Дело № 2а-72/2019
Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИг. Звенигово 15 января 2019 года
Звениговский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Юпуртышкина С.В., при секретаре Калининой А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
по заявлению администрации муниципального образования «Городское поселение Звенигово» к Звениговскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования «Городское поселение Звенигово» обратилась в суд с заявлением об освобождении от уплаты исполнительского сбора, указав в обоснование на то, что является должником по исполнительному производству, возбужденному на основании исполнительного документа - постановления № от <дата>, предмет исполнения штраф как вид наказания по делам об административных правонарушениях, назначенный судом в размере <.....> Судебным приставом-исполнителем постановлением от <дата> взыскан исполнительский сбор <.....> за неисполнение в установленный срок требований исполнительного документа в рамках возбужденного исполнительного производства №-ИП. Отмечено, что доход поселения не позволяет своевременно исполнить требование судебного пристава-исполнителя, расходы на уплату исполнительского сбора не учтены в расходной части бюджета, в связи с чем просит освободить от уплаты исполнительского сбора.
Администрация МО «Городское поселение Звенигово», судебный пристав-исполнитель Звениговского РОСП УФССП России по Республике Марий Эл Галимьянова Е.А., Управление ФССП России по Республике Марий Эл», ОГИББД ОМВД России по Звениговскому району, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не принимали. Администрация МО «Городское поселение Звенигово», судебный пристав-исполнитель Звениговского РОСП УФССП России по Республике Марий Эл Галимьянова Е.А. ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд счел возможным по правилам ч. 3 ст. 363 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте проведения судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, исполнительного производства №-ИП, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 363 КАС РФ вопрос об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания разрешается по правилам ч. 2 ст. 258 КАС РФ.
В соответствии со ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (далее Закон об исполнительном производстве) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч. 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении указанного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2).
Судом установлено, что постановлением Звениговского районного суда Республики Марий Эл от <дата> по делу № администрация МО «Городское поселение Звенигово» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере <.....>
Вышеуказанное постановление вступило в законную силу. Ввиду неуплаты административного штрафа в добровольном порядке постановление направлено в Звениговский РОСП УФССП России по Республике Марий Эл для исполнения в части взыскания штрафа, <дата> возбуждено исполнительное производство №-ИП.
Должнику предложено в 5 - дневный срок со дня получения постановления добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику было предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Кроме того, должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере <.....>
Установив, что требования исполнительного документа в добровольном порядке не исполнены, <дата> судебным приставом-исполнителем ОСП Звениговского района УФССП России по Республике Марий Эл Галимьяновой Е.А. вынесено постановление о взыскании с администрации МО «Городское поселение Звенигово» исполнительского сбора в размере <.....>
Статьей 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч. 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом- исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника - гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника - организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника - гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника - организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3).
Исходя из материалов, представленных в дело, доводов должника, изложенных в заявлении, до настоящего времени сведений об исполнении требований исполнительного документа не имеется. Постановление от <дата> о взыскании исполнительского сбора в вышестоящий орган, в суд не оспаривалось.
Постановлением мирового судьи судебного участка № Звениговского судебного района Республики Марий Эл от <дата> администрация муниципального образования «Городское поселение Звенигово» в связи с неуплатой штрафа привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде штрафа в размере <.....> Решением судьи Звениговского районного суда Республики Марий Эл от <дата> вышеуказанное постановление мирового судьи от <дата> изменено, размер назначенного штрафа снижен с <.....> до <.....> При этом суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что обращения администрации муниципального образования «Городское поселение Звенигово» в Собрание депутатов городского поселения с просьбой предусмотреть в бюджете поселения на <дата> бюджетные ассигнования на уплату штрафов, а также с просьбой о выделении <.....> на оплату упомянутого штрафа, с учетом порядка и сроков составления проекта местного бюджета, не свидетельствуют о принятии администрацией городского поселения действенных и реальных мер для соблюдения юридическим лицом правил и норм, за нарушение Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность. Выводы мирового судьи о наличии в действиях администрации поселения состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, следует признать правильными. С учетом обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, учитывая положения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, в целях обеспечения баланса конституционно значимых ценностей, размер штрафа снижен до <.....>
Обстоятельств, позволяющих прийти к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении судебного акта при рассмотрении настоящего дела не установлено, в том числе с учетом ранее сделанных судами выводов по делу об административном правонарушении в отношении органа местного самоуправления по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ о наличии вины в действиях администрации поселения, нереализованного должником права обращения за отсрочкой или рассрочкой уплаты штрафа.
По смыслу ч. 7 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч.3 ст.112 Закона. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7).
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 г. № 13 - П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции РФ). Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
В подтверждение своего трудного финансового положения и невозможности исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, должником представлены данные о структуре расходов бюджета на <дата>, отражающие показатели, анализ которых позволяет суду установить возможность применения вышеприведенных правовых норм для уменьшения исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть (7500 руб.).
Руководствуясь ст. ст. 358, 363 КАС РФ,
РЕШЕНИЛ:
Уменьшить исполнительский сбор с 10000 руб. до 7500 руб. по постановлению от <дата> судебного пристава-исполнителя Галимьяновой Е. А., вынесенному в рамках исполнительного производства в отношении должника администрации муниципального образования «Городское поселение Звенигово» №-ИП, находящемуся на исполнении в Звениговском районном отделе судебных приставов УФССП России по Республике Марий Эл.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме, с подачей жалобы через Звениговский районный суд.
Председательствующий судья С.В. Юпуртышкина
Мотивированное решение изготовлено 21 января 2019 года.