ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88а-19220/2021
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
8 сентября 2021 года г. Москва
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Склярука С.А., судей Смирновой Е.Д., Жудова Н.В. рассмотрела в открытом судебном заседании поступившую 14 июля 2021 года в суд первой инстанции кассационную жалобу представителя Правительства Москвы Шатихина Н.В. на решение Московского городского суда от 8 декабря 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 25 марта 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Акционерного общества «Арком», Общества с ограниченной ответственностью «Люкс» об оспаривании отдельного положения постановления Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года № 819-ПП «Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков» (присвоенный судом первой инстанции номер дела: № 3а-4795/2020).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д., объяснения представителей административных истцов АО «Арком» Граль Т.О., представителя административных ответчиков Правительства Москвы Агатова А.А., заключение прокурора Русакова И.В., судебная коллегия
установила:
Правительством Москвы 11 декабря 2013 года принято постановление № 819-ПП «Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков» (далее - постановление Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года № 819-ПП).
Подпунктом 1.2 пункта 1 названного постановления Правительства Москвы утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости (приложение 2) (далее также - Перечень).
Постановлением Правительства Москвы от 19 декабря 2018 года № 1641-ПП внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года № 819-ПП, приложение 2 дополнено, в том числе пунктом 1545 о включении в Перечень объекта, поименованного как «пристройка» с адресным ориентиром: г. Москва, Ленинградский проспект, д. 47, стр. 19.
АО «Арком» и ООО «Люкс» обратились в суд с самостоятельными административными исковыми заявлениями о признании недействующим пункта 1545 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года № 819-ПП, которые определением суда от 25 ноября 2020 года объединены в одно производство.
Требования мотивированы тем, что административные истцы являются собственниками нежилых помещений, расположенных в здании по вышеуказанному адресу, которое не обладает признаками самовольной постройки, что подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 7 февраля 2020 года. Включение в оспариваемый пункт нормативного правового акта пристройки к спорному зданию, влекущее его снос, нарушает права обществ как хозяйствующих субъектов, а также противоречит положениям статьи 222 Гражданского кодекса РФ.
Решением Московского городского суда от 8 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 25 марта 2021 года, постановлено:
Признать недействующим пункт 1545 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года № 819-ПП «Об утверждении положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков» в редакции постановления Правительства Москвы от 19 декабря 2018 года № 1641-ПП с 19 декабря 2018 года.
В кассационной жалобе представителя Правительства Москвы Шатихина Н.В. ставится вопрос об отмене судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 КАС РФ, определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений из обжалуемых судебных актов не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
С учетом положений пунктов «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, пункта 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 12 части 1 статьи 13, части 3 статьи 20, пункта 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года «Устав города Москвы», части 2 статьи 4 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года № 48 «О землепользовании в городе Москве», пунктов 2, 13 статьи 11, пункта 1 статьи 13 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года № 65 «О Правительстве Москвы» оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых нормативных правовых актов, правил введения в действие и опубликования.Как следует из наименования и содержания постановления Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года № 819-ПП «Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков», принято оно в целях совершенствования порядка взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков; постановление касается земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что ООО «Люкс» с 24 февраля 2011 года является собственником нежилого помещения, общей площадью 1698,8 кв.м. с кадастровым номером №, АО «Арком» - с 9 февраля 2011 года собственником нежилого помещения, общей площадью 160, 7 кв.м. с кадастровым номером №, расположенных в здании с кадастровым номером № по адресу: г. Москва, Ленинградский проспект, д. 47, стр. 19.
Земельный участок, на котором, в свою очередь, расположено указанное здание, предоставлен ООО «Люкс» и АО «Арком» по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ № № с учетом дополнительных соглашений от 17 февраля 2010 года и 23 апреля 2013 года для дальнейшего использования здания института для проведения научно-исследовательских работ и производства кинофотоматериалов.
Основанием для включения пристройки по вышеуказанному адресу в Перечень явились её возведение на земельном участке, не предоставленном для целей строительства (реконструкции), а также её создание при отсутствии разрешения на строительство, подтвержденные актами обследования Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы от 20 февраля 2017 года № 90969601, от 4 июня 2018 года № 9090536, рапортом от 21 апреля 2017 года № 9097455.
Этими актами на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: г. Москва, Ленинградский проспект, д. 47, стр. 19 выявлен незаконно размещенный объект недвижимости в виде подвала, площадью 134, 4 кв.м. и пристройки с антресольным этажом, общей площадью 891 кв.м. (площадь пристройки 1 этажа 551,3 кв.м. и антресоль 1 этажа 339,68 кв.м., площадь застройки 552 кв.м.). По акту обследования от 4 июня 2018 года на земельном участке незаконно размещена одноэтажная пристройка с антресолью, общей площадью 899,5 кв.м., площадь застройки 552 кв.м. Подвал и пристройка возведены без получения необходимой разрешительной документации, земельный участок не предоставлялся для целей строительства (реконструкции) объекта капитального строительства.
Оценив эти акты Госинспекции, суд первой инстанции признал их ненадлежащими доказательствами с учетом обстоятельств, установленных вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 7 февраля 2020 года, имеющих преюдициальное значение, принимая также во внимание то, что акт Госинспекции от 20 февраля 2017 года № 90969601 был предметом исследования арбитражного суда.
Названным решением арбитражного суда отказано в удовлетворении искового заявления Департамента городского имущества г. Москвы, правительства Москвы к АО «Арком» и ООО «Люкс» о признании самовольной постройкой здания площадью 1920 кв.м. по адресу: г. Москва. Ленинградский проспект, д. 47, стр. 19, возложении обязанности снести указанное здание и освободить земельный участок.
Судебная коллегия апелляционной инстанции согласилась с выводами суда первой инстанции.
Упомянутым решением арбитражного суда установлено, что работы по строительству здания велись на основании разрешения на производство подготовительных и основных строительных работ от 25 июня 1981 года № 01964, помещение подвала площадью 134, 4 кв.м. возведено в соответствии с разрешительной документацией в 1983 году.
В результате строительных работ в здании новый объект недвижимости не был создан, пристройка (комнаты 4, 4а-4т в помещении I на 1 этаже и антресоль площадью 348,5 кв.м.) являются результатом работ по реконструкции, для проведения работ разрешение на строительство не требуется, поскольку в результате проведенных работ новый объект недвижимости не был создан, работы производились в границах здания, изменение площади помещения произошло в результате внутренней перепланировки помещений здания, изменения конфигурации помещений и объема.
Эти выводы арбитражного суда основаны также на заключении проведенной в ходе производства по делу судебной строительно-технической экспертизы от 26 марта 2019 года № 28/19-3, проведенной ФБУ Российский Федеральный центр судебной экспертизы при Минюсте РФ.
Таким образом, при разрешении настоящего спора и удовлетворении требований АО «Арком» и ООО «Люкс» суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из того, что оснований, установленных статьей 222 ГК РФ, для включения пристройки в здании по адресу: г. Москва, г. Москва, Ленинградский проспект, д. 47, стр. 19 в соответствующий Перечень не имелось.
Выводы судов нижестоящих инстанций о наличии оснований для признания пункта 1545 Перечня противоречащим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и недействующим, вопреки утверждениям в кассационной жалобе, соответствуют обстоятельствам настоящего административного дела, подтверждаются доказательствами и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорные отношения.
В кассационной жалобе представитель административного ответчика указывает на неправильность вывода арбитражного суда о том, что проведенные работы по реконструкции спорного объекта недвижимости не привели к созданию нового объекта недвижимости, ссылаясь при этом на увеличение площади здания на 1077,9 кв.м.
Между тем, выводы арбитражного суда содержат исчерпывающее обоснование, за счет чего произошло увеличение площади здания.
В силу положений части 2 статьи 64 КАС РФ установленные арбитражными судами соответствующие обстоятельства имеют для настоящего дела преюдициальное значение.
Доводы жалобы направлены на переоценку исследованных судами доказательств и оспаривание обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу частей 2 и 3 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных постановлений, нижестоящими судебными инстанциями не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения кассационной жалобы представителя Правительства Москвы Шатихина Н.В. не усматривается.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского городского суда от 8 декабря 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 25 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Правительства Москвы Шатихина Н.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий С.А. Склярук
Судьи: Е.Д. Смирнова
Н.В. Жудов
Мотивированное кассационное определение изготовлено 16 сентября 2021 года