Дело №5-2156/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
14 сентября 2021 года г.Уфа
Судья Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан Е.Н. Графенкова,
рассмотрев материалы об административном правонарушении в отношении Акционерного общества «Уфимский хлебзавод №7», ОГРН № ИНН №, юридический адрес: <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
Государственным инспектором г.Уфы по пожарному надзору майором внутренней службы Раскопиным П.А. в ходе внеплановой выездной проверки за соблюдением требований пожарной безопасности АО «Уфимский хлебзавод №7» по адресу: <адрес> выявлены нарушения требований пожарной безопасности.
На судебном заседании государственный инспектор г.Уфы по пожарному надзору Гиззатуллин Ф.Ф. просил привлечь предприятие к административной ответственности по ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ.
На судебном заседании представитель АО «Уфимский хлебзавод №7» - Филонов А.В., действующий на основании доверенности №39 от 16.03.2021 года, пояснил, что большая часть нарушений устранена. Произведена замена извещателей пожарных тепловых на извещатели дымовые, в помещении грузчиков, в помещении склада черствой продукции.
В судебном заседании установлено, что при проведении (в период с 25 августа но 31 августа 2020 года) внеплановой выездной проверки в отношении объектов защиты (комплекс зданий, сооружений и помещений), используемых и принадлежащих на праве собственности АО «Уфимский хлебозавод № 7», расположенные по адресу: <адрес> были выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
Административно-бытовое здание |
|||
Первый этаж |
|||
1. |
Несущие элементы строительных конструкций пристроя здания (экспедиция слоеных изделий) не доведены до предела огнестойкости не менее R 90 (металлические конструкции не обработаны огнезащитным составом). |
(СНиП 21-01-97*, п. 5.18*, таблица 4) |
АО «Уфимский хлебозавод № 7» |
Второй этаж |
|||
2. |
Расчетная ширина горизонтальных участков путей эвакуации в общем коридоре составляет менее 1,0 м (фактически - 0,55 м; ширина коридора - 1,35 м; двери, открываются из помещений в общий коридор с двух сторон, ширина двери - 0,80 м). |
(СНиП 21-01-97*, п.п. 6.26*, 6.27) |
АО «Уфимский хлебозавод № 7» |
3. |
Административная часть здания не отделена от слесарной мастерской ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. |
(СНиП 21-01-97*, п. 7.4) |
АО «Уфимский хлебозавод № 7» |
4. |
По периметру кровли здания отсутствует ограждение по ГОСТ 25772. |
(СНиП 21-01-97*, п. 8.11) |
АО «Уфимский хлебозавод № 7» |
Производственное здание |
|||
5. |
Несущие элементы строительных конструкций здания не доведены до предела огнестойкости не менее R 90 (металлические конструкции не обработаны огнезащитным составом). |
(СНиП 21-01-97*, п. 5.18*, таблица 4) |
АО «Уфимский хлебозавод Ха 7» |
6. |
Высота эвакуационного выхода из помещения диспетчерской менее 1,9 м (фактически 1,77 м). |
(СНиП 21-01-97*, п. 6.16; СП 1.13130.2009, п. 5.2.14) |
АО «Уфимский хлебозавод № 7» |
7. |
Высота эвакуационного выхода № 2 ведущий непосредственно наружу менее 1,9 м (фактически 1,81 м). |
(СНиП 21-01-97* п. 6.16; СП 1.13130.2009, п. 5.2.14) |
АО «Уфимский хлебозавод № 7» |
8. |
Помещение склада этикеток на 1-м этаже не отделено ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. |
(СНиП 21-01-97*, п. 7.4) |
АО «Уфимский хлебозавод № 7» |
9. |
В помещении производственного помещения на 1-м этаже (экспедиция основного производства) смонтирована электрощитовая не отделенная ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. |
(СНиП 21-01-97*, п. 7.4) |
АО «Уфимский хлебозавод № 7» |
10, |
Не подвергнуты огнезащитной обработке деревянные конструкции кровли здания (обрешетка). |
(СНиП 21-01-97*, п. 7.2; МДС 21-1.98, п. 10.1 Правила противопожарного режима в Российской Федерации, п. 21) |
АО «Уфимский хлебозавод № 7» |
11, |
В производственном помещении (экспедиция основного производства) административные помещения 2-го этажа не отделены ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. |
(СНиП 21-01-97*, п. 7.4) |
АО «Уфимский хлебозавод № 7» |
12. |
На 2-м этаже (экспедиция основного производства) помещение архива не отделено ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. |
(СНиП 21-01 -97*, п. 7.4) |
АО «Уфимский хлебозавод № 7» |
13. |
На 2-м этаже (экспедиция основного производства) помещение склада не отделено ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. |
(СНиП 21-01-97*, п. 7.4) |
АО «Уфимский хлебозавод № 7» |
14. |
На 2-м этаже (экспедиция основного производства) помещение серверной не отделено ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. |
(СНиП 21-01-97* п. 7,4) |
АО «Уфимский хлебозавод № 7» |
15. |
На 2-м этаже (экспедиция основного производства) помещение электромонтажной мастерской не отделено ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. |
(СНиП 21-01-97*, п. 7.4) |
АО «Уфимский хлебозавод № 7» |
16. |
В пределах марша эвакуационной лестницы со 2-го этажа (экспедиция основного производства) допущено устройство ступеней с различной высотой (11, 16, 18 см) и различной шириной (19,21,25 см). |
(СНиП 21-01-97*, п. 6.28*) |
АО «Уфимский хлебозавод № 7» |
17. |
В противопожарной преграде (противопожарная дверь), отделяющей помещением основного производства от помещения газовой котельной (категории А |
(части 1,2,4, 10 статьи 88 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности; пункты |
АО «Уфимский хлебозавод № 7» |
по взрывопожарной и пожарной опасности), не предусмотрен тамбур-шлюз с постоянным подпором воздуха. |
7.18, 5,14, таблицы 1, 3 СНиП 21-01-97; пункт 6.1.37 СП 4.13130.2013) |
||
18. |
Высота эвакуационного выхода между помещением газовой котельной и помещением основного производства менее 1,9 м (фактически 1,77 м). |
(СНиП 21-01-97*, п. 6.16; СП 1.13130.2009, п. 5.2.14) |
АО «Уфимский хлебозавод № 7» |
19. |
Площадь легкосбрасываемых конструкций (стеклопакет с двойным остеклением) помещения газовой котельной составляет менее 0,05 кв. м на 1 куб. м объема помещения (фактические объем помещения - 514,5 куб. м, площадь остекления - 6 кв. м) |
(п. 6.2.5 СП 4.13130.2013) |
АО «Уфимский хлебозавод № 7» |
20. |
Помещение склада муки не отделено от помещения основного производства ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. |
(СНиП 21-01-97*, п. 7.4) |
АО «Уфимский хлебозавод № 7» |
21. |
На путях эвакуации из помещения столовой устроена лестница с криволинейными ступенями. |
(СНиП 21-01-97*, п. 6.28*) |
АО «Уфимский хлебозавод № 7» |
22. |
Ширина эвакуационного выхода из помещения магазина непосредственно наружу менее 0,8 м (фактически 0,68 м). |
(СНиП 21-01-97*, п. 6.16; СП 1.13130.2009, п. 5.2.14) |
АО «Уфимский хлебозавод №7» |
23. |
Свободные напоры у внутренних пожарных кранов не обеспечены получением компактных пожарных струй высотой, необходимой для тушения пожара в любое время суток в самой высокой и удаленной части здания. |
(п. 4.1.1 СП 10.13130.2009) |
АО «Уфимский хлебозавод № 7» |
Складские здания |
|||
24. |
В помещениях склада упаковки, вспомогательного склад, бытовом помещении грузчиков, строительного склада, склада оборудования № 1, склада оборудования № 2, склада черствой продукции установлены тепловые извещатели автоматической пожарной сигнализации. |
(п.п. 3, 4 НПБ-88-2001) |
АО «Уфимский хлебозавод № 7» |
Общие мероприятия |
|||
25. |
Не проведены эксплуатационные испытания ограждений на крыше здания с составлением соответствующего протокола испытаний. |
(Правила противопожарного режима в Российской Федерации, п. 24) |
АО «Уфимский хлебозавод № 7» |
26. |
При изменении требований пожарной безопасности на учреждение вновь не разработана декларация пожарной безопасности. |
(Федеральный закон № 123-ФЭ от 22.07.2008,4. 6 ст. 6) |
АО «Уфимский хлебозавод № 7» |
27. На объекте отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта (п. 61 Правила противопожарного режима в Российской Федерации).
31.08.2020 года в отношении АО «Уфимский хлебозавод №7» был составлен протокол №501 об административном правонарушении по ст. 20.4 ч.1 КоАП РФ.
Постановлением №501 по делу об административном правонарушении от 02.09.2020 года АО «Уфимский хлебозавод №7» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП Российской Федерации, за нарушения требований пожарной безопасности и привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением Калининского районного суда г.Уфы от 06.10.2020 года Постановление №501 от 02.09.2020 года главного государственного инспектора г. Уфы по пожарному надзору по делу об административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП Российской Федерации в отношении АО «Уфимский хлебозавод №7» изменено в части назначенного наказания, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей.
26.07.2021 года Государственным инспектором г. Уфы по пожарному надзору Раскопиным П.А. в ходе проведения внеплановой выездной проверки на объекте защиты: зданиях, сооружениях и помещениях, расположенных по адресу: <адрес>, отнесенного к категории высокого риска, используемых Акционерным обществом «Уфимский хлебзавод №7», были выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
Производственное здание |
||
1. |
В пределах марша эвакуационной лестницы со 2-го этажа (экспедиция основного производства) допущено устройство ступеней с различной |
п. 4.4.3 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», |
высотой (11, 16, 18 см) и различной шириной (19, 21, 25 см). |
ранее действующая норма - СНиП 21-01-97*, п. 6.28* |
|
2. |
На путях эвакуации из помещения столовой устроена лестница с криволинейными ступенями. |
п. 4.4.3 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», ранее действующая норма - СНиП 21-01-97*, п. 6.28* |
3"Ширина эвакуационного выхода из помещения магазина непосредственно наружу менее 0,8 м (фактически 0,68 м). |
СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», ранее действующая норма - п. 4.2.18, (СНиП 21-01-97*, п. 6.16;) |
|
Складские здания |
||
. |
В бытовом помещении грузчиков, помещении склада черствой продукции установлены тепловые извещатели автоматической пожарной сигнализации. |
СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», прил. А.1; п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении противопожарного режима в Российской Федерации», ранее действующая норма - п. 3, 4 НПБ-88-2001, |
Таким образом, исходя из условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, закрепленных в части 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», следует, что пожарная безопасность объекта защиты считается не обеспеченной.
Результаты проверки показывают, что нарушения допущены на объекте защиты, который относится к категории высокого риска. При этом нарушения выражаются в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов, а также несоответствии системы противопожарной защиты - автоматической пожарной сигнализации, требованиям пожарной безопасности.
Нарушения, не устраненные по ранее выданному предписанию, также образуют событие административного правонарушения по статье 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и, поскольку они установлены в ходе новой проверки, их наличие служит основанием для привлечения хозяйствующего субъекта к административной ответственности.
Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Р. к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 названного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 данной статьи.
В соответствии с частью 2.1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации 2.1. повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, если оно совершено на объекте защиты, отнесенном к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска, и выражается в необеспечении работоспособности или исправности источников противопожарного водоснабжения, электроустановок, электрооборудования, автоматических или автономных установок пожаротушения, систем пожарной сигнализации, технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре или систем противодымной защиты либо в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно статье 20 ФЗ "О пожарной безопасности" к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В силу ст. 26.2 КоАП Российской Федерации доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Наличие правонарушений и вина Акционерного общества «Уфимский хлебзавод №7» подтверждается протоколом №784 от 26 июля 2021 г. об административном правонарушении.
Таким образом, на основании административного материала и показаний должностных лиц, участвующих в деле, учитывая тот факт, что ранее предприятие уже привлекалось к ответственности по ч.1 ст. 20.4 КоАП Российской Федерации, суд усматривает в действиях Акционерного общества «Уфимский хлебзавод №7» состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2.1 ст. 20.4 КоАП Российской Федерации, и, соответственно вину предприятия в совершении данного правонарушения.
Согласно ст.4.1 КоАП Российской Федерации, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
В судебном заседании установлено и подтверждено представленными доказательствами, что АО «Уфимский хлебозавод №7» предпринимает все возможные действия направленные на проведение мероприятий связанных с пожарной безопасностью, так, устраняются выявленные нарушения.
Таким образом, судом установлено, что АО «Уфимский хлебозавод №7» принимаются возможные меры по устранению и недопущению выявленных нарушений пожарной безопасности, вместе с тем их выполнение в полном объеме зависит, в том числе, от действий третьих лиц.
Кроме того, суд учитывает, что большинство выявленных нарушений связаны с конструктивными особенностями здания, введенного в эксплуатацию ранее выявления нарушений. Устранение выявленных нарушений невозможно без проведения капитального ремонта здания, который также нуждается в финансировании.
Учитывая изложенное, суд считает возможным, с учетом смягчающих обстоятельств дела, финансового положения юридического лица, снизить размер назначенного административного штрафа до 100000 руб.
Руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
П О С Т А Н О В И Л :
Признать Акционерное общество «Уфимский хлебзавод №7» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Назначить Акционерному обществу «Уфимский хлебзавод №7» наказание за совершение административного правонарушения в виде административного штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вручения или получения в Верховный суд Республики Башкортостан через Калининский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан.
Судья Е.Н. Графенкова