Решение по делу № 33-2305/2023 от 16.05.2023

        Председательствующий по делу                                                    Дело №33-2305/2023

        Судья Филиппова И.Н.                                      (№ дела в суде 1-й инст. 2-415/2023)

        УИД 75RS0001-02-2022-008815-96

        АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Погореловой Е.А.,

судей Казакевич Ю.А., Подшиваловой Н.С.

при секретаре Бутиной Т.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в <адрес> 14 июня 2023 года гражданское дело по иску военного прокурора Читинского гарнизона в интересах Баженова С. Г. к ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Забайкальскому краю», войсковой части 58147 о признании действий незаконными, взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда,

по апелляционному представлению военного прокурора Читинского гарнизона

на решение Центрального районного суда <адрес> от <Дата>, которым постановлено:

«в иске военной прокуратуры Читинского гарнизона в защиту законных интересов Баженова Сергея Григорьевича (паспорт ) к ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» (ИНН 7536115616), войсковой части № 58147 о защите трудовых прав, взыскании денежных средств – отказать».

Заслушав доклад судьи Казакевич Ю.А., судебная коллегия

установила:

военный прокурор Читинского гарнизона обратился в суд с настоящим иском в интересах Баженова С.Г., ссылаясь на следующие обстоятельства.

Баженов С.Г. с <Дата> работает в войсковой части в должности электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования.

В ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что в 2021-2022 г.г. истцу заработная плата установлена ниже МРОТ с повышающими коэффициентами за работу в особых климатических условиях, поскольку дополнительная выплата, начисленная в соответствии с Порядком определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и премии лицам гражданского персонала ВС РФ, утв. Приказом Министра обороны РФ от <Дата> и премия экономии фонда оплаты труда не должны учитываться в составе МРОТ с указанными коэффициентами.

Из приказов командира воинской части и расчетных листков следует, что в различные периоды времени истцу начислялась и выплачивалась премия, предусмотренная Приказом №1010, а также премия экономии фонда оплаты труда. При этом начисляемая премия по факту осуществляла доведение размера начисляемой заработной платы до МРОТ с коэффициентами за работу в особых климатических условиях, тогда как начисление премии должно производится дополнительно к начисленной в соответствии с требованиями законодательства заработной плате, а не в ее составе.

На основании изложенного, просил суд признать действия ответчика незаконными; возложить на него обязанность начислять истцу заработную плату без учета указанных премий в составе МРОТ с повышающими коэффициентами за работу в особых климатических условиях; взыскать с ответчика в пользу    Баженова С.Г. задолженность по заработной плате за период с сентября по ноябрь 2021 г., а также с февраля по август 2022 г. в размере 19 739,21 руб. (л.д. 5-7).

Определением судьи от 22.09.2022 к участию в деле в качестве соответчика привлечена войсковая часть 11915 (т.1, л.д. 1-2).

Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания от 14.12.2022, в качестве соответчика привлечена войсковая часть №58147 (л.д. 97).

Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. 137-140).

В апелляционном представлении военный прокурор Читинского гарнизона просит решение районного суда отменить, исковые требования удовлетворить.

Полагает, что указания Министра обороны РФ противоречат пунктам 3,8 Постановления Правительства РФ от 05.08.2008 №583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных, бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» и приказу Министра обороны РФ от 26.07.2010 №1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использований фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации». Установленная приказом Министра обороны РФ от 18.09.2019 №545 система оплаты труда не включает в себя дополнительное материальное стимулирование, предусмотренное Порядком определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала ВС РФ, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 №1010.

Из п. 2 Порядка определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и премии лицам гражданского персонала ВС РФ, утв. приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 №1010 предусмотрено, что расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляется за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава ВС РФ в пределах, доводимых Министерству обороны РФ на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала. Приведенное правовое регулирование свидетельствует о том, что дополнительное материальное стимулирование, установленное приказом Министра обороны РФ №1010 от 26.07.2010, не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, осуществляется только за счет средств, высвободившихся в результате сокращения численности работников. Также, исходя из установленной в п. 1 Порядка, периодичности оспариваемой выплаты (ежеквартально), с учетом того, что трудовым договором указанная выплата отнесена к выплатам стимулирующего характера, выплаты, производимые на основании Приказа №1010 нельзя признать выплатами обязательного характера.

Ранее, удовлетворяя исковые требования, суд пришел к правильному выводу о том, что при формировании фонда оплаты труда не учитываются выплаты стимулирующего характера, выплачиваемые за счет средств экономии фонда оплаты труда, спорная выплата осуществляется за счет экономии бюджетных средств и не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда и не может быть включена в состав средней заработной платы работника.

Коллективным договором на 2020-2023 г.г. предусмотрено, что работодатель согласовывает проекты приказов о представлении работников к дополнительному материальному стимулированию по результатам исполнения функциональных (должностных) обязанностей в периоде, за который производится премирование за счет бюджетных средств, не входящих в систему оплату труда, с выборным органом первичной профсоюзной организации в порядке, установленном, в числе прочих, приказом №1010.

Взаимосвязанные положения ст. ст. 129,133 Трудового кодекса РФ, приказа №1010 не предполагают включение в состав заработной платы указанного дополнительного материального стимулирования, которое не является гарантированной и составной частью заработной платы и подлежит начислению сверх заработной платы, которая не может быть меньше МРОТ с коэффициентами за работу в особых климатических условиях.

Кроме того, поскольку спорная выплата осуществляется без коэффициентов за работу в особых климатических условиях, ее включение в МРОТ с начислением указанных коэффициентов, противоречит порядку, установленному приказом №1010, а исчисление МРОТ с указанными коэффициентами без учета данной премии создает искусственную экономию фонда оплаты труда.

Согласно разъяснениям Конституционного Суда РФ, содержащимся в постановлениях от 07.12.2017 №38-П, от 11.04.2019 №17-П, от 16.12.2021 №40-П, суд не дал оценку конституционности положений ст. 129, ч.1 и ч. 3 ст. 133, ч.1, ч.2, ч.3, ч.4 и ч. 11 ст. 133.1 Трудового кодекса РФ. Поскольку в указанных постановлениях обоснованности включения (не включения) в состав заработной платы (части заработной платы) работника, не превышающей МРОТ, дополнительного материального стимулирования (премии) не проверялось, ссылки на них финансового органа являются несостоятельными.

Постановление Конституционного Суда РФ от 26.03.2021 №8-П «По делу о проверке конституционности подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой В.А. Носаева», на которое ссылается суд первой инстанции, не содержит выводов о том, что дополнительное материальное стимулирование, предусмотренное приказом №1010 и премию экономии фонда оплаты труда допустимо учитывать (начислять) в составе МРОТ, и как следствие, в рассматриваемом деле, не приемлемо.

Ответы Министра труда и социального развития РФ от 23.09.2020 №14-1/10/В-8231, от 13.04.2021 № 14-1/10/П-2796, на которые ссылается ответчик, также не содержат выводов о том, что дополнительное материальное стимулирование, предусмотренное приказом №1010 и премию экономии фонда оплаты труда допустимо учитывать (начислять) в составе МРОТ. В силу п. 38 приложения №2 к приказу №545, экономия фонда оплаты труда направляется на премии и стимулирующие выплаты, не учитываемые при формировании фонда оплаты труда, установленные гражданскому персоналу воинских частей и организаций положениями об оплате труда. В связи с чем доводы ответчика о включении в МРОТ спорной выплаты, не основаны на законе.

Также не основан на законе довод ответчика о том, что суд не уполномочен предопределять условия оплаты труда в будущем, поскольку установлено, что заработная плата истцу в спорный период начислялась с нарушением норм действующего законодательства, на ответчика необходимо возложить обязанность начислять заработную плату истцу без учета премии, установленной приказом №1010 и премии экономии фонда оплаты труда в составе МРОТ с повышающими коэффициентами за работу в особых климатических условиях.

Расчет, представленный прокурором, позволяет определить разницу между минимальной заработной платой, которая должна была начисляться работнику вместе с компенсационными выплатами за работу в особых климатических условиях и заработной платой, которая фактически ему начислялась, без дополнительного материального стимулирования, премии экономии фонда оплаты труда и иных выплат (л.д. 150-154).

В возражениях на апелляционное представление прокурора представитель Министерства обороны РФ Мирошникова С.Б. просит решение районного суда оставить без изменения, апелляционное представление без удовлетворения (л.д. 166-168, л.д. 176-180).

Материальный истец Баженов С.Г., представители ответчиков ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю», войсковой части 58147, третьих лиц Министерства обороны Российской Федерации, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу», надлежаще извещенные о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении дела не заявили, от представителя ответчика ФКУ УФО МО РФ по Забайкальскому краю Коробчинской В.И. поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Руководствуясь частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив законность и обоснованность решения суда, изучив материалы дела, обсудив доводы представления прокурора, возражений, выслушав представителя процессуального истца Борголова М.С., судебная коллегия приходит к следующему.

Частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам представления прокурора, изученным по материалам дела, не имеется.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы (статья 7, часть 3 статьи 37).

Статьей 2 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Частью 1 статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными названным кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части 1 статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества (часть 2 статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право, в том числе, на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

Данному праву работника корреспондирует обязанность работодателя по выплате в полном размере причитающейся работникам заработной платы в сроки, установленные в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (статья 22 Трудового кодекса Российской Федерации).

Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты); тарифной ставкой признается фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат; окладом (должностным окладом) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат; базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В соответствии со статьей 132 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.

В силу частей 1, 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно статье 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.

Таким образом, премии и иные поощрительные выплаты не связаны с оплатой труда и не ограничены законодательно минимальным или максимальным размером. Поэтому определение условий, порядка выплаты стимулирующих начислений, а также их размера является прерогативой работодателя.

Во исполнение требований статей 7 (часть 2) и 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации федеральным законом устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда.

Трудовой кодекс Российской Федерации в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации предусматривает, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть третья статьи 133); величина минимального размера оплаты труда является одной из основных государственных гарантий по оплате труда работников (статья 130).

В силу статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Согласно статьям 315-317 Трудового кодекса Российской Федерации в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях оплата труда осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал необходимость при установлении системы оплаты труда в равной мере соблюдать как норму, гарантирующую работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (определения от 1 октября 2009 г. № 1160-О-О, от 17 декабря 2009 г. N 1557-О-О, от 25 февраля 2010 г. № 162-О-О и от 25 февраля 2013 г. № 327-О).

Заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях (определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2011 г. № 52-В11-1, от 29 июля 2011 г. № 56-В11-10, от 7 октября 2011 г. № 3-В11-31).

Кроме того, в составе той части заработной платы, которая не может быть ниже минимального размера труда, не должны учитываться также выплаты за сверхурочную работу, за работу в ночное время, выходные и праздничные дни и доплаты за совмещение профессий (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11.04.2019 № 17-П, от 16.12.2019 № 40-П).

Минимальный размер оплаты труда с 1 января в 2021 г. составляет 12 792 руб. в месяц в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2020 №473-ФЗ, с 1 января 2022 г. - 13 890 руб. в месяц на основании Федерального закона от 06.12.2021 № 406-ФЗ.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, <Дата> между войсковой частью 58147 и Баженовым С.Г. заключен трудовой договор , в соответствии с которым последний принят на работу на должность электромонтера по ремонту и обслуживанию.

Согласно дополнительному соглашению к трудовому договору от <Дата> Баженов С.Г. принят на работу на должность электромонтера по ремонту и обслуживанию.

Условиями дополнительного соглашения к трудовому договору истцу установлен должностной оклад в размере 6 656 руб., процентная надбавка за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера и с неблагоприятными климатическими условиями 30 %, районный коэффициент 1,3, процентная надбавка за тяжелые и вредные условия труда 4 %, надбавка за выслугу лет -20%, иные премии и стимулирующие выплаты.

Из приказов командира войсковой части, расчетных листков следует, что в спорный период времени с сентября по ноябрь 2021 г., с февраля по август 2022 г. истцу начислялись и выплачивались премия, предусмотренная приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 № 1010, премия экономии фонда оплаты труда.

Установлено и не оспаривалось, что войсковая часть 58147 состоит на финансовом обеспечении в ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю».

Обращаясь в суд с настоящим иском, прокурор указал на нарушение трудовых прав истца, выразившееся в начислении заработной платы в спорный период времени ниже предусмотренного минимального размера оплаты труда с повышающими коэффициентами за работу в особых климатических условиях, поскольку в состав минимального размера оплаты труда включалась премия, определённая приказом Министра обороны Российской Федерации №1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», а также стимулирующие выплаты, предусмотренные приказом Министра обороны Российской Федерации от 18.09.2019 № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации». В обоснование заявленных требований указано, что дополнительное материальное стимулирование и стимулирующие выплаты, предусмотренные вышеназванными приказами Министра обороны Российской Федерации не являются гарантированными выплатами обязательного характера, предусмотренными системой оплаты труда, и осуществляются только за счет высвободившихся в результате сокращения численности работников, то есть за счет экономии бюджетных средств в пределах, доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации лимитов, соответственно должны начисляться сверх заработной платы, которая не может быть меньше установленного законом минимального размера оплаты труда с коэффициентами за работу в особых климатических условиях.

Разрешая заявленные прокурором требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 2, 22, 129, 130, 133, 135, 149 Трудового кодекса Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 26.12.2006 № 1459, приказами Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 № 1010, от 18.09.2019 № 545, исследовав расчетные листки истца за спорный период, пришел к выводу, что премия, выплачиваемая истцу в соответствии с приказом №1010 и премия экономии фонда оплаты труда, выплачиваемая на основании приказа №545, являются неотъемлемыми составными частями заработной платы истца, а потому не могут не учитываться при разрешении вопроса о соответствии таковой установленному законом минимальному размеру оплаты труда. При этом, совокупный размер оплаты труда истца в спорный период обеспечивался сверх минимального не за счет включения в состав оплаты труда районного коэффициента и процентной надбавки, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, а за счет соответствующих доплат.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с приведенными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, установленным по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, постановлены при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Изложенные прокурором в представлении доводы основанием к отмене постановленного решения не являются, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.

Исходя из приведенных нормативных положений, заработная плата работников, в том числе заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, определяется трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом система оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера, устанавливается нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами работодателя, содержащими нормы трудового права, а для работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, также ведомственными нормативными правовыми актами (например, приказами Министра обороны Российской Федерации).

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» (вместе с «Условиями, размерами и порядком осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», «Порядком формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации») предусмотрено, что гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются виды выплат стимулирующего характера: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы (пункты 24, 25, 67 - 70, 76, 79, 80, 82 и 83 настоящего приложения); выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет (пункты 26 - 37 настоящего приложения); премиальные выплаты по итогам работы (пункты 38 - 54 настоящего приложения) (пункт 21).

Выплаты стимулирующего характера, зависящие от результатов труда гражданского персонала, устанавливаются ему с учетом показателей и критериев оценки эффективности деятельности (пункт 22).

Выплаты стимулирующего характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством, нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Основанием для осуществления выплат стимулирующего характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций (пункт 23).

Гражданскому персоналу воинских частей и организаций за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей и результаты работы производится выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год).

Выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год) осуществляется в пределах средств, предусматриваемых на эти цели фондом оплаты труда. Экономия фонда оплаты труда в пределах утвержденных контрольных сумм фондов заработной платы на условиях, предусмотренных положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами), направляется на премии и стимулирующие выплаты, не учитываемые при формировании фонда оплаты труда, установленные гражданскому персоналу воинских частей и организаций положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) (пункт 38).

Указом Президента Российской Федерации от 26.12.2006 № 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти» в целях повышения эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов и обеспечения качественного выполнения возложенных на указанные органы функций и задач руководителям федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов предоставлено право использовать средства федерального бюджета на оплату труда и денежное довольствие, высвободившиеся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с настоящим Указом, на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам службы (работы).

Во исполнение данного Указа Президента Российской Федерации Министром обороны Российской Федерации издан приказ от 26.07.2010 №1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», которым утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

Из положений данного Порядка усматривается, что дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил (пункт 1).

Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны Российской Федерации на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.

При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается (пункт 3 Порядка).

Исходя из анализа приведенных ведомственных нормативных правовых актов с учетом положений трудового законодательства, регулирующего вопросы оплаты труда, дополнительное материальное стимулирование и выплата премии экономии фонда оплаты труда лиц гражданского персонала войсковых частей осуществляются за счет средств экономии фонда оплаты труда, являются периодическими, выплачиваются в связи с исполнением непосредственных трудовых обязанностей и, хотя и не отнесены прямо к составной части заработной платы, но при этом представляют собой элемент вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, объема, качества и условий выполняемой им работы и, исходя из правовой природы указанных выплат, позволяют включить их в состав той части заработка, который не должен быть ниже минимального размера оплаты труда.

Как следует из материалов дела, в частности из расчетных листков за спорный период времени с сентября по ноябрь 2021 г., с февраля по август 2022 г., исчисление заработной платы Баженову С.Г. производилось работодателем исходя из размера установленного оклада, процентной надбавки за выслугу лет, районного коэффициента, процентной надбавки за стаж работы в отдаленных местностях, надбавки за вредные условия труда, премий и выплат стимулирующего характера.

При этом, как верно отмечено судом первой инстанции, совокупный размер оплаты труда Баженова С.Г. в спорный период обеспечивался не только до, но и сверх минимального, и не за счет включения в состав оплаты труда районного коэффициента и процентной надбавки, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, что является недопустимым, а за счет соответствующих доплат.

При указанных обстоятельствах, вывод суда о необоснованности заявленных прокурором требований является верным и соответствует приведенным выше нормативным положениям и установленным по делу обстоятельствам.

При этом, суд первой инстанции, разрешая ходатайство ответчика о пропуске срока для обращения в суд, обоснованно пришел к выводу о том, что истцом пропущен срок для обращения с исковыми требованиями в части взыскания заработной платы за период за сентябрь и октябрь 2021 г., в связи с чем отказал в удовлетворении исковых требований в указанной части без исследования фактических обстоятельств дела.

Довод прокурора в той части, что премии и стимулирующие выплаты не носят обязательного характера и зависят от усмотрения работодателя, а потому не могут учитываться при определении минимального размера оплаты труда, основан на неверном толковании вышеприведенных выше норм материального права.

Анализ положений приказа Министра обороны Российской Федерации № 1010 показывает, что дополнительное материальное стимулирование лиц гражданского персонала войсковых частей, производимое на основании данного приказа, осуществляется за счет средств экономии фонда оплаты труда, является периодическим (ежемесячным), выплачивается в связи с исполнением непосредственных трудовых обязанностей и, хотя эта премия и не отнесена прямо к составной части заработной платы, но при этом представляет собой элемент вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, объема, качества и условий выполняемой им работы и, исходя из правовой природы данной выплаты, позволяет включить ее в состав той части заработка, который не должен быть ниже минимального размера оплаты труда.

Трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере ниже минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. При этом районный коэффициент и процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера, начисляются к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда.

Вопреки доводам представления прокурора в Коллективном договоре войсковой части 58147 не идет речь о том, что дополнительное материальное стимулирование, предусмотренное, в том числе приказом Министра обороны Российской Федерации № 1010, не включается в состав минимального размера оплаты труда. Данный Коллективный договор устанавливает правило о согласовании работодателем проектов приказов о представлении работников к дополнительному материальному стимулированию по результатам исполнения должностных обязанностей, за счет бюджетных средств, выделенных Министерством обороны Российской Федерации на эти цели, не входящих в систему оплаты труда.

В целом доводы представления являлись процессуальной позицией прокурора в суде первой инстанции, были приведены в ходе судебного разбирательства, исследованы судом и подробно изложены в постановленном решении. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права суд апелляционной инстанции не усматривает, поскольку выводы суда полностью соответствуют нормам материального права и обстоятельствам дела.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену постановленного решения, судом не допущено.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Читы от <Дата> оставить без изменения, апелляционное представление прокурора - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в трехмесячный срок в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Читы.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено <Дата>

33-2305/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель военного прокурора Читинского гарнизона
Баженов Сергей Григорьевич
Ответчики
ФКУ Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Забайкальскому краю
Войсковая часть 58147
Другие
ФКУ Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа
Министерство обороны Российской Федерации
Суд
Забайкальский краевой суд
Судья
Казакевич Юлия Александровна
Дело на странице суда
oblsud.cht.sudrf.ru
16.05.2023Передача дела судье
14.06.2023Судебное заседание
20.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.06.2023Передано в экспедицию
14.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее