Дело № 5-58/20
УИД 29RS0008-01-2020-000469-32
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
25 февраля 2020 года город Котлас
Судья Котласского городского суда Архангельской области Минина Марина Борисовна в помещении Котласского городского суда Архангельской области по адресу: Архангельская область, город Котлас, улица Мелентьева, дом № 27, фл. 3, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении
Муниципального бюджетного учреждения «Служба благоустройства муниципального образования «Котлас», расположенного по адресу: Архангельская область, г. Котлас, ...., ИНН ...., ОГРН ...., поставленного на учёт __.__.__ Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № по Архангельской области и Ненецкому автономному округу,
у с т а н о в и л:
Муниципальное бюджетное учреждение «Служба благоустройства муниципального образования «Котлас» виновно в несоблюдении требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог при следующих обстоятельствах.
__.__.__ в период с 14 часов 00 минут Муниципальное бюджетное учреждение «Служба благоустройства МО «Котлас» (далее по тексту - МБУ «Служба благоустройства МО «Котлас»), будучи ответственным за содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории МО «Котлас» (населённые пункты г. Котлас и ....), при содержании дорог на территории г. Котласа в зимний период допустило нарушение требований пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения Правил дорожного движения Российской Федерации, пункта 8.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (утв. Приказом Росстандарта от __.__.__ №-ст) (далее по тексту - ГОСТ Р 50597-2017), пунктов 3.2.2, 3.3.1, 4.4.1 Руководства по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах (утв. распоряжением Минтранса РФ от __.__.__ № ОС-548-р), пунктов 6.4.1, __.__.__ ОДМ «Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования» (введены в действие Письмом Минтранса РФ от __.__.__ № ОС-28/1270-ис), статьи 12 Федерального закона от __.__.__ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту - Федеральный закон № 196-ФЗ), а именно, на автомобильной дороге общего пользования местного значения .... г. Котласе на асфальтобетонном покрытии допущено образование зимней скользкости в виде шероховатой стекловидной пленки толщиной 3 мм, не приняты меры к своевременной ликвидации гололеда и информировании участников дорожного движения о существующей опасности.
В судебное заседание законный представитель МБУ «Служба благоустройства МО «Котлас» Стёпин Э.П., извещённый надлежащим образом, не явился, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела без его участия и о допуске к участию в деле в качестве защитника С.Д.В.
Защитник С.Д.В. в судебном заседании представил возражения на протокол об административном правонарушении. Пояснил, что муниципальным заданием на 2019 год по зимнему содержанию дорог было предусмотрено выполнение работ по очистке дорог от снега, приготовление пескосоляной смеси, распределение пескосоляной смеси или фрикционных материалов. В целях исполнения муниципального задания в районе .... осуществлялось распределение пескосоляной смеси в ночную смену с 10 на __.__.__ и __.__.__ в дневную смену, а также в ночную смену с 11 на __.__.__. Учреждением были приняты все возможные меры по надлежащему содержанию дороги по .....
Должностное лицо Попов П.А. в судебном заседании полагал об обоснованности составления в отношении МБУ «Служба благоустройства МО «Котлас» протокола об административном правонарушении.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав защитника С.Д.В., должностное лицо Попова П.А., прихожу к следующим выводам.
По определению ст. 2 Федерального закона № 196-ФЗ под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищённости его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения представляет собой деятельность, направленную на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Как следует из ст. 12 приведённого Федерального закона, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Аналогичную норму содержит п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 № 1090, возлагающий на должностных и иных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, также обязанность содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с п. 12 ст. 3 данного Федерального закона под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке её технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (ч. 1 ст. 17 указанного Федерального закона).
Пунктом 8.1 ГОСТ Р 50597-2017 установлено, что на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускаются наличие снега и зимней скользкости (таблица В.1 приложения В) после окончания работ по их устранению, осуществляемых в сроки по таблице 8.1 (сроки устранения снега и зимней скользкости на проезжей части).
Пунктом 3.2.2 Руководства по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах определено, что основными задачами органов управления дорожным хозяйством является организация работ по предупреждению образования скользкости на дорогах и своевременная ее ликвидация, принятие необходимых мер по обеспечению безопасного и удобного проезда по дорогам и недопущению перерывов движения из-за неудовлетворительного зимнего содержания дорожного покрытия. Для решения этих задач орган управления дорожным хозяйством: обеспечивает подрядным организациям условия для создания достаточной степени готовности к производству работ. В пределах выделенных лимитов организует приобретение материально-технических ресурсов для зимнего содержания автомобильных дорог, а также организует контроль качества приобретаемых противогололедных материалов. Разрабатывает и согласовывает с подразделениями Росгидромета порядок и объем предоставления метеорологической информации и специализированных прогнозов; осуществляет жесткий контроль за качеством зимнего содержания, обеспечением соответствия фактического уровня содержания дороги заданному, а также качеством и количеством используемых противогололедных материалов» обеспечивает приемку и оплату выполненных работ; взаимодействует с органами ГИБДД, Государственной транспортной инспекции по вопросам безопасной эксплуатации автомобильных дорог; осуществляет единую техническую политику; организует внедрение новых технологий, материалов и техники на обслуживаемых дорогах; обеспечивает организацию и развитие технологической оперативной связи; докладывает в федеральный дорожный орган о состоянии проезжаемости на обслуживаемых дорогах в соответствии с утвержденным федеральным дорожным органом порядком.
Для оперативной организации работ, выбора вида и норм распределения противогололедных материалов необходимо использовать специализированные прогнозы погоды, штормовые предупреждения, текущую или фактическую метеорологическую информацию. Такая информация может быть получена в региональных отделениях Росгидромета. Текущая информация о погодных и дорожных условиях может быть получена с автоматических дорожных метеостанций (п. 3.3.1 Руководства по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах).
Для предупреждения образования или ликвидации зимней скользкости проводят следующие мероприятия: профилактическую обработку покрытий противогололедными материалами до появления зимней скользкости или в начале снегопада, чтобы предотвратить образование снежного наката; ликвидацию снежно-ледяных отложений с помощью химических или комбинированных ПГМ; обработку снежно-ледяных отложений фрикционными материалами (п. 4.4.1 Руководства по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах).
Аналогичные мероприятия по предотвращению и ликвидации зимней скользкости изложены в п. 6.4.1 ОДМ «Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования».
В соответствии с п. __.__.__ указанных методических рекомендаций, борьбу с зимней скользкостью необходимо проводить, в первую очередь, на потенциально опасных участках: на подъемах и спусках с большими уклонами, в пределах населенных пунктов, на горизонтальных кривых малого радиуса, на участках с недостаточной видимостью в плане или профиле, на пересечениях в одном уровне, на мостах, путепроводах, эстакадах и подходах к ним, в местах остановки общественного транспорта.
Из материалов дела следует, что __.__.__ в 14 часов 00 минут при обследовании места дорожно-транспортного происшествия, произошедшего __.__.__ - наезд на пешехода, и исполнении государственной функции надзора за дорожным движением у .... в г. Котласе Архангельской области выявлено образование на асфальтобетонном покрытии автомобильной дороги общего пользования местного значения зимней скользкости в виде шероховатой стекловидной пленки толщиной 3 мм, при этом не приняты меры к своевременной ликвидации гололеда и информировании участников дорожного движения о существующей опасности.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом осмотра места совершения административного правонарушения от __.__.__, согласно которому на дорожном покрытии имеется укатанный снег, местами имеется лед.
Согласно акта выявленных недостатков в содержании дорог от __.__.__, на асфальтобетонной покрытии проезжей части автомобильной дороги общего пользования местного значения - .... в г. Котласе имеется гололед в виде шероховатой стекловидной пленки толщиной 3 мм. К акту приложена фототаблица.
Из показаний водителей К.О.А. и Д.А.С. следует, что на асфальтобетонном покрытии дороги имелся укатанный снег. При этом, Д.А.С. дополнительно пояснил, что автомобильная дорога была не обработана песчано-солевой смесью, было гололедица.
Согласно справки метеостанции Котлас Северного филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» от __.__.__, с 15 часов 00 минут __.__.__ до 15 часов 00 минут __.__.__ наблюдалась температура воздуха от + 3,6oС до - 4,7 oС, влажность воздуха от 63% до 90%, осадки в виде слабого ливневого дождя, слабого ливневого снега, а также в период времени с 09 часов 25 минут __.__.__ до 05 часов 30 минут __.__.__ наблюдалась гололедица.
Материалами дела подтверждается и защитником С.Д.В. в судебном заседании не оспаривается, что дорога общего пользования местного значения - .... в г. Котласе находится на балансовом учёте МБУ «Служба благоустройства МО «Котлас» и обслуживается данным юридическим лицом.
В ходе проведения административного расследования должностным лицом установлено, что лицом, ответственным за содержание указанных дорог, а следовательно, и субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, является МБУ «Служба благоустройства МО «Котлас».
Указанный вывод должностного лица является правильным по следующим основаниям.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц МБУ «Служба благоустройства МО «Котлас» является действующим юридическим лицом, поставлено на налоговый учёт __.__.__.
Согласно пунктам 2.1 и 2.1.1 Устава МБУ «Служба благоустройства МО «Котлас» целями деятельности учреждения являются: выполнение работ, оказание услуг в целях обеспечения реализации на территории МО «Котлас» предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления МО «Котлас», в том числе в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществлению иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для достижения уставных целей МБУ «Служба благоустройства МО «Котлас» осуществляет деятельность по организации капитального ремонта, ремонта и содержания закреплённых автомобильных дорог общего пользования и искусственных дорожных сооружений в их составе (пункт 2.2 Устава).
Протокол об административном правонарушении в отношении МБУ «Служба благоустройства МО «Котлас» составлен в присутствии законного представителя Степина Э.П. правильно и в соответствии с требованиями статьи 28.2 КоАП РФ. Событие правонарушения и сведения об МБУ «Служба благоустройства МО «Котлас», как лице, его совершившем, изложены полно и в соответствии с фактическими обстоятельствами дела. Процессуальные права законному представителю Стёпину Э.П. разъяснены, копия протокола вручена.
Таким образом, действия МБУ «Служба благоустройства МО «Котлас» подлежат квалификации по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ - несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства того, что МБУ «Служба благоустройства муниципального образования «Котлас» были приняты все зависящие от него меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в материалы дела не представлены.
Из пояснений директора МБУ «Служба благоустройства МО «Котлас» Стёпина Э.П., изложенных в протоколе об административном правонарушении, согласно путевым листам проводилась обработка проезжей части ПСС до ДТП и перед самым ДТП.
В представленных письменных возражениях законный представитель МБУ «Служба благоустройства МО «Котлас» указал, что в районе .... осуществлялось распределение пескосоляной смеси в ночную смену с 10 на __.__.__, в дневную смену __.__.__ и в ночную смену с 11 на __.__.__. Все возможные меры приняты.
Из представленных копий путевых листов следует, что __.__.__ производилась подсыпка дорог ПСС города, ДОК, 46-й лесозавод. __.__.__ производилась подсыпка дорог ПСС ...., города, ДОК, м/к Лименда, 46-й лесозавод, горбатый мост.
При этом, из данных путевых листов не усматривается в какое время проводилась обработка ПСС .... в г. Котласе.
Вместе с тем, из фототаблицы, приложенной к акту выявленных недостатков в содержании дороги от __.__.__ видно, что на проезжей части дороги местами имеется наледь.
При назначении административного наказания учитываются характер совершённого административного правонарушения, имущественное положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность МБУ «Служба благоустройства МО «Котлас», судья не усматривает.
Обстоятельством, отягчающим административную ответственность МБУ «Служба благоустройства МО «Котлас», является повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьёй 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения.
Санкция части 1 статьи 12.34 КоАП РФ предусматривает наказание виновному юридическому лицу в виде административного штрафа в размере от двухсот тысяч до трёхсот тысяч рублей.
В силу положений п. 3.2. ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершённого административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Учитывая характер и обстоятельства совершённого МБУ «Служба благоустройства» административного правонарушения, финансовое и имущественное положение юридического лица, в целях назначения справедливого и соразмерного наказания и возможности его исполнения, считаю необходимым назначить МБУ «Служба благоустройства» МО «Котлас» административное наказание в виде административного штрафа в низшем размере, чем установлено санкцией части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, исключающих производство по делу, а также оснований для освобождения от административной ответственности, не имеется. Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности административного правонарушения, судьёй не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности не истёк.
Руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11, ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л:
Муниципальное бюджетное учреждение «Служба благоустройства Муниципального образования «Котлас» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 (ста тысяч) рублей.
Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: ....
В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьёй 31.5 КоАП РФ.
Согласно ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ при уплате административного штрафа лицом, привлечённым к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего Кодекса, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 1.1 статьи 12.1, статьей 12.8, частями 6 и 7 статьи 12.9, частью 3 статьи 12.12, частью 5 статьи 12.15, частью 3.1 статьи 12.16, статьями 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27 настоящего Кодекса, не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа. В случае, если исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено либо рассрочено судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, административный штраф уплачивается в полном размере.
Неуплата административного штрафа в установленный законом срок, влечёт наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.
Постановление может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья М.Б. Минина