Решение по делу № 2-33/2014 (2-2521/2013;) от 08.07.2013

Дело № 2-33/14                                        

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 января 2014 года Дзержинский районный суд города Перми в составе:

председательствующего судьи Варакшиной Т.Е.,

при секретаре Бабушкиной Т.Л.,

с участием представителя истца Шестакова С.Л., действующего на основании доверенности, представителя ответчика департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми Ждановой Е.А., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тиуновой Т. А. к администрации города Перми, департаменту градостроительства и архитектуры администрации г. Перми об обязании отменить постановку на декларативный учет земельного участка, обязании сформировать земельный участок,

У С Т А Н О В И Л:

    Тиунова Т.А. обратилась в суд с иском к администрации г. Перми о возложении обязанности сформировать межевой план земельного участка № площадью ... кв.м., в квартале № Адрес, ранее прошедшего государственный декларативный учет; возложении обязанности сформировать и поставить на кадастровый учет земельный участок ... площадью ... кв.м., в квартале № Адрес; признании земельного участка ... площадью ... кв.м., в квартале № Адрес, под многоквартирным домом № по Адрес, общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном Адрес; признании право общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном Адрес на земельный участок № ... площадью ... кв.м., в квартале № Адрес, под многоквартирным домом № по Адрес.

    В обоснование заявленных требований указала, что она является собственником жилого помещения № в многоквартирном Адрес. Указанный многоквартирный дом построен и сдан в эксплуатацию в 1988 г., под него был выделен земельный участок, в настоящее время, включающий в себя земельные участки № ..., ... в квартале № Адрес, на котором должны были располагаться игровая площадка для детей, площадка для отдыха взрослых, площадки для хозяйственных целей, место сбора и накопления отходов, другие территории, связанные с содержанием и эксплуатацией дома, согласно экспликации здания № 97-013/1,2 (10). По нормативам градостроительного проектирования минимальный размер придомовой территории данного дома составляет не менее ... кв.м. Однако в качестве земельного участка под многоквартирным жилым домом поставлен на декларативный кадастровый учет земельный участок под № площадью ... кв.м. и ему присвоен кадастровый номер .... Таким образом, на декларативный кадастровый учет поставлен земельный участок, составляющий лишь часть земельного участка, выделенного под многоквартирный жилой дом при строительстве и предусмотренный градостроительными нормативами. Между тем, земельный участок, оказавшийся за пределами нормативов, используется и содержится собственниками помещений в многоквартирном доме с момента сдачи дома в эксплуатацию и по настоящее время. При подготовке земельного дела по кварталу № Адрес и при межевании территории указанного квартала, в результате которого на декларативный кадастровый учет поставлен земельный участок под многоквартирный дом в меньшем размере, допущены существенные нарушения норм действующего законодательства.

    В порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец, неоднократно уточняя заявленные требования, окончательно, предъявив их к администрации Адрес, департаменту градостроительства и архитектуры администрации г. Перми, просит обязать их отменить постановку на декларативный кадастровый учет земельного участка № ... площадью ... кв.м., в кадастровом квартале № Адрес, под многоквартирным домом № по проспекту Парковый Адрес; обязать их сформировать и поставить на государственный учет земельный участок под многоквартирным жилым домом № по проспекту Парковый Адрес в границах земельных участков №№ ... и ..., площадью ... кв.м., в квартале № Адрес (л.д. 121-122).

    Истец Тиунова Т.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

    Представитель истца Шестаков С.Л. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований, с учетом их уточнения, настаивал по доводам, изложенным в иске и уточнениях к нему.

    Представитель ответчика департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми Жданова Е.А. в судебном заседании иск не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях.

    Ответчик администрация г. Перми в судебное заседание своих представителей не направила, о мести и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

    Определением суда от Дата к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, привлечены департамент земельных отношений администрации г. Перми, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю (л.д. 169).

    Третьи лица департамент земельных отношений администрации г. Перми, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

    Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, пришел к следующему.

    Из материалов дела следует, что Тиуновой Т.А. принадлежит на праве собственности 1-комнатная квартира общей площадью ... кв.м., расположенная по адресу: Адрес, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от Дата (л.д. 7).

    Земельный участок площадью ... кв.м., с разрешенным использованием под многоэтажный жилой дом, расположенный по адресу: Адрес поставлен на государственный кадастровый учет Дата, и ему присвоен кадастровый номер ... (л.д. 8-10).

    Аналогичная информация содержится в кадастровом плане территории, выданном филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю от Дата № (л.д. 47-100).

Материалами проекта планировки территории и проекта межевания территории, утвержденными постановлением администрации г. Перми от Дата № для указанного многоквартирного жилого дома предусмотрен дополнительный земельный участок площадью ... кв.м.

    Полагая, что площадь земельного участка, необходимого для эксплуатации названного многоквартирного дома, составляет не менее ... кв.м., и при подготовке земельного дела по кварталу № Адрес и при межевании территории данного квартала допущены существенные нарушения норм действующего законодательства, Тиунова Т.А. обратилась в суд с настоящим иском.

    Законодательство о градостроительной деятельности регулирует, в том числе правоотношения по планировке территории (часть 1 статьи 4, глава 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (часть 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

К документации по планировке территории относятся проекты планировки территории, проекты межевания территории, градостроительные планы земельных участков (часть 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Основой для разработки проектов межевания территорий являются проекты планировки. Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки или в виде отдельного документа (часть 9 статьи 42, часть 3 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Из частей 1 - 3 статьи 43 Градостроительного кодекса следует, что подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры. При этом проекты межевания застроенных территорий устанавливают границы застроенных и незастроенных земельных участков, а проекты межевания подлежащих застройке территорий устанавливают границы незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления в целях строительства и для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.

В силу части 4 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.

Проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются: 1) красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории; 2) линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений; 3) границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты; 4) границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства; 5) границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения; 6) границы территорий объектов культурного наследия; 7) границы зон с особыми условиями использования территорий; 8) границы зон действия публичных сервитутов (пункт 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В составе проектов межевания территорий осуществляется подготовка градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке, и может осуществляться подготовка градостроительных планов застроенных земельных участков (пункт 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, проект межевания территории является актом публичного органа, который отображает пространственные характеристики образованных в пределах такой территории земельных участков как объектов гражданского оборота и в силу этого данный акт адресован не неопределенному кругу лиц, а лишь тем лицам, которые являются их собственниками или обладают в отношении их иными правами или могут приобрести на них права по основаниям, установленным законом, в том числе как собственники расположенных на них объектов недвижимости на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включающее земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на земельном участке. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации), в пункте 2.1 постановления от 28 мая 2010 г. № 12-П указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных жилых домах, установил в Жилищном кодексе Российской Федерации общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме на праве общей долевой собственности (статья 36), а во Вводном законе - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (статья 16).

Статьей 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что земельный участок, на котором расположены многоквартирный жилой дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (01 марта 2005 г.), и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В том случае, если земельный участок не сформирован, он переходит в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме с момента формирования и проведения его государственного кадастрового учета.

    Из материалов дела следует, что государственный кадастровый учет земельного участка площадью ... кв.м., с разрешенным использованием под многоэтажный жилой дом, с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: Адрес произведен до Дата

Из положений земельного и жилищного законодательства не следует, что земельным участком, который подлежит формированию для эксплуатации жилого дома, является тот же участок, который предоставлялся для его строительства.

Законодательством предусмотрено, что в общую долевую собственность домовладельцев в качестве общего имущества предоставляются лишь земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения.

Согласно части 2 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.

Таким образом, в указанном случае государственная регистрация носит правоподтверждающий, а не правообразующий характер.

Поскольку государственный кадастровый учет земельного участка проведен до вступления в силу с 01 марта 2008 г. Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», то, согласно части 1 статьи 45 указанного Закона такие земельные участки являются ранее учтенными объектами недвижимости. Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости не носят временный характер. В этой связи к таким земельным участкам не могут быть применены положения части 5 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». При этом данным законом предусмотрены следующие случаи аннулирования и исключения внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о земельных участках: - если по истечении двух лет со дня постановки земельного участка на государственный кадастровый учет не осуществлена государственная регистрация права на него либо в указанном в части 3.1 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» случае не осуществлена государственная регистрация аренды (часть 4 статьи 24 Закона); - в течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о земельном участке по заявлению собственника земельного участка или собственников земельных участков, в результате преобразования которых был образован такой земельный участок (часть 5 статьи 24 Закона).

Таким образом, сведения об указанных в обращении земельных участках не могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.

При этом снятие с учета объекта недвижимости, как следует из части 2 статьи 16, части 6 статьи 20, статьи 23 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», осуществляется, если иное не установлено данным законом, на основании заявления собственников объекта недвижимости по решению органа кадастрового учета.

Между тем, истец, предъявляя требования к администрации г. Перми, департаменту градостроительства и архитектуры администрации г. Перми, просит обязать их отменить постановку на декларативный кадастровый учет земельного участка № ... площадью ... кв.м., в кадастровом квартале № Адрес, под многоквартирным домом № по Адрес; обязать их сформировать и поставить на государственный учет земельный участок под многоквартирным жилым домом № по Адрес в границах земельных участков №№ ... и ..., площадью ... кв.м., в квартале № Адрес.

Защита нарушенного права осуществляется перечисленными в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами. При этом способ защиты права должен соответствовать допущенному нарушению, суд считает, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты своего права.

    Действующим законодательством, с учетом приведенных положений закона, не предусмотрено возложение обязанности на исполнительный орган муниципального образования отменить постановку земельного участка на декларативный учет, при этом снятие земельного участка, даже в случае предъявления к надлежащему ответчику, с кадастрового учета приведет к прекращению прав собственников помещений в многоквартирном доме на земельный участок.

Согласно статье 3 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.

В соответствии с этой нормой полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.

Таким образом, администрация г. Перми, департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми не обладают полномочиями по осуществлению государственного кадастрового учета и ведению государственного кадастра недвижимости.

    При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца об обязании отменить постановку на декларативный кадастровый учет земельного участка № ... площадью ... кв.м., в кадастровом квартале № Адрес, под многоквартирным домом № по Адрес, обязании сформировать и поставить на государственный учет земельный участок под многоквартирным жилым домом № по Адрес в границах земельных участков №№ ... и ..., площадью ... кв.м., в квартале № Адрес.

    Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Тиуновой Т. Арсеновны к администрации города Перми, департаменту градостроительства и архитектуры администрации города Перми об обязании отменить постановку на декларативный кадастровый учет земельного участка № площадью ... кв.м., в кадастровом квартале № Адрес, под многоквартирным домом № по Адрес, обязании сформировать и поставить на государственный учет земельный участок под многоквартирным жилым домом № по Адрес в границах земельных участков №№ ... и ..., площадью ... кв.м., в квартале № Адрес, отказать.

    Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд города Перми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья:                                  Т.Е. Варакшина

2-33/2014 (2-2521/2013;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Тиунова Т.А.
Ответчики
ДЕПАРТАМЕНТ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА
Администрация г. Перми
Суд
Дзержинский районный суд г. Перми
Дело на странице суда
dzerjin.perm.sudrf.ru
08.07.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.07.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.07.2013Передача материалов судье
09.07.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.07.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
01.08.2013Предварительное судебное заседание
01.08.2013Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
30.09.2013Предварительное судебное заседание
22.10.2013Судебное заседание
05.12.2013Судебное заседание
24.12.2013Судебное заседание
28.01.2014Судебное заседание
04.02.2014Дело оформлено
04.02.2014Дело передано в архив
04.02.2014Дело сдано в канцелярию
04.02.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее