Решение по делу № 2-2834/2020 от 23.06.2020

                                    Гр.дело № 2-2834/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 октября 2020 года гор. Комсомольск-на-Амуре

    Центральный районный суд города Комсомольска-на-Амуре под председательством судьи Березиной О.В., при секретаре Синцовой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степановой В. А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей, к городскому округу город Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края, Правительству Хабаровского края о признании незаконным решения об отказе в выплате финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости из-за паводка 2019 года, признании права на получение финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости из-за паводка 2019 года, взыскании с Администрации финансовой помощи за полную утрату имущества,

У С Т А Н О В И Л:

    Степанова В.А., действуя в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей: ФИО 1, ФИО 2, ФИО 3, ФИО 4, ФИО 5, ФИО 6 обратилась в суд с иском к городскому округу город Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края, Правительству Хабаровского края о признании незаконным решения муниципального образования городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» в лице администрации г.Комсомольска-на-Амуре об отказе в выплате финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости из-за паводка 2019 года; признании за ней и вышеуказанными несовершеннолетними лицами, имеющими права на получение финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости из-за паводка 2019 года, взыскании с муниципального образования городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» в лице администрации г.Комсомольска-на-Амуре финансовой помощи за полную утрату имущества первой необходимости в общем размере 700000 рублей, по 100000 рублей на каждое лицо; обращении решения суда к немедленному исполнению. В обосновании требований указала, что она вместе с несовершеннолетними детьми постоянно проживает в жилом доме, расположенном по адресу: г.Комсомольск-на-Амуре (адрес). Факт проживания ее и детей в указанном доме в период паводка 2019 подтверждение решением Ленинского районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от (дата) по гражданскому делу (№). (дата) она обратилась в администрацию г.Комсомольска-на-Амуре с заявлением о включении в список граждан и перечислении денежных средств на оказание единовременной материальной и финансовой помощи на каждого члена семьи. Так как помощь ей не была оказана, то (дата) она повторно обратилась в администрацию г.Комсомольска-на-Амуре с аналогичным заявлением. Однако ответом администрации г.Комсомольска-на-Амуре (№) от (дата), приложенным ею к исковому заявлению, в выплате финансовой помощи и единовременной материальной помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в вышеуказанном жилом доме ей было отказано по причине того, что ранее она и несовершеннолетние дети были включены в списки граждан, признанных пострадавшими в результате паводка 2019 и единовременная материальная помощь в размере 10000 рублей на каждого была получена, а также по причине того, что в ходе проведенного обследования имущества первой необходимости по адресу: г.Комсомольск-на-Амуре (адрес), было установлено, что не утрачено ни одного предмета первой необходимости, о чем имеется акт с ее подписью, а потому было отказано о включении ее и несовершеннолетних детей в список, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с частичной (полной) утратой имущества первой необходимости. Будучи не согласной с отказом, истец указывает на то, что установление юридического факта по решению Ленинского районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от (дата) было необходимо для получения финансовой помощи ей и детям, как пострадавшим в результате паводка 2019 года. В указанном решении суда были установлены следующие обстоятельства: «после покупки в 2017 году дом отремонтировали, полностью перестелили полы, заменили трубы, установили новое окно, радиаторы отопления, бойлер, поклеили обои», «после паводка дому требовался ремонт, а семье истца пришлось проживать на сьемной квартире». «свидетель ФИО 7 пояснила, что регулярно бывает в (адрес), где проживает ее мать, по соседству с семьей истца. Она пояснила, что в результате паводка 2019 года больше всего пострадал дом и имущество семьи истца, намокли даже документы, находящиеся в доме», «свидетель ФИО 8 пояснила, что имеет в собственности дом (адрес). Семья Степановой проживает в (адрес). В период паводка 2019г. дом Степановой сильно затопило, она с детьми передвигалась по воде на плоту, пострадало их имущество - электрический духовой шкаф, котел для обогрева, стол, стулья, диван, семья осталась без нечего. Приходила комиссия из администрации города, но утраченное имущество не осмотрели, акт не составили», «свидетель ФИО 9 пояснила, что в период паводка 2019г. семья Степановых сильно пострадала, она передвигалась на воде по плоту, зайти к ней в дом было невозможно», сама истец Степанова В.А. пояснила « в результате затопления было утрачено имущество - мебель, техника, строительные материалы». Также в указанном решении указано, что доказательствами опровергающими доводы заявителей, в том числе факта утраты имущества первой необходимости в результате паводка 2019г. суд не располагает. А потому с учетом положений п.2 ст.61 ГПК РФ истец считает, что факт утраты имущества первой необходимости семьей Степановых в судебном заседании был установлен, письменными доказательства, предоставленными в материалы дела, пояснениями истца, показаниями свидетелей, предупрежденных об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний; стороной администрации города этот факт не оспаривался, а потому полагает, что данное обстоятельство не требует доказывания вновь и должно быть принято судом при рассмотрении настоящего искового заявления. Считает, что отказ в выплате финансовой помощи вынесен формально, нарушены права истца, а также положения ч.2 ст.29 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении». С учетом положений постановления Правительства Хабаровского края № 380-пр от 21.09.2019 она и ее несовершеннолетние дети имеют право на получение финансовой помощи за полную утрату имущества первой необходимости по 100.000 рублей на каждого, всего 700.000 рублей.

    Определением Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от 10 июля 2020 года к участию в настоящем деле в качестве третьего лица привлечен комитет Правительства Хабаровского края по гражданской защите.

    Истец Степанова В.А., извещенная в установленном законом порядке о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, просила суд рассмотреть дело, назначенное на 13.10.2020 на 10-00 часов без ее участия, с участием ее представителя Мосенова С.М., о чем в материалах дела имеется заявление. С учетом изложенного суд определил возможным рассмотреть дело без участия истца в суде.

    В судебном заседании представитель истца Степановой В.А.Мосенов С.М,, действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности, исковые требования поддержал по обстоятельствам изложенным в иске, дополнительно суду пояснил, что предоставить документы, подтверждающие факт наличия в спорном доме имущества первой необходимости, утраченного в результате паводка 2019 года, истец не может по причине того, что документы уничтожены (утонули). Акт комиссионного обследования, в котором указано на отсутствие утраченного имущества, был подписан истцом Степановой В.А., так как имущество на день осмотра не было, и последняя предполагала, что указанный акт подтверждает этот факт, а потому истец пописала акт без замечаний тем самым подтвердив отсутствие своего имущества на дату осмотра. Когда вода сильно поднялась, истица, забрав только основные документы (паспорта, свидетельства о рождении детей, постановления о назначении опекуном, свидетельство о праве собственности на дом), вместе с детьми вынуждена была уйти из своего дома, передвигаясь с помощью плота, и они стали проживать в квартире, которую снимали. Когда вода спала, истец пришла домой, и обнаружила, что фактически имущества первой необходимости в доме нет. Предполагает, что имущество было вынесено из дома работниками МЧС либо иными лицами, так как имущество граждан, проживающих в затопленных домах, после спада воды, собиралось с помощью тракторов, бульдозеров, а потом вывозилось машинами на свалку. В правоохранительные органы, прокуратуру, МЧС по факту пропажи своего имуществ истец не обращалась. Полагает, что решение Ленинского районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от (дата), которым установлен факт проживания истца и ее детей в спорном доме, доказывает факт наличия в доме предметов первой необходимости и вещей, без которых по его мнению, проживать невозможно. Просил суд исковые требования Степановой В.А. удовлетворить.

    В судебном заседании представитель ответчика Городского округа город Комсомольск-на-Амуре в лице Администрации г.Комсомольска-на-Амуре Гордеева Н.П., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала по обстоятельствам, изложенным в письменном отзыве и в дополнениях к отзыву на исковое заявление, согласно которым в октябре 2019 Степанова В.А. обратилась в администрацию г.Комсомольска-на-Амуре с заявлением о проведении обследования утраты имущества первой необходимости и включении в список граждан на оказание финансовой помощи. Обращение истца было рассмотрено в установленный законом срок и (дата) истцу направлено уведомление (№) об отказе в выплате финансовой помощи в связи с частичной (полной) утратой имущества первой необходимости, поскольку в ходе проведения обследования имущества первой необходимости не установлено утраты ни одного предмета имущества первой необходимости. Уведомление истцом не оспаривалось. (дата) письмом (№) истцу отказано в выплате единовременной помощи на несовершеннолетних ФИО 1 и ФИО 2, в связи с тем, что у последних отсутствует регистрация по месту жительства. После чего Степанова В.А. обращается в Ленинский районный суд г.Комсомольска-на-Амуре за установлением факта постоянного проживания по адресу: (адрес). Полагает, что решением Ленинского районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от (дата) по делу (№) устанавливался факт постоянного проживания, а не установление утраты имущества первой необходимости. Более того, доказательства утраты вещей первой необходимости, кроме доводов заявителя, в материалах делу (№) отсутствуют. В рамках настоящего гражданского дела также не предоставлены доказательства утраты имущества первой необходимости. Обращает внимание суда на то, что в сентябре 2019 проводилось обследование жилого помещения по (адрес) г.Комсомольске-на-Амуре на предмет утраченного имущества первой необходимости, было установлено, что такое имущество отсутствует. Данный акт подписан членами комиссии, а также истцом Степановой В.А., и данный акт истцом не оспаривался. Кроме того, полагает, что истцом пропущен срок давности обращения в суд, установленный ст.219 КАС РФ, поскольку отказ в выплате финансовой помощи получен истцом в октябре 2019. Просила суд в удовлетворении иска отказать.

    Представитель соответчика Правительства Хабаровского края, извещенный в установленном законом порядке о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил суд рассмотреть дело без его участия в суде, о чем сообщил в письменных возражениях. С учетом изложенного суд определил возможным рассмотреть дело без его участия в суде.

    Как усматривается из письменных возражений Правительства Хабаровского края, пописанного представителем Ширяевой А.В., действующей на основании доверенности, последняя возражая относительно исковых требований Степановой В.А. указывает на то, что в соответствии с постановлением Администрации г.Комсомольска-на-Амуре № 1688-па от 01.08.2019 на территории г.Комсомольска-на-Амуре с 01.08.2019 введен режим ЧС. Постановлением Администрации г.Комсомольска-на-Амуре № 1826-па от 23.08.2019 определены границы зоны чрезвычайной ситуации на территории городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре». (адрес) в г.Комсомольске-на-Амуре содержится в перечне объектов, попадающих в зону ЧС на территории городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре». Ленинским районным судом г.Комсомольска-на-Амуре в рамках гражданского дела (№) рассмотрено заявление ФИО 6 и истца Степановой В.А., действующей в интересах несовершеннолетних детей, об установлении факта постоянного проживания по адресу: г.Комсомольск-на-Амуре (адрес). Утрата истцами имущества первой необходимости не являлась предметом рассмотрения в указанном деле. В решении суда по гражданскому делу (№) обстоятельства, на которых истец указывает как установленные судом и подлежащие в силу этого на основании ст.61 ГПК РФ принятию судом в качестве доказанных, указаны в описательной части и представляют собой перечисление показаний истца, свидетелей. Мотивировочная часть указанного решения суда не содержит каких-либо установленных судом обстоятельств, относящихся к установлению факта утраты имущества в результата ЧС 2019, сделан вывод только об установлении факта постоянного проживания. Решением суда по делу (№) вступило в законную силу (дата), установлен факт постоянного проживания на момент ЧС 2019 истца и представляемых ею несовершеннолетних, решение суда обращено к немедленному исполнению. Факт утраты имущества первой необходимости в целях получения мер поддержки устанавливается в соответствии с Порядком выплаты разовой финансовой помощи гражданам, пострадавшим в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся на территории городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле-сентябре 2019 года на территории Хабаровского края, утвержденного постановлением администрации № 2158-па от 10.10.2019. Согласно п.п.3 п.21 Порядка выплаты документом, подтверждающим факт утраты имущества первой необходимости, является акт комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости (для выплаты финансовой помощи гражданам, в связи с утратой имущества первой необходимости), составленный по форме согласно Приложения № 5 к Порядку подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденному Приказом МЧС № 155 от 21.03.2019. Перечень имущества первой необходимости указан в Правилах выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденные постановлением Правительства РФ № 110 от 15.02.2014. Форма акта обследования предусматривает указание утраченных предметов первой необходимости, вывод комиссии об утрате имущества первой необходимости (частичное или полное) и сумму финансовой помощи. Установление факта утраты имущества первой необходимости в судебном порядке не предусмотрено. Из решения по делу (№) следует, что в ходе судебного разбирательства не выявлялись причины отсутствия акта обследования, и вопрос об отсутствии данного акта не был предметом судебного разбирательства. Из содержания иска невозможно установить какое именно имущество и какой стоимостью утрачено в результате ЧС. Истцом не предоставлено никаких документов, относящихся к утраченному имуществу (договоры купли-продажи, технические паспорта, руководство по эксплуатации и др.). Считает, что с позиции рассмотрения наличия права истца на получение финансовой помощи за полную утрату имущества с учетом ст.60 ГПК РФ акт обследования является единственно допустимым доказательством. Истец, оспаривая решение администрации об отказе в выплате финансовой помощи за полную утрату имущества, в исковом заявлении не ставит под сомнение довод администрации о наличии акта обследования, подтверждающего отсутствие утраченного имущества первой необходимости. Обращает внимание суда на то, что выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий регулировалось Правилами № 110-пр, которые утратили с 01.01.2020 в связи с изданием постановления Правительства РФ и № 19928 от 28.12.2019. Обращение истца к администрации г.Комсомольска-на-Амуре за получением выплат произведено 30.01.2020, то есть спорное правоотношение возникло после утраты силы Правил № 110, поэтому из резервного фонда Правительства РФ выплаты, требуемые истцом не производятся. Также обращает внимание суда на то, что Правительство Хабаровского края является ненадлежащим ответчиком. Предметом иска является оспаривание истцом решения Администрации г.Комсомольска-на-Амуре. В исковом заявлении никаких материально-правовых требований к Правительству края не заявлено, его процессуальное соучастие не обоснованно. Просит суд в удовлетворении требований отказать.

    Представитель третьего лица комитета Правительства Хабаровского края по гражданской защите, извещенный в установленном законом порядке о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. С учетом изложенного суд определил возможным рассмотреть дело без его участия в суде.

    Выслушав пояснения представителя истца, ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии со статьями 55 и 56 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как установлено судом и в суде не оспаривалось, истец Степанова В.А. является матерью несовершеннолетних детей: ФИО 3, ФИО 4, ФИО 5, ФИО 6, а также опекуном несовершеннолетних ФИО 1, ФИО 2. Степанова В.А. зарегистрирована по месту жительства по адресу: г.Комсомольск-на-Амуре (адрес), где также зарегистрированы по месту жительства ее несовершеннолетние дети – ФИО 3, ФИО 4, ФИО 5, ФИО 6 Несовершеннолетние ФИО 1 и ФИО 2 постоянной регистрации в указанном жилом доме не имеют, имеют временную регистрацию по месту пребывания на срок с (дата) по (дата).

Судом также установлено, что ранее постановлением администрации г.Комсомольска-на-Амуре «Об утверждении заключений межведомственной комиссии» «№ 186-па от 20.01.2014, утверждено заключение межведомственной комиссии (№) от (дата), согласно которому (адрес) в г.Комсомольске-на-Амуре признан непригодным для проживания и не подлежащим восстановлению.

Распоряжением Правительства Хабаровского края №623-рп от 29 июля 2019 года в связи выпадением обильных осадков и подъемов уровней воды на реках Хабаровского края на территории Хабаровского края, в том числе, в границах городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера.

Постановлением администрации г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края №1688-па от 01 августа 2019 года на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» введен режим чрезвычайной ситуации.

Постановлением Администрации г.Комсомольска-на-Амуре от 23.08.2019 № 1826-па «Об определении границ зоны чрезвычайной ситуации на територии муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», в редакци от 09.11.2019, определены границы зоны затопления (подтопления) на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре».

Согласно указанному постановлению жилой (адрес) в г.Комсомольске-на-Амуре находится в зоне затопления (подтопления).

    В соответствии с положениями п.п. «г», «д» ч..2 ст.11, ч.1 ст.24, ст.25 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования, в том числе создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    Порядок оказания помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации установлен постановлением Правительства Хабаровского края от 21 сентября 2019 года №380-пр «Об организации работы по предоставлению разовой финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Хабаровского края» и осуществляется за счет средств, поступающих из резервного фонда Правительства Российской Федерации, предоставляемых бюджету Хабаровского края в виде иных межбюджетных трансфертов с последующим предоставлением иных межбюджетных трансфертов бюджетам городских округов и муниципальных районов Хабаровского края.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 21.09.2019 № 380-пр «Об организации работы по предоставлению разовой финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Хабаровского края», от 30.09.2015 № 318-пр «О создании и об использовании резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Хабаровского края» предусмотрено оказание гражданам, пострадавшим от ЧС материальной помощи в виде: единовременной материальной помощи гражданам, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся паводку,условия жизнидеятельности которых были нарушены в результате паводка, в размере 10000 рублей на человека; финансовой помощи гражданам, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся паводку, в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50000 рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100000 рублей на человека.

В силу п.п. «л» ч.1 ст.11 ФЗ «О защите населения и территоий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» принятие решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.

В соответствии с ч.ч.1,2 ст.17 Закона Хабаровского края «О правительстве Хабаровского края» Правительство края на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава края и краевых законов издает постановления и распоряжения; акты Правительства края, принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению в крае.

.Нормативным правовым актом Правительства Хабаровского края, изданным в связи с введенным распоряжением Правительства края от 29.07.2019 № 623-рп «О введении режима чрезвычайной ситуации» является постановление Правительства Хабаровского края от 21.09.2019 № 380-пр «Об организации работы по предоставлению разовой финансовой помощи гражданам, пострадавших в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими ыв июле-сентябре 2019 года на территории Хабаровского края».

В соответвии с п.2 указанного постановления Правительства Хабаровского края от 21.09.2019 № 380-пр рекомендовано органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края: принять муниципальные правовые акты, регулирующие порядок предоставления разовой финансовой помощи гражданам, установленной пунктом 1 настоящего постановления. Предусмотреть в муниципальных правовых актах, указанных в подпункте 2.1 настоящего пункта, что:

- граждане подают заявления о выплате денежных средств на имя главы местной администрации, составленные в произвольной форме, с указанием выбранного пострадавшими гражданами порядка перечисления денежных средств: на счет, открытый гражданином в кредитной организации (с указанием реквизитов), или перечисление денежных средств через организацию федеральной почтовой связи, или выплата денежных средств наличными;

- граждане включаются в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, на основании заявлений, указанных в абзаце втором настоящего подпункта, и заключений комиссии, создаваемой органами местного самоуправления, об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности пострадавших граждан, составленных по форме согласно приложению N 4 к Порядку подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденному Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21 марта 2019 г. N 155 (далее - Порядок N 155);

- граждане включаются в списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, на основании заявлений, указанных в абзаце втором настоящего подпункта, и актов комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости, составленных по форме согласно приложению N 5 к Порядку N 155;

- единовременная материальная помощь, финансовая помощь в связи с утратой имущества первой необходимости не выплачиваются в случае, если жилое помещение гражданина до даты введения режима чрезвычайной ситуации было признано непригодным для проживания (многоквартирный дом - аварийным и подлежащим сносу) в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, и ему было предоставлено иное жилое помещение для проживания.

Постановлением Администрации г.Комсомольска-на-Амуре от 10.10.2019 № 2158-па утвержден Порядок выплаты разовой финансовой помощи гражданам, пострадавшим в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся на территории городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими ыв июле-сентябре 2019 года на территории Хабаровского края». Согласно данного постановления выплата разовой финансовой помощи гражданам, пострадавшим в связи ЧС осуществляется за счет средств межбюджетных трансфертов, предоставляемых местному бюджету из средств резервного фонда Правительства Российской Федерации.

    Согласно указанного п.п.1.3, 1.4 Порядка выплат, разовая финансовая помощь предоставляется гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате ЧС, путем выплаты:

а) единовременной материальной помощи, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся паводку, условия жизнедеятельности которых были нарушены в результате паводка, в размере 10 тыс. (десять тысяч) рублей на человека;

б) финансовой помощи гражданам, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся паводку, в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости в размере - 50 тыс. (пятьдесят тысяч) рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 тыс. (сто тысяч) рублей на человека.

Помощь, установленная подпунктами "а" и "б" пункта 1.3 настоящего Порядка, выплачивается пострадавшим гражданам, постоянно проживающим и зарегистрированным по месту жительства на дату введения режима ЧС в жилых помещениях многоквартирных домов или в индивидуальных жилых домах, в границах зоны ЧС, установленных муниципальным правовым актом администрации города Комсомольска-на-Амуре. При отсутствии регистрации по месту жительства факт постоянного проживания граждан в целях получения помощи устанавливается в судебном порядке.

Согласно п.2.1 указанного Порядка, разовая финансовая помощь пострадавшим гражданам, указанная в пункте 1.3 настоящего Порядка, выплачивается на основании:

1) заявлений граждан о выплате и перечислении помощи, поданных в Центральный или Ленинский округ администрации города Комсомольска-на-Амуре. Заявление подается персонально каждым из граждан либо его представителем. В отношении несовершеннолетних или лиц, признанных в установленном порядке недееспособными, заявление подается их законными представителями (родителями, усыновителями, опекунами, попечителями).

К заявлению прилагаются следующие документы:

- копия документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорт гражданина Российской Федерации или документ его заменяющий), заверенного в установленном порядке;

- документы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2011 г. N 444 "О дополнительных мерах по обеспечению прав и защиты интересов несовершеннолетних граждан Российской Федерации" (для лиц, не достигших возраста 14 лет);

- копия доверенности, заверенная в установленном порядке (в случае обращения представителя);

- судебные решения (при установлении факта постоянного проживания граждан);

2) заключения комиссии (для выплаты единовременной материальной помощи), созданной распоряжением администрации города Комсомольска-на-Амуре от 19 сентября 2019 г. N 237-ра "О создании Комиссий по оценке ущерба, нанесенного общему имуществу в многоквартирных домах муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре", обследованию частных жилых помещений и утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, связанной с ростом уровня реки Амур, возникшим подтоплением территории городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" в 2019 году", об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности пострадавших граждан, составленного по форме согласно приложению N 4 к Порядку подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденному Приказом МЧС России от 21 марта 2019 г. N 155 (далее - Порядок N 155);

3) актов комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости (для выплаты финансовой помощи гражданам, в связи с утратой имущества первой необходимости), составленных по форме согласно приложению N 5 к Порядку N 155;

4) списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости (далее - списки граждан), составленных Центральным и Ленинским округом администрации города Комсомольска-на-Амуре, на основании заявлений граждан, пострадавших в результате ЧС, либо представителей заявителей на получение единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, заключений комиссии об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности, указанных в подпункте 2 пункта 2.1 раздела 2 настоящего Порядка, актов обследования, указанных в подпункте 3 пункта 2.1 раздела 2 настоящего Порядка.

Копии документов, прилагаемые к заявлению, указанному в подпункте 1 пункта 2.1 раздела 2 настоящего Порядка, предоставляются в форме надлежащим образом заверенной копии. В случае представления указанных копий документов, не заверенных в установленном порядке, к копиям представляются оригиналы документов для сверки сведений.

    Согласно п.1 (1) указанных Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства РФ № 110 от 15.02.2014, утратившим силу с 01.01.2020 года, к имуществу первой необходимости относится минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, включающий в себя: предметы для хранения и приготовления пищи - холодильник, газовая плита (электроплита) и шкаф для посуды; предметы мебели для приема пищи - стол и стул (табуретка); предметы мебели для сна - кровать (диван); предметы средств информирования граждан - телевизор (радио); предметы средств водоснабжения и отопления (в случае отсутствия централизованного водоснабжения и отопления) - насос для подачи воды, водонагреватель и котел отопительный (переносная печь).

    Таким образом, из системного толкования указанных нормативно-правовых актов следует, что акт обследования составляется комиссией, создаваемой органом местного самоуправления в целях определения степени утраты (полностью или частично) имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, в соответствии со следующими критериями:     частичная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее 3 предметов имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для дальнейшего использования; полная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации всего находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости в состояние, непригодное для дальнейшего использования. Форма акта обследования предусматривает указание утраченных предметов первой необходимости, вывод комиссии об утрате имущества первой необходимости (полное или частичное) и сумму финансовой помощи. Указанный акт прилагается к заявлению гражданина о выплате и перечислении помощи, поданного в Центральный либо Ленинский округ администрации города Комсомольска-на-Амуре.

    Как установлено судом, (дата) истец Степанова В.А. обращалась в администрацию Ленинского округа г.Комсомольска-на-Амуре с заявлением на предоставление единовременной материальной помощи на себя и несовершеннолетних детей: ФИО 1, ФИО 2, ФИО 3, ФИО 4, ФИО 5, ФИО 6. По результатам рассмотрения заявления Степанова В.А. и ее несовершеннолетние дети включены в список граждан, признанных пострадавшими в результате паводка 2019 года, с выплатой единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей, во включении в список несовершеннолетних ФИО 1, ФИО 2 отказано, так как последние не имели постоянной регистрации в спорном жилом доме.

    Позже решением Ленинского районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от (дата), вступившим в законную силу (дата), по гражданскому делу (№) по заявлению ФИО 6, Степановой В.А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей, об установлении факта постоянного проживания установлен факт постоянного проживания ФИО 6, Степановой В.А., несовершеннолетних ФИО 1, ФИО 2, ФИО 3, ФИО 4, ФИО 5, ФИО 6 на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» в жилом доме по адресу: Хабаровский край г.Комсомольск-на-Амуре (адрес) период чрезвычайной ситуации. На основании указанного решения суда Степанова В.А. вновь (дата) обратилась в администрацию Ленинского округа г.Комсомольска-на-Амуре с заявлением на предоставление единовременной материальной помощи на себя и несовершеннолетних детей: ФИО 1, ФИО 2, ФИО 3, ФИО 4, ФИО 5, ФИО 6. По результатам рассмотрения, Степановой В.А. и несовершеннолетним детям отказано по включению в список, поскольку ЕМП им была выплачена, несовершеннолетние ФИО 2, ФИО 1 включены в список на выплату ЕМП.

    Судом также установлено, истец Степанова В.А. неоднократно в период с октября по декабрь 2019 обращалась в орган местного самоуправления с заявлениями о включении ее и членов ее семьи (вышеуказанных несовершеннолетних лиц) в список граждан на получение финансовой материальной помощи в связи с утратой (полной или частичной) имущества первой необходимости. Решениями администрации г.Комсомольска-на-Амуре (№) от (дата), (№) от (дата), (№) от (дата) Степановой В.А. отказано во включении ее и членов ее семьи в список нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с частичной (полной) утратой имущества первой необходимости, в результате паводка 2019, в связи с тем, что в ходе проведения комиссионного обследования имущества первой необходимости по адресу: г.Комсомольск-на-Амуре (адрес), установлено что ни одного предмета имущества первой необходимости не утрачено.

    Будучи не согласной с указанными решениями администрации г.Комсомольска-на-Амуре Степанова В.А. обратилась в суд с настоящим иском признании за ней и несовершеннолетними ФИО 1, ФИО 2, ФИО 3, ФИО 4, ФИО 5, ФИО 6 права на получение финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости из-за паводка 2019 года, указывая, что решением Ленинского районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от (дата) установлен факт утраты ею и детьми имущества первой необходимости в жилом доме, где она на период паводка 2019 года проживала совместно с несовершеннолетними детьми

    Суд не может согласиться с указанными доводами истца по следующим основаниям.

    В соответствии со ст.61 ГПК РФ обстоятельства, признанные судом общеизвестными, не нуждаются в доказывании. Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

    В соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

В соответствии с положениями ст.ст. 264, 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. Суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

Согласно резолютивной части решения Ленинского районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от (дата), вступившим в законную силу (дата), по гражданскому делу (№) по заявлению ФИО 6, Степановой В.А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей, об установлении факта постоянного проживания, судом установлен факт постоянного проживания ФИО 6, Степановой В.А., несовершеннолетних ФИО 1, ФИО 2, ФИО 3, ФИО 4, ФИО 5, ФИО 6 на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» в жилом доме по адресу: Хабаровский край г.Комсомольск-на-Амуре (адрес) период чрезвычайной ситуации. В резолютивной части решения суда от 05 декабря 2019 года указано, что решение суда является основанием для обращения в соответствующий муниципальный орган с заявлением о включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории муниципального образования городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» Хабаровского края, в связи с чрезвычайной ситуацией в 2019, имеющих право на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи за частичную утрату имущества первой необходимости, как пострадавшим в результате паводка 2019г.

Таким образом, как считает суд, названное решение суда от (дата) по гражданскому делу (№) рассмотренное судом в порядке особого производства лишь установило только факт постоянного проживания Степановой В.А. и несовершеннолетних ФИО 6, Степановой В.А., несовершеннолетних ФИО 1, ФИО 2, ФИО 3, ФИО 4, ФИО 5, ФИО 6 в (адрес), г.Комсомольска-на-Амуре, в период паводка 2019 года, поскольку данный факт, имел юридическое значение для заявителя, и в ином несудебном порядке данный факт установить было невозможно, при этом, по выводу суда, при рассмотрении гражданского дела (№) отсутствовал какой-либо спор о праве, в том числе о праве на получение ЕМП и финансовой помощи, ибо в противном случае заявление об установлении факта было бы оставлено судом без рассмотрения на основании ч.3 ст.263 ГПК РФ.

Из содержания указанного решение суда от (дата) по гражданскому делу (№), его мотивировочной части, судом установлено, при рассмотрении указанного гражданского дела Ленинским районным судом г.Комсомольска-на-Амуре утрата Степановой В.А. и ее детьми имущества первой необходимости в период ЧС 2019 года не устанавливалась, поскольку предметом судебного разбирательства являлось лишь установление факта постоянного проживания Степановой В.А. и ее детей в спорном жилом доме в период чрезвычайной ситуации 2019 года, так как последним необходимо было обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о получении помощи, как пострадавшим в результате паводка, а согласно требований п.2.1 Порядка выплаты разовой финансовой помощи гражданам, пострадавшим в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся на территории городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» в результате паводка, вызванного сильными дождями, утвержденного Постановлением Администрации г.Комсомольска-на-Амуре от 10.10.2019 № 2158-па, к заявлению о выплате и перечислении помощи гражданином в том числе должно быть приложено судебное решение об установлении факта постоянного проживания, в случае если гражданин не был зарегистрирован по месту жительства в пострадавшем жилом помещении, а в данном случае несовершеннолетние ФИО 1 и ФИО 2 не имели постоянную регистрацию в спорном доме.

Из системного толкования норм ГПК РФ (ст.ст.196-198 и ч.2 ст.61 ГПК РФ) как считает суд следует, что текст вступившего в законную силу судебного постановления по ранее рассмотренному делу, в котором участвовали те же лица сам по себе не является основанием для преюдиции. Преюдициальными могут являться только факты, которые стороны выносили на обсуждение суда и которые были проверены судом, и в новом процессе обязательно должно быть тождество лиц. В случае, если факт не был предметом судебного разбирательства по ранее рассмотренному гражданскому делу, то он, по мнению суда, не может иметь преюдициального значения по другому гражданскому делу, рассматриваемому позже.

    Более того, в обосновании заявленных настоящих исковых требований, Степанова В.А., как факт, подтверждающий потерю имущества первой необходимости, указывает на показания свидетелей, свои объяснения, данные при рассмотрении гражданского дела (№) Ленинским районным судом г.Комсомольска-на-Амуре, вместе с тем показания указанных лиц отраженны в описательной части решения суда от (дата), что, по мнению суду в силу требований норм ГПК РФ не имеет преюдициального значения, так как пояснения даны этими лицами лишь для подтверждения юридического факта проживания Степановой В.А. и детей в спорном жилом доме в период паводка 2019 года.

    В силу вышеуказанных нормативно-правовых актов, факт утраты имущества первой необходимости для получения мер социальной поддержки пострадавшим в период паводка 2019 года, является только акт комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости (для выплаты финансовой помощи гражданам, в связи с утратой имущества первой необходимости), составленный по форме согласно приложению N 5 к Порядку подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденному Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21 марта 2019 г. N 155. Действующим законодательством установление факта утраты имущества в результате чрезвычайной ситуации не предусмотрено.

Согласно имеющегося в материалах дела, акта комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком в 2019 году на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», составленного комиссией с участием Степановой В.А. и утвержденного (дата) главой города Комсомольска-на-Амуре, коммссионо был обследован жилой дом по адресу: (адрес), пострадавшей Степановой В.А., утраченного имущества первой необходимости (холодильник, газовая плита (электроплита), шкаф для посуды, стол, стул (табуретка), кровать (диван), телевизор (радио), насос для подачи воды, водонагреватель, котел отопительный (переносная печь) в указанном доме не утрачено, сумма финансовой помощи «0 ноль рублей). С указанным заключением комиссии и суммой финансовой помощи ознакомлена пострадавшая Степанова В.А., о чем в акте имеется ее подпись. Каких-либо возражений и замечаний при подписании акта Степанова В.А. не указала и не отразила.

    Таким образом, по выводу суда, указанный акт подтверждает, что в результате паводка 2019 в (адрес) в г.Комсомольске-на-Амуре не было утрачено ни одного предмета имущества первой необходимости. Данный акт принимается судом как доказательство по делу, поскольку соответствует требованиям ст.ст. 59, 60, 71 ГПК РФ, предъявляемым к письменным доказательствам по делу, не противоречит установленным в судебном заседании обстоятельствам.

    Каких-либо доказательств, достоверно подтверждающих факт наличия и утраты имущества первой необходимости в период ЧС 2019 года, истец и ее представитель суду не представили.

Представленный представителем истца гарантийный талон от (дата) и кассовый чек, не читаемый по дате и сумме, суд не принимает в качестве доказательства по делу, подтверждающего наличие и утерю в результате паводка 2019 истцом набора мягкой мебели, так как в гарантийном талоне указан в качестве покупателя ФИО 10 и адрес покупателя №(адрес)».

Доводы представителя истца о том, что «Степанова В.А. подписала этот указанный акт без возражений, так как истец предполагала, что указанный акт подтверждает только факт отсутствие ее имущества на дату осмотра. А со слов Степановой В.А. ему известно, что вернувшись в дом, после спада воды, истец обнаружила отсутствие имущества в доме. Она предположила, что ее имущество было вынесено из дома работниками МЧС либо иными лицами, так как испорченное имущество граждан, проживающих в затопленных домах, после спада воды, собиралось с помощью тракторов, бульдозеров, а потом вывозилось машинами на свалку» суд не принимает во внимание, поскольку указанные доводы ничем не подтверждены, содержание комиссионного акта осмотра изложено четко, понятно и не имеет двоякого толкования, так как в графе «заключение комиссии» указано «имущество утрачено 0, сумма финансовой помощи составляет о (ноль) рублей», а потому указанные доводы представителя истца, по мнению суда, противоречат как здравому смыслу, так и охраняемых законом прав граждан на неприкосновенность имуществ и жилища с установлением в том числе уголовной ответственности за нарушение права собственности и неприкосновенность жилища, при этом как пояснил в суде представитель Мосенов С.М. «в правоохранительные органы, прокуратуру, МЧС по факту пропажи своего имущества истец не обращалась».

    Также суд не принимает во внимание и доводы представителя истца Мосенова С.М. о том, что документы, подтверждающие факт приобретения имущества первой необходимости, а именно: кассовые чеки, гарантийные талоны, технические паспорта, были утрачены истцом при затоплении дома, а также доводы представителя истца о том, что в семья, где проживает шесть несовершеннолетних детей, предполагается наличие предметов первой необходимости, так как указанные доводы, по мнению суда, правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеют.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что законных оснований для признания за истцом Степановой В.А. и несовершеннолетними ФИО 1, ФИО 2, ФИО 3, ФИО 4, ФИО 5, ФИО 6 права на получение финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости из-за паводка 2019 года не имеется, решение Администрации г.Комсомольска-на-Амуре об отказе в выплате истцу и несовершеннолетним финансовой помощи законно, поскольку в судебном заседании достоверно установлено, что имущества первой необходимости в (адрес) в г.Комсомольске-на-Амуре в результате паводка 2019 года утрачено (полностью либо частично) не было. В связи с изложенным, в удовлетворении данных исковых требований надлежит отказать.

При вышеизложенных обстоятельствах, учитывая, что требования истца о взыскании с Администрации г.Комсомольска-на-Амуре финансовой помощи за полную утрату имущества непосредственно вытекают и тесно связаны с первоначальными требованиями, в удовлетворении которых отказано, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с городского округа город Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края в лице администрации г.Комсомольска-на-Амуре финансовой помощи в размере 70000 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

    В удовлетворении исковых требований Степановой В. А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО 1, ФИО 2, ФИО 3, ФИО 4, ФИО 5, ФИО 6 к городскому округу город Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края в лице Администрации г.Комсомольска-на-Амуре, Правительству Хабаровского края о признании незаконным решения об отказе в выплате финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости из-за паводка 2019 года, признании права на получение финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости из-за паводка 2019 года, взыскании с городского округа город Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края в лице Администрации г.Комсомольска-на-Амуре финансовой помощи за полную утрату имущества первой необходимости из-за паводка 2019 года – отказать.

    На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Хабаровского краевого суда через Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                     О.В.Березина

                 Мотивированное решение суда изготовлено 29.10.2020

2-2834/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Степанова Валентина Александровна
Ответчики
Муниципальное образование городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре" в лице администрации г. Комсомольска-на-Амуре
Правительство Хабаровского края
Другие
Комитет Правительства Хабаровского края по гражданской защите
Мосенов Семен Михайлович
Суд
Центральный районный суд г. Комсомольск-на-Амуре
Судья
Березина Ольга Валерьевна
Дело на сайте суда
centralny.hbr.sudrf.ru
23.06.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.06.2020Передача материалов судье
25.06.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.07.2020Подготовка дела (собеседование)
22.07.2020Подготовка дела (собеседование)
22.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.09.2020Судебное заседание
13.10.2020Судебное заседание
29.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее