дело №2а-525/2018
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 августа 2018 г. г. Гусиноозерск
Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ринчино Е.Н.,
с участием прокурора Жигмитова Б.К.,
при секретаре Гавриковой М.И.,
с участием административного истца Хайруллина Р.Ш., представителя ответчика Хартанова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Хайруллина Р.Ш. к Избирательной комиссии МО «Селенгинский район» о признании незаконным и отмене решения об отказе в регистрации кандидата на должность главы муниципального образования, обязании зарегистрировать кандидата,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд, административный истец Хайруллин Р.Ш. просит отменить решение избирательной комиссии МО «Селенгинский район» от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в регистрации кандидата на должность главы МО СП «Селендума» Хайруллина Р.Ш., обязать ответчика зарегистрировать истца на основании представленных в избирательную комиссию документов.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что истец, будучи выдвинутым решением избирательного объединения Селенгинского районного отделения БРО ПП КПРФ, подал необходимые документы для выдвижения и регистрации в качестве кандидата на должность главы МО СП «Селендума» ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ при личном обращении административного истца в избирательную комиссию секретарь комиссии устно сообщила, что для регистрации не хватает первого финансового отчета кандидата.
ДД.ММ.ГГГГ недостающие документы поданы в избирательную комиссию.
ДД.ММ.ГГГГ избирательной комиссией отказано в регистрации со ссылкой на п.2 ст.25.2 Закона РБ №417-III от 17.09.2003 г., предусматривающей 42-дневеый срок для подачи документов. Никаких уведомлений от комиссии до вынесения указанного решения не поступало.
ДД.ММ.ГГГГ решением суда решение избирательной комиссии отменено, на избирательную комиссию возложена обязанность рассмотреть вопрос о регистрации кандидата.
ДД.ММ.ГГГГ в ходе собрания членов избирательной комиссии членами комиссии в устной форме было сказано истцу, что у комиссии нет возражений относительно документов, необходимых для регистрации кандидата. Однако, решением комиссии было отказано в регистрации со ссылкой на п.п «в» п.20 ст.26 Закона РБ №417-III, т.е. по причине отсутствия среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых для регистрации.
В решении, выданном на следующий день, в качестве отказа в регистрации указаны п.п. «в» и «в1» закона.
В судебном заседании административный истец Хайруллин Р.Ш. исковые требования поддержал по доводам иска, дополнительно суду пояснил, что считает, что решение принято избирательной комиссией в отсутствие кворума.
Представитель административного ответчика Хартанов А.В. требования не признал, суду пояснил, что документы о регистрации в качестве кандидата на выборы главы МО СП «Селендума» кандидатом Хайруллиным Р.Ш. поданы с нарушением установленного законом срока. Отказано в регистрации было в связи с наличием документов, оформленных с нарушением требований закона, то есть поданных за пределами срока подачи документов для регистрации в качестве кандидата.
Заслушав стороны, заключение прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и не оспаривалось сторонами, решением Совета депутатов муниципального образования сельского поселения «Селендума» № от ДД.ММ.ГГГГ на 09 сентября 2018 г. назначены выборы главы МО СП «Селендума».
Решением Избирательной комиссии муниципального образования «Селенгинский район» от ДД.ММ.ГГГГ № в регистрации кандидата на должность главы МО СП «Селендума» кандидату Хайруллину Р.Ш. отказано в соответствии с пунктом 2 статьи 25.2 Закона Республики Бурятия от 17.09.2003 №417-III «О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия».
Решением Гусиноозерского городского суда Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ решение избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ отменено, на избирательную комиссию возложена обязанность рассмотреть вопрос о регистрации Хайруллина Р.Ш. в качестве кандидата на должность главы муниципального образования «Селендума» в течение пяти дней со дня принятия решения.
Решением Избирательной комиссии МО «Селенгинский район» от ДД.ММ.ГГГГ г. №№ отказано в регистрации кандидату на должность главы МО СП «Селендума» Хайруллину Р.Ш.
Согласно статье 33 Федерального закона от 12.06.2007 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее- Федеральный закон от 12.06.2007 №67-ФЗ) о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке. Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
Вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются:
а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения.
б) если законом на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов, - заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом;
в) если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов.
Вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах.
В силу статьи 35 Федерального закона от 12.06.2007 №67-ФЗ избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов.
Согласно статье 38 Федерального закона от 12.06.2007 №67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 настоящего Федерального закона либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2 - 7 статьи 35.1 настоящего Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи.
Закон Республики Бурятия от 17.09.2003 №417-III «О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия» ( далее- Закон Республики Бурятия от 17.09.2003 №417-III) предусматривает аналогичные правила.
Так, согласно статье 22 Закона Республики Бурятия от 17.09.2003 №417-III избирательная комиссия муниципального образования считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные Федеральным законом N 67-ФЗ, настоящим Законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по единому избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую с замещением должности главы муниципального образования
Одновременно с документами, указанными в пунктах 8 и 9 настоящей статьи, кандидат представляет в избирательную комиссию муниципального образования документы, предусмотренные пунктами 2, 2.2, 3 и 3.1 статьи 22 настоящего Закона.
Согласно статье 25.2 Закона Республики Бурятия от 17.09.2003 №417-III для регистрации кандидат представляет в избирательную комиссию муниципального образования следующие избирательные документы: подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей); протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования (если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей); заявление о регистрации (в случае наличия решения о выдвижении кандидата, предусмотренного пунктом 16 статьи 26 настоящего Закона); сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с пунктами 2, 2.1 и 3 статьи 22 настоящего Закона (если такие изменения имеются); первый финансовый отчет кандидата (за исключением случая, когда избирательный фонд в порядке, установленном пунктом 2 статьи 44 настоящего Закона, кандидатом не создается); при проведении выборов главы муниципального района, городского округа - письменное уведомление о том, что данный кандидат не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
Кандидат для регистрации представляет документы, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, в избирательную комиссию муниципального образования одновременно не позднее чем за 42 дня до дня голосования до 18 часов по местному времени.
В силу статьи 26 Закона Республики Бурятия от 17.09.2003 №417-III регистрация кандидата осуществляется избирательной комиссией муниципального образования при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 22 настоящего Закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в избирательную комиссию муниципального образования для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, либо при наличии решения политической партии, указанной в пункте 16 настоящей статьи.
В соответствии с федеральным законом на выборах должностного лица местного самоуправления регистрация кандидата, выдвинутого политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением такой политической партии (если это предусмотрено уставом политической партии), осуществляется без сбора подписей избирателей на основании решения о выдвижении кандидата, принятого политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением в порядке, установленном федеральным законом.
Избирательная комиссия муниципального образования не позднее чем на десятый день после дня приема необходимых для регистрации кандидата документов обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что кандидат на должность главы муниципального образования сельское поселение «Селендума» Хайруллин Р.Ш. выдвинут избирательным объединением Селенгинское районное отделение БРО ПП КПРФ.
ДД.ММ.ГГГГ Хайруллин Р.Ш. представил в избирательную комиссию документы о своем выдвижении кандидатом в главы муниципального образования сельское поселение «Селендума».
ДД.ММ.ГГГГ Хайруллиным Р.Ш. подано заявление о регистрации в качестве кандидата, финансовый отчет.
Сторонами также не оспаривается, что избирательная комиссия не уведомляла Хайруллина Р.Ш. об отсутствии документов, необходимых для регистрации кандидата, в срок, предусмотренный пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2007 №67-ФЗ, пунктом 1.1 статьи 26 Закона Республики Бурятия от 17.09.2003 №417-III.
Данные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Гусиноозерского городского суда Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ, в силу статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации данные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию
Отказывая ДД.ММ.ГГГГХайруллину Р.Ш. в регистрации, избирательная комиссия ссылается на подпункты «в» и «в1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2007 №67-ФЗ, подпункты «в» и «в1» пункта 20 статьи 26 Закона Республики Бурятия от 17.09.2003 №417-III, то есть на отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, законом субъекта РФ для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона, иного закона.
Оценивая правомерность принятого решения, суд исходит из следующего.
Действительно действующим законодательством, в частности Законом Республики Бурятия от 17.09.2003 №417-III предусмотрено, что документы, уведомляющие о выдвижении кандидатов, могут быть представлены в соответствующую комиссию, начиная со дня, следующего за днем официального опубликования (обнародования) решения о назначении выборов и до 18 часов последнего дня выдвижения (статья 22 Закона Республики Бурятия от 17.09.2003 №417-III), а срок для представления в избирательную комиссию избирательных документов, необходимых для регистрации кандидата,- не позднее чем за 42 дня до дня голосования до 18 часов по местному времени (статья 25.2 Закона Республики Бурятия от 17.09.2003 №417-III).
По смыслу приведенных норм стадия выдвижения и регистрации кандидата на замещение должности начинается с уведомления путем подачи кандидатом заявления о самовыдвижении, согласии баллотироваться в соответствующую избирательную комиссию и заканчивается вынесением решения избирательной комиссией о регистрации кандидата. То есть данная процедура не является одномоментным действием.
При этом истечение указанных сроков не освобождает избирательную комиссию от выполнения обязанности, установленной пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2007 №67-ФЗ и пунктом 1.1 статьи 26 Закона Республики Бурятия от 17.09.2003 №417-III уведомить кандидата о выявленных в документах недостатках.
Методическими рекомендациями по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденными постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11.06.2014 №235/1486-6, в пункте 4.6 установлена обязанность избирательной комиссии незамедлительно извещать уполномоченного представителя избирательного объединения о выявленных рабочей группой в представленных им документах для уведомления о выдвижении кандидата недостатках.
Согласно пункту 4.2.12 методических рекомендаций, если избирательная комиссия не известила кандидата, избирательное объединение о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата документах, то избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата по основаниям, предусмотренным подпунктом «в.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2007 №67-ФЗ.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации положения пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2007 №67-ФЗ, как призванные гарантировать гражданам Российской Федерации реализацию конституционного права на участие в выборах, предполагают право кандидата восполнить недостающие сведения и обязанность избирательной комиссии уведомить его о неполноте представленных сведений, независимо от того, чем обусловлена эта неполнота - недостаточным отражением необходимых сведений в представленных документах или же непредставлением какого-либо документа или документов.
Сторонами не оспаривается, что до принятия избирательной комиссией решения об отказе Хайруллину Р.Ш. в регистрации в качестве кандидата на должность главы муниципального образования, последним в избирательную комиссию были представлены недостающие документы. В судебном заседании представитель административного ответчика пояснил, что представленные документы соответствуют закону, но представлены за пределами 42-хдневного срока.
Поскольку административным истцом самостоятельно до окончания установленного пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2007 №67-ФЗ срока (не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата) было реализовано право на представление недостающих документов, учитывая соответствие данных документов закону, что административным ответчиком не оспаривается, суд находит оспариваемое решение незаконным и подлежащим отмене. В связи с необходимостью восстановления нарушенных прав административного истца на административного ответчика подлежит возложению обязанность по регистрации Хайруллина Р.Ш. в качестве кандидата на должность главы МО «Селендума».
Доводы административного истца о принятии избирательной комиссией решения в отсутствие необходимого кворума не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства. Так, из пояснений сторон, свидетеля, следует, что на заседании комиссии присутствовало 10 из 14 членов комиссии с правом решающего голоса. Таким образом, комиссия была правомочна принимать решение. В данной части порядок принятия решения избирательной комиссией был соблюден.
Руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░ ░░.░░.░░░░ № «░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░.░.».
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░