Решение по делу № 33-8089/2023 от 28.04.2023

Судья Смыслова О.Е.                               Дело № 2-277/2023 (1 инстанция)

Дело № 33-8089/2023 (2 инстанция)

УИД 52RS0011-01-2022-002731-13

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород                                              30 мая 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего судьи Кузиной Т.А., судей Леонтенковой Е.А., Соколова Д.В.

при секретаре судебного заседания Самойловой А.И.

с участием ФИО8

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи ФИО13

гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного казенного учреждения Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Богородского района»

на решение Богородского городского суда Нижегородской области от 15 февраля 2023 года (с учетом определения об исправлении описки от 9 марта 2023 года)

по иску ФИО1 к Министерству социальной политики Нижегородской области, Государственному казенному учреждению Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Богородского района» о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет, возложении обязанности назначить и выплатить ежемесячную денежную выплату

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству социальной политики Нижегородской области о признании незаконным решения от 4 августа 2022 года об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет, возложении обязанности назначить и выплатить ежемесячную денежную выплату на детей в возрасте от трех до семи лет, начиная с 5 апреля 2022 года.

В обоснование заявленных требований истец указала, что решением Министерства социальной политики Нижегородской области от 04.08.2022 ей отказано в назначении ежемесячной выплаты, установленной Указом Президента РФ от 20.03.2020 № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Данное решение ФИО1 считает незаконным.

В письме, направленном в ее адрес, ответчик ссылается на то, что причиной отказа в назначении ежемесячной выплаты является факт утраты населенными пунктами Богородского муниципального округа Нижегородской области статуса сельских поселений, а также наличие у семьи истца двух земельных участков общей площадью 0,35 га.

Истец приводит доводы о том, что принадлежащие ей земельные участки находятся на сельской территории в д. Теряево Богородского муниципального округа, и в соответствии с требованиями законодательства она имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет.

Определением суда первой инстанции от 21 декабря 2022 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено ГКУ Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Богородского района».

Решением Богородского городского суда Нижегородской области от 15 февраля 2023 года (с учетом определения об исправлении описки от 9 марта 2023 года) исковые требования ФИО1 к ГКУ Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Богородского района» удовлетворены.

Судом постановлено: обязать ГКУ Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Богородского района» назначить ФИО1 ежемесячную денежную выплату на детей в возрасте от трех до семи лет, установленную Указом Президента РФ от 20.03.2020 № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», и выплатить ежемесячную денежную выплату на детей в возрасте от трех до семи лет, установленную Указом Президента РФ от 20.03.2020 № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», начиная с 6 апреля 2022 года. В иске ФИО1 к Министерству социальной политики Нижегородской области отказано.

В апелляционной жалобе ГКУ Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Богородского района» просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального права, указывая на преобразование муниципальных образований Богородского муниципального района Нижегородской области в Богородский муниципальный округ Нижегородской области, вследствие чего земельные участки, расположенные на территории муниципального округа, не относятся к территориям сельских поселений, наличие в собственности у истца и членов ее семьи двух земельных участков, суммарная площадь которых превышает 0,25 га., является основанием для отказа в назначении ежемесячной выплаты.

ФИО1 поданы возражения на апелляционную жалобу ответчика.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции ФИО8 возражала относительно доводов апелляционной жалобы, просила оставить решение суда без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Кроме того, информация о движении дела размещена на официальном интернет-сайте Нижегородского областного суда.

При таких обстоятельствах, в соответствии с частью 3 статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело по апелляционной жалобе в отсутствие не явившихся лиц.

Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Проверив материалы дела, выслушав истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, поданных на нее возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 является матерью ФИО9, [дата] года рождения, ФИО10, [дата] года рождения, ФИО12, [дата] года рождения, ФИО11, [дата] года рождения (л.д.13-16).

ФИО1, [дата] года рождения, зарегистрированная по адресу [адрес]) с 15 июля 2017 года (л.д.33, оборот) состоит на учете в ГКУ НО «УСЗН Богородского района» и является получателем ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте с 3 до 7 лет включительно, установленной Указом Президента РФ от 20 марта 2020 года № 199 «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей». Данная мера социальной поддержки назначена на срок с 01.01.2020 по 05.04.2022 (л.д.52).

5 апреля 2022 года ФИО1 обратилась в ГКУ Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Богородского района» с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно (л.д.82,84).

Согласно сведениям, полученным в системе межведомственного электронного взаимодействия, у ФИО1 и членов ее семьи в собственности находятся два земельных участка в [адрес] (кадастровый [номер]) суммарная площадь которых составляет 3 527 кв.м. (л.д.80-89).

16 мая 2022 года ГКУ Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Богородского района» в адрес ФИО1 направлено письмо [номер] «о рассмотрении обращения», в котором сообщалось, что у семьи истца отсутствует право на получение ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет ввиду наличия в собственности у ее семьи двух земельных участков общей площадью 0,35 гектара (л.д.25-26).

Ответом Министерства социальной политики Нижегородской области от 4 августа 2022 года на обращение ФИО1 от 14 июля 2022 года подтвержден отказ в назначении ежемесячной денежной выплаты по причине нахождения в собственности семьи истца двух земельных участков общей площадью 0,35 га., расположенных в Богородском муниципальном округе Нижегородской области (л.д.9-12).

Истец, полагая отказ в назначении ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно незаконным, обратилась в суд с заявленными исковыми требованиями.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 1, 7, 15, 27, 38, 39 Конституции Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 № 384 «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении», положениями Закона Нижегородской области от 29.04.2020 № 32-З «О преобразовании муниципальных образований Богородского муниципального района Нижегородской области», пришел к выводу, что отказ ГКУ Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Богородского района» в назначении ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно является незаконным, в связи с чем удовлетворил требование истца о возложении обязанности на ГКУ Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Богородского района» назначить ФИО1 ежемесячную денежную выплату на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно, начиная с 6 апреля 2022 года, отказав в удовлетворении иска к Министерству социальной политики Нижегородской области.

    Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы ответчика судебная коллегия не усматривает, при этом учитывает следующее.

    Статьей 7 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

    В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (утратил силу с 1 января 2023 года) с 1 января 2020 года установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предоставляемая нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.

    Постановлением Правительством Российской Федерации от 31 марта 2020 года № 384 были утверждены Основные требования применяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, которые устанавливают требования к имущественной обеспеченности семей для определения их нуждаемости при назначении ежемесячной выплаты (далее – Основные требования).

    В силу пункта 8 Основных требований (в редакции, действующей на дату рассмотрения возникновения спорных правоотношений) ежемесячная выплата устанавливается на 12 месяцев. Назначение ежемесячной выплаты в очередном году осуществляется по истечении 12 месяцев со дня предыдущего обращения.

    Согласно подпункту «г» пункта 16 Основных требований основаниями для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной выплаты являются наличие в собственности у заявителя и членов его семьи: земельных участков (за исключением находящихся в общей долевой собственности земельных участков и земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», земельных участков, предоставленных многодетной семье уполномоченным органом субъекта Российской Федерации или муниципального образования в рамках предоставления мер социальной поддержки, земельных участков, предоставленных в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), суммарная площадь которых превышает 0,25 гектара, а для территории сельских поселений или межселенных территорий - 1 гектар.

    В соответствии с разъяснениями, изложенным в письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 мая 2021 года, учитывая количество вопросов, связанных с учетом площади земельных участков, Минтруд России считает возможным рекомендовать субъектам Российской Федерации определять площадь участков, в том числе предел их суммарной площади, исходя из места жительства заявителя или места его пребывания - в случае отсутствия подтвержденного места жительства.

     В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года № 199 и постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года № 384 постановлением Правительства Нижегородской области от 9 апреля 2020 года № 283 утвержден Порядок и условия назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.

     Так, согласно подпункту «г» пункта 3.6. постановления Правительства Нижегородской области от 9 апреля 2020 года № 283, основаниями для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной денежной выплаты являются: наличие в собственности у заявителя и членов его семьи земельных участков (за исключением земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», земельных участков, которые предоставлены уполномоченным органом Нижегородской области (иного субъекта Российской Федерации) или муниципального образования в рамках государственной социальной поддержки многодетной семьи или стоимость приобретения которых в полном объеме оплачена за счет денежных средств, предоставленных в рамках целевой государственной социальной поддержки на приобретение недвижимого имущества, и земельных участков, предоставленных в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 г. № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), суммарная площадь которых определяется по месту жительства (пребывания) заявителя и не должна превышать 0,25 гектара, а для территории сельских поселений или межселенных территорий - 1 гектар.

    В соответствии с Законом Нижегородской области от 29.04.2020 № 32-З «О преобразовании муниципальных образований Богородского муниципального района Нижегородской области», преобразованы в соответствии с частью 3.1-1 статьи 13 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные образования - городское поселение город Богородск, сельские поселения Алешковский сельсовет, Доскинский сельсовет, Дуденевский сельсовет, Каменский сельсовет, Хвощевский сельсовет, Шапкинский сельсовет Богородского муниципального района Нижегородской области путем их объединения во вновь образованное муниципальное образование - Богородский муниципальный округ Нижегородской области.

    Богородский муниципальный район Нижегородской области, а также городское поселение город Богородск, сельские поселения Алешковский сельсовет, Доскинский сельсовет, Дуденевский сельсовет, Каменский сельсовет, Хвощевский сельсовет, Шапкинский сельсовет Богородского муниципального района Нижегородской области утрачивают статус муниципальных образований со дня вступления в силу настоящего Закона.

    Как следует из части 2 статьи 2 Закона Нижегородской области от 29.04.2020 № 32-З в состав территории Богородского муниципального округа Нижегородской области входят объединенные общей территорией населенные пункты, не являющимися муниципальными образованиями, в том числе сельский населенный пункт [адрес], входящая в состав административно-территориального образования Алешковский сельсовет.

    Материалами дела подтверждается, что у ФИО1 и членов ее семьи в собственности находятся два земельных участка, расположенных по адресу [адрес] (собственник ФИО1, право собственности зарегистрировано [дата]) и [адрес] (собственник ФИО12, право собственности зарегистрировано [дата]), суммарная площадь которых составляет 3 527 кв.м. (л.д.34-36).

    ФИО1 и ее несовершеннолетние дети зарегистрированы и проживают по адресу [адрес] (л.д.20).

    Доказательствами по делу подтверждено, что ФИО1 состоит на учете в ГКУ Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Богородского района» и являлась получателем ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, установленной Указом Президента РФ от 20.03.2020 № 199, данная мера социальной поддержки назначена с 1 января 2020 года по 5 апреля 2022 года (л.д.52).

    Анализируя указанные обстоятельства и оценив в совокупности имеющиеся по делу доказательства, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в соответствии с Указом Президента РФ от 20.03.2020 № 199 Пинаева Е.А. имела право и получала установленную ежемесячную выплату на детей от 3 до 7 лет, при этом включение [адрес] в состав территории Богородского муниципального округа Нижегородской области, в которой проживает истец и ее дети, не повлияло на условия жизни семьи истца и само по себе не может повлечь изменения статуса семьи, нуждающейся в социальной поддержке.

    По делу установлено, что право на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет возникло у истца с 1 января 2020 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 199, постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года № 384, постановлением Правительства Нижегородской области от 9 апреля 2020 года № 283, изданными до принятия Закона Нижегородской области от 29.04.2020 № 32-З «О преобразовании муниципальных образований Богородского муниципального района Нижегородской области», при этом указанный закон Нижегородской области не предусматривает механизма реализации мер социальной поддержки, право на которые возникло до его принятия, вследствие чего изменение административно-территориального деления территории не является основанием для прекращения соответствующей меры социальной поддержки.

    Доводы апелляционной жалобы об обратном подлежат отклонению по следующим мотивам и основаниям.

    Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

    В соответствии с пунктом 1.1 статьи 10 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района, внутригородской территории городов федерального значения осуществляется законами субъектов Российской Федерации.

    Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 - 13 настоящего Федерального закона (пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

    В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона Нижегородской области от 16 ноября 2005 года № 184-З «Об административно-территориальным устройстве Нижегородской области» населенные пункты в зависимости от численности населения, степени благоустройства и развития социальной, производственной, транспортной и иной инфраструктуры, характера занятости большинства населения, исторических особенностей относятся к категории городских или сельских населенных пунктов.

    Городскими населенными пунктами являются населенные пункты, которые исходя из численности населения и преимущественного характера занятости населения, а также из состояния инженерной, транспортной, социальной инфраструктур, особенностей планировки и застройки отнесены в установленном федеральными законами, настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами области порядке к городам или рабочим, курортным поселкам.

    Сельскими населенными пунктами являются населенные пункты, не отнесенные к категории городских населенных пунктов, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции.

    В силу части 2 статьи 11 Закона Нижегородской области от 16 ноября 2005 года № 184-З населенные пункты в области подразделяются на виды. Видами городских населенных пунктов являются города областного значения, города окружного значения, города районного значения, рабочие, курортные поселки. Видами сельских населенных пунктов являются села, деревни, сельские поселки, хутора, починки, выселки, кордоны, слободы.

    Согласно статье 24 Закона Нижегородской области от 16 ноября 2005 года № 184-З населенные пункты относятся к категории городских или сельских населенных пунктов в соответствии с условиями, установленными статьей 11 настоящего Закона. Категория населенного пункта может быть изменена в связи с изменением критериев, установленных статьей 25 настоящего Закона, или по иным основаниям, указанным в законе области, которым изменяется категория населенного пункта. Изменение категории населенного пункта, входящего в состав административно-территориального образования, являющегося городским или сельским поселением, которое приведет к несоответствию статуса поселения требованиям статьи 11 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к составу территорий поселений, влечет одновременное изменение законом области статуса соответствующего поселения. Статус поселения изменяется также в случае изменения категории населенного пункта, наименование которого является наименованием соответствующего муниципального образования.

    В соответствии частью 4 статьи 1 Закона Нижегородской области от 29.04.2020 № 32-З «О преобразовании муниципальных образований Богородского муниципального района Нижегородской области» Богородский муниципальный район Нижегородской области, а также городское поселение город Богородск, сельские поселения Алешковский сельсовет, Доскинский сельсовет, Дуденевский сельсовет, Каменский сельсовет, Хвощевский сельсовет, Шапкинский сельсовет Богородского муниципального района Нижегородской области утрачивают статус муниципальных образований со дня вступления в силу настоящего Закона.

В силу части 2 статьи 2 Закона Нижегородской области от 29.04.2020 № 32-З в состав территории Богородского муниципального округа Нижегородской области вошли объединенные общей территорией населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями, городской населенный пункт город районного значения Богородск и сельские населенные пункты, в том числе д. Теряево, входящая в состав административно-территориального образования Алешковский сельсовет.

Таким образом, в результате преобразования муниципального образования Богородского муниципального района Нижегородской области после объединения городского и сельских поселений и их вхождения в Богородский муниципальный округ Нижегородской области статус сельского населенного пункта д. Теряево не упразднен (сохранен), а утрата Алешковским сельсоветом статуса муниципального образования, вопреки доводам апелляционной жалобы, не свидетельствует о том, что д. Теряево после принятия Закона Нижегородской области от 29.04.2020 № 32-З перестала относиться к сельскому поселению и, как следствие, земельные участки, расположенные на территории д. Теряево перестали относиться к территории сельских поселений.

    В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, обосновано отклонены, с чем судебная коллегия соглашается и не находит оснований для иного применения норм материального права.

    Таким образом, доводы жалобы не опровергают выводов суда и не содержат указаний на новые, имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Богородского городского суда Нижегородской области от 15 февраля 2023 года (с учетом определения об исправлении описки от 9 марта 2023 года) оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Богородского района» - без удовлетворения.

Апелляционное определение судебной коллегии вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 01.06.2023.

33-8089/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Пинаева Екатерина Александровна
Ответчики
ГКУ Нижегородской области Управление социальной защиты населения Богородского района
Министерство социальной политики Нижегородской области
Другие
Администрация Богородского муниципального округа Нижегородской области
Суд
Нижегородский областной суд
Судья
Соколов Дмитрий Викторович
Дело на странице суда
oblsud.nnov.sudrf.ru
02.05.2023Передача дела судье
30.05.2023Судебное заседание
08.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.06.2023Передано в экспедицию
30.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее