Решение по делу № 2а-2008/2020 от 09.07.2020

                                68RS0001-01-2020-001698-09

Копия

Дело №2а-2008/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(мотивированное решение изготовлено 30 ноября 2020 года)

25 ноября 2020 года                                  г. Тамбов

Октябрьский районный суд г. Тамбова в составе: судьи Толмачевой М.С., при секретаре Деревякиной М.С., с участием представителя административного истца Гурова А.В. – Сафронова С.А., представителя административного ответчика Министерства обороны РФ ФИО4, представителя заинтересованного лица Департамента военного имущества Министерства обороны (до ДД.ММ.ГГГГ - Департамента имущественных отношений Министерства Обороны РФ) Жук А.А., представителя заинтересованного лица администрации <адрес> Рогоман М.Ю., представителя заинтересованного лица Брянского лесничества МО РФ - филиала ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Торопылина В.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по уточненному административному исковому заявлению Гурова Алексея Владимировича о признании незаконным приказа заместителя Министра Обороны дсп от 8 декабря 2015 года и последующих действий Министерства Обороны РФ по исполнению указанного приказа в части включения в карту (план) зону земельного участка с кадастровым номером , возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем внесения изменений в карту (план) зоны и исключения из указанной карты вышеуказанного земельного участка и возложении обязанности на Министерство Обороны РФ по направлению в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>» сведений об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений об ограничениях в отношении спорного земельного участка,

У С Т А Н О В И Л :

Гуров А.В. обратился в Октябрьский районный суд <адрес> с административным исковым заявлением, в котором с учетом неоднократных уточнений, просил:

- признать незаконным приказ заместителя Министра Обороны дсп от ДД.ММ.ГГГГ и последующие действия Министерства Обороны РФ по исполнению указанного приказа в части включения в карту (план) зоны с реестровым номером от 19 февраля 2016 года земельного участка с кадастровым номером , категория земли населенных пунктов, площадью 1339 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в северо-западной части кадастрового квартала , разрешенное использование для ведения личного подсобного хозяйства;

- возложении обязанности на Министерство Обороны РФ устранить допущенные нарушения путем внесения изменений в карту (план) зоны и исключения из указанной карты (план) зоны земельного участка с кадастровым номером ;

- возложить обязанности на Министерство Обороны РФ по направлению в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>» сведений об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений об ограничениях в отношении земельного участка с кадастровым номером , категория земли населенных пунктов, площадью 1339 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в северо-западной части кадастрового квартала , разрешенное использование для ведения личного подсобного хозяйства.

В обоснование административных исковых требований административный истец указал, что постановлением администрации <адрес> от 17 июня 2013 года ему был предоставлен в собственность земельный участок с кадастровым номером , категория земли населенных пунктов, площадью 1339 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в северо-западной части кадастрового квартала , разрешенное использование для ведения личного подсобного хозяйства. На основании указанного постановления им было зарегистрировано право собственности на указанный земельный участок без каких-либо ограничений. В январе и феврале 2020 года при получении выписки из Единого государственного реестра недвижимости ему стало известно о наложении Министерством обороны РФ в лице структурного подразделения – филиала ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» - Брянского лесничества ограничений, предусмотренных ст.56 и 56.1 Земельного кодекса РФ в отношении принадлежащего ему земельного участка. Считает действия административного ответчика незаконными, нарушающими его права и законные интересы по следующим основаниям.

Полагает, что Министерством обороны нарушены положения ст.ст. 56, 1-4-106 Земельного кодекса РФ, п.п. 14, 16, 19 постановления Правительства РФ № 405 от 5 мая 2014 года, а также п. 5.3 ст. 87 Земельного кодекса РФ, которым установлено, что правообладатели земельных участков, включенных в границы зоны с особыми условиями использования территории, должны быть уведомлены об ограничениях использования земельных участков в границах такой зоны с течение 15 дней с даты внесения в Государственный кадастр недвижимости сведений об установлении такой зоны, в порядке, установленном Правительством РФ. Порядок уведомления правообладателей земельных участков, включенных в границы зоны с особыми условиями использования территории, об ограничениях использования земельных участков определен постановлением Правительства РФ № 662 от 12 июля 2016 года. При этом, в его адрес никакие уведомления не направлялись, что является нарушением процедуры установления запретной зоны военного объекта.

Также нарушением со стороны административного ответчика считает непринятие мер по переводу принадлежащего ему земельного участка из категории земель населенных пунктов в категорию земель иных назначений, в том числе в категорию земель обороны или земель лесного фонда. Полагает, что правовые основания для установления запретной зоны военного объекта в отношении его земельного участка отсутствовали, а действия Министерства обороны нарушают его права как собственника земельного участка, связанные с незаконным лишением возможности использовать земельный участок по назначению, невозможности строительства дачного домика, подсобных помещений, использования его для полноценного отдыха, проведения рекультивации земли для выращивания сельскохозяйственной продукции, а главное к невозможности отчуждения собственности.

В судебном заседании представитель административного истца Гурова А.В. Сафронов С.А. заявленные административные исковые требования, с учетом уточнений, поддержал, дал пояснения аналогичные описательной части решения, при этом указал, что о нарушении своих прав Гурову А.В. ввиду установленных Министерством обороны РФ ограничений стало известно в январе – феврале 2020 года при получении выписок из Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка. Просил принять во внимание, что при вынесении оспариваемого приказа должностным лицом были нарушены п.п. 16 и 19 постановления Правительства РФ № 405 от 5 мая 2014 года, поскольку при обосновании необходимости установления запретной зоны к решениям межведомственной комиссии прилагается описания местоположения границ установленных зон на картографических материалах масштаба 1:2000 или крупнее, а также перечень земельных участков и (или) объектов недвижимости, принадлежащих физическим и юридическим лицам, использование которых указанными лицами ограничивается, однако в рассматриваемом случае указанные данные при вынесении приказа отсутствовали, сам приказ был принят без каких-либо обоснований и определения конкретных параметров запретных зон, с нарушением требований, установленных постановлением Правительства РФ № 405 от 5 мая 2014 года, что свидетельствует о его незаконности. Также просил обратить внимание суда, что права его доверителя оспариваемым приказом существенно нарушены, поскольку Гурову А.В. созданы препятствия в распоряжении принадлежащим имуществом, а именно в продаже земельного участка в связи с наложенными ограничениями.

В судебном заседании представитель административного ответчика – Министерства обороны РФ Попова Н.И. уточненные административные исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении по основаниям, указанным в письменных возражениях от 12 августа 2020 года и от 2 ноября 2020 года, дополнительно просила отказать в удовлетворении административных исковых требований Гурова А.В. в связи с пропуском последним срока на обращение в суд, поскольку оспариваемый приказ был издан 8 декабря 2015 года, а в суд Гуров А.В. обратился только в 2020 году.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Департамента военного имущества Министерства обороны (до ДД.ММ.ГГГГ - переименованный Департамент имущественных отношений Министерства Обороны РФ) Жук А.А. просил отказать в удовлетворении административных исковых требований Гурова А.В. с учетом их уточнений, указал, что оспариваемый приказ полностью соответствует закону, не нарушает прав административного истца, в том числе не ограничивает его право на распоряжение земельным участком.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица администрации <адрес> Рогоман М.Ю. в разрешении уточненных административных исковых требований положилась на усмотрение суда, пояснив, что при отсутствии всех необходимых документов, определенных постановлением Правительства РФ № 405, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> не внесла бы данные об установлении запретной зоны в Единый государственный кадастр недвижимости.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Брянского лесничества МО РФ - филиала ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» лесничий Тамбовского участкового лесничества Торопылин В.Г. просил отказать в удовлетворении требований Гурова А.В., указав, что установление запретной зоны было произведено в соответствии с действующим законодательством, спорный земельный участок входит в состав Тамбовского участкового лесничества Брянского лесничества МО РФ, участок Гурова А.В. расположен в районе <адрес>, где находятся несколько объектов военного назначения, и установление запретной зоны было обусловлено необходимостью обеспечения безопасности населения при возникновение каких-либо чрезвычайных ситуаций.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица - директор ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес>, надлежащим образом извещенная о дате и месте рассмотрения настоящего дела, не прибыла, в письменном заявлении просила рассмотреть дело без участия представителя филиала.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес>, надлежащим образом извещенный о дате и месте рассмотрения настоящего дела, не прибыл, уважительных причин неявки не сообщил, об отложении рассмотрения дела и о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело без его участия.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица Федерального государственного учреждения «Управление лесного хозяйства и природопользования» МО РФ, надлежащим образом извещенный о дате и месте рассмотрения настоящего дела, не прибыл, уважительных причин неявки не сообщил, об отложении рассмотрения дела и о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело без его участия.

    Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела в своей совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч.1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

    Из материалов дела усматривается, что о нарушении прав в отношении спорного земельного участка административному истцу стало известно в январе и феврале 2020 года при получении выписки из Единого государственного реестра недвижимости, иных данных суду не представлено. В суд административный истец обратился 25 марта 2020 года, т.е. срок на обращение в суд с административным исковым заявлением им не пропущен.

Согласно ст. 17 КАС РФ Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Таким образом, для признания ненормативного акта незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствия акта закону или иному акту, имеющему большую юридическую силу, при этом из системного анализа положений ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации незаконность акта включает в себя не только его формальное противоречие закону или иному правовому акту, но и принятие оспариваемого акта с превышением полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего; нарушение актом прав и законных интересов гражданина или организации.

Из материалов настоящего административного дела усматривается, что постановлением администрации <адрес> от 17 июня 2013 года Гурову А.В. в собственность предоставлен земельный участок с кадастровым номером , категория земли населенных пунктов, площадью 1339 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в северо-западной части кадастрового квартала , разрешенное использование для ведения личного подсобного хозяйства. Право собственности на указанный земельный участок административным истцом зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним вынесена запись регистрации .

29 января 2020 года и 3 февраля 2020 года Гуровым А.В. получены выписки из Единого государственного реестра недвижимости, в графе «сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории или территории объекта культурного наследия» указано, что спорный земельный участок расположен в границах зоны с реестровым номером от 19 февраля 2016 года, в графе «особые отметки» - установлен вид ограничениями (обременения): ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, срок действия с 19 февраля 2016 года, реквизиты документа – основания: постановление «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирования и органов, выполняющих задачи в области обороны страны» от ДД.ММ.ГГГГ, выдан: Правительство Российской Федерации, в разделе 3.2 «описание местоположения земельного участка» указано – ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, реквизиты документа – основания: постановление «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирования и органов, выполняющих задачи в области обороны страны» от ДД.ММ.ГГГГ, выдан: Правительство Российской Федерации п.12; вид объекта реестра границ: зона с особыми условиями использования территории; вид зоны по документу: запретная зона военного объекта – Брянское лесничество Министерства обороны РФ, тип зоны: запретная зона при военном складе.

Из сообщения и.о. директора ФГБУ «ФКП Федеральной службы Росреестра по <адрес>» от 28 июля 2020 года усматривается, что земельный участок с кадастровым номером был учтен в Едином государственном реестре недвижимости 8 мая 2013 года, процедура постановки на учет была осуществлена на основании заявления Гурова А.В. от ДД.ММ.ГГГГ, постановления администрации <адрес> от 26 апреля 2013 года «Об образовании земельного участка» и межевого плана от 7 мая 2013 года. В последующем на основании ч.1,6 ст. 15 Федерального закона РФ № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года) и п.4 «Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также требований к формату таких документов в электронной форме», утвержденных постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2014 года № 71 Министерством обороны РФ в ФГБУ «ФКП Росреестра» были направлены документы для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о зоне о особыми условиями использования территорий «Запретная зона военного объекта – Брянское лесничество Министерства обороны РФ». Для внесения сведений о Запретной зоне, установленной приказом заместителя Министра обороны РФ от 8 декабря 2015 года № 1193 дсп, в государственный кадастр недвижимости была направлена карта-план запретной зоны в XML-документа. Согласно положениям Федерального закона РФ № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» и приказа № 42 от 4 февраля 2010 года Минэкономразвития РФ «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости» ФГБУ «ФКП Федеральной службы Росреестра по <адрес>» было осуществлено техническое внесение данных о запретной зоне в кадастр недвижимости.

В соответствии с пп.5 п.5 ст.27 Земельного кодекса РФ земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, ограничиваются в обороте.

Согласно п.1 ст. 93 Земельного кодекса РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с п. 7 ст. 93 Земельного кодекса РФ в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты населения, бесперебойного функционирования объектов в области обороны страны и безопасности государства могут устанавливаться запретные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Порядок установления указанных зон и использования в их границах земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.

Во исполнении п. 7 ст. 93 Земельного кодекса РФ Правительством РФ принято постановление № 405 от 5 мая 2014 года «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны». Указанным постановлением утверждено «Положение об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны» (далее - Положение), которым определен порядок установления соответствующих зон.

Министерству обороны Российской Федерации до 1 июня 2014 года постановлено образовать в соответствии с Положением, утвержденным настоящим постановлением, межведомственную комиссию по определению необходимости установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, и утвердить регламент ее работы. Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Службе внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации и Федеральной службе охраны Российской Федерации до 31 декабря 2015 г. осуществить мероприятия по установлению запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, в соответствии с Положением, утвержденным настоящим постановлением.

В соответствии с пунктом 2 вышеуказанного постановления Правительства Российской Федерации приказом Министра обороны РФ от 3 июля 2015 года № 396 образована межведомственная комиссия по определению необходимости установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны. Указанным приказом утвержден Регламент работы межведомственной комиссии по определению необходимости установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны (далее – Регламент).

Согласно Регламенту межведомственная комиссия по определению необходимости установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны (далее - Комиссия), является координационным органом, образованным для принятия решений о необходимости установления запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта на основании предложения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится военный объект. В состав Комиссии входят, в том числе должностные лица Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федерального агентства лесного хозяйства. Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании Комиссии членов Комиссии, в том числе с учетом мнений членов Комиссии, представленных в письменной форме, и оформляются протоколом заседания Комиссии, который подписывают председатель Комиссии или заместитель председателя Комиссии, проводивший данное заседание, и ответственный секретарь Комиссии.

В соответствии с п. 2 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ № 405, «запретная зона» - территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой в соответствии с настоящим Положением запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта; «военные объекты» - существующие или планируемые к строительству полигоны, аэродромы, узлы связи, базы, склады, арсеналы и иные используемые для нужд обороны страны и безопасности государства объекты, а также объекты недвижимого имущества, расположенные на позициях войск и воинских частей, на стационарных пунктах управления, в военных научно-исследовательских организациях, комплексы зданий и отдельные здания, строения и сооружения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны.

Запретная зона является территорией с особыми условиями использования находящихся в их границах земельных участков (п. 4 Положения).

Согласно положениям п.п. «г» п. 5 Положения целями установления запретных зон являются защита населения при функционировании военных объектов и возникновении чрезвычайных ситуаций на них.

В соответствии с п.12 Положения на территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества.

В соответствии с приказом Министра обороны РФ № 706 от 21 ноября 2015 года заместитель Министра обороны РФ, отвечающий за организацию расквартирования войск (сил), жилищного, медицинского обеспечения, судебно-правовой работы и контроля финансово –экономической деятельности, наделен полномочиями по принятию в установленном порядке решений об установлении запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охраняемой зоны военного объекта.

Как усматривается из п. 16 Положения решение о необходимости установления запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта принимаются межведомственной комиссией по определению необходимости установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, (далее - межведомственная комиссия) на основании предложения федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в ведении которого находится военный объект, об установлении запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта. К указанным решениям межведомственной комиссии прилагается описание местоположения границ установленных зон на картографических материалах масштаба 1:2000 или крупнее.

В соответствии с п. 21 Положения, на основании решения межведомственной комиссии о необходимости установления запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта федеральный орган исполнительной власти (федеральный государственный орган), в ведении которого находится военный объект, для обеспечения функционирования которого необходимо установление запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта, принимает решение об установлении запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта, а также в 2-месячный срок обеспечивает составление соответствующей карты (плана) объекта землеустройства с обозначением границ запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта.

8 октября 2015 года проведено заседание межведомственной комиссии по определению необходимости установления зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, сформированной в соответствии с положениями постановления Правительства РФ № 405 от 5 мая 2014 года, итоги которого оформлены протоколом заседания /МК от ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из выписки протокола заседания /МК от 8 октября 2015 года комиссией в открытой части заседания принято решение о необходимости установления запретных зон в отношении военных объектов – 28 военных лесничеств Министерства обороны РФ. К протоколу заседания межведомственной комиссии приложены графические данные границ запретных зон в отношении 28 военных лесничеств Министерства РФ на 282 л. (л.д. 182 т.1).

Из материалов дела усматривается, что приказом заместителя Министра обороны РФ приказом дсп от 8 декабря 2015 года в соответствии с положениями постановления Правительства РФ от 5 мая 2014 года, приказов Министра обороны РФ от 3 июля 2015 года, от 21 ноября 2015 года, протокола межведомственной комиссии по определению необходимости установления зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны /МК от ДД.ММ.ГГГГ, принято решение об установлении запретной зоны военного объекта – Брянское лесничество Министерства обороны РФ, расположенного в границах Тамбовской, Воронежской, Липецкой, Смоленской, Калужской, Брянской, Орловской, Курской и Белгородских областей. Данным приказом директору Департамента имущественных отношений приказано организовать проведение землеустроительных работ в отношении объекта по подготовке землеустроительной документации (карты (плана) объекта землеустройства с обозначением границ запретной зоны и направление документов для внесения сведений о запретной зоне объекта в государственный кадастр недвижимости.

Из договора на выполнение комплекса работ по подготовке картографических материалов требуемого масштаба -ок/2015 от 24 января 2015 года следует, что ООО «Оборонкадастр» заключило договор с ЗАО «ЛИМБ» о выполнении комплекса работ по подготовке картографических материалов требуемого масштаба для каждого из объектов, указанных в п.4 Технического задания. В п.4 технического задания в перечне объектов указано Брянское лесничество, в том числе в границах Рассказовского, Тамбовского и <адрес>ов <адрес>. (л.д.198-201 т.1)

Из сообщения и.о. директора ФГБУ «ФКП Федеральной службы Росреестра по Тамбовской области» № 4906 от 28 июля 2020 года усматривается, что Министерством обороны РФ в ФГБУ «ФКП Росреестра» были направлены документы для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о зоне о особыми условиями использования территорий «Запретная зона военного объекта – Брянское лесничество Министерства обороны РФ», для внесения сведений о Запретной зоне, установленной приказом заместителя Министра обороны РФ от 8 декабря 2015 года дсп, в государственный кадастр недвижимости была направлена карта-план запретной зоны в XML-документа. (л.д.79 т.1).

Таким образом, доводы представителя административного истца о том, что при вынесении приказа заместителя Министра обороны РФ дсп были нарушены требования п. 16 постановления Правительства РФ от 5 мая 2014 года в части отсутствия описания местоположения границ установленных зон на картографических материалах масштаба 1:2000 или крупнее, суд считает несостоятельными, опровергающимися исследованными выше доказательствами.

Из письменных пояснений представителя Департамента военного имущества МО РФ установлено и подтверждено материалами дела, что границы участков лесов, переданных Минобороны России, определены в результате проведения лесоустройства (ст. 67 Лесного кодекса РФ), материалы лесоустройства переданы Минобороны России в соответствии с п. 8 постановления Правительства РФ «О закреплении лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны». Сведения о месте положения границ запретной зоны военного объекта – Брянское лесничество МО РФ внесены в Единый государственный реестр недвижимости. (л.д.88-89 т.2)

Согласно ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. 67, 69, 92 указанного кодекса. Границы участков лесов, переданных Минобороны России, определены в результате проведения лесоустройства (ст. 67 Лесного кодекса Российской Федерации).

Постановление Правительства от 5 мая 2014 года содержит открытый перечень военных объектов, в отношении которых может быть установлена запретная зона. Следовательно, к военным объектам следует также отнести и земельные участки, на которых располагаются военные лесничества и прилегающие к ним территории, военные городки и иные военные объекты в пределах границ земель обороны.

Пунктами 6,7 Положения установлено, что для военных объектов, расположенных в границах населенных пунктов, запретная зона устанавливается по внешнему ограждению территории военного объекта или, если такое ограждение отсутствует, по его внешнему периметру. Для военных объектов, расположенных вне населенных пунктов, внешняя граница запретной зоны устанавливается на расстоянии не более чем 3 километра от внешнего ограждения территории военного объекта или, если такое ограждение отсутствует, от его внешнего периметра. Ширина запретной зоны военного объекта определяется величиной расчетного радиуса воздействия поражающих факторов военного объекта, возникающих при нарушении его нормального функционирования вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций.

В судебном заседании на основании пояснений лесничего Тамбовского участкового лесничества Торопылина В.Г. установлено и сторонами, участвующими в деле, не оспорено, что земельный участок, принадлежащий Гурову А.В. входит в состав Тамбовского участкового лесничества Брянского лесничества МО РФ, расположен в районе нахождения несколько объектов военного назначения, в связи с чем установление запретной зоны было обусловлено необходимостью обеспечения безопасности населения при возникновение каких-либо чрезвычайных ситуаций.

Доводы представителя административного истца на отсутствие при вынесении приказа дсп перечня земельных участков и (или) объектов недвижимости, принадлежащих физическим и юридическим лицам, использование которых указанными лицами ограничивается, не свидетельствует о незаконности оспариваемого приказа в части, а также на отсутствие уведомлений правообладателей земельных участков, включенных в границы зоны с особыми условиями использования территории, об ограничениях использования земельных участков, поскольку отсутствие перечня и уведомлений не нарушает права и законные интересы административного истца.

На основании совокупности исследованных доказательств, суд приходит к выводу, что уточненные административные исковые требования административного истца удовлетворению не подлежат, поскольку в ходе рассмотрения дела судом установлено, что приказ заместителя Министра обороны РФ по установлению запретной зоны военного объекта - Брянское лесничество МО РФ дсп издан на основании и в строгом соответствии с положениями постановления Правительства РФ от 5 мая 2014 года №405, приказов Министра обороны РФ от 03.07.2015 года №396 № «О межведомственной комиссии по определению необходимости установления запретных зон и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны», №706 от 21 ноября 2015 года «О наделении полномочиями должностного лица Министерства обороны Российской Федерации по принятию решений об установлении запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта», протокола заседания межведомственной комиссии по определению необходимости установления зон с особыми условиями использования земель от ДД.ММ.ГГГГ /МК, заместитель Министра обороны РФ действовал на основании вышеизложенных положений нормативно-правовых актов в пределах предоставленных ему полномочий, последующие действия Министерства обороны РФ по исполнению приказа дсп от 8 декабря 2015 года также полностью соответствовали требованиям действующего законодательства, были проведены землеустроительные работы, их результаты в виде землеустроительного дела по описанию границ объекта землеустройства в части запретной зоны военного объекта – Брянского лесничества МО РФ направлены в Управление Росреестра по <адрес> для включения в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

При этом, суд считает несостоятельными доводы административного истца о нарушении оспариваемым приказом ограничения его права на распоряжение принадлежащим на праве собственности земельным участком, поскольку п. 12 Положения не устанавливает ограничения в части права собственника на отчуждение земельного участка, а лишь устанавливает запрет на строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества.

    Изложенный подход отвечает принципу земельного законодательства о сочетании интересов общества и законных интересов граждан и не противоречит основам гражданского законодательства, поскольку в соответствии с п.2 ч.1 Гражданского кодекса РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Так как административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, судебные расходы в виде государственной пошлины по делу в соответствии с ч. 1 ст. 103 и ч. 1 ст. 111 КАС РФ следует отнести на счет административного истца Гурова А.В.

    На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л :    

В удовлетворении уточненных административных исковых требований Гурова Алексея Владимировича - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Тамбовского областного суда через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья подпись М.С. Толмачева

Копия верна.

Судья М.С. Толмачева

2а-2008/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Гуров Алексей Владимирович
Ответчики
Министерство Обороны РФ
Другие
ФГБУ ФКП ФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области
Сафронов Сергей Александрович
Суд
Октябрьский районный суд г. Тамбов
Судья
Толмачева Марина Сергеевна
Дело на сайте суда
sud23.tmb.sudrf.ru
09.07.2020Регистрация административного искового заявления
09.07.2020Передача материалов судье
09.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
09.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.07.2020Подготовка дела (собеседование)
28.07.2020Рассмотрение дела начато с начала
18.08.2020Подготовка дела (собеседование)
18.08.2020Рассмотрение дела начато с начала
18.09.2020Подготовка дела (собеседование)
18.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.10.2020Судебное заседание
02.11.2020Судебное заседание
25.11.2020Судебное заседание
30.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее