Дело № 2-33/14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 января 2014 года Дзержинский районный суд города Перми в составе:
председательствующего судьи Варакшиной Т.Е.,
при секретаре Бабушкиной Т.Л.,
с участием представителя истца Шестакова С.Л., действующего на основании доверенности, представителя ответчика департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми Ждановой Е.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тиуновой Т. А. к администрации города Перми, департаменту градостроительства и архитектуры администрации г. Перми об обязании отменить постановку на декларативный учет земельного участка, обязании сформировать земельный участок,
У С Т А Н О В И Л:
Тиунова Т.А. обратилась в суд с иском к администрации г. Перми о возложении обязанности сформировать межевой план земельного участка № площадью ... кв.м., в квартале № Адрес, ранее прошедшего государственный декларативный учет; возложении обязанности сформировать и поставить на кадастровый учет земельный участок ... площадью ... кв.м., в квартале № Адрес; признании земельного участка ... площадью ... кв.м., в квартале № Адрес, под многоквартирным домом № по Адрес, общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном Адрес; признании право общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном Адрес на земельный участок № ... площадью ... кв.м., в квартале № Адрес, под многоквартирным домом № по Адрес.
В обоснование заявленных требований указала, что она является собственником жилого помещения № в многоквартирном Адрес. Указанный многоквартирный дом построен и сдан в эксплуатацию в 1988 г., под него был выделен земельный участок, в настоящее время, включающий в себя земельные участки № ..., ... в квартале № Адрес, на котором должны были располагаться игровая площадка для детей, площадка для отдыха взрослых, площадки для хозяйственных целей, место сбора и накопления отходов, другие территории, связанные с содержанием и эксплуатацией дома, согласно экспликации здания № 97-013/1,2 (10). По нормативам градостроительного проектирования минимальный размер придомовой территории данного дома составляет не менее ... кв.м. Однако в качестве земельного участка под многоквартирным жилым домом поставлен на декларативный кадастровый учет земельный участок под № площадью ... кв.м. и ему присвоен кадастровый номер .... Таким образом, на декларативный кадастровый учет поставлен земельный участок, составляющий лишь часть земельного участка, выделенного под многоквартирный жилой дом при строительстве и предусмотренный градостроительными нормативами. Между тем, земельный участок, оказавшийся за пределами нормативов, используется и содержится собственниками помещений в многоквартирном доме с момента сдачи дома в эксплуатацию и по настоящее время. При подготовке земельного дела по кварталу № Адрес и при межевании территории указанного квартала, в результате которого на декларативный кадастровый учет поставлен земельный участок под многоквартирный дом в меньшем размере, допущены существенные нарушения норм действующего законодательства.
В порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец, неоднократно уточняя заявленные требования, окончательно, предъявив их к администрации Адрес, департаменту градостроительства и архитектуры администрации г. Перми, просит обязать их отменить постановку на декларативный кадастровый учет земельного участка № ... площадью ... кв.м., в кадастровом квартале № Адрес, под многоквартирным домом № по проспекту Парковый Адрес; обязать их сформировать и поставить на государственный учет земельный участок под многоквартирным жилым домом № по проспекту Парковый Адрес в границах земельных участков №№ ... и ..., площадью ... кв.м., в квартале № Адрес (л.д. 121-122).
Истец Тиунова Т.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель истца Шестаков С.Л. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований, с учетом их уточнения, настаивал по доводам, изложенным в иске и уточнениях к нему.
Представитель ответчика департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми Жданова Е.А. в судебном заседании иск не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Ответчик администрация г. Перми в судебное заседание своих представителей не направила, о мести и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Определением суда от Дата к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, привлечены департамент земельных отношений администрации г. Перми, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю (л.д. 169).
Третьи лица департамент земельных отношений администрации г. Перми, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, пришел к следующему.
Из материалов дела следует, что Тиуновой Т.А. принадлежит на праве собственности 1-комнатная квартира общей площадью ... кв.м., расположенная по адресу: Адрес, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от Дата (л.д. 7).
Земельный участок площадью ... кв.м., с разрешенным использованием под многоэтажный жилой дом, расположенный по адресу: Адрес поставлен на государственный кадастровый учет Дата, и ему присвоен кадастровый номер ... (л.д. 8-10).
Аналогичная информация содержится в кадастровом плане территории, выданном филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю от Дата № (л.д. 47-100).
Материалами проекта планировки территории и проекта межевания территории, утвержденными постановлением администрации г. Перми от Дата № для указанного многоквартирного жилого дома предусмотрен дополнительный земельный участок площадью ... кв.м.
Полагая, что площадь земельного участка, необходимого для эксплуатации названного многоквартирного дома, составляет не менее ... кв.м., и при подготовке земельного дела по кварталу № Адрес и при межевании территории данного квартала допущены существенные нарушения норм действующего законодательства, Тиунова Т.А. обратилась в суд с настоящим иском.
Законодательство о градостроительной деятельности регулирует, в том числе правоотношения по планировке территории (часть 1 статьи 4, глава 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (часть 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
К документации по планировке территории относятся проекты планировки территории, проекты межевания территории, градостроительные планы земельных участков (часть 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Основой для разработки проектов межевания территорий являются проекты планировки. Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки или в виде отдельного документа (часть 9 статьи 42, часть 3 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из частей 1 - 3 статьи 43 Градостроительного кодекса следует, что подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры. При этом проекты межевания застроенных территорий устанавливают границы застроенных и незастроенных земельных участков, а проекты межевания подлежащих застройке территорий устанавливают границы незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления в целях строительства и для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.
В силу части 4 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.
Проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются: 1) красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории; 2) линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений; 3) границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты; 4) границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства; 5) границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения; 6) границы территорий объектов культурного наследия; 7) границы зон с особыми условиями использования территорий; 8) границы зон действия публичных сервитутов (пункт 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В составе проектов межевания территорий осуществляется подготовка градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке, и может осуществляться подготовка градостроительных планов застроенных земельных участков (пункт 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, проект межевания территории является актом публичного органа, который отображает пространственные характеристики образованных в пределах такой территории земельных участков как объектов гражданского оборота и в силу этого данный акт адресован не неопределенному кругу лиц, а лишь тем лицам, которые являются их собственниками или обладают в отношении их иными правами или могут приобрести на них права по основаниям, установленным законом, в том числе как собственники расположенных на них объектов недвижимости на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включающее земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на земельном участке. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации), в пункте 2.1 постановления от 28 мая 2010 г. № 12-П указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных жилых домах, установил в Жилищном кодексе Российской Федерации общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме на праве общей долевой собственности (статья 36), а во Вводном законе - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (статья 16).
Статьей 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что земельный участок, на котором расположены многоквартирный жилой дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (01 марта 2005 г.), и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В том случае, если земельный участок не сформирован, он переходит в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме с момента формирования и проведения его государственного кадастрового учета.
Из материалов дела следует, что государственный кадастровый учет земельного участка площадью ... кв.м., с разрешенным использованием под многоэтажный жилой дом, с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: Адрес произведен до Дата
Из положений земельного и жилищного законодательства не следует, что земельным участком, который подлежит формированию для эксплуатации жилого дома, является тот же участок, который предоставлялся для его строительства.
Законодательством предусмотрено, что в общую долевую собственность домовладельцев в качестве общего имущества предоставляются лишь земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения.
Согласно части 2 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.
Таким образом, в указанном случае государственная регистрация носит правоподтверждающий, а не правообразующий характер.
Поскольку государственный кадастровый учет земельного участка проведен до вступления в силу с 01 марта 2008 г. Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», то, согласно части 1 статьи 45 указанного Закона такие земельные участки являются ранее учтенными объектами недвижимости. Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости не носят временный характер. В этой связи к таким земельным участкам не могут быть применены положения части 5 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». При этом данным законом предусмотрены следующие случаи аннулирования и исключения внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о земельных участках: - если по истечении двух лет со дня постановки земельного участка на государственный кадастровый учет не осуществлена государственная регистрация права на него либо в указанном в части 3.1 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» случае не осуществлена государственная регистрация аренды (часть 4 статьи 24 Закона); - в течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о земельном участке по заявлению собственника земельного участка или собственников земельных участков, в результате преобразования которых был образован такой земельный участок (часть 5 статьи 24 Закона).
Таким образом, сведения об указанных в обращении земельных участках не могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
При этом снятие с учета объекта недвижимости, как следует из части 2 статьи 16, части 6 статьи 20, статьи 23 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», осуществляется, если иное не установлено данным законом, на основании заявления собственников объекта недвижимости по решению органа кадастрового учета.
Между тем, истец, предъявляя требования к администрации г. Перми, департаменту градостроительства и архитектуры администрации г. Перми, просит обязать их отменить постановку на декларативный кадастровый учет земельного участка № ... площадью ... кв.м., в кадастровом квартале № Адрес, под многоквартирным домом № по Адрес; обязать их сформировать и поставить на государственный учет земельный участок под многоквартирным жилым домом № по Адрес в границах земельных участков №№ ... и ..., площадью ... кв.м., в квартале № Адрес.
Защита нарушенного права осуществляется перечисленными в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами. При этом способ защиты права должен соответствовать допущенному нарушению, суд считает, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты своего права.
Действующим законодательством, с учетом приведенных положений закона, не предусмотрено возложение обязанности на исполнительный орган муниципального образования отменить постановку земельного участка на декларативный учет, при этом снятие земельного участка, даже в случае предъявления к надлежащему ответчику, с кадастрового учета приведет к прекращению прав собственников помещений в многоквартирном доме на земельный участок.
Согласно статье 3 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с этой нормой полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Таким образом, администрация г. Перми, департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми не обладают полномочиями по осуществлению государственного кадастрового учета и ведению государственного кадастра недвижимости.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца об обязании отменить постановку на декларативный кадастровый учет земельного участка № ... площадью ... кв.м., в кадастровом квартале № Адрес, под многоквартирным домом № по Адрес, обязании сформировать и поставить на государственный учет земельный участок под многоквартирным жилым домом № по Адрес в границах земельных участков №№ ... и ..., площадью ... кв.м., в квартале № Адрес.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Тиуновой Т. Арсеновны к администрации города Перми, департаменту градостроительства и архитектуры администрации города Перми об обязании отменить постановку на декларативный кадастровый учет земельного участка № площадью ... кв.м., в кадастровом квартале № Адрес, под многоквартирным домом № по Адрес, обязании сформировать и поставить на государственный учет земельный участок под многоквартирным жилым домом № по Адрес в границах земельных участков №№ ... и ..., площадью ... кв.м., в квартале № Адрес, отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд города Перми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: Т.Е. Варакшина