Судья: Журавлева Е.В. Дело № 33-177
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«22» января 2019 г. г. Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
в составе:
председательствующего судьи Забелиной О.А.,
судей Жидковой Е.В., Герасимовой Л.Н.,
при секретаре Сулеймановой А.Э.
в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по исковому заявлению Мельниковой Светланы Алексеевны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонное) на решение Мценского районного суда Орловской области от 01 ноября 2018 г., которым постановлено:
«исковые требования Мельниковой Светланы Алексеевны удовлетворить.
Возложить на Государственное Учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонное) обязанность включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью, периоды прохождения Мельниковой Светланы Алексеевны на курсах повышения квалификации с 5 июня 2000 г. по 1 июля 2000 г. и командировку 2 декабря 2000 г., а также периоды нахождения в учебных отпусках с 2 июня 1995 г. по 2 июля 1995 г., с 3 января 1996 г. по 13 января 1996 г., с 3 июня 1996 г. по 3 июля 1996 г., с 3 января 1997 г. по 13 января 1997 г., с 2 июня 1997 г. по 2 июля 1997 г., с 3 января 1998 г. по 13 января 1998 г., с 13 марта 1998 г. по 13 апреля 1998 г., с 1 июня 1998 г. по 30 июня 1998 г.
Возложить на Государственное Учреждение- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонное) обязанность назначить Мельниковой Светлане Алексеевне досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с момента ее обращения в территориальный орган Пенсионного Фонда Российской Федерации, но не ранее возникновения права на данную выплату, то есть с 29 августа 2018 г.».
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Забелиной О.А., выслушав представителя Государственного учреждения– Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонное) по доверенности Фоминой Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения Мельниковой С.А. относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Мельникова С.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонное) (далее по тексту – УПФР в Мценском районе Орловской области (межрайонное)) о признании права на досрочное назначение пенсии.
В обоснование заявленных исковых требований указала, что она имеет стаж работы по осуществлению педагогической деятельности в учреждениях для детей продолжительностью 25 лет, что дает ей право на досрочное назначение пенсии, независимо от возраста.
Однако при обращении в УПФР в Мценском районе Орловской области (межрайонное) для назначения пенсии по старости досрочно ей было отказано по причине отсутствия стажа работы по осуществлению педагогической деятельности в учреждениях для детей продолжительностью 25 лет.
В связи с чем, просила суд обязать УПФР Мценском районе Орловской области (межрайонное) включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации и периоды учебных отпусков, и назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с 29 августа 2018 г.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе УПФР в Мценском районе Орловской области (межрайонное) ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
В обоснование доводов жалобы указывает, что в соответствии с действующим законодательством периоды нахождения на курсах повышения квалификации и периоды учебных отпусков не подлежат включению в стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения, а апелляционной жалобы без удовлетворения по следующим основаниям.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены в статье 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, согласно части 3 статьи 30 данного федерального закона засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого же федерального закона, как это предусмотрено в части 4 названной статьи, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Положениями пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Согласно положениям статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - независимая оценка квалификации), с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
На основании статьи 173 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры по заочной и очно-заочной формам обучения и успешно осваивающим эти программы, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
Аналогичные гарантии для работников были закреплены и в Кодексе законов о труде Российской Федерации, действовавшем на период предоставления истцу учебных отпусков.
Так, согласно статье 196 Кодекса законов о труде Российской Федерации работникам, обучающимся без отрыва от производства в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, предоставляются оплачиваемые в установленном порядке отпуска в связи с обучением, а также другие льготы. Ежегодные оплачиваемые отпуска указанным работникам по их желанию предоставляются в любое время года.
В силу статьи 198 Кодекса законов о труде Российской Федерации за время отпусков, предоставляемых в связи с обучением в вечерних и заочных высших и средних специальных учебных заведениях, за работниками сохраняется средняя заработная плата.
На основании статьи 116 Кодекса законов о труде Российской Федерации работникам, направляемым в служебные командировки, оплачиваются: суточные за время нахождения в командировке; расходы по проезду к месту назначения и обратно; расходы по найму жилого помещения. За командированными работниками сохраняются в течение всего времени командировки место работы (должность) и средний заработок.
Согласно статье 112 Кодекса законов о труде Российской Федерации при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.
Таким образом, из анализа вышеприведенных норм права следует, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации, периоды нахождения работника в командировке, в дополнительном отпуске с сохранением среднего заработка, предоставляемом работодателем работнику, совмещающему работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (учебные отпуска) подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 29 августа 2018 г. Мельникова С.А. обратилась в УПФР в Мценском районе Орловской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной пенсии в связи с наличием у неё стажа работ по осуществлению педагогической деятельности в учреждениях для детей продолжительностью более 25 лет (л.д. 32-35).
Решением УПФР в Мценском районе Орловской области (межрайонное) от 10 сентября 2018 г. ей было отказано в назначении пенсии по старости, поскольку признанный ответчиком период работы, связанной с осуществлением педагогической деятельности в учреждения для детей, по состоянию на 29 августа 2018 г. составил <...> года <...> месяца <...> дней (л. д. 11-13).
Ответчик при подсчете периодов работы Мельниковой С.А. не включил ей в специальный стаж время нахождения на курсах повышения квалификации с 05 июня 2000 г. по 01 июля 2000 г., командировку 2 декабря 2000 г., а также периоды нахождения в учебных отпусках с 2 июня 1995 г. по 2 июля 1995 г., с 3 января 1996 г. по 13 января 1996 г., с 3 июня 1996 г. по 3 июля 1996 г., с 3 января 1997 г. по 13 января 1997 г., с 2 июня 1997 г. по 2 июля 1997 г., с 3 января 1998 г. по 13 января 1998 г., с 13 марта 1998 г. по 13 апреля 1998 г., с 1 июня 1998 г. по 30 июня 1998 г.
Между тем, из материалов дела следует и не оспаривалось ответчиком, что Мельникова С.А. с <дата> по <дата> осуществляет педагогическую деятельность на должностях и в учреждениях, дающих право на досрочное назначение пенсии, а именно: с <дата> работала учителем русского языка и литературы в Больше-Чернской основной школе, с <дата>- учителем начальных классов в Сурьяновской основной образовательной школе, с <дата> – директором в Сурьяновской основной общеобразовательной школе с ведением преподавательской работы в объеме не менее 6 часов в неделю; с <дата> по <дата>- директором в Струковской основной общеобразовательной школе с ведением преподавательской работы в объеме не менее 6 часов в неделю (л.д. 14-17).
В период работы Мельниковой С.А. в должности, дающей ей право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, она на основании приказов работодателя направлялась на курсы повышения квалификации с 05 июня 2000 г. по 01 июля 2000 г., в командировку 2 декабря 2000 г., а также в учебные отпуска с 2 июня 1995 г. по 2 июля 1995 г., с 3 января 1996 г. по 13 января 1996 г., с 3 июня 1996 г. по 3 июля 1996 г., с 3 января 1997 г. по 13 января 1997 г., с 2 июня 1997 г. по 2 июля 1997 г., с 3 января 1998 г. по 13 января 1998 г., с 13 марта 1998 г. по 13 апреля 1998 г., с 1 июня 1998 г. по 30 июня 1998 г. (л.д. 37, 38-39).
Установив, что в период работы в качестве учителя Мельникова С.А. направлялась в учебные отпуска, в командировку, на курсы повышения квалификации в связи с осуществлением педагогической деятельности, суд первой инстанции правильно исходил из того, что периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации, в учебных отпусках и командировке подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, поскольку указанные периоды являлись периодом трудовой деятельности с сохранением средней заработной платы.
С учетом признанного ответчиком стажа работы по осуществлению педагогической деятельности в учреждениях для детей (<...> года <...> месяца <...> дней) суд первой инстанции законно и обоснованно пришел к выводу, что после включения в стаж работы истца периодов нахождения на курсах повышения квалификации, учебных отпусках и командировке, специальный стаж Мельниковой С.А. составляет более 25 лет, а потому она имеет право на досрочное назначение пенсии.
В связи с чем довод апелляционной жалобы о том, что в соответствии с действующим законодательством период нахождения на курсах повышения квалификации, в учебных отпусках и командировке не подлежит включению в стаж на соответствующих видах работ является несостоятельным, основанным на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Таким образом, назначение страховой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.
Поскольку Мельникова С.А. обратилась за назначением пенсии 29августа 2018 г., то есть после возникновения у неё права, то суд правомерно назначил истцу пенсию с даты обращения за назначением пенсии.
Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах не имеется оснований для изменения вынесенного решения, выводы суда являются законными и обоснованными.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Мценского районного суда Орловской области от 01 ноября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонное) – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи