Судья Круковская А.В. Дело № 33-3619/2018г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ус Е.А.,
судей Орловой И.А., Ушаковой Л.В.,
при секретаре Мельниковой А.В.,
рассмотрела в судебном заседании 25 июня 2018 года дело по апелляционной жалобе, действующей в интересах Петрова А. А. Сидоровой Л.В. на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 29 марта 2018 года, которым в удовлетворении исковых требований Петров А.А. к администрации МО ГО «Воркута» о признании права на получение государственного жилищного сертификата, с датой постановки на учет 15.11.2016 по категории «инвалиды» и восстановлении его в очереди на получение жилищного сертификата для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера с датой постановки на учет 15.11.2016 по категории «инвалиды» отказано.
Заслушав доклад судьи Ус Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Петров А.А. обратился в суд с иском к администрации МО ГО «Воркута» о признании за ним право на получение государственного жилищного сертификата с датой постановки на учет 15.11.2016 по категории «инвалиды», восстановлении в очереди на получение жилищного сертификата для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера с датой постановки на учет 15.11.2016 по категории «инвалиды», сославшись, что состоял в очереди на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья за пределами г.Воркуты, по категории «инвалиды» с даты подачи заявления 02.11.2015, решением общественной комиссии по жилищным вопросам администрации МО ГО «Воркута» от 17.03.2017 незаконно снят с учета граждан, с выявлением в предоставленных документах сведений не соответствующих действительности, а именно: наличие у его супруги жилья за пределами г.Воркуты.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Петрова Л.И.
В судебное заседание истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела не явился.
Представитель истца в судебном заседании поддержал исковые требования.
Представители ответчика АМО ГО «Воркута», третьего лица Минстроя РК, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Третье лицо Петрова Л.И. в судебное заседание не явилась.
Суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель истца считает решение суда подлежащим отмене, считая, что судом не правильно применены нормы материального права.
Исходя из положений статей 167, 327 ГПК Российской Федерации, с учетом того, что лица участвующие в деле в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, не сообщили об уважительной причине не явки, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, исходя из доводов апелляционной жалобы, обсудив их, судебная коллегия не находит оснований для отмены законного и обоснованного решения суда.
Как следует из обстоятельств дела и установлено судом, Петров А.А. состоял в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера по категории «пенсионеры» с даты подачи заявления - 27.04.1997.
В заявлении на включение в состав участников Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» от 29.06.2007 Петров А.А. указал в качестве члена своей семьи супругу Петрову Л.И., при этом в заявлении отметил, что ни он, ни члены его семьи не имеют жилых помещений за пределами РКС.
Решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО «Воркута», протокол <Номер обезличен> от 27.11.2015, утвержденный постановлением администрации от 07.12.2015 №2111, Петров А.А. переведен из категории «пенсионеры» в категорию «инвалиды» с момента возникновения права на переход в другую категорию, с даты установления инвалидности ... группы - 02.11.2015.
Решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО «Воркута», протокол <Номер обезличен> от 17.03.2017, утвержденный постановлением администрации от 23.03.2017 <Номер обезличен>, Петров А.А. снят с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат ля приобретения жилья за пределами г. Воркуты, с датой постановки на учет 02.11.2015 на основании п. 21 «в» постановления Правительства РФ от 10.12.2002 № 879 (выявление в предоставленных документах не соответствующих действительности сведений), в связи с тем, что супруга истца Петрова Л.И., с которой он состоит в браке с <Дата обезличена>, в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> имела в собственности квартиру, расположенную по адресу: <Адрес обезличен> <Адрес обезличен>, с 23.06.2011 на праве собственности жилой дом по адресу: <Адрес обезличен>, <Адрес обезличен>.
Суд первой инстанции, установив изложенные обстоятельства дела, применив к спорным правоотношениям положения Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», Постановления Правительства РФ от 10 декабря 2002 года № 879 «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», пришел к правильному выводу о том, что истец, представив в АМО ГО «Воркута» сведения, не соответствующие действительности, не исполнил своей обязанности о предоставлении достоверных сведений, что в свою очередь лишило органы местного самоуправления возможности проверить в рамках предоставленных им полномочий законность и обоснованность сохранения за ним права состоять на учете в соответствующей очереди на получение сертификата.
Судебная коллегия находит указанный вывод верным, соответствующим требованиям закона и основанным на исследованных в судебном заседании доказательствах.
На момент постановки на учет Петрова А.А. на получение жилищной субсидии действовало Положение о предоставлении гражданам РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство и приобретение жилья, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996г. N937, в редакции, действующей до 31.07.1998, которым предусмотрено, что за счет средств федерального бюджета субсидия предоставляется (в пределах предусмотренных объемов) лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 10 лет. При этом пунктом 1 предусматривалось, что безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья (далее именуется - субсидия) предоставляется гражданам Российской Федерации (по их желанию), нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоящим в соответствии с законодательством Российской Федерации на учете по предоставлению жилой площади в органах местного самоуправления, на предприятиях, в организациях, воинских частях и формированиях, а также лицам, имеющим согласно действующему законодательству право на льготное финансирование строительства или приобретение жилья, но не использовавшим это право.С 31.07.1998 вступил в действие Федеральный закон от 25.07.1998 N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", где статьей 1 установлено, что правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации.
По смыслу статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» предоставление безвозмездных жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета является способом оказания помощи выезжающим из районов с экстремальными природно-климатическими условиями гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Вместе с тем, названный Закон № 125-ФЗ в качестве одного из обязательных условий возникновения права на получение жилищных субсидий предусматривает отсутствие других жилых помещений на территории РФ за пределами районов Крайнего Севера.
В целях совершенствования деятельности по реализации Федерального закона Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года № 879 утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Подпунктами «в» и «д» пункта 21 данного Положения определено, что граждане снимаются с учета в случае выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений; приобретения (строительства) жилья в других субъектах Российской Федерации (кроме случаев приобретения (строительства) жилья за счет ипотечных кредитов при условии использования средств социальных выплат для приобретения жилья на погашение основной ссудной задолженности по указанным кредитам).
Исходя из общих положений гражданского законодательства об основаниях приобретения права собственности следует, что граждане являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (статья 218 Гражданского кодекса РФ).
В заявлении от 29.06.2007 о включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Петров А.А. в качестве членов своей семьи указывал супругу Петрову Л.И.
При последующей перерегистрации в заявлениях в 2008, 2010,2016 году на выделение государственного жилищного сертификата истец просил выделить сертификат на состав семьи из 2 человек.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости следует, что за Петровой Л.И. было зарегистрировано право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <Адрес обезличен>, <Адрес обезличен>, <Адрес обезличен>, общей площадью ... кв.м., в на основании договора на передачу квартиры в собственность от 06.08.1996,дата регистрации прекращения права14.11.2011 и с 23.06.2011 по настоящее время зарегистрировано право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <Адрес обезличен>, <Адрес обезличен>, площадь объекта ... кв.м..
В силу п.7 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в <Адрес обезличен> (переименованной Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от <Дата обезличена> в <Адрес обезличен>), утвержденных решением исполкома облсовета и президиума облсовпрофа от <Дата обезличена> N 313, действовавших на момент приобретения супругой истца квартиры по адресу: <Адрес обезличен>, <Адрес обезличен>, учетная норма жилой площади в (Калининской) <Адрес обезличен> была установлена в размере не более 6 квадратных метров на одного члена семьи.
Решением депутатов городского поселения - <Адрес обезличен> от <Дата обезличена> <Номер обезличен> была установлена учетная норма, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях – в размере 10 кв.м. общей площади жилого помещений на одного человека.
По данным администрации <Адрес обезличен>, утвержденная Собранием депутатов <Адрес обезличен> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, с <Дата обезличена> учетная норма площади жилого помещения при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях составляет 12 кв.м. общей площади на одного человека.
Установив указанные выше обстоятельства дела судом сделан правильный вывод, что Петров А.А. обращаясь 29.06.2007 в администрацию МО ГО "Воркута" с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" в соответствии с Постановлением Правительства N 153 от 21.03.2006 и указывая при этом, что в настоящее время он и члены его семьи жилых помещений для постоянного проживания на территории РФ не имеют, сообщил тем самым недостоверные сведения, что и является самостоятельным основанием для снятия его с учета.
В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. На момент перевода очереди Петрова А.А. из категории «пенсионеров» в категорию инвалидов 02.11.2015 не прошло 5 лет со дня отчуждения супругой квартиры (с 14 ноября 2011 г.), следовательно, вывод суда об отсутствии у истца права состоять на учете граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии является верным.
Приведенные в жалобе доводы являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана надлежащая оценка, соответствующая правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется.
Таким образом, обстоятельства дела установлены в полном объеме. Всем представленным доказательствам судом дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а потому оснований к отмене оспариваемого судебного акта по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 29 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу действующей в интересах Петрова Александра Александровича Сидоровой Л.В.– без удовлетворения.
Председательствующий –
Судьи –