Решение по делу № 2-2486/2018 от 09.02.2018

Дело № 2-2486/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Волгоград                            09 апреля 2018 года

Дзержинский районный суд г. Волгограда в составе:

председательствующего судьи Байбаковой А.Н.,

при секретаре Бережновой Е.В.,

с участием представителя истца администрации Волгограда Поповой С.В., ответчика Кириной Е.В., представителей ответчика Гайдуковой А.Е., Рудомана В.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Волгограда к Кириной Елене Викторовне о сносе самовольной постройки,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Волгограда обратилась в суд с исковыми требованиями к Кириной Елене Викторовне о сносе самовольной постройки.

В обоснование требований указала, что решением Дзержинского районного суда Волгограда от 25.01.2018 по делу № 2-427/2018 установлено, что Кирина Елена Викторовна является собственником объекта недвижимости - здания, назначение: нежилое, площадью 68,7 кв.м, расположенное по адресу: Волгоград, Дзержинский район, бульвар 30-летия Победы, д. 58 Б, с кадастровым номером 34:34:030076:4604.

Отсутствие договора аренды земельного участка для строительства объекта недвижимости, разрешения на строительно-монтажные работы, а также акта приемки в эксплуатацию объекта, составленного государственной приемочной комиссией свидетельствуют о том, что спорный объект как объект недвижимости не возводился. Следовательно, спорный объект недвижимости обладает совокупностью признаков самовольной постройки и в соответствии с п.2 ст. 222 ГК РФ подлежит сносу.

Просит обязать Кирину Елену Викторовну за свой счет произвести снос самовольно возведенного здания, расположенного по адресу: Волгоград, Дзержинский район, бульвар 30-летия Победы, д. 58 Б, с кадастровым номером 34:34:030076:4604.

Представитель администрации Волгограда Попова С.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик Кирина Е.В., представители ответчика Гайдукова А.Е., Рудоман В.П. в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований.

Представители третьего лица УФСГР, кадастра и картографии по Волгоградской области, Департамента муниципального имущества администрации Волгограда, Департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, инспекции государственного строительного надзора Волгоградской области в судебное заседание не явились о дате и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом и своевременно. Заявлений и ходатайств суду не представлено.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования администрации Волгограда законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей (пункт 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя: предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь, максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка и иные показатели.

Частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что к заявлению о выдаче разрешения на строительство застройщик прилагает, в том числе градостроительный план земельного участка и схему планировочной организации земельного участка, выполненную в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства.

Согласно части 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации в составе градостроительного плана земельного участка указывается информация о границах земельного участка, минимальных отступах от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений, разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке.

Исходя из совокупного толкования указанных норм права, строительство объектов недвижимого имущества должно осуществляться в соответствии с разрешением на строительство с соблюдением параметров, указанных в градостроительном плане земельного участка.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 60 ЗК РФ в случае самовольного занятия земельного участка нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению. Согласно с пп.4 п.2 этой статьи действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно пункту 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для данных целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

При этом каждый из признаков является самостоятельным и достаточным основанием для того, чтобы признать постройку самовольной.

В соответствии с пунктом 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

Кроме того, пункт 3 статьи 25 Федерального закона от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» устанавливает, что лицо, виновное в строительстве или в изменении архитектурного объекта без соответствующего разрешения на строительство, обязано за свой счет осуществить снос (полную разборку) самовольной постройки или привести архитектурный объект и земельный участок в первоначальное состояние.

Постановлением администрации Дзержинского района Волгограда от 06.06.2002 № 1159-02 «О предоставлении в аренду земельного участка для размещения торгово-остановочного павильона предпринимателю Лобода А.Н.» предоставлен земельный участок для размещения торгово-остановочного павильона площадью 30.0 кв.м, по бульвару 30-летия Победы (остановка троллейбуса №14,15 по ходу из центра города)

При этом земельный участок Лобода А.Н. был предоставлен в соответствии с постановлением администрации Волгограда от 29.05.2000 № 701 «Об аренде земельных участков, предоставляемых администрациями районов Волгограда юридическим и физическим лицам для различных целей». Согласно, указанного постановления администрациям района было разрешено предоставлять земельные участки, заключать (продлевать) с юридическими и физическими лицами договоры аренды земельных участков для размещения киосков, ларьков, палаток, павильонов площадью до 30 кв.м.

В постановлении администрации Волгограда от 08.04.2002 № 262 «О дополнительных мерах по упорядочению размещения объектов мелкорозничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания на территории Волгограда» под павильоном понимается - мобильное строение сборно-разборного типа, состоящее из отдельных блок-контейнеров, имеющее различное функциональное назначение (торговое, общественное питание, бытовое обслуживание, иное), имеющее в составе зал для обслуживания клиентов (посетителей, покупателей), полный комплекс инженерного обустройства. Состав помещений павильона, их площадь нормируются строительными, санитарными, противопожарными нормами и правилами в соответствии с назначением павильона.

При этом в период возведения спорного объекта на территории Волгограда действовал Временный порядок предоставления земельных участков для строительства в Волгограде, утвержденный постановлением администрации Волгограда от 07.06.2002 № 608 (далее - Порядок).

В соответствии с Порядком предоставление земельных участков для строительства в Волгограде осуществлялось с проведением работ по формированию.

Постановление администрации Волгограда о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах Торгов являлись основанием для заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду (пункт 1.4. Порядка).

Уполномоченным органом администрации Волгограда по заключению договоров аренды земельных участков для строительства в соответствии с Порядком являлся департамент муниципального имущества администрации Волгограда.

В соответствии с пунктом 4.6. Порядка департамент муниципального имущества администрации Волгограда на основании постановления администрации Волгограда заключал договоры аренды земельного участка для строительства. Документы, удостоверяющие право юридического или физического лица на земельный участок, согласовались в установленном порядке проектная документация для строительства объекта являлась основанием для получения разрешения на строительство.

Достоверных документальных доказательств соблюдения вышеуказанной процедуры при возведении спорного объекта суду представлено не было.

Статья 3 Закона об архитектурной деятельности (в первоначальной редакции устанавливала, что строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и (или) здания, сооружения и с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил. Данная норма обязывала заказчика (застройщика) иметь архитектурный проект, выполненный в соответствии с архитектурно планировочным заданием, а также разрешение на строительство.

Под разрешением на строительство понималось основание для реализации архитектурного проекта, выдаваемое заказчику (застройщику) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления в целях контроля за выполнением градостроительных нормативов, требований утвержденной градостроительной документации, а также в целях предотвращения причинения вреда окружающей природной среде (абзац седьмой статьи 2 Закона об архитектурной деятельности).

Часть 5 статьи 3 Закона об архитектурной деятельности предусматривала выдачу разрешений на строительство соответствующим органом архитектуры и градостроительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Порядок получения разрешений на строительство в спорный период регулировался Примерным положением о порядке выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ, утвержденным Приказом Минстроя Российской Федерации от 03.06.1992 № 131 (далее - Положение).

В соответствии с Положением разрешение на выполнение строительно-монтажных работ по объектам производственного и непроизводственного назначения выдается заказчику (застройщику) на основании решения территориальных органов исполнительной власти о строительстве (реконструкции, расширении) объекта. Разрешение выдается органами Государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации, а в городах и районах, где они отсутствуют, - органами архитектуры и градостроительства (пункт 2). Для получения разрешения на выполнение всех строительно-монтажных работ по объекту заказчик представляет в инспекцию Госархстройнадзора определенный пакет документов (пункт 7). Инспекция Госархстройнадзора рассматривает представленные заказчиком документы и материалы, после чего принимает решение о выдаче или отказе в выдаче разрешения на выполнение строительно-монтажных работ (пункт 13). В случае положительного решения, инспекция Госархстройнадзора выдает заказчику соответствующее разрешение за подписью начальника инспекции Госархстройнадзора, согласно приложению 2, проектную документацию и журнал работ с отметками о выданном разрешении (пункт 14).

Таким образом, правом на выдачу разрешений на выполнение строительно-монтажных работ (разрешений на строительство) наделялись органы Госархстройнадзора.

Однако в материалах дела отсутствуют какие–либо доказательства о выдаче Госархстройнадзором разрешения на строительство спорного объекта.

До введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации - 01.01.2005, удостоверение возможности эксплуатации объекта компетентным субъектом осуществлялось путем приемки объекта в эксплуатацию уполномоченными комиссиями.

В силу пункта 1 Постановления Совета Министров СССР от 23.01.1981 № 105 «О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов» (далее - Постановление от 23.01.1981 № 105), СНиП 3.01.04-87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения», утвержденными Постановлением Госстроя СССР от 21.04.1987 № 84, доказательством введения в эксплуатацию объекта, законченного строительством (реконструкцией, расширением), согласно утвержденному проекту является акт государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительства объекта, утвержденный в установленном порядке.

Согласно пунктам 1, 2, 8 Постановления от 23.01.1981 № 105 объекты, законченные реконструкцией, предъявляются (заказчиком) застройщиком к приемке государственным приемочным комиссиям, назначенным полномочными органами, а приемка в эксплуатацию оформляется актами.

Согласно пункту 4.24 СНиП 3.01.04-87 приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов государственными приемочными комиссиями оформляется актами установленной формы.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Госкомстата Российской Федерации от 30.10.1997 № 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве» акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией является документом по приемке и вводу законченного строительством объекта производственного и жилищно - гражданского назначения и зачисления их в состав основных фондов (основных средств) всех форм собственности.

В целях приемки в эксплуатацию законченного строительством спорного объекта в порядке, установленном Постановлением от 23.01.1981 № 105, не формировались государственная приемочная комиссия и, следовательно, никакой акт о вводе в эксплуатацию не оформлялся.

Более того, в период возведения спорного объекта на территории Волгограда в соответствии с постановлением администрации Волгограда от 15.11.1999 года № 1500 «О назначении приемных комиссий и порядке приемки и ввода в эксплуатацию законченного строительством объектов» действовал порядок приемки и ввода в эксплуатацию законченных строительством объектов. В соответствии с указанным постановлением администрации Волгограда порядок приемки и ввода в эксплуатацию законченных строительством объектов осуществлять в соответствии с Временным положением о порядке приемки и ввода в эксплуатацию законченных строительством (реконструкцией) объектов на территории Волгоградской области, утвержденным Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 7 июня 1999 года К 415 «Об утверждении Временного положения о порядке приемки и ввода в эксплуатацию законченных строительством (реконструкцией) объектов на территории Волгоградской области» (далее - Временное положение).

В пункте 2 указывалось, что комитет по строительству и жилищной политике администрации Волгограда осуществлял подготовку правовых актов администрации Волгограда о назначении и проведении приемочных комиссий по приемке законченных строительством объектов.

В соответствии с Временным порядком порядок и сроки назначения приемочных комиссий, их состав, регламент работы, сроки отчетности о вводе объектов в эксплуатацию принимаются в соответствии с действующими СНиП 3.01.04-87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения».

Председателями приемочных комиссий назначались заместители глав администраций городов и районов области.

Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов приемочными комиссиями оформляется актами в пяти экземплярах по форме № КС-14, утвержденной Государственным комитетом Российской Федерации по статистике от 30.10.97 № 71а. Акты утверждаются органами, назначившими приемочные комиссии.

Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Решением Дзержинского районного суда Волгограда от 25.01.2018 по делу № 2-427/2018 по иску администрации Волгограда к Кириной Елене Викторовне о признании права отсутствующим, установлено, что Кирина Елена Викторовна является собственником объекта недвижимости - здания, назначение: нежилое, площадью 68,7 кв.м, расположенное по адресу. Волгоград, Дзержинский район, бульвар 30-летия Победы, д. 58 Б, с кадастровым номером 34:34:030076:4604.

Согласно заключения экспертизы    по указанному гражданскому делу, объект является стационарным, имеет IV группу капитальности, не может быть демонтирован и перевезен в другое место как временная постройка. Перемещение объекта без причинения ущерба его назначению невозможно.

Согласно представленного суду договора аренды земельного участка №8130 от 22 июля 2008 г., земельный участок по адресу: г.Волгоград, бульвар 30-летия Победы, 58 б, предоставлен арендатору для эксплуатации торгово-остановочного павильона (мобильного временного сооружения некапитального характера).

Таким образом, разрешенное использование земельного    участка не подразумевает возведение на нем объекта недвижимости.

Суд, оценивая все доказательства в их совокупности, приходит к выводу, что, поскольку спорный объект недвижимого имущества был возведен без соблюдения установленной законом процедуры оформления разрешительной документации на строительство объектов, и на не отведенном для этих целей земельном участке, требование администрации Волгограда о сносе самовольной постройки подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования администрации Волгограда к Кириной Елене Викторовне о сносе самовольной постройки - удовлетворить.

Обязать Кирину Елену Викторовну за свой счет произвести снос самовольно возведенного здания, расположенного по адресу: Волгоград, Дзержинский район, бульвар 30-летия Победы, д. 58 Б, кадастровый номер 34:34:030076:4604.

Решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Дзержинский районный суд г.Волгограда.

Мотивированное решение составлено 16 апреля 2018 года.

Судья                                  А.Н. Байбакова

2-2486/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Дзержинского района Волгограда
Ответчики
Кирина Елена Викторовна
Кирина Е.В.
Другие
Департамент по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда
Инспекция государственного строительного надзора Волгоградской области
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области
Департамент муниципального имущества Администрации Волгограда
Суд
Дзержинский районный суд г. Волгоград
Дело на странице суда
dser.vol.sudrf.ru
09.02.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.02.2018Передача материалов судье
13.02.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.02.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.02.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.03.2018Судебное заседание
05.04.2018Судебное заседание
09.04.2018Судебное заседание
16.04.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.04.2020Передача материалов судье
21.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.04.2020Судебное заседание
21.04.2020Судебное заседание
21.04.2020Судебное заседание
21.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.04.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
21.04.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
21.04.2020Судебное заседание
21.04.2020Судебное заседание
21.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
09.04.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее