Судья Коротаева О.А.
Дело № 33 –7945
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Выдриной Ю.Г., судей Савельева А.А., Смирновой М.А. при секретаре Тотьмяниной Ю.А. рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Перми 01 августа 2018 года дело по апелляционным жалобам МКУ «Управление по культуре, спорту, молодежной и семейной политике» администрации Добрянского муниципального района, администрации Добрянского муниципального района Пермского края, администрации Полазненского городского поселения Добрянского муниципального района Пермского края на решение Ленинского районного суда города Перми от 20 апреля 2018 года, которым постановлено:
Признать незаконным решение комиссии по вопросам улучшения жилищных условий молодых семей администрации Добрянского муниципального района Пермского края от 14 июля 2017 год об отказе молодой семье Ермаковой Елены Николаевны в составе четырех человек выдаче свидетельства и исключении молодой семьи Ермаковой Елены Николаевны в составе четырех человек из списков участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» в размере 35 % расчетной (средней) стоимости жилья.
Признать молодую семью Ермаковой Елены Николаевны в составе четырех человек, а именно: Ермакову Елену Николаевну, несовершеннолетних В1., В2., В3., нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Признать за молодой семьей Ермаковой Елены Николаевны в составе четырех человек, а именно: Ермакову Елену Николаевну, несовершеннолетних В1., В2., В3., право на получение социальной выплаты в размере 35 % расчетной (средней) стоимости жилья в рамках реализации подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «семья и дети Пермского края».
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Смирновой М.А., пояснения истца Ермаковой Е.Н., представителя истца Меновщиковой Л.Н., представителей ответчиков Рогожниковой Н.А., Егорочкиной О.И., Куликовой Ю.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ермакова Е.Н., действующая за себя и в интересах несовершеннолетних детей, с учетом уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ обратилась в суд к МКУ «Управление по физической культуре и спорту, семейной политике администрации Добрянского муниципального района Пермского края», администрации Добрянского муниципального района Пермского края, администрации Полазненского городского поселения Добрянского муниципального района Пермского края, Министерству социального развития Пермского края о признании незаконным решения комиссии по вопросам улучшения жилищных условий администрации Добрянского муниципального района от 14.07.2017 г. об отказе в выдаче свидетельства и исключении из списков участников подпрограммы в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 г. в размере 35 % расчетной (средней) стоимости жилья; о признании молодой семьи в составе четырех человек, в том числе Ермаковой Е.Н., несовершеннолетних В1., В2. и В3., нуждающейся в улучшении жилищных условий; о признании за молодой семьей в составе четырех человек права на получение социальной выплаты в размере 35% расчетной (средней) стоимости жилья в рамках реализации подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края» № 1322-п, утвержденной 03.10.2013г. постановлением Правительства Пермского края.
В обоснование исковых требований указала, что 13.08.2012г. молодая семья Ермаковой Е.Н. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании решения № 14 жилищной комиссии администрации Добрянского муниципального района и поставлена в очередь по программе «Жилье для молодой семьи». 08.07.2015 г. истец совместно с детьми сменила место регистрации на д. ****, ул. **** (Полазненское городское поселение), о чем уведомила администрацию Добрянского муниципального района. Администрацией Полазненского городского поселения истец была поставлена в очередь, семья Ермаковой Е.Н. вошла в предварительный список, которые формируются по состоянию на 01.09.2016 г., в дальнейшем в сводный список, а затем в список семей-претендентов на получение социальной выплаты, утвержденного приказом Министерства социального развития Пермского края от 31.03.2017 г. В 2017 году подошла очередь молодой семьи Ермаковой Е.Н. на получение свидетельства. 14.07.2017 г. комиссия по вопросам улучшения жилищных условий молодых семей администрации Добрянского муниципального района приняла решение об отказе молодой семье Ермаковой Е.Н. в выдаче свидетельства и исключении из списков участников подпрограммы. Истец считает данное решение не законным. 08.06.2017 г. по решению Добрянского районного суда был признан недействительным договор купли-продажи от 22.03.2017г. в части приобретения в общую долевую собственность по 1/4 доли в праве несовершеннолетних В1., В2., В3., жилого помещения, расположенного по адресу: г. Добрянка, ул. ****. Указывает, что истец своевременно предоставила все необходимые документы об изменениях в семье Ермаковой Е.Н. в администрацию Добрянского муниципального района в полном объеме, всегда действовала добросовестно. В декабре 2015 года семья Ермаковой Е.Н. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий по Полазненскому городскому поселению. Информация о семье Ермаковой Е.Н. неоднократно проверялась, в т.ч. в 2016 г. при формировании предварительного списка и сводного списка, затем в 2017 г. при утверждении списка семей-претендентов на получение социальной выплаты. Отсутствие контроля за ведением документооборота в администрации Полазненского городского поселения либо утеря документа не должны нарушать прав истца и ее несовершеннолетних детей.
В судебном заседании истец Ермакова Е.Н., ее представитель на исковых требованиях настаивали.
Ответчики МКУ «Управление по физической культуре и спорту, семейной политике администрации Добрянского муниципального района Пермского края», администрация Добрянского муниципального района Пермского края, администрации Полазненского городского поселения Добрянского муниципального района Пермского края, Министерство социального развития Пермского края с иском не согласны.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просят в апелляционных жалобах МКУ «Управление по физической культуре и спорту, семейной политике администрации Добрянского муниципального района Пермского края», администрация Добрянского муниципального района Пермского края, администрация Полазненского городского поселения Добрянского муниципального района Пермского края. По мнению апеллянтов, судом дана неверная оценка фактических обстоятельств дела, неправильно применены нормы материального права.
Суд не указал в решении норму материального права, которой противоречило бы решение от 14.06.2017 года об отказе в выдаче свидетельства и исключения из списков участников подпрограммы. Согласно п. 42.2.-4.2.7, п. 5.5. Порядка реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограмы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей «Государственной программы «Семья и дети Пермского края» для получения свидетельства молодая семья в течение 15 рабочих дней после получения уведомления о необходимости предоставления документов для получения свидетельства должна представить перечень документов. Перечень оснований для отказа в выдаче свидетельств определен п. 5.7. Порядка. Семья Ермаковой Е.Н. представила неполный пакет документов, отсутствовал документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях. В рамках межведомственного информационного взаимодействия из ЕГРН получена выписка о регистрации права собственности с 30.03.2017 года у членов семьи Ермаковой Е.Н. по 1/4 доли жилого помещения по адресу: г. Добрянка, ул. ****, площадью 43.9 кв.м. Учетная норма в Полазненском городском поселении Добрянского муниципального района на одного члена семьи 8 кв.м. Документ о признании семьи Ермаковой Е.Н. нуждающимся в улучшении жилищных условий в администрации Полазненского городского поселения отсутствует. При отсутствии указанных документов Ермаковой Е.Н. отказано в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты. Судом неправильно применены нормы материального права, а именно п. 4.14.8 Порядка. Данная норма не регулирует рассматриваемые правоотношения. Выводы суда о том, что Ермакова Е.Н. сменила место жительства в пределах Добрянского муниципального района неверен. Согласно Устава Добрянского муниципального района его территорию образуют территории восьми муниципальных образований, в т.ч. Добрянское городское поселение, Полазненское городское поселение и т.д. Каждое муниципальное образование самостоятельно и под свою ответственность решает вопросы местного значения исходя из интересов населения, в т.ч. обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан. Вопросы признания нуждающихся в улучшении жилищных условий проживающих на территории Добрянского муниципального района граждан не входят в компетенцию муниципального образования Добрянский муниципальный район. Семья Ермаковой Е.Н. после постановки в список потенциальных участников сменила место жительства с Добрянского городского поселения на Полазненское городское поселение, при этом нуждающейся в улучшении жилищных условий администрацией Полазненского городского поселения не признавалась. С заявлением о принятии на учет для получения жилого помещения на условиях социального найма Ермакова Е.Н. обратилась впервые в администрацию Полазненского городского поселения 22.06.2017 года. 03.08.2017 года администрацией Полазненского городского поселения истцу было направлено уведомление об отказе в постановке на учет для получения жилого помещения, предоставляемого на условиях социального найма на основании решения жилищной комиссии от 01.08.2017 года. Участие в реализации мероприятий Подпрограммы 1 является добровольным, для участия необходимо выполнение всех условий, при несоответствии требованиям, предъявляемым в подпрограмме, семья не может быть признана ее участницей. Признание молодой семьи нуждающейся в жилом помещении в соответствии со ст. 51 ЖК РФ является одним из обязательных условий Подпрограммы. Решение Добрянского районного суда от 08.06.2017 года договор купли-продажи от 22.03.2017 года признан недействительным, вступило в законную силу 14.07.2017 года. На момент обращения в администрацию с заявлением о принятии на учет семьи Ермаковой Е.Н. решение в законную силу не вступило. Следовательно, отказ администрации в постановке на учет многодетной семьи Ермаковой Е.Н. для получения жилого помещения на момент обращения истца правомерен. Повторно Ермакова Е.Н. с заявление о признании ее семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в администрацию Полазненского городского поселения не обращалась.
В судебном заседании представители ответчиков на доводах апелляционных жалоб настаивают.
Истец Ермакова Е.Н., ее представитель Меновщикова Л.Н. считают решение законным и обоснованным, апелляционную жалобу, не подлежащей удовлетворению.
Ответчик Министерство социального развития Пермского края в суд апелляционной инстанции не явился, возражений не представил.
На основании ст. 327, 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела при данной явке.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, не находит оснований к его отмене.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы, включающая в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей".
Приложением N 3 к подпрограмме являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
В соответствии с п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы участником основного мероприятия может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы основного мероприятия в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Согласно п. 7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
Аналогичные положения содержатся в долгосрочной государственной программе "Семья и дети Пермского края", утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. N 1322-п. Порядок реализации мероприятий указанной подпрограммы утвержден Постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 N 215-п (ред. от 03.10.2016) "О реализации мероприятий подпрограммы 1 "Государственная социальная поддержка семей и детей".
Судом установлено, что постановлением главы Добрянского городского поселения от 05.06.2012 г. № 217 семья Ермаковой Е.Н. в составе 4-х человек поставлена в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма, очередность 1760. С заявлением о признании семьи из четырех человек, нуждающейся в улучшении жилищный условий и включении семьи из 4-х человек в состав участниц программы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края» Ермакова Е.Н. обратилась с заявлением администрацию Добрянского муниципального района Пермского края 02.08.2012 года. Постановлением Администрации Добрянского городского поселения № 83 от 27.02.2015г. молодая семья Ермаковой Е.Н. с составом семьи 4 человека: она и трое несовершеннолетних детей, признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий целях участия в подпрограмме 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей».
Изменения в учетное дело семьи Ермаковой Е.Н. сносились трижды: в связи с расторжением брака с В., переменой места жительства, установлением отцовства в отношении В1, В2.,
20.04.2017 г. в адрес Ермаковой Е.Н. из МУП «Управления по культуре, спору, молодежной и семейной политике» направлено уведомление № ** о том, что семья Ермаковой Е.Н. включена в список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2017 г. в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы. 17.05.2017 г. в адрес Ермаковой Е.Н. администрацией Добрянского муниципального района Пермского края направлено уведомление за № ** о необходимости предоставления пакета документов с целью получения в 2017 г. свидетельства в срок до 06.06.2017г. В указанную дату Ермаковой Е.Н. в адрес МУП «Управления по культуре, спору, молодежной и семейной политике» предоставлен истребуемый пакет документов.
14.06.2017 г. протоколом заседания комиссии по вопросам улучшения жилищных условий молодых семей в рамках реализации муниципальной программы «Молодежная и семейная политика Добрянского муниципального района» № 28 семье Ермаковой Е.Н. отказано в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты и исключении молодой семьи из списков участников подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей пи детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края», в том числе в части участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилине» на 2015-2020 годы.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, оценивания представленные доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, правомерно пришел к выводу о том, семья Ермаковой Е.Н. в составе четырех человек является нуждающейся в жилом помещении, каких-либо жилых помещений в собственности семьи истца нет, нанимателями жилых помещений по договора социального найма не являются. Ермакова Е.Н. соответствует всем условиям участия в Подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, имеет право состоять в списках участников Подпрограммы и право на получение социальной выплаты в размере 35 % расчетной (средней) стоимости жилья в рамках реализации подпрограммы.
С выводами суда судебная коллегия соглашается исходя из следующего.
Согласно требованиям ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Из материалов дела следует, что с 28.10.2015г. Ермакова Е.Н. зарегистрирована и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: ****, совместно с Ермаковой Е.Н. в указанном жилом помещении зарегистрированы ее несовершеннолетние дети: В1., В2., В3., и иные родственники. Собственниками указанного жилого помещения Ермакова Е.Н. и ее несовершеннолетние дети не являются. Нанимателями жилых помещений по договорам социального найма Ермакова Е.Н. и члены ее семьи не являлись. Ранее Ермакова Е.Н. и ее дети были зарегистрированы и проживали в жилом помещении, расположенном по адресу: ****, также не являющееся их собственностью. О смене места жительства Ермакова Е.Н. своевременно информировала администрацию Добрянского муниципального района. Суд правильно указал, что обязанность повторного предоставления Ермаковой Е.Н. документов в администрацию Полазненского городского поселения Добрянского муниципального района Пермского края с целью повторного признания семьи истца нуждающейся в жилом помещении и улучшении жилищных условий законом не предусмотрена.
С момента постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении семьи в состав участниц Программы жилищные условия Ермаковой Е.Н. не изменились. Жилое помещение, расположенное по адресу: ****, не подлежало включению в расчет нуждаемости семьи, поскольку решением Добрянского районного суда Пермского края от 08.06.2017г. сделка от 22.03.2017 года в части приобретения в общую долевую собственность по 1/4 доле в праве несовершеннолетних В1., В2., В3., жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: ****, признана недействительной. В силу п.1 ст. 167 Гражданского кодекса РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий и недействительна с момента ее совершения.
Таким образом, обеспеченность жильем членов семьи Ермаковой Е.Н. на момент принятия администрацией Добрянского муниципального района Пермского края решения об исключении Ермаковой Е.Н. из списков участников подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края» и отказе в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты отсутствовала, оснований для исключения истца из Программы не имелось.
Доводы апелляционных жалоб не влекут отмену решения, поскольку не свидетельствуют о неправильности выводов суда первой инстанции.
Все доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к позиции, ранее занятой ответчиками при рассмотрении дела в суде первой инстанции, которым судом дана подробная мотивированная оценка, соответствующая материалам дела и нормам действующего законодательства, не согласиться с которой оснований судебная коллегия не усматривает.
Суд первой инстанции в полной мере исследовал доказательства, имеющиеся в материалах дела, и дал надлежащую оценку имеющимся доказательствам.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, направленные на иную оценку доказательств, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Перми от 20 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционные жалобы МКУ «Управление по культуре, спорту, молодежной и семейной политике» администрации Добрянского муниципального района, администрации Добрянского муниципального района Пермского края, администрации Полазненского городского поселения Добрянского муниципального района Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: