Дело № 2-143/2022
УИД 76RS0001-01-2022-000460-63
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 августа 2022 года г. Любим
Любимский районный суд Ярославской области в составе
председательствующего судьи Рябкова А.В.,
при секретаре судебного заседания Тихомировой Т.В.,
с участием прокурора Любимского района ЯО Озерцовского А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Любимского района ЯО в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту дорожного хозяйства ЯО о возложении обязанности привести автодорогу «Пречистое - Любим - Буй» в соответствии с требованиями ГОСТа,
у с т а н о в и л:
прокурор Любимского района Ярославской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту дорожного хозяйства ЯО о возложении обязанности привести автодорогу «Пречистое - Любим - Буй» в соответствии с требованиями ГОСТов, доводы искового заявления обоснованы следующим.
Прокуратурой Любимского района в связи с жалобой жителей городского поселения Любим Ярославской области проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, выполнения функций в сфере содержания автомобильных дорог общего пользования в границах Любимского муниципального района, по которым осуществляется движение граждан и транспортных средств, в том числе школьных автобусов.
В соответствии с ч. З ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
Пунктом 6 ст. 12 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 21 указанного Закона мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2017 г. N 1245-ст утвержден Национальный стандарт РФ ГОСТ Р50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», который устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.
Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.08.2015 N 1122-ст введен в действие ГОСТ 33220-2015 «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию».
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 февраля 2018 г. N 81-ст утвержден Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51256-2018 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования», который распространяется на разметку автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений и устанавливает классификацию и технические требования к ней.
Согласно п. 12 Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального значения, относящихся к государственной собственности Ярославской области и составляющих казну Ярославской области, утвержденному Постановлением Правительства ЯО от ДД.ММ.ГГГГ N 83-п «Об утверждении перечней автомобильных дорог» автомобильная дорога «Пречистое-Любим-Буй», идентификационный № ОП РЗ К-0012, - является автодорогами общего пользования регионального значения, государственной собственностью.
В ходе проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения установлено, что участки проезжей части автодороги «Пречистое-Любим-Буй» на участках: 38-42 км, 46-50 км, 37 км + 50 м, 37 + 900 м, 38 км +100 м не соответствуют требованиям ГОСТа Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», ГОСТа 33220-2015 «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию», ГОСТа Р 51256-2018 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования».
Так, в ходе обследования установлено, что в нарушение п. 5.2.4, п. 5.3.1, п.5.3.2 ГОСТ Р 50597-2017 на участках автодороги «Пречистое-Любим-Буй»: с 38 по 42 км, с 46 по 50 км, покрытие проезжей части имеет многочисленные локальные повреждения, в том числе: в виде выбоин, просадок, проломов, завышение либо занижение обочин и иных повреждений.
В нарушение п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 и п. 5.2.4 ГОСТ 33220-2015 на участке 37 км+50 м имеется отдельная выбоина размерами: длина-140 см, ширина-50 см, глубина-10 см, площадью-0.7 м координаты выбоины: 58.20.11с.ш., 40.52.54 в.д.; на участке 37 км+900 м - отдельная выбоина размерами: длина-200 см, ширина-150 см, глубина-13 см, площадыо-3 м координаты выбоины: 58.20.1с.ш., 40.53.37 в.д.; на участке 38 км+100 м имеется отдельная выбоина размерами: длина-160 см, ширина-160 см, глубина-12 см, шющадью-2.56 м координаты выбоины: 58.19.57 с.ш., 40.53.58 в.д.
В нарушение п. 6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 на всем протяжении автодороги «Пречистое-Любим-Буй» горизонтальная дорожная разметка отсутствует.
Участки указанной дороги входят в маршруты школьных автобусов: №-Ш «Ермаково-Карганово-Слобода», №-Ш «Филиппово-Ермаково» - к образовательным учреждениям района.
Имеющиеся нарушения создают опасность для жизни и здоровья участников дорожного движения, в том числе пешеходов, прежде всего несовершеннолетних.
В соответствии с п. 2 ст. З Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» одним из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является обеспечение права каждого человека на образование.
Согласно п. 1 ч. З ст. 4 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обеспечение и защита конституционного нрава граждан Российской Федерации на образование является одной из основных задач правового регулирования отношений в сфере образования.
В соответствии со ст.5 Федерального закона «Об образовании в РФ» каждому человеку гарантируется право на образование, независимо от места жительства, гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Реализация права на образование обеспечивается путём создания органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий являются основными задачами в сфере безопасности дорожного движения.
Приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности является одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения, предусмотренных ст. З ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Непринятие своевременных и необходимых мер по обеспечению безопасности дорожного движения на вышеуказанных участка автодорог и тротуаров не только не отвечает требованиям безопасности дорожного движения, сохранности жизни и здоровья детей, но и может привести к нарушению образовательного процесса, и как следствие - существенному нарушению права на образование несовершеннолетних.
Частью 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
Частью 1 ст.17 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии с п. 6 ст. 12 указанного Закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
В соответствии с Постановлением Правительства ЯО от 26.01.2018 №35-п полномочия по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них возложены на Департамент дорожного хозяйства ЯО.
В соответствии с требованиями ст. ЗЗ Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования.
С учетом изложенного, обязанность по содержанию автомобильной дороги «Пречистое-Любим-Буй» возложена на Департамент дорожного хозяйства ЯО.
Несоответствие дорожной сети требованиям ГОСТа Р 50597-2017 создает угрозу передвижения по нему для неопределенного круга лиц, граждан -участников дорожного движения. Устранение имеющегося несоответствия находится в компетенции Департамента дорожного хозяйства ЯО, обязанного осуществить властные полномочия для приведения автодороги в надлежащее состояние.
Прокурор просит возложить на Департамент Дорожного хозяйства ЯО обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести автодорогу «Пречистое-Любим-Буй» в соответствие с требованиями ГОСТа Р 50597-2017, ГОСТа 33220-2015, а именно: устранить разрушения и выбоины, просадки, проломы и иные повреждения дорожного полотна на участках: с 38 по 42 км, с 46 по 50 км путем проведения ремонтных работ; ликвидировать выбоины на участках: 37 км+50 м 37 км+900 м, 38 км+100 м, нанести дорожную разметку.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить, установить срок исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика Департамента дорожного хозяйства Ярославской области в судебном заседании не присутствовал, извещен надлежаще о месте и времени судебного заседания, что подтверждается уведомлением, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя и о предоставлении более длительного срока для устранения недостатков.
Представитель ОГИБДД ОтдМВД России по Любимскому району, в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представители третьих лиц ГКУ «Ярдорслужба», АО «ЯРДОРМОСТ» в судебное заседание не явились, извещены надлежаще. Судом в соответствии со ст. 167 ГПК РФ определено о рассмотрении дела при имеющейся явке.
Заслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона № 257-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения. В силу ч. 2 ст. 15 указанного закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В п. 6 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ указано, что дорожная деятельность предусматривает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
На основании ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии с п. 5.2.4 ГОСТа Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ №-ст, покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
Частью 2 ст. 12 Федерального Закона № 196-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О безопасности дорожного движения» установлено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Судом установлено, что прокуратурой района в связи с жалобой жителей проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, выполнения функций в сфере содержания автомобильных дорог общего пользования в границах Любимского муниципального района, по которым осуществляется движение граждан и транспортных средств, в том числе школьных автобусов.
Установлено и не оспорено сторонами, что согласно п. 12 Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального значения, относящихся к государственной собственности Ярославской области и составляющих казну Ярославской области, утвержденному Постановлением Правительства ЯО от ДД.ММ.ГГГГ N 83-п «Об утверждении перечней автомобильных дорог» автомобильная дорога «Пречистое – Любим - Буй», идентификационный №, - является автодорогой общего пользования регионального значения, государственной собственностью.
Установлено, что участки проезжей части автодороги «Пречистое – Любим - Буй» на участках: 38-42 км, 46-50 км, 37 км + 50 м, 37 + 900 м, 38 км +100 м не соответствуют требованиям ГОСТа Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», ГОСТа 33220-2015 «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию», ГОСТа Р 51256-2018 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования».
Так, в нарушение п. 5.2.4, п. 5.3.1, п.5.3.2 ГОСТ Р 50597-2017 на участках автодороги «Пречистое – Любим - Буй»: с 38 по 42 км, с 46 по 50 км, покрытие проезжей части имеет многочисленные локальные повреждения, в том числе: в виде выбоин, просадок, проломов, завышение либо занижение обочин и иных повреждений.
В нарушение п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 и п. 5.2.4 ГОСТ 33220-2015 на участке 37 км+50 м имеется отдельная выбоина размерами: длина-140 см, ширина-50 см, глубина-10 см, площадью-0.7 м координаты выбоины: 58.20.11с.ш., 40.52.54 в.д.; на участке 37 км+900 м - отдельная выбоина размерами: длина-200 см, ширина-150 см, глубина-13 см, площадыо-3 м координаты выбоины: 58.20.1с.ш., 40.53.37 в.д.; на участке 38 км+100 м имеется отдельная выбоина размерами: длина-160 см, ширина-160 см, глубина-12 см, шющадью-2.56 м координаты выбоины: 58.19.57 с.ш., 40.53.58 в.д.
В нарушение п. 6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 на всем протяжении автодороги «Пречистое –Любим - Буй» горизонтальная дорожная разметка отсутствует.
Участки указанной дороги входят в маршруты школьных автобусов: №-Ш «Ермаково – Карганово - Слобода», №-Ш «Филиппово - Ермаково» - к образовательным учреждениям района.
Имеющиеся нарушения создают опасность для жизни и здоровья участников дорожного движения, в том числе пешеходов, прежде всего несовершеннолетних.
Доводы прокурора о том, что в соответствие с указанной им локализацией в нарушение ГОСТа покрытие проезжей части имеет дефекты в виде выбоин, просадок, проломов, и иных повреждений, не оспорены, подтверждены надлежаще актом проверки.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ответчиком достаточные меры в целях приведения указанной автодороги в соответствие с требованиями ГОСТа Р 50597-2017 не предпринимались.
Суд, оценив указанные доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, считает их относимыми, допустимыми, достоверными, в совокупности достаточными для принятия решения по делу. Доказательств иного ответчик суду не направил, тем самым не исполнив требования ст. 56 ГПК РФ, в то время как ответчику судом предоставлялось разумное и достаточное время для предоставления доказательств.
Как указано выше, частью 2 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
Частью 1 ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии с требованиями ст. ЗЗ Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования.
С учетом изложенного, обязанность по содержанию автомобильной дороги «Пречистое –Любим - Буй» в пределах Любимского района ЯО возложенная нормативными актами на Департамент дорожного хозяйства ЯО, не исполнена ответчиком.
Установленные нарушения препятствуют безопасному движению по автомобильной дороге, представляют реальную угрозу для жизни и здоровья участников движения.
Факт того, что бремя содержания и ремонта спорного участка дороги осуществляется от имени собственника Департаментом дорожного хозяйства Ярославской области установлен, никем не оспаривается.
Выполнение конкретных работ по содержанию дороги иными лицами по договорным отношениям, вытекающим из Государственного контракта не исключают ответственности ответчика.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства осуществляется путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий являются основными задачами в сфере безопасности дорожного движения.
Приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности является одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения, предусмотренных ст. З Федерального закона ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Таким образом, Департаментом дорожного хозяйства ЯО обязанность по надлежащему содержанию исполняется ненадлежащим образом, что в свою очередь является нарушением требований законодательства в сфере дорожной деятельности и безопасности дорожного движения.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные в решении действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая, что осуществление дорожной деятельности на автомобильной дороге отнесено к компетенции Департамента дорожного хозяйства Ярославской области, при разрешении спора на данного ответчика должна быть возложена обязанность совершить конкретные действия по приведению автодороги в соответствие с действующими нормативными требованиями, в связи с этим суд должен установить срок, в течение которого принятое по делу решение должно быть исполнено. С учетом времени года суд считает необходимым с учетом позиции истца установить срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 7604341976) ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ - ░░░░░ - ░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ 50597-2017, ░░░░░ 33220-2015, ░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░: ░ 38 ░░ 42 ░░, ░ 46 ░░ 50 ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░; ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░: 37 ░░+50 ░ 37 ░░+900 ░, 38 ░░+100 ░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░.░.