. (это топливный сбор), и стоимость таксы RI – 904 руб. (оплата обслуживания пассажиров в аэропорту прилета/вылета). Данные таксы взимаются авиакомпанией в обязательном порядке при заключении договора перевозки (л.д.16).
В маршрутной квитанции приведена стоимость проезда по маршруту Чита-Анапа-Чита в размере 46574 руб. (л.д.11).
Стоимость билетов по маршруту Чара-Чита составила 7800 рублей и Чита-Чара 7800 рублей (л.д.8-9, 13).
Во всех авиабилетах указано, что тариф экономического класса.
При вынесении решения ответчиком об отказе в выплате компенсации истице не учтено следующее.
В соответствии со статьей 64 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19 марта 1997 года N 60-ФЗ оказание услуг в области гражданской авиации осуществляется на платной основе (тарифы, сборы), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Плата за воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты устанавливается перевозчиками. Аэропортовые, аэронавигационные сборы, тарифы за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации являются регулируемыми сборами, перечень и порядок применения которых устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением.
Таксы - это аэропортовые сборы за наземное обслуживание самолетов и пассажиров (плата за обслуживание самолетов, пассажиров в аэропорты, обеспечение безопасности и т.д.) Таксы определяются аэропортами и регулируются государственными органами.
Приказом Минтранса России от 25 сентября 2008 года N 155 "Об утверждении правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации" установлены принципы формирования пассажирских и багажных тарифов и взимания сборов. В частности, в соответствии с пунктом 5 данных Правил денежная сумма за перевозку пассажира между двумя пунктами (далее - тариф) и условия применения тарифа устанавливаются перевозчиком. В пассажирский тариф включаются расходы, связанные с обеспечением и выполнением перевозки пассажира и его багажа, в том числе расходы на обслуживание пассажира, иные расходы (пункт 7 Правил).
Согласно пунктам 29 и 30 Общих правил воздушных перевозок, утвержденных Приказом Минтранса России от 28 июня 2007 года N 82, за перевозку пассажиров, багажа, грузов регулярными рейсами перевозчиком или уполномоченным агентом взимается провозная плата. Провозная плата определяется на основе установленной перевозчиком денежной суммы за перевозку пассажира и/или багажа, груза между двумя пунктами маршрута перевозки (далее - тарифы) или комбинаций тарифов от аэропорта (пункта), из которого начинается перевозка пассажира, багажа, груза согласно договору воздушной перевозки пассажира, договору воздушной перевозки груза до аэропорта назначения, сборов, предусмотренных Правилами формирования и применения тарифов.
На основании пунктов 31, 32 Общих правил воздушных перевозок провозная плата указывается в перевозочном документе.
С учетом изложенного таксы - это установленные государством обязательные платежи, взимание которых осуществляется организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Таким образом, поскольку таксы являются неотъемлемой частью стоимости авиабилета, связанной с обеспечением и выполнением договора перевозки пассажира, без уплаты которых продажа перевозочного документа не будет осуществлена, отказ ответчика в выплате компенсации пенсионеру правомерным признан быть не может.
При таких обстоятельствах, суд удовлетворяет требования истицы о взыскании компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно.
Согласно ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, в связи с чем в пользу истицы подлежит взысканию с ответчика сумма 300 рублей – судебные расходы, понесенные ею на оплату государственной пошлины при подаче иска в суд согласно чеку-ордеру от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.2).
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Кузнецовой С.А. к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) о взыскании компенсации стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно, удовлетворить.
Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) в пользу Кузнецовой С.А. компенсацию стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно в размере 62174 рубля и судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Каларский районный суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья Каларского районного суда О.Н. Пешкова
Решение в окончательной форме принято 27 ноября 2019 г.
УИД 75RS0011-01-2019-000383-32