КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Патов С.М. Дело № 33-13711/2019
24RS0035-01-2019-002134-20
А-081г
02 октября 2019 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Баимовой И.А.
судей Беляковой Н.В., Охременко О.В.
с участием прокурора Андреева А.И.
при ведении протокола помощником судьи Корепиной А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляковой Н.В.
гражданское дело по исковому заявлению Минусинского межрайонного прокурора в интересах Ушаковой Натальи Николаевны к Управлению социальной защиты населения администрации города Минусинска о признании решения незаконным, возложении обязанности
по апелляционной жалобе руководителя Управления социальной защиты населения администрации г. Минусинска – Хаметшиной Н.А.
на решение Минусинского городского суда Красноярского края от 19 июля 2019 года, которым постановлено:
«Признать незаконным решение Управления социальной защиты населения администрации города Минусинска о прекращении с 01.08.2018 г. предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг; на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме инвалиду 2 группы Ушаковой Наталье Николаевне.
Обязать Управление социальной защиты населения администрации г. Минусинска возобновить предоставление инвалиду <данные изъяты> группы Ушаковой Наталье Николаевне мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством РФ порядке, либо исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством РФ порядке, с 01.08.2018 г.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.»
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Минусинский межрайонный прокурор, действуя в интересах Ушаковой Н.Н., обратился в суд с требованиями к УСЗН администрации г.Минусинска о признании незаконным решения о прекращении с 01.08.2018г. предоставления Ушаковой Н.Н. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, оплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме; возложении обязанности возобновить с 01.08.2018 г. предоставление Ушаковой Н.Н. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома и на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50 %: платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, либо исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Требования мотивированы тем, что Ушаковой Н.Н. как инвалиду <данные изъяты> группы, предоставлялись меры социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг. В связи с поступившими сведениями о наличии у материального истца более двух месяцев задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, ответчиком принято решение о приостановлении с 01.07.2018г. предоставления материальному истцу мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг и о прекращении данных мер с 01.08.2018г.
Указанные действия прокурор считает неоснованными на нормах материального права, регулирующих спорные отношения.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе руководитель Управления социальной защиты населения администрации г. Минусинска – Хаметшина Н.А. просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение норм материального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав заключение по делу прокурора Андреева А.И., находящего подлежащим исключению указание в решении на возложение обязанности по компенсации расходов на оплату жилого помещения, в остальной части считающего решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела видно, что Ушакова Н.Н. является инвалидом <данные изъяты> группы бессрочно.
Управлением социальной защиты населения администрации города Минусинска ей были предоставлены меры социальной поддержки в виде компенсации в размере 50 % расходов на оплату капитального ремонта и оплату коммунальных услуг жилого помещения по адресу: <адрес>, в котором материальный истец зарегистрирована и является его собственником.
В связи с имеющейся задолженностью по оплате жилья и коммунальных услуг, ответчиком были приняты решения о приостановлении Ушаковой Н.Н. на месяц выплаты мер социальной поддержки на оплату капитального ремонта и оплату коммунальных услуг с 01.07.2018 года и о прекращении указанных мер социальной поддержки из-за имеющейся задолженности с 01.08.2018 года.
Не согласившись с позицией ответчика, материальный истец обратилась к Минусинскому межрайонному прокурору, который в ее интересах обратился в суд с иском о признании незаконным вышеуказанного решения ответчика.
Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования о незаконности прекращения предоставления мер социальной поддержки Ушаковой Н.Н., правильно применив нормы материального права, исследовав представленные доказательства, пришел к обоснованному выводу об их удовлетворении.
Согласно ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дополнен нормой ст.28.2, в соответствии с которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Указанные меры социальной поддержки предоставляются в порядке и на условиях, установленных Законом Красноярского края от 17.12.2004 года N 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг».
Согласно п.п. «в» п. 9 ст. 23 Закона Красноярского края от 17.12.2004 года N 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) орган местного самоуправления принимает решение о прекращении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в статьях 2 - 10.1, 10.3 настоящего Закона, в том числе, в случае непогашения задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины образования задолженности) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки.
Вместе с тем, согласно п. 4 ст. 20.1 указанного Закона края предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования). Действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Дав надлежащую оценку вышеприведенным нормативным положениям, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что законодательный орган исключил право на принятие органами местного самоуправления Красноярского края решений о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в отношении инвалидов, получающих указанные меры в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
При таких обстоятельствах наличие у Ушаковой Н.Н. задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг за два и более месяца на территории Красноярского края не может являться основанием для прекращения предоставления ей как лицу, являющемуся инвалидом <данные изъяты> группы, мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате коммунальных услуг и оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В указанной связи суд пришел к обоснованному выводу о признании незаконным решения Управления социальной защиты населения администрации города Минусинска о прекращении предоставления Ушаковой Н.Н. мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг и на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренных положениями ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181 – ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, находит их основанными на правильно примененных и истолкованных нормах материального права.
Определяя дату, с которой истцу подлежит возобновление предоставления мер социальной поддержки, суд, со ссылкой на то, что предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50% на оплату коммунальных услуг, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме регламентируется Федеральным законом от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который не предполагает прекращения предоставления указанных мер инвалидам, верно указал, что возобновление предоставления истцу мер социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50% на оплату коммунальных услуг и на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме подлежит с 01.08.2018г., в связи с чем, возложил на ответчика соответствующую обязанность. При этом, судебная коллегия считает правомерным вывод суда об отказе в возложении обязанности на ответчика возобновить Ушаковой Н.Н. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату тепловой энергии, поскольку ФЗ от 30.10.2017 года № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу с 10.11.2017 года, в абзаце третьем части тринадцатой статьи 17 ФЗ от 24.11.1995 года № 18-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» слова «тепловую энергию» исключены.
Доводы апелляционной жалобы о том, что применению подлежат положения п.п. 1, 2 ст. 20.1 Закона Красноярского края «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» от 17 декабря 2004 года № 13-2804, предусматривающие предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, являлись предметом проверки суда первой инстанции и обоснованно не приняты судом во внимание, поскольку толкование норм законодательства, регулирующих вопрос предоставления мер социальной поддержки инвалидам, не свидетельствует о возможности приостановления таких мер при возникновении у инвалида задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Кроме того, как верно указано судом, в соответствии с п. 4 ст. 20.1 Закона Красноярского края «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» от 17 декабря 2004 года № 13-2804, в редакции действующей на момент возникновения спорных правоотношений, предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования). Действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с оценкой обстоятельств дела, установленных судом первой инстанции, а также направлены на иное толкование норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и потому не могут служить основанием для отмены решения суда.
Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
Вместе с тем, судебная коллегия считает, что резолютивная часть решения в части подлежит уточнению.
Так, необходимо исключить из резолютивной части решения указание на возложение на ответчика обязанности возобновить предоставление Ушаковой Н.Н. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, поскольку как инвалиду <данные изъяты> группы данная льгота ей не назначалась и не прекращалась, так как жилое помещение, в котором проживает материальный истец, находится в ее собственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Минусинского городского суда Красноярского края от 19 июля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу руководителя Управления социальной защиты населения администрации г. Минусинска – Хаметшиной Н.А. – без удовлетворения, уточнив решение, исключив вид оплаты, подлежащей компенсации – оплата жилого помещения.
Председательствующий: Баимова И.А.
Судьи: Белякова Н.В.
Охременко О.В.