УИД: 66OS0000-01-2020-000452-92
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург |
11 февраля 2021 года |
Номер производства 3а-38/2021 (ранее 3а-435/2020) |
Резолютивная часть решения объявлена 11 февраля 2021 года.
Мотивированное решение изготовлено 15 февраля 2021 года.
Свердловский областной суд в составе
судьи Полевщиковой С.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Зайнуллиным И.У., с использованием средств аудиозаписи,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное производство
№ 3а-38/2021 (ранее 3а-435/2020)
по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ПромТехМонтаж Энерго» (ИНН 6658435428), индивидуального предпринимателя Ярулиной Анастасии Игоревны
к административным ответчикам – Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому федеральному округу,
с участием заинтересованного лица – Комитета по управлению муниципальным имуществом, архитектуре и градостроительству администрации Сысертского городского округа,
об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№>,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «ПромТехМонтаж Энерго» (далее – административный истец) обратилось в Свердловский областной суд с административным исковым заявлением об установлении по состоянию на 21 июля 2016 года кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№> (далее – земельный участок), равной его рыночной стоимости, в размере 2172 539 руб.
В подтверждение заявленных требований административным истцом представлен отчет об оценке № 213-20/З от 03 июня 2020 года (далее – Отчет), составленный оценщиком ООО «Эксперт-Ком» Ч.
Определением суда от 05 ноября 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом, архитектуре и градостроительству администрации Сысертского городского округа.
Определением суда от 30 ноября 2020 года к участию в административном деле в качестве соистца привлечена индивидуальный предприниматель Ярулина Анастасия Игоревна.
Определением суда от 30 ноября 2020 года производство по административному делу было приостановлено в связи с назначением судебной экспертизы, проведение которой было поручено эксперту ООО «Профи Апрайс» А.
Представителем Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области направлен отзыв в адрес суда, в котором указано, что вопрос об удовлетворении административного иска административный ответчик оставляет на усмотрение суда.
Представителем ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому федеральному округу Мелобинской М.А. к ранее направленному отзыву, в котором подтверждены дату и размер кадастровой стоимости земельного участка, направлены дополнения, из которых следует, что Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 08 октября 2020 года № 3333 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории Свердловской области» по состоянию на 01 января 2020 года утверждена новая кадастровая стоимость земельного участка в размере 3759726,6 руб., датой внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка в Единый государственный реестр недвижимости является 08 декабря 2020 года.
В судебном заседании представитель административного истца Белов А.Н. поддержал, ранее направленное в адрес суда ходатайство об уточнении административных исковых требований, просил установить кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости в соответствии с результатом судебной экспертизы.
Административным соистцом ИП Ярулиной А.И. направлено ходатайство в адрес суда, в котором она поддерживает ходатайство об уточнении административных исковых требований.
Иные лица, участвующие в деле – ИП Ярулина А.И., Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому федеральному округу, Комитет по управлению муниципальным имуществом, архитектуре и градостроительству администрации Сысертского городского округа представителей в судебное заседание не направили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
В силу части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие представителей вышеуказанных лиц после возобновления производства по делу протокольным определением 11 февраля 2021года.
Заслушав пояснения представителя административного истца, исследовав и оценив имеющиеся в административном деле письменные доказательства, в том числе, заключение эксперта от 29 декабря 2020 года, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
В силу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Аналогичное право закреплено в статье 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (статья 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ).
Как следует из статей 24.11, 24.12 Федерального закона № 135-ФЗ, государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления и завершается утверждением результатов определения кадастровой стоимости и внесение данных результатов в ЕГРН.
Также кадастровая стоимость может определяться органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, в частности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в ЕГРН соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности (часть 1 статьи 24.19 Федерального закона № 135-ФЗ).
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в ЕГРН, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости.
Как следует из материалов дела, земельный участок поставлен на кадастровый учет 21 июля 2016 года на основании заявления о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости от 24 июня 2016 года и межевого плана, подготовленного в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: <адрес> исправлением местоположения участков с кадастровыми номерами: <№>, <№>.
Кадастровая стоимость земельного участка определена ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому федеральному округу в соответствии с п. 2.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 года № 222 (утр. силу 01 марта 2019 года) с применением среднего удельного показателя кадастровой стоимости земель, предназначенных для размещения гаражей и автостоянок, расположенных в кадастровом квартале <№> (Приказ Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 28 ноября 2013 года № 2689 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территориях муниципальных образований в Свердловской области: Сысертский городской округ, городской округ Верхняя Пышма») в размере 2 268,17 руб./кв.м и составила 16353505,7 руб., что отражено в акте определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Административный истец на основании договора аренды от 08 ноября 2016 года № 16_233, заключенного с Комитетом по управлению муниципальным имуществом и правовой работе Администрации Сысертского городского округа, являлся арендатором земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>.
28 июня 2020 года между административным истцом (Цедент) и ИП Ярулиной А.И. (Цессионарий) заключен договор о передаче прав и обязанностей арендатора по Договору аренды земельного участка № 16_233 от 08 ноября 2020 года.
На основании изложенного, датой, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельного участка, является 21 июля 2016 года.
Сведения о кадастровой стоимости внесены в ЕГРН 19 сентября 2016 года.
Обосновывая свою правовую заинтересованность в пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, административный истец, ссылаясь на то, что завышенная кадастровая стоимость ведет к необоснованному увеличению размера арендных платежей, 23 июня 2020 года обратился с заявлением в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Свердловской области о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, приложив Отчет.
Согласно данному Отчету, по состоянию на 21 июля 2016 года рыночная стоимость земельного участка определена оценщиком в размере 2172 539 руб.
Решением от 07 июля 2020 года Комиссия отклонила заявление административного истца в связи с тем, что оформление и содержание Отчета не соответствует законодательству об оценочной деятельности.
Воспользовавшись предоставленным статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, административный истец обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки.
В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленного в материалы дела отчета судом была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью «Профи Апрайс» А.
По результатам судебной экспертизы экспертом составлено заключение от 29 декабря 2020 года, согласно которому, рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 21 июля 2016 года составила 2292 780 руб.
Согласно части 13 статьи 49 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на основании проведенных исследований и с учетом их результатов эксперт дает заключение в письменной форме и подписывает его, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.
В соответствии с частью 1 и частью 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Заключение эксперта оценивается судом в совокупности с другими доказательствами по делу (часть 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что заключение оценочной экспертизы подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения; содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости земельного участка.
Содержание заключения эксперта свидетельствует о том, что вывод эксперта о рыночной стоимости земельного участка не является произвольным; при оценке объекта эксперт в полной мере придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами; заключение эксперта базируется на достоверных сведениях об объекте оценки; описание характеристик объекта оценки выполнено на основании материалов административного дела, публичной кадастровой карты, публичных данных ФГБУ «ФКП Росреестра», в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому федеральному округу.
Расчет рыночной стоимости земельного участка произведен на основе сравнительного подхода, методом сравнения продаж, на основе анализа рынка земельных участков Свердловской области, с учетом ценообразующих факторов с применением корректировок по всем значимым группам элементов сравнения.
Расчет не содержит математических, методических, арифметических ошибок.
В экспертном заключении присутствуют ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве и дате ее подготовке; к заключению приложены копии необходимых материалов.
Административными ответчиками каких-либо доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения и определенной в нем величины рыночной стоимости земельного участка, не представлено.
Представленный административным истцом Отчет не может признать надлежащим доказательством, достоверно подтверждающим указанную в нем итоговую величину рыночной стоимости земельного участка.
На несоответствие Отчета требованиям законодательства в области оценочной деятельности указывает решение Комиссии от 07 июля 2020 года.
На основании изложенного суд считает возможным принять заключение оценочной судебной экспертизы в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего величину рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 21 июля 2016 года в размере 2292780 руб., и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу.
На дату рассмотрения спора по существу, судом установлено, что административным истцом заявлено требование о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, ставшей «архивной».
В частности, по состоянию на 01 января 2020 года Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 08 октября 2020 года № 3333 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории Свердловской области» утверждена новая кадастровая стоимость земельного участка.
При данных обстоятельствах устанавливаемая судом кадастровая стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости по состоянию на 21 июля 2016 года является «архивной».
При этом суд принимает во внимание, что сведения об «архивной» кадастровой стоимости земельного участка были внесены в ЕГРН 19 сентября 2016 года, а сведения об актуальной кадастровой стоимости земельного участка внесены в ЕГРН 08 декабря 2020 года.
Датой подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка является 23 июня 2020 года.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 21 ░░░░ 2016 ░░░░ «░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <№> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 2292 780 (░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░) ░░░. ░░ ░░░░░░ ░ 19 ░░░░░░░░ 2016 ░░░░ ░░ 08 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <№> ░░░░░░░ 23 ░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░