Решение по делу № 2-3239/2018 от 22.05.2018

        Строка 2.117

        Дело № 2-3239/18

        РЕШЕНИЕ

        ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

        15 октября    2018 года Ленинский районный суд города Воронежа в составе:

        председательствующего судьи    Калининой Е.И.,

        при секретаре                                 Булавиной Ж.А.,

        рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Государственной жилищной инспекции Воронежской области к Зернюкову Андрею Ивановичу, Логуновой Татьяне Васильевне о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес> оформленных протоколом от 11.09.2017г. №1

        УСТАНОВИЛ:

        Государственная жилищная инспекция Воронежской области обратилась в суд с иском к Зернюкову Андрею Ивановичу, Логуновой Татьяне Васильевне о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес> оформленных протоколом от 11.09.2017г. №1 ссылаясь на следующие обстоятельства.

29.03.2018 в государственную жилищную инспекцию Воронежской области (далее - инспекция) поступило заявление ООО УК «ЖилКомСервис» (ОГРН 1153668001827, ИНН 3662990860) о внесении изменений в реестр лицензий Воронежской области об управлении многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>. К заявлению ООО УК «ЖилКомСервис» приложены следующие документы: копия протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес> от 05.04.2015 № 2; копия протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес> от 11.09.2017 № 1.

В рамках статьи 198 Жилищного кодекса РФ и требований Порядка проведена проверка заявления ООО УК «ЖилКомСервис» и представленных в рамках проверки документов.

Результат проверки оформлен заключением от 16.05.2018 № 69-05-21/208.

В 2015 году собственниками помещений многоквартирного дома 47 по ул. Бакунина г. Воронежа (далее - многоквартирный дом) избран способ управления ТСЖ «ТСЖ «Застава 47» (протокол от 05.04.2015 № 2). 20.08.2015 создано ТСН «ТСЖ «Застава 47» (ИНН 3664209799, ОГРН 1153668044331).

В марте 2017 года способ управления - ТСН «ТСЖ Застава 47», в порядке ч. 3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, изменен на управление управляющей организацией АО «УК Ленинского района» (протокол от 02.03.2017 № 2).

Согласно протоколу от 11.09.2017 № 1 собственниками помещений многоквартирного дома приняты решения:

    избрать председателя, секретаря, членов счетной комиссии общего собрания (вопрос № 1 протокола от 11.09.2017 № 1);

    аннулировать и признать незаконным и недействительным протокол № 2 от 02.03.2017г.общего заочного собрания собственников помещений <адрес>, ввиду противоречия Жилищному кодексу Российской Федерации (вопрос № 2 протокола от 11.09.2017 №1);

    подтвердить способ управления многоквартирным домом № 47 по <адрес> - ТСН «ТСЖ «Застава 47» (вопрос № 3 протокола).

Частью 2 статьи 44 Жилищного кодекса РФ определена компетенция общего собрания. Выбор способа управления многоквартирным домом относится к компетенции общего собрания (пункт 4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса РФ). В силу части 3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Признание незаконным и недействительным протокола общего собрания, в силу норм части 2 статьи 44 и части 3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, не отнесено к компетенции общего собрания.

Нормами жилищного законодательства установлен только судебный порядок оспаривания решений общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.

Из изложенного следует, что решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, оформленные протоколом незаконными и (или) недействительными может признать только суд.

В этой связи общее собрание собственников, результаты которого оформлены протоколом от 11.09.2017 № 1, было не правомочно принимать решение по вопросу № 2: аннулировать и признать незаконным и недействительным протокол № 2 от 02.03.2017г. ввиду противоречия Жилищному кодексу РФ, так как данное решение принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания.

По вопросу № 3 протокола от 11.09.2017 № 1 собственники приняли решение: «подтвердить способ управления многоквартирным домом по <адрес> - ТСН «ТСЖ «Застава 47»». Однако в силу норм пункта 4 части 2 статьи 44, части 3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ собственники управомочены выбрать или изменить способ управления. Формулировка «подтверждение способа управления» в Жилищном кодексе РФ не содержится. В этой связи общее собрание собственников, результаты которого оформлены протоколом от 11.09.2017, было не правомочно принимать решение по вопросу № 3 ввиду противоречия Жилищному кодексу Российской Федерации.

В силу пункта 3 статьи 181.5 Гражданского кодекса РФ решения собственников, принятые по вопросам №№ 2, 3 и оформленные протоколом от № 1 являются ничтожными.

При составлении протокола от 11.09.2017 № 1 допущено существенное нарушение правил его составления.

В нарушение положений ч. 1 ст. 46 ЖК РФ и требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений установлены Приказом Минстроя от 25 декабря 2015 г. № 937/пр «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор» решение о сроках составления протокола собственниками не принималось. Общее собрание собственников помещений окончено 14.08.2017 в 20 час. 00 мин., и, в силу пунктов 2 и 6 Требований подведение итогов собрания, путем оформления протокола должно было состояться не позднее 24.08.2017. Вместе с тем, протокол оформлен только 11.09.2017.

В нарушении ч. 3 ст. 47 ЖК РФ и п. 4 вышеуказанных Требований протокол общего собрания от 11.09.2017 № 1 не содержат адрес, по которому передавались оформленные в письменной форме решения собственников помещений (место проведения собрания), как и сообщение о проведении собрания.

В силу подпункта «е» пункта 4 Приказа № 937/пр обязательным реквизитом протокола является место (адрес) хранения протокола и решений собственников.

В нарушение указанной нормы место (адрес) хранения протокола и решений собственников в протоколе не отражены, решение по данному вопросу (согласно повесткам в сообщении а проведении собрания и протоколе) не принималось.

Данное является нарушением требований пунктов 2, 6, 8, подпунктов «в», «е» пункта 4 подпункта Требований, предъявляемых к составлению протокола.

При проведении собрания допущено существенное нарушение созыва собрания.

В качестве обязательного приложения к протоколу от 11.09.2017 № 1 в силу подпункта «б» пункта 19 Требований сообщение о проведении общего собрания в инспекции отсутствует.

Указанное дает основание для признания решений, оформленных протоколом от 11.09.2017 № 1, недействительными по признакам ничтожности (в силу пункта 3 статьи 181.5 Гражданского кодекса РФ) и оспоримости (в силу пунктов 1, 4 части 1 статьи 181.4 Гражданского кодекса РФ).

В силу пункта 1 части 6 статьи 20 Жилищного кодекса РФ, орган государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с нарушением требований настоящего Кодекса.

        В судебном заседании представители истца по доверенности Клейменов Н.Е., Руденко Е.А. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в письменных пояснениях к иску. Считают, что срок исковой давности по обращению в суд с заявлением о признании решений собственников помещений многоквартирного дома от 11.09.2017г. №1 не пропущен по следующим основаниям.

Статьей 195 Жилищного кодекса РФ установлено, что сведения об управлении лицензиатами многоквартирными домами включаются в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, который размещен в ГИС ЖКХ (реестр лицензий). Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий, регламентируются статьей 198 Жилищного кодекса РФ с учетом требований, установленных Приказом Минстроя России от 25.12.2015 № 938/пр «Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации» (далее - Порядок).

Внесение изменений в реестр лицензий носит заявительный порядок. При этом органом государственного жилищного надзора проводится проверка заявления и представленных документов.

Порядком установлен исчерпывающий перечень требований (условий), при соблюдении которых изменения в реестр лицензий вносятся, и соблюдение которых проверяет инспекция при поступлении заявления лицензиата (пункт 5 Порядка).

До ДД.ММ.ГГГГ действовала редакция Порядка, в соответствии с которой органом государственного жилищного надзора осуществлялась проверка заявления и документов на соблюдение следующих условий:

    а)    соответствие заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 Порядка (заявление должно было быть надлежащим образом оформлено; определенный Порядком перечень документов, предъявляемых вместе с заявлением должен быть соблюден);

    б)    достоверности сведений, содержащихся в заявлении;

    в)    отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;

    г)    отсутствия судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении (ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу решение Верховного Суда РФ от 29.09.2017 N АКПИ17-704, согласно которому признано недопустимым применение подпункта «г» пункта 5 Порядка в качестве основания для отказа во внесении соответствующих изменений в реестр);

    д)    выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с ч. 2 ст. 198 Жилищного кодекса РФ (пункт 5 Порядка).Приказом Минстроя России от 02.03.2018 N 134/пр «О внесении изменений в Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2015 г. N 938/пр» внесены изменения в Порядок (вступили в силу с 10.04.2018).

В редакции, действующей с 10.04.2018 органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на отсутствие признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации (подпункт «е» пункта Порядка) от ООО УК «ЖилКомСервис» поступило заявление о внесении в реестр лицензий <адрес> в части внесения сведений об управлении многоквартирным домом по <адрес>. В качестве основания указан протокол общего собрания собственников от 11.09.2017г. № 1 о подтверждении способа управления ТСН «ТСЖ «Застава 47» и заключение договора управления (протокол прилагался).

В ходе проверке выявлено несоответствие заявления и приложенных документов требованиям подп. «б» пункта 5 Порядка (достоверность сведений, содержащихся в заявлении):

По выявленным обстоятельствам 15.11.2017 инспекцией по заявлению ООО УК «ЖилКомСервис» принято решение об отказе во внесении в реестр лицензий Воронежской области сведений об управлении указанным многоквартирным домом, заявление и приложенные к нему документы возвращены ООО УК «ЖилКомСервис».

На даты - 21.09.2017 (поступления заявления) и 15.11.2017 (принятия решения) решения собственников, оформленные протоколом 11.09.2017 № 1, на предмет соблюдения требований законодательства к порядку принятия решений (организация, проведение и оформление результатов собрания) и наличия признаков ничтожности не проверялись, так как данная обязанность возникла с 10.04.2018 (изменения в Порядок, утвержденный Приказом № 938/пр внесены Приказом Минстроя России от 02.03.2018 N 134/пр).

На признаки ничтожности решения, оформленные протоколом от 11.09.2017г.№ 1, были проверены в рамках рассмотрения заявления ООО УК «ЖилКомСервис», поступившего 29.03.2018. По итогам проверки заявления выявлены нарушения, которые отражены в заключении от 16.05.2018 № 69-05- 21/208 (копия имеется в материалах дела).

Полагает, что срок исковой давности для обращения инспекции с заявлением в суд на дату 22.05.2018 не истек, так как факт наличия признаков ничтожности в решениях собственников, оформленных протоколом от 11.09.2017г. № 1, был установлен 16.05.2018.

        Ответчики Зернюков А.И., Логунова Т.В. в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

        Представитель ответчиков Зернюкова А.И., Логуновой Т.В. по ордеру Труфанова А.С. возражала против исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск. Также заявила ходатайство о пропуске срока исковой давности, просит отказать истцу в удовлетворении исковых требований. Указывает, что истцом пропущен шестимесячный срок исковой давности, предусмотренный ч. 6 ст. 46 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении.

    г. ООО УК «ЖилКомСервис» направлено заявление в Государственную жилищную инспекцию Воронежской области о внесении изменений в реестр лицензий Воронежской области в части внесения сведений об управлении многоквартирным домом по <адрес> с приложением, в том числе, копии протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес> от 11.09.2017 г.

    г. в адрес ООО «ЖилКомСервис» поступило письмо ГЖИ Воронежской области № 5707-16 от 11.10.2017 г., из текста которого следует, что в соответствии с п. 5 Порядка проведена проверка заявления и документов, предоставленных ООО УК «ЖилКомСервис». На основании подпункта «а» ПУНКТА 10 Порядка, принято решение о приостановлении рассмотрения заявления ООО «УК «ЖилКомСервис» (решение от 05.10.2017 № 69-05-22/699), в соответствии с п. 15 Порядка были затребованы дополнительные документы со сроком предоставления до 31.10.2017 г.

Истребуемые сведения с сопроводительным письмом были нарочно сданы в Государственную жилищную инспекцию Воронежской области 31.10.2017 г., что подтверждается отметкой о получении.

    г. Государственной жилищной инспекцией Воронежской области принято решение №69-05-22/812 об отказе во внесении вышеуказанных изменений в реестр лицензий Воронежской области. Таким образом, Государственной жилищной инспекцией Воронежской области была проведена проверка заявления ООО «ЖилКомСервис» о внесении изменений в реестр лицензий Воронежской области от 21.09.2017 г. и приложенных документов, одним из которых является копия протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес> от 11.09.2017 г.

Исходя из вышеизложенного, срок, предусмотренный ч.б ст. 46 ЖК РФ, исчисляется с момента окончания проверки по заявлению, то есть с ДД.ММ.ГГГГ и истекает ДД.ММ.ГГГГ.

Государственная жилищная инспекция Воронежской области обратилась с исковым заявлением в Ленинский районный суд г. Воронежа о признании недействительными решений, принятых на общем собрании собственников помещений многоквартирного <адрес>, оформленных протоколом №1 от 11.09.2017г. только 22.05.2018г.

    В соответствии со ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

    г. ООО «ЖилКомСервис» повторно обратилось в Государственную жилищную инспекцию Воронежской области о внесении изменений в реестр лицензий Воронежской области в части внесения сведений об управлении многоквартирным домом по <адрес> на основании протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес> от 11.09.2017 г.

Заявление было подано 29.03.2018 г., проверка по заявлению начата 29.03.2018г. следовательно проверка должна быть проведена в соответствии с Порядком и сроками внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Минстроя России от 25.12.2015 № 938/пр «Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации» действующими на день подачи заявления, в том числе с полномочиями установленными на день подачи заявления.

Из приложений к Пояснениям ГЖИ ВО от 09.10.2018 г., поданных в суд 11.10.2018 г. следует, что 25.09.2017 г. в адрес Истца поступило обращение Барановой JI.A. с просьбой принять меры по прекращению распространения квитанций от ООО «ЖилКомСервис», 16.11.2017 г. подобные обращение поступило от ФИО8 и ФИО9, который в свою очередь фактически ставил вопрос о проверке законности решения общего собрания собственников,поскольку в доме постоянно приглашают на собрания, и просит принять действенные меры, предложил обратиться в суд от своего имени, попросив помощи специалистов ГЖИ ВО, так как не имеет должной квалификации.

В соответствии со ст. 20 ч. 6 п. 1 ЖК РФ право органа государственного жилищного надзора на обращение в суд с заявлением о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме связано с наличием нарушений требований Жилищного Кодекса при его принятии, что и является основанием обращения в суд.

При обращении «ЖилКомСервис» о внесении изменений в реестр лицензий Воронежской области от 21.09.2018г. у истца также имелось право на проведение внеплановой проверки в силу положений ч.4.2 ст. 20 ЖК РФ на основании заявлений граждан, а также на обращений в суд в рамках полномочий, предоставленных ч.б ст. 20 ЖК РФ.

В связи с тем, что проверка заявления от 21.09.2017 г. и приложенных к нему документов была проведена (в том числе оспариваемого протокола), 15.11.2017 г. Государственной жилищной инспекцией Воронежской области принято решение №69-05-22/812 об отказе во внесении вышеуказанных изменений в реестр лицензий Воронежской области, следовательно, шестимесячный срок на обращение в суд, исчисляемый с 16.11.2017 г. - пропущен.

Доводы истца на то, что в ЖК РФ отсутствует формулировка «подтверждение способа управления МКД», следовательно, это не входит в компетенцию общего собрания, что говорит о ничтожности протокола от 11.09.2017 г. неосновательны.

С данным выводом истца согласиться нельзя, поскольку положениями, п. 4 ст. 44 ЖК РФ, п. 3 ст. 161 ЖК РФ предусмотрено, что способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.

Исходя из этого, в компетенцию общего собрания собственников помещений в МКД включены вопросы, касающиеся способа управления МКД, следовательно, неточность формулировки вопроса, сама по себе по смыслу ст. 181.5 ГК РФ основанием для признания данного решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома ничтожным, не является.

За принятие данного решения проголосовали 10 875,42 кв.м./голосов, что составляет 93,8 % от числа проголосовавших, или 61,7 % голосов от общего числа голосов собственников жилья. Следовательно, кворум имеется, что не оспаривается истцом.

Доводы истца о наличии оснований для оспоримости решения собрания, поскольку не соблюден срок составления протокола, не указано место проведения общего собрания, место хранения документов, в ГЖИ ВО отсутствует сообщения о проведении общего собрания необоснованы.

Не усматривается существенных нарушений правил составления протокола, влекущих недействительность решения в силу п. 4 ст. 181.4 ГК РФ.

Не может повлечь отмену решения и ссылка Истца на то, что оспариваемый протокол не соответствует п. 2 Приказа Минстроя России от 25.12.1015 N 937/пр "Об утверждении требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный жилищный надзор", согласно которому протокол общего собрания составляется в письменной форме, в сроки, установленные общим собранием, но не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания, в то же время как оспариваемый протокол составлен почти спустя месяц после окончании собрания, поскольку данное нарушение само по себе не является существенным, влекущим признание решения собрания недействительным, доказательств тому, что какие-либо из принятых к подсчету решений получены после даты окончания их приема- 14.08.2017, не представлено.

        Представитель третьего лица по доверенности Последова Ж.Д.возражала против удовлетворения исковых требований в полном объеме.

        Суд, исследовав материалы дела, выслушав стороны приходит к следующему.

        Судом установлено, что решением общего собрания собственников многоквартирного <адрес> (протокол общего собрания от 05.04.2015г. №2) избран способ управления многоквартирным домом ТСЖ «ТСЖ Застава 47». (л.д. 192). Решением общего собрания собственников многоквартирного <адрес> способ управления изменен на управление управляющей организацией АО «УК Ленинского района» (протокол общего собрания от 02.03.2017г. №2) (л.д. 197). Согласно протоколу общего собрания собственников от 11.09.2017г. №1 (л.д. 15-16)собственниками помещений многоквартирного дома приняты решения:

        -избрать председателя, секретаря, членов счетной комиссии общего собрания (вопрос №1 протокола от 11.09.2017г. №1);

        -аннулировать и признать незаконным и недействительным протокол №2 от 02.03.2017г. общего заочного собрания собственников помещений <адрес> РФ (вопрос №2 протокола от 11.09.2017г.);

        -подтвердить способ управления многоквартирным домом по <адрес> ТСН «ТСЖ Застава 47» (вопрос №3 протокола).

        21.09.2017г. ООО УК «Жилкомсервис» направлено заявление в Государственную жилищную инспекцию Воронежской области о внесении изменений в реестр лицензий Воронежской области в части внесения с ведений об управлении многоквартирн6ым домом по <адрес> с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес> от 11.09.2017г.(л.д. 35-37).

        17.10.2017г. в адрес ООО «Жилкомсервис» поступило письмо ГЖИ Воронежской области от 11.10.2017г. из которого следует, что в соответствии с п. 5 Порядка (Приказ Минстроя России от 25.12.2015г. №938/пр «Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации) проведена проверка заявления и документов, предоставленных ООО «ЖилКомСервис». На основании п.п. «а» п. 10 Порядка принято решение о приостановлении рассмотрения заявления ООО «УК «ЖилКомСервис» (решение от 05.10.2017г. № 69-05-22/699), в соответствии с п. 15 Порядка были затребованы дополнительные документы со сроком предоставления до 31.10.2017г. (л.д. 74-76).

        01.10.2015г. между ТСН «ТСЖ Застава 47» и ООО «УК Жилкомсервис» заключен договор управления.

        ТСН «ТСЖ Застава 47» направил истребуемые документы в адрес ГЖИ Воронежской области (л.д. 77-78 ).

        15.11.2017г. ГЖИ по Воронежской области после проведенной проверки заявления и документов принято решение №69-05-22/812 об отказе во внесении вышеуказанных изменений в реестр лицензий Воронежской области ввиду несоответствия заявления и документов под. «б» п. 5 Порядка (л.д. 38, л.д. 54-55).

        29.03.2018г. в Государственную жилищную инспекцию <адрес> поступило заявление ООО УК «ЖилКомСервис» о внесении изменений в реестр лицензий <адрес> об управлении многоквартирным домом расположенным по адресу <адрес> (л.д. 19).

        К заявлению ООО УК «ЖилКомСервис» приложены следующие документы: копия протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес> от 05.04.2015г. №2 и копия протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу Бакунина, 47 от 11.09.2017г.

        В рамках ст. 198 Жилищного Кодекса РФ и требований Порядка проведена проверка заявления ООО «УК «ЖилКомСервис» и представленных в рамках проверки документов. Результат проверки оформлен заключением от 16.05.2018г. № 69-05-21/208 (л.д. 20-27).

        По результатам проверки ГЖИ по Воронежской области обратилось в суд с настоящим иском.

        Поскольку, по мнению истца, вопросы аннулирования и признания незаконным протокола общего собрания №2 от 02.03.2017г., и подтверждении способа управления многоквартирным домом по <адрес> - ТСН «ТСЖ Застава 47» не относятся к компетенции общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, кроме того, в нарушение требований законодательства не принято решение о сроках составления протокола общего собрания от 11.09.2017г., отсутствует указание на адрес, по которому передавались оформленные в письменной форме решения собственников помещений (место проведения собрания), как и сообщение о проведении собрания, не отражено место хранения протокола и решений собственников допущены нарушения созыва собрания, отсутствует обязательное приложение к протоколу общего собрания – сообщение о проведении общего собрания, отсутствуют документы, подтверждающие надлежащее уведомление собственников о проведении собрания, следовательно перечисленные нарушения дают основания для признания решений, оформленных протоколом от 11.09.2017г. недействительными по признакам ничтожности в силу п. 3 ст. 181.5 Гражданского Кодекса РФ и оспоримости в силу п. 1, п. 4 ч. 1 ст. 181.4 Гражданского Кодекса РФ.

        В силу п. 4 ч. 2 ст. 44 Жилищного Кодекса Российской Федерации выбор способа управления многоквартирным домом относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

        Главой 6 Жилищного Кодекса РФ установлены специальные правила о порядке проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятия ими решений, а также основания и сроки оспаривания таких решений. Нормы главы 9.1 Гражданского Кодекса РФ к решениям названных собраний применяются в части, не урегулированной специальными законами, или в части, конкретизирующей их положения.

В ходе судебного разбирательства представителем ответчиков по ордеру Труфановой А.С. заявлено о применении срока исковой давности.

В силу положений п. 3 ст. 181.4 ГК РФ, ч. 6 ст. 46 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении.

ГЖИ Воронежской области осуществляет свою деятельность на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства Воронежской области от 09.09.2013года №799, в соответствии с которым, инспекция наделена полномочиями по осуществлению регионального государственного жилищного надзора.

В силу положений ч. ч. 1, 4.1, 4.2 ст. 20 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности (ч. 1).

Основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", являются поступления, в частности посредством системы, в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление в системе информации о фактах нарушения требований к порядку создания товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, уставу товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива и порядку внесения изменений в устав такого товарищества или такого кооператива, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом, решения о заключении с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, решения о заключении с указанными в ч. 1 ст. 164 настоящего Кодекса лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядку утверждения условий этих договоров и их заключения, порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных ч. 2 ст. 162 настоящего Кодекса, о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.

В соответствии с ч. 6 ст. 20 ЖК РФ органы государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлениями о ликвидации товарищества, о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с нарушением требований этого Кодекса, и о признании договора управления данным домом недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям или в случаях выявления нарушений порядка создания товарищества собственников жилья, выбора управляющей организации, утверждения условий договора управления многоквартирным домом и его заключения.

Право органов государственного жилищного надзора на обращение в суд с заявлением о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, и о признании договора управления данным домом недействительным закон связывает с выявлением указанных нарушений.

Жилищным кодексом РФ срок для обращения органами государственного жилищного надзора в суд с заявлением о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, и о признании договора управления данным домом недействительным не определен, в связи с чем в соответствии с ч. 1 ст. 7 ЖК РФ (аналогия закона) необходимо применять положения данного Кодекса.

Согласно ч. 6 ст. 46 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований этого Кодекса, в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении.

На основании изложенного шестимесячный срок исковой давности для обращения органов государственного жилищного надзора в суд с заявлением о признании договора управления многоквартирным домом недействительным в случаях выявления нарушений порядка создания товарищества собственников жилья, выбора управляющей организации, утверждения условий договора управления многоквартирным домом и его заключения подлежит исчислению с момента выявления в ходе проведенной государственным жилищным надзором проверки указанных нарушений.

Исходя из положений ст. 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ (в ред. от 01 мая 2017) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

В акте проверки указываются, в том числе сведения о результатах проверки, выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ (в ред. от 01 мая 2017) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица. В процессе проведения документарной проверки рассматриваются документы юридического лица, имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах государственного контроля (надзора), муниципального контроля. В случае, если достоверность сведений вызывает сомнения, то орган государственного контроля (надзора) направляет в адрес юридического лица мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения документы.

В обоснование своих возражений о пропуске срока обращения в суд истец указывал, что обязанность проверки протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома возникла у инспекции с момента внесения изменений в Приказ Минстроя России от 25.12.2015г. №938/пр «Об утверждении порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации», в п. 5 которого введен п.п. «е» обязывающий государственный орган проводить проверку документов на предмет соблюдения условия : отсутствие признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (ред. от 02.03.2018г.).

Между тем, указанные изменения регламентируют дополнительные условия при проверке представленных в инспекцию заявителем документов на предмет внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации. Обязательности обращения в суд при выявлении указанного нарушения Приказ Минстроя России от 25.12.2015г. не содержит.

Ч. 6 ст. 20 ЖК РФ регламентирующая право государственных органов обратиться в суд при выявлении нарушений порядка создания товарищества собственников жилья, выбора управляющей организации действовала как на момент обращения в ГЖИ по Воронежской области ООО УК «Жилкомсервис» 21.09.2017г., так и 29.03.2018г. Протокол общего собрания собственников помещений от 11.09.2017г. прилагался к заявлению ООО УК «Жилкомсервис» о внесении изменений в реестр лицензий Воронежской области в части внесения сведений об управлении многоквартирным домом по <адрес>, был предметом проводимых проверок ГЖИ по <адрес>.

Кроме того, как следует из материалов дела, 25.09.2017г. в адрес ГЖИ поступило обращение ФИО11, 16.11.2017г. обращение ФИО8 и ФИО12, которые ставили вопросы о законности поступления жильцам дома двойных квитанций, просили принять меры по обращению в суд специалистов ГЖИ (л.д.       ).

На основании ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, независимо от того, кто обратился за судебной защитой: само лицо, право которого нарушено, либо в его интересах другие лица в случаях, когда закон предоставляет им право на такое обращение.

В соответствии с п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 2015 года N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", по смыслу п. 1 ст. 200 ГК РФ при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (ч. 1 ст. 45 и ч. 1 ст. 46 ГПК РФ, ч. 1 ст. 52 и чч. 1 и 2 ст. 53, ст. 53.1 АПК РФ, начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.

Согласно п. 111 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ" решение собрания может быть оспорено в суде в течение шести месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее чем в течение двух лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества (п. 5 ст. 181.4 ГК РФ), если иные сроки не установлены специальными законами.

Таким образом, с учетом изложенных выше обстоятельств и приведенных норм права, о наличии протокола оспариваемого общего собрания, истцу должно было и стало известно 21.09.2017 года при подаче заявления ООО УК «Жилкомсервис» о внесении изменений в реестр лицензий, проверка по указанному заявлению окончена 15.11.2017г., принято решение от 15.11.2017г. об отказе во внесении изменений в реестр лицензий № 69-05-22/812, срок обращения в суд с настоящим исковым заявлением истек 15.05.2018г., исковое заявление подано в суд 22.05.2018г.

Иск ГЖИ Воронежской области предъявлен за пределами срока исковой давности.

Согласно п. 2 ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Как разъяснено в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 2015 года N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.

Ходатайство о восстановлении пропущенного срока исковой давности истцом не заявлялось. Доказательств уважительных причин пропуска указанного срока не представлено.

При указанных обстоятельствах суд полагает, что истцом срок исковой давности по оспариванию решений общего собрания, проведенного 11.09.2017 года, пропущен, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных ГЖИ Воронежской области требований об оспаривании решений общего собрания.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.     194-198 ГПК РФ     суд

            РЕШИЛ:

        Государственной жилищной инспекции Воронежской области в удовлетворении исковых требований к Зернюкову Андрею Ивановичу, Логуновой Татьяне Васильевне о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес> оформленных протоколом от 11.09.2017г. №1 отказать.

        Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

        Судья:                                                                                     Е.И. Калинина

    Решение в окончательной форме изготовлено 19.10.2018г.

2-3239/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Государственная жилищная инспекция ВО
Ответчики
Зернюков Андрей Иванович
Логунова Т. В.
Зернюков А. И.
Логунова Татьяна Васильевна
Другие
ТСН ТСЖ Застава 47
Суд
Ленинский районный суд г. Воронеж
Судья
Калинина Екатерина Ивановна
Дело на странице суда
lensud.vrn.sudrf.ru
22.05.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.05.2018Передача материалов судье
25.05.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.05.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.05.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
03.07.2018Предварительное судебное заседание
17.07.2018Предварительное судебное заседание
16.08.2018Судебное заседание
10.10.2018Судебное заседание
15.10.2018Судебное заседание
19.10.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.12.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.05.2020Передача материалов судье
19.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.05.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.05.2020Предварительное судебное заседание
19.05.2020Предварительное судебное заседание
19.05.2020Судебное заседание
19.05.2020Судебное заседание
19.05.2020Судебное заседание
19.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.01.2020Дело передано в архив
15.10.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее