Дело № 2-408/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 октября 2016 года г. Чухлома
Чухломский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Юхман Л.С.,
при секретаре Баушевой М.Н.,
с участием помощника Костромского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Павленко С.Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костромского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц Российской Федерации к администрации Ножкинского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области об устранении нарушений природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства при добыче подземных вод,
установил:
Костромской межрайонный природоохранный прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, действуя в интересах неопределенного круга лиц Российской Федерации, обратился в суд с иском о возложении на администрацию Ножкинского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области обязанностей в срок до 01 января 2017 года:
- организовать водоснабжение на территории муниципального образования Ножкинского сельского поселения Чухломского района Костромской области путем определения гарантирующей организации по водоснабжению для
централизованной системы водоснабжения от скважин, расположенных в
с. Ножкино (паспорт № 4581, 1987 года) и д. Федоровское (паспорт № 2405, 1972
года) Чухломского района;
- разработать и направить на утверждение в уполномоченный орган проекты зон
санитарной охраны источников питьевого водоснабжения артезианских скважин: с.Ножкино (паспорт № 4581, 1987 года), д.Федоровское (паспорт № 2405, 1972 года) Чухломского муниципального района.
Исковые требования мотивировал следующим.
Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о недрах в деятельности администрации Ножкинского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области (далее - Администрация), в ходе которой выявлены нарушения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства при добыче подземных вод.
Так, в целях обеспечения населения поселения питьевой водой Администрация эксплуатирует артезианские скважины, расположенные в с. Ножкино (паспорт № 4581, 1987 года) и д. Федоровское (паспорт № 2405, 1972 года) Чухломского района. Артезианские скважины находятся в муниципальной собственности Ножкинского сельского поселения Чухломского района.
Вопросы местного значения сельского поселения определены в ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», среди которых организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населениятопливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
При этом Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи) (ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципа., организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Полномочия по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо-и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации закреплены на региональном уровне статьей 1 Закона Костромской области от 04.12.2015 года № 38-6-ЗКО «О закреплении за сельскими поселениями Костромской области вопросов местного значения».
Аналогичные полномочия закреплены в п. 14 ч. 1 ст.9 Решения Совета депутатов № 20 от 28.12.2010 года «О принятии Устава муниципального образования Ножкинское сельское поселение Чухломского муниципального района Костромской области».
В соответствии с ч.1 ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях, среди прочих, относятся:
- организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по
организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае
невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее
водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих
обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих
обязательств; - определение для централизованной системы холодного водоснабжения
и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей
организации;
4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов.
Согласно п.4 ст.2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подачи горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
При этом под питьевой водой понимается вода, за исключением бутилированной питьевой воды, предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения, а также для производства пищевой продукции (п. 18 ст. 2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»).
Понятие водоснабжения также определено п. 10 ст. 1 Водного кодекса РФ и подразумевает подачу поверхностных или подземных вод водопотребителям в требуемом количестве и в соответствии с целевыми показателями качества воды в водных объектах.
Согласно п. 29 ст. 2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» централизованная система холодного водоснабжения-комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.
Под транспортированием воды (сточных вод) понимается перемещение
воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных
(канализационных) сетей (п.26 ст.2 Федерального закона «О водоснабжении и
водоотведении»).
Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), -юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем (п. 15 ст. 2 указанного Федерального закона).
В соответствии с ч. 2 ст.7 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения, заключают с гарантирующими организациями договоры холодного водоснабжения.
При этом под гарантирующей организацией понимается организация,
осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение,
определенная решением органа местного самоуправления поселения,
городского округа, которая обязана заключить договор холодного
водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного
водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи
объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной
системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (п.6 ст.2
Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»).
Согласно ч.1 ст. 13 Федерального закона «О водоснабжении иводоотведении» по договору водоотведения организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать
абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Оплата горячей, питьевой и (или) технической воды по договору водоснабжения осуществляется по тарифам на горячую воду (горячее водоснабжение), питьевую воду (питьевое водоснабжение) и (или) техническую воду (ч.6 ст. 13 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»).
Установлено, что в границах Ножкинского сельского поселения Чухломского района Костромской области расположено 28 населенных пунктов, в двух из них с. Ножкино и с. Федоровское водоснабжение органами местного самоуправления не организовано, что является нарушением законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологическое благополучия населения, выразившееся в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанного законодательства подача населению Ножкинского сельского поселения питьевой воды органами местного самоуправления Ножкинского сельского поселения Чухломского района Костромской области не организована.
Согласно информации главы администрации Ножкинского сельского поселения от 2016 № б/н,гарантирующая организация для предоставления услуг по централизованному водоснабжению не определена, администрацией Ножкинского сельского поселения ведется подготовка документации для внесения на сайт torgi.gov.ru.
В настоящее время водоснабжение в поселении осуществляется на платной основе, производственный контроль качества питьевого водоснабжения на территории Ножкинского сельского поселения не осуществляется.
Однако согласно ст. 3 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон) законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 19 Закона население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
В соответствии с п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг
гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №
307 водоснабжение является коммунальной услугой, обеспечивающей
комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Пунктом 9 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Кроме того, из части 1 ст. 23 Закона «О недрах» следует, что одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр является соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.
В соответствии со ст. 11 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом РФ, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право её владельца на пользование участком недр в определённых границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговорённых условий.
Однако в нарушение указанных требований законодательства по состоянию на 10.09.2016 года Администрация самостоятельно осуществляет добычу подземных вод из скважины в с. Ножкино и с. Федоровское, которые находятся на балансе администрации Ножкинского сельского поселения Чухломского района Костромской области, без лицензии.
Статьей 43 Водного кодекса РФ, статьей 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено утверждение проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Пунктами 1.4, 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» предусмотрена организация зон санитарной охраны в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала, второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Пунктами 1.6, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 установлено, что организации зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, который с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Согласно ст. 18 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения», проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Вместе с тем, в нарушение законодательства Администрацией Ножкинского сельского поселения проект зон санитарной охраны для эксплуатируемых скважин не разработан.
В целом выявленные факты свидетельствуют о нарушении права каждого на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии, предусмотренного ст. 42 Конституции РФ.
В адрес главы администрации Ножкинского сельского поселения 05.10.2015 года природоохранной прокуратурой было внесено представление об устранении нарушений законодательства.
Кроме того, по вынесенным природоохранным прокурором постановлениям Управлением Роспотребнадзора по Костромской области и Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области соответственно в октябре и декабре 2015 года на главу Муниципального образования наложены административные штрафы за допущенные нарушения.
Между тем, органами местного самоуправления сельского поселения до настоящего времени не приняты действенные меры, направленные на устранение нарушений закона, и организации водопотребления населенных пунктов с. Ножкино и д. Федоровское Ножкинского сельского поселения.
Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).
В соответствии со ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ч.2 ст. 15 Конституции РФ).
Одним из основных условий реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Согласно ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Кроме того, согласно ч.1 ст.3 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей:
1) охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения;
- снижения негативного воздействия на водные объекты путем
повышения качества очистки сточных вод; - обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для
абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций,
осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или)
водоотведение;
5) обеспечения развития централизованных систем горячего
водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития
эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и
развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее
водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются:
1) приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению;
3) обеспечение технологического и организационного единства и целостности централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
7) обеспечение равных условий доступа абонентов к водоснабжению и водоотведению (ч.2 ст.3 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»).
Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации (ч.2 ст. 18 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Права неограниченного круга лиц нарушены тем, что неисполнение
органами местного самоуправления поселения обязанности по организации
водоснабжения нарушает права жителей поселения и права неограниченного
круга лиц,персонифицировать которых невозможно.
В соответствии со ст.76 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.
Неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага согласно ч. 2 ст. 2 ГК РФ защищаются гражданским законодательством.
Согласно ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Таким образом, право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием.
К способам защиты гражданских прав, предусмотренных ст. 12 ГК РФ, относится присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В судебном заседании помощникКостромского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Павленко С.Л.
поддержала исковые требования.
Представитель ответчика - администрации Ножкинского сельского поселения Чухломского муниципального района в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Глава сельского поселения Лимонова И.Н. исковые требования Костромского межрайонного природоохранного прокурора признала в полном объеме, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, о чем представила письменное заявление.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Заместитель руководителя управления Тарасова А.Л. ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствии представителя Управления в связи с невозможностью обеспечения его явки в суд.
Представитель Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель Управления федеральной службы в сфере природопользования по Костромской области в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Руководитель управления Иванов С.Ю. ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствии представителя Управления Росприроднадзора по Костромской области. Требования Костромской межрайонной природоохранной прокуратуры, содержащиеся в исковом заявлении, полностью поддержал.
Выслушав помощника Костромского межрайонного природоохранного прокурора, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
Суд принимает признание иска представителем ответчика Лимоновой И.Н., поскольку оно не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и интересы других лиц.
Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
При таких обстоятельствах исковые требования, заявленные Костромским межрайонным природоохранным прокурором Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц, следует удовлетворить.
Администрацию Ножкинского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области следует обязать организовать водоснабжение на территории муниципального образования Ножкинского сельского поселения Чухломского района Костромской области путем определения гарантирующей организации по водоснабжению для
централизованной системы водоснабжения от скважин, расположенных в
с. Ножкино (паспорт № 4581, 1987 года) и д. Федоровское (паспорт № 2405, 1972
года) Чухломского района, а также разработать и направить на утверждение в уполномоченный орган проекты зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения указанных артезианских скважин.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии судом решения, обязывающего совершить определенные действия, может быть установлен срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В противном случае искажается сама суть правосудия по гражданским делам, к процедуре которого обращается истец для защиты своего права, не достигается цель защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов. Защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт своевременно не исполняется.
Принимая во внимание признания иска, суд полагает обоснованным установить ответчику срок для исполнения возлагаемой обязанности - до 1 июня 2017 года, считая данный срок разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов, ответчиков, в связи с чем государственная пошлина взысканию с ответчика не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 39, 173, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Костромского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц Российской Федерации к администрации Ножкинского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области об устранении нарушений природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства при добыче подземных вод, удовлетворить.
Обязать администрацию Ножкинского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области в срок до 01 июня 2017 года:
- организовать водоснабжение на территории муниципального образования Ножкинского сельского поселения Чухломского района Костромской области путем определения гарантирующей организации по водоснабжению для
централизованной системы водоснабжения от скважин, расположенных в
с. Ножкино (паспорт № 4581, 1987 года) и д. Федоровское (паспорт № 2405, 1972
года) Чухломского района.
- разработать и направить на утверждение в уполномоченный орган проекты зон
санитарной охраны источников питьевого водоснабжения артезианских скважин: с.Ножкино (1- паспорт № 4581, 1987 года), д.Федоровское (1-паспорт № 2405, 1972 года) Чухломского муниципального района.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Чухломский районный суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья: Юхман Л.С.