№ 77-2573/2024
К А С С А Ц И О Н Н О Е П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Челябинск | 9 августа 2024 года |
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Курина Д.В.,
при секретаре Приданникове Г.Б.,
с участием прокурора Арцер Н.А.,
адвоката Мангатовой О.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационному представлению заместителя прокурора Челябинской области Новикова В.Ю. на приговор Чебаркульского городского суда Челябинской области от 27 декабря 2023 года, в соответствии с которым
Макаров Евгений Анатольевич, родившийся <данные изъяты>,
осужденный 27 сентября 2023 года Миасским городским судом Челябинской области по ч. 4 ст. 159 УК РФ (2 преступления) с применением ч. 3 ст. 69 УК РФ к 3 годам 6 месяцам лишения свободы,
осужден за совершение преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 327 УК РФ, к наказанию в виде ограничения свободы на срок 6 месяцев с установлением ограничений и возложением обязанности, указанных в приговоре.
На основании ч. 5 ст. 69, 71 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказания, назначенного по настоящему приговору, и наказания, назначенного по приговору от 27 сентября 2023 года, окончательно назначено Макарову Е.А. наказание в виде лишения свободы на срок 3 года 8 месяцев с отбыванием в исправительной колонии общего режима,
Мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении до вступления приговора в законную силу изменена на заключение под стражу, Макаров Е.А. взят под стражу в зале суда.
Срок отбывания наказания исчислен со дня вступления приговора в законную силу, с зачетом на основании п. «б» ч. 3.1 ст. 72 УК РФ времени содержания Макарова Е.А. под стражей с 27 сентября 2023 года до 27 декабря 2023 года, а также с 27 декабря 2023 года до вступления приговора в законную силу из расчета один день за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима.
Разрешена судьба вещественного доказательства.
В апелляционном порядке приговор обжалован не был, вступил в законную силу 12 января 2024 года.
Постановлением судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 8 июля 2024 года кассационное представление передано для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Изучив содержание судебного решения и доводы кассационного представления, заслушав выступления прокурора Арцер Н.А., поддержавшей доводы кассационного представления, адвоката Мангатовой О.В., просившей приговор оставить без изменения, суд кассационной инстанции
у с т а н о в и л:
Макаров Е.А. признан виновным в приобретении, хранении в целях использования и использовании заведомо поддельного удостоверения, предоставляющего права. Преступление совершено в г. Чебаркуле Челябинской области в период времени и при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В кассационном представлении заместитель прокурора Челябинской области Новиков В.Ю. просит приговор отменить и передать дело на новое судебное рассмотрение в суд первой инстанции. В обоснование, не оспаривая доказанность вины и квалификацию действий Макарова Е.А., указывает, что окончательное наказание Макарову Е.А. назначено по совокупности с наказанием по приговору от 27 сентября 2023 года, в который апелляционным определением Челябинского областного суда от 27 февраля 2024 года были внесены изменения, назначенное наказание усилено до 5 лет лишения свободы. Полагает, что при указанных обстоятельствах в обжалуемом приговоре осужденному Макарову Е.А. определен меньший срок окончательного наказания, назначенного по правилам ч. 5 ст. 69 УК РФ, чем срок наказания по приговору от 27 сентября 2023 года, вошедшего в совокупность преступлений, что необоснованно улучшило положение осужденного. Приходит к выводу, что указанное нарушение привело к назначению Макарову Е.А. необоснованно мягкого наказания, то есть нарушен принцип справедливости.
Изучив уголовное дело, доводы кассационного представления, выслушав выступления прокурора, адвоката, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Уголовное дело по ходатайству осужденного рассмотрено по правилам главы 40 УПК РФ – в особом порядке судебного разбирательства, поскольку Макаров Е.А. вину по предъявленному обвинению признал полностью, заявил ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства в присутствии адвоката и после консультации с ним. При этом осужденному были разъяснены и понятны правовые последствия постановления приговора без проведения судебного разбирательства, а его ходатайство о рассмотрении уголовного дела в таком порядке удовлетворено судом с учетом мнений адвоката и государственного обвинителя, не усмотревших никаких препятствий для этого. Кроме того, суд удостоверился, что обвинение, с которым согласился осужденный, обоснованно и подтверждается доказательствами, собранными по уголовному делу.
Судом полностью соблюдена процедура судопроизводства, предусмотренная положениями главы 40 УПК РФ.
Действия осужденного верно квалифицированы по ч. 3 ст. 327 УК РФ.
При назначении Макарову Е.А. наказания суд учёл характер и степень общественной опасности содеянного; данные о личности виновного; наличие смягчающих и отсутствие отягчающих наказание обстоятельств; влияние назначенного наказания на исправление осужденного и условия жизни его семьи.
Каких-либо обстоятельств, прямо предусмотренных уголовным законом в качестве смягчающих, достоверными сведениями о которых располагал суд, но не учел их при назначении наказания, не установлено.
Также при назначении наказания суд учел и все известные на момент вынесения приговора данные о личности осужденного.
При определении вида наказания суд пришел к правильному выводу о необходимости назначения наказания в виде ограничения свободы, при этом обоснованно не установил оснований для применения положений ч. 6 ст. 15, ст. 64УК РФ.
По своему виду и размеру назначенное наказание соответствует характеру и степени тяжести совершенного деяния, отвечает целям восстановления социальной справедливости, исправления осужденного, предупреждения совершения им новых преступлений.
Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями пересмотра дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Исходя из правил ч. 1 ст. 401.6 УПК РФ, пересмотр в кассационном порядке приговора по основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного, допускается в срок, не превышающий одного года со дня вступления его в законную силу, если в ходе судебного разбирательства были допущены повлиявшие на исход дела нарушения закона, искажающие саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия.
При этом по смыслу закона круг оснований для отмены или изменения судебного решения в кассационном порядке ввиду существенного нарушения уголовного закона (неправильного его применения) и (или) существенного нарушения уголовно-процессуального закона ограничен лишь такими нарушениями, которые повлияли на исход уголовного дела, то есть на правильность его разрешения по существу, таким нарушением, в частности, может быть неправильное назначение наказания.
Такое нарушение уголовного закона по данному делу имеется.
Согласно ч. 4 ст. 7 УПК РФ приговор суда должен быть законным, обоснованным и мотивированным, постановленным в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона и основанным на правильном применении норм уголовного закона.
Согласно ч. 2 ст. 6 УК РФ наказание должно быть справедливым.
В соответствии с ч. 1 ст. 60 УК РФ лицу, признанному виновным в совершении преступления, назначается справедливое наказание в пределах, предусмотренных соответствующей статьей Особенной части Уголовного кодекса РФ, и с учетом положений Общей части УК РФ.
Как видно из обжалуемого приговора, окончательное наказание Макарову Е.А. обоснованно назначено в соответствии с ч. 5 ст. 69 УК РФ путем частичного сложения с наказанием по приговору от 27 сентября 2023 года.
Вместе с тем, после постановления 27 декабря 2023 года обжалуемого прокурором приговора, апелляционным определением Челябинского областного суда от 27 февраля 2024 года приговор от 27 сентября 2023 года в отношении Макарова Е.А. изменен, срок наказания увеличен до 5 лет лишения свободы.
При таких обстоятельствах справедливость назначенного Макарову Е.А. на основании ч. 5 ст. 69 УК РФ наказания по приговору от 27 декабря 2023 года (с учетом внесенных в приговор от 27 сентября 2023 года изменений) вызывает сомнения, поскольку срок наказания по совокупности преступлений меньше, чем наказание, назначенное по приговору от 27 сентября 2023 года, что противоречит правилам ст. 69 УК РФ. Следовательно, приговор подлежит отмене, а уголовное дело – передаче на новое судебное рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе.
Поскольку Макаров Е.А. отбывает наказание в виде лишения свободы по приговору от 27 сентября 2023 года, оснований для избрания в отношении него меры пресечения не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 401.14, 401.15 УПК РФ, суд кассационной инстанции
п о с т а н о в и л:
приговор Чебаркульского городского суда Челябинской области от 27 декабря 2023 года в отношении Макарова Евгения Анатольевича отменить, передать дело на новое судебное рассмотрение в тот же суд первой инстанции в ином составе.
Кассационное постановление может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 47.1 УПК РФ, в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий