Дело № ...а-1375/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 ноября 2020 г. ...
Медведевский районный суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Ильина Е.В.
при секретаре судебного заседания Ерусланове Я.В.,
рассмотрев в предварительном судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Марий Эл к Несмелову Д.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Марий Эл (далее - МИФНС России № 1 по РМЭ) обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Несмелова Д.В. задолженности по транспортному налогу за <...> года в размере 228 руб., пени по указанному налогу в размере 17,40 руб., всего на общую сумму 245,40 руб., заявив ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи иска в суд.
В обоснование заявленных требований указано, что Несмелов Д.В. является плательщиком указанного выше налога, поскольку имел в собственности: автомобиль легковой марки ВАЗ 2121 3, государственный регистрационный знак № ..., VIN: № ..., <данные изъяты> года выпуска. В настоящее время за Несмеловым Д.В. числится задолженность по транспортному налогу за <данные изъяты> г., пени в общей сумме 245,40 руб. Административным истцом в адрес административного ответчика направлено требование об уплате задолженности по указанному налогу и пени, однако до настоящего времени данное требование в добровольном порядке не исполнено, в связи с чем административный истец обратился в суд с заявленными исковыми требованиями, при этом последним пропущен срок для подачи административного искового заявления в суд по причине большого документооборота и недостаточности ресурсов на реализацию процедуры взыскания в полном объеме. Полагают указанную причину пропуска срока уважительной, просят восстановить срок для обращения в суд с административным иском.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст.138 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) назначено предварительное судебное заседание в целях выявления фактов пропуска сроков обращения в суд с административным исковым заявлением.
В предварительное судебное заседание представитель административного истца Межрайонная ИФНС России № 1 по РМЭ не явился, о дате, времени и месте предварительного судебного заседания извещен надлежащим образом.
Административный ответчик Несмелов Д.В. в предварительное судебное заседание не явился, о дате, времени и месте предварительного судебного заседания извещался надлежащим образом по месту регистрации.
Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.
Порядок обложения транспортного налога установлены главой 28 «Транспортный налог» НК РФ.
В силу ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно п.1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 356 НК РФ предусмотрено, что транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии со ст. 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что административный ответчик Несмелов Д.В. имела в <...> года в собственности автомобиль легковой марки ВАЗ 2121 3, государственный регистрационный знак № ..., VIN: № ..., <данные изъяты> года выпуска.
В силу ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Судом установлено, что в адрес административного ответчика направлялось налоговое уведомление № ... от <...> года об уплате транспортного налога в размере 228 руб.
Административный ответчик Несмелов Д.В. свою обязанность по уплате вышеуказанного налога за <...> года в размере 228 руб. в добровольном порядке не исполнил.
В связи с неисполнением обязанности по уплате вышеуказанного налога в адрес административного ответчика направлено требование об уплате недоимки по транспортному налогу и пени № ... по состоянию на <...> года в общей сумме 245,40 руб. со сроком уплаты до <...> года
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Аналогичная норма содержится в ст. 48 НК РФ, в соответствии с которой заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В силу приведенной нормы закона суд обязан проверить соблюдение установленного срока для обращения в суд и выяснить причины его пропуска.
Из анализа положений пунктов 1 - 3 статьи 48 НК РФ следует, что срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов, ограничен.
Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 1/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 479-О-О).
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога, пени является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Из содержания самого раннего требования № ... об уплате задолженности по транспортному налогу, пени следует, что за Несмеловым Д.В. по состоянию на <...> года числится задолженность по указанному налогу, пени в общей сумме 245,40 руб.
Срок для исполнения данного требования налогового органа установлен до <...> года, в связи с чем, учитывая, что общая сумма задолженности на дату выставления требования не превысила 3000 руб., с административным исковым заявлением о взыскании с Несмелова Д.В. задолженности по указанному налогу, пени налоговый орган должен был обратиться в течение трех лет и шести месяцев с указанной даты, то есть не позднее <...> года
Административное исковое заявление о взыскании с Несмелова Д.В. задолженности по транспортному налогу, пени в суд поступило <...> года, т.е. с пропуском установленного законом срока.
Заявляя ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока, административный истец указывает, что установленный срок был пропущен по причине недостаточности ресурсов на реализацию процедуры взыскания в полном объеме.
Указанное административным истцом обстоятельства не могут быть приняты судом в качестве уважительной причины пропуска срока для обращения в суд, поскольку административный истец, являясь юридическим лицом, профессиональным участником налоговых правоотношений и, обладая достаточным административным ресурсом и штатом работников, объективных доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, не представил. Каких-либо иных уважительных причин, исключающих возможность обращения в суд в установленный законом срок, не представлено. Обстоятельств, позволяющих восстановить пропущенный процессуальный срок, судом не установлено. Таким образом, оснований для удовлетворения ходатайства о восстановлении срока не имеется.
Согласно ч. 5 ст. 138 КАС РФ в случае установления факта пропуска административным истцом установленного настоящим Кодексом срока обращения в суд без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
При таких обстоятельствах требования административного искового заявления МИФНС России № 1 по РМЭ о взыскании с Несмелова Д.В. задолженности по пени по транспортному налогу, пени в общем размере 245,40 руб. удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 138, 175 – 180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Марий Эл к Несмелову Д.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени в размере 245 рублей 40 копеек отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Марий Эл через Медведевский районный суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня составления мотивированного решения
Судья Е.В. Ильин
Мотивированное решение составлено:
26 ноября 2020 г.