Производство № 2а-641/2021
Дело (УИД): 28RS0021-01-2021-001225-26
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Сковородино 16 ноября 2021 г.
Сковородинский районный суд Амурской области в составе:
судьи Коханчика Д.В.,
при секретаре Карымовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление администрации Сковородинского района Амурской области к Отделению судебных приставов по Сковородинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов России по Амурской области, судебному приставу-исполнителю Отделения судебных приставов по Сковородинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов России по Амурской области ФИО2, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Амурской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
у с т а н о в и л:
Администрация Сковородинского района Амурской области обратилась в суд с административным иском к Отделению судебных приставов по Сковородинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов России по Амурской области, судебному приставу-исполнителю Отделения судебных приставов по Сковородинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов России по Амурской области ФИО2, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Амурской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора.
Определением Сковородинского районного суда Амурской области от 22.10.2021 к участию в деле привлечены: в качестве соответчика Управление Федеральной службы судебных приставов России по Амурской области, в качестве заинтересованных лиц прокуратура Сковородинского района, ФИО7, Министерство социальной защиты населения Амурской области, Министерство финансов Амурской области, Управление образования администрации Сковородинского района.
В обоснование требований указано, что Сковородинским районным судом Амурской области ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение, которым на администрацию Сковородинского района Амурской области возложена обязанность по предоставлению ФИО7 жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к условиям <адрес>, общей площадью не менее 33 кв.м., в <адрес>. На основании исполнительного листа ФС №, выданного Сковородинским районным судом Амурской области, ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №. Администрации Сковородинского района Амурской области предложено в 5-дневный срок со дня получения постановления о возбуждении исполнительного производства добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе. Однако исполнить требования в установленный срок не представляется возможным, о чем было сообщено в ОСП по Сковородинскому району УФССП России по Амурской области. При этом 08.10.2021 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с администрации Сковородинского района Амурской области исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей, в связи с неисполнением требований исполнительного документа в сроки, предоставленные для добровольного исполнения. Полагает, что имеются основания для освобождения от взыскания исполнительского сбора, указав, что администрацией Сковородинского района Амурской области принимаются все меры для предоставления ФИО7 жилого помещения. При этом следует отметить, что денежных средств, выделенных из областного (федерального) бюджета, на исполнение переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот не хватает. Просит освободить от уплаты исполнительского сбора, взысканного с администрации Сковородинского района Амурской области на основании постановления судебного пристава-исполнителя от 08.10.2021 в рамках исполнительного производства №.
Административный истец администрация Сковородинского района Амурской области в судебное заседание не явилась, извещались своевременно и надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Административные ответчики Отделение судебных приставов по Сковородинскому району УФССП России по Амурской области, судебный пристав-исполнитель ОСП по Сковородинскому району УФССП России по Амурской области ФИО2, Управление Федеральной службы судебных приставов России по Амурской области в судебное заседание не явились, извещались своевременно и надлежащим образом. В материал дела имеется письменные отзыв, в котором начальник отделения-старший судебный пристав ОСП по Сковородинскому району УФССП России по Амурской области ФИО4 просит отказать заявителю в освобождении от исполнительского сбора в полном объеме, указав, что постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора не противоречат требованиям ч. 2 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», поскольку приняты по окончании срока, установленного для добровольного исполнения документа и в отсутствие доказательств невозможности исполнения решения вследствие непреодолимой силы.
Заинтересованные лица прокуратура Сковородинского района, Министерство социальной защиты населения Амурской области, Министерство финансов Амурской области, Управление образования администрации Сковородинского района в судебное заседание не явились, извещались своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили, письменных возражений не представили.
Заинтересованное лицо ФИО7 извещена путем направления заказного почтового отправления по адресу, указанному в материалах дела, судебное извещение адресатом не получено, почтовый конверт возвращен в суд.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Суд, исследовав письменные материалы, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 6 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве), должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно ч. 1 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
В соответствии с ч. 2 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
В силу ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве).
Согласно позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52-54, 55 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания от исполнительского сбора.
Согласно позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.
При этом в названном Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Как следует из материалов дела, решением Сковородинского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию Сковородинского района Амурской области возложена обязанность предоставить ФИО7 жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к условиям <адрес>, общей площадью не менее 33 кв.м., в <адрес>.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, апелляционная жалоба представителя администрации Сковородинского района Амурской области - ФИО5 - без удовлетворения.
ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа ФС №, выданного Сковородинским районным судом Амурской области, постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по Сковородинскому району УФССП России по Амурской области ФИО4 возбуждено исполнительное производство № в отношении администрации Сковородинского района Амурской области. Должнику предложено в 5-дневный срок со дня получения постановления добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных и непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику было предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Кроме того, должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
В связи с тем, что в 5-дневный срок решение суда исполнено не было, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по Сковородинскому району УФССП России по Амурской области ФИО2 было вынесено постановление о взыскании с администрации Сковородинского района Амурской области исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей.
В обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительного документа орган местного самоуправления ссылается на принятие мер к исполнению решения суда. Так, исполнение решения суда напрямую зависит от приобретения (строительства) жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда исходя из субвенций, специально представленных из бюджета субъекта Российской Федерации, в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления, на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
Денежные средства из областного (федерального) бюджета, предоставленные на 2017, 2018, 2019, 2020 года – использованы, предоставлены жилые помещения детям-сиротам ранее стоящим на очереди по вступившим в законную силу решениям суда, в связи с чем приобрести жилое помещение для ребенка-сироты ФИО7 в настоящее время не представляется возможным.
В 2016 году за <данные изъяты> рублей, полученных из областного (федерального) бюджета, приобретено и предоставлено 12 жилых помещений специализированного назначения. В 2017 году за <данные изъяты> рубля полученных из областного (федерального бюджета) приобретено и предоставлено 4 жилых помещения специализированного назначения. За 2018 год предоставлено три квартиры, одна из которых приобретена за счет средств областного бюджета, выделенных в 2018 году, две квартиры были приобретены в 2013 году и в 2014 году, впоследствии по решению Сковородинского районного суда Амурской области, сироты, проживавшие в последних были выселены и квартиры были предоставлены следующим детям-сиротам в порядке очередности по решению суда, не использованные денежные средства были возвращены. В 2019 году бюджету Сковородинского района были предусмотрены денежные средства областного и федерального бюджета, на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений на 2019 год в сумме <данные изъяты> рублей, из данных денежных средств было израсходовано <данные изъяты>, приобретено и предоставлено 4 (четыре) жилых помещения, остаток денежных средств был возвращен. В 2020 году бюджету Сковородинского района были предусмотрены денежные средства областного и федерального бюджета, на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений на 2020 год в сумме <данные изъяты> рублей, из них приобретено и предоставлено 5 жилых помещения, остаток денежных средств был возвращен.
На 2021 год бюджету Сковородинского района предусмотрены денежные средства на приобретение жилья в сумме <данные изъяты>, приобретено и предоставлено 5 квартир.
Согласно справке о лицах из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете по предоставлению жилого помещения по решению суда по состоянию на 11.10.2021, на территории Сковородинского района <данные изъяты> ребенка-сироты и детей, оставшихся без попечения родителей, которых администрация Сковородинского района Амурской области обязана по решению Сковородинского районного суда Амурской области незамедлительно, после вступления решения в силу, обеспечить жилыми помещениями по найму специализированного помещения.
Денежных средств выделенных из областного (федерального) бюджета, на приобретение жилья для детей-сирот не хватает, для своевременного обеспечения жильем даже тех детей-сирот, у которых имеются решения Сковородинского районного суда Амурской области и которые, соответственно должны обеспечиваться, вопреки Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в первоочередном порядке.
Как следует из письма от ДД.ММ.ГГГГ № администрация Сковородинского района Амурской области обращалась в Правительство Амурской области с просьбой увеличить объем финансирования государственных полномочий по обеспечению дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для приобретения жилых помещений детям-сиротам, на что в их адрес был дан ответ, что выделение бюджетных ассигнований невозможно в виду отсутствия финансовых возможностей.
Согласно информационного письма Министерства социальной защиты населения Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № бюджету Сковородинского района на август 2021 года предусмотрены денежные средства в размере <данные изъяты> млн. рублей на приобретение 38 квартир, созданных в будущем, исходя из расчета стоимости <данные изъяты> рублей за один квадратный метр приобретаемого жилья. Также указано, что проработан вопрос с министерством жилищно-коммунального хозяйства Амурской области в части приобретения органами местного самоуправления муниципальных районов Амурской области жилых помещений, которые будут созданы в будущем в 2021-2022 гг.. Министерством разработан проект закона, предусматривающий новый механизм формирования ОМСУ специализированного жилищного фонда в целях предоставления детям-сиротам и лицам из их числа жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений, путем приобретения в муниципальную собственность жилых помещений, которые будут созданы в будущем, в том числе путем участия в долевом строительстве многоквартирных домов с последующем отнесением указанных жилых помещений к специализированному жилищному фонду. Указанный законопроект планируется к рассмотрению и принятию на очередном заседании Законодательного Собрания Амурской области в августе 2021 года в двух чтениях.
При указанных обстоятельствах, суд полагает, что административным истцом представлены доказательства, подтверждающие факт наличия объективных причин отсутствия их вины в нарушении сроков, установленных для добровольного исполнения требований исполнительного документа, тем самым отсутствие оснований для ответственности за нарушение обязательств. Стороной административного истца предприняты все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования.
Анализ совокупности доказательств, имеющихся в материалах дела, позволяет суду сделать вывод о том, что в течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решения суда о предоставлении жилого помещения было невозможно. Исполнение судебного решения в установленный срок было невозможно вследствие обстоятельств, которые с учетом специфики данного дела могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе.
Таким образом, установленные по делу обстоятельства дают основания для удовлетворения требования административного истца администрации Сковородинского района Амурской области об освобождении от исполнительского сбора.
Вместе с тем, суд считает необходимым отказать в части требований предъявленных к ОСП по Сковородинскому району УФССП России по Амурской области, судебному приставу-исполнителю ОСП по Сковородинскому району УФССП России по Амурской области ФИО2, так как надлежащим ответчиком по делам, связанным с уменьшением размера исполнительского сбора или освобождением от его взыскания, должен выступать соответствующий территориальный орган Федеральной службы судебных приставов (ответ на вопрос №2 Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2010 года, утв. Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 15.09.2010).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление администрации Сковородинского района Амурской области к Отделению судебных приставов по Сковородинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов России по Амурской области, судебному приставу-исполнителю Отделения судебных приставов по Сковородинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов России по Амурской области ФИО2, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Амурской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора – удовлетворить частично.
Освободить администрацию Сковородинского района Амурской области от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству №, взысканного на основании постановления судебного пристава-исполнителя Отделения судебных приставов по Сковородинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов России по Амурской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении исковых требований администрации Сковородинского района Амурской области к Отделению судебных приставов по Сковородинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов России по Амурской области, судебному приставу-исполнителю Отделения судебных приставов по Сковородинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов России по Амурской области ФИО2 об освобождении от уплаты исполнительского сбора – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Сковородинский районный суд Амурской области.
Судья Д.В. Коханчик
Решение суда в окончательной форме принято 19 ноября 2021 года.