УИД 37RS0020-01-2024-001679-92
Дело № 2-1231/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ивановская область, г.Тейково 05 ноября 2024 года
Тейковский районный суд Ивановской области в составе
председательствующего судьи Алешиной О.А.,
при секретаре судебного заседания Михайловой Н.С.,
с участием помощника Тейковского межрайонного прокурора Ивановской области Зеленского А.В., представителя ответчика – администрации городского округа Тейково Ивановской области, по доверенности Генераловой Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тейковского межрайонного прокурора Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа Тейково Ивановской области об обязании произвести определенные действия,
установил:
Тейковский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеназванным исковым заявлением, в котором просит возложить на администрацию г.о. Тейково Ивановской области обязанность по инициированию процедуры признания многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим сносу, подготовить и предоставить документы, необходимые для рассмотрения указанного вопроса межведомственной комиссией г.о. Тейково по признанию жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым в течение 2-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Исковые требования обоснованы тем, что межрайонной прокуратурой в связи с обращением жильца многоквартирного <адрес> (далее - МКД) о нарушении его права на благоприятные условия проживания проведена проверка исполнения требований жилищного законодательства, по результатам которой в деятельности администрации г.о. Тейково выявлены грубые нарушения закона.
Постановлением администрации г. Тейково от ДД.ММ.ГГГГ № на территории города создана и действует межведомственная комиссия по признанию жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым.
Установлено, что МКД не являлся предметом обсуждения межведомственной комиссией, каких-либо решений комиссия в связи с этим не принимала.
Многоквартирный <адрес>, представляющий собой бревенчатый 2-х этажный 4-квартирный жилой дом 1917 года постройки, в котором присутствует также муниципальный жилищный фонд.
Согласно электронному паспорту МКД, размещенному на ГИС ЖКХ, общий износ здания составляет 67%.
В соответствии с данными физического износа техническое состояние несущих конструктивных элементов является аварийным, а несущих - ветхим, о чем свидетельствует информация из Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области.
Таким образом, здание относится к жилым домам непригодным для постоянного проживания, нормативный срок эксплуатации всех конструкций истек.
При этом проведение капитального ремонта (комплекса строительных и организационно-технических мероприятий по устранению физического и морального износа, не предусматривающих изменение основных технико-экономических показателей здания и сооружения, включающих в случае необходимости, замену отдельных конструктивных элементов и систем инженерного оборудования) является экономически нецелесообразным, поскольку процент восстановительной стоимости приближается к 100%.
До настоящего времени в условиях высокого фактического физического процента износа несущих конструктивных элементов многоквартирного дома, указывающего на наличие оснований к немедленному рассмотрению вопроса пригодности дома для проживания в установленном законом порядке, бездействием органа местного самоуправления, имеющего в доме муниципальный жилищный фонд, создаются препятствия в реализации жителями дома права на благоприятные условия проживания, на расселение в разумный срок, что, как следствие может повлечь наступление негативных последствий в виде вреда жизни и здоровью как собственников жилых помещений, нанимателей и членов их семей, так и неопределенного круга лиц в результате дальнейшего повреждения и разрушения строения.
Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации городского округа Тейково Ивановской области (далее КУМИ администрации г.о. Тейково) (л.д. 51).
Представитель истца – помощник Тейковского межрайонного прокурора Ивановской области Зеленский А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - администрации г.о. Тейково Ивановской области Генералова Ю.О. в судебном заседании представила отзыв на исковое заявление, в котором указала, что администрация г.о. Тейково Ивановской области не обладает полномочиями по направлению заявления и документов в межведомственную комиссию, поскольку не является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>. Данное жилое находится в муниципальной собственности и передано в найм по договору социального найма. Полномочия собственника по управлению и распоряжению объектами муниципальной собственности г.о. Тейково Ивановской области от имени муниципального образования городской округ Тейково осуществляет КУМИ администрации г.о. Тейково (л.д. 35-38). Других возражений относительно заявленных исковых требований не представила и просила суд установить срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - КУМИ администрации г.о. Тейково, будучи извещенным в судебном заседании не участвовал, возражений по иску не представил.
Учитывая, что представитель третьего лица о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без своего участия, суд в порядке ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации гарантирует право каждого на жилище, одновременно закрепляя обязанность органов местного самоуправления создавать для этого все необходимые условия в силу ч. 1 и ч. 2 ст. 40 Конституции РФ.
В силу ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности.
Согласно ч. 6 ст. 2 ЖК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе осуществляют контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
Как следует из пп. 8, 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится в том числе: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; осуществление муниципального жилищного контроля.
Жилое помещение согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение вышеуказанной нормы права Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение), которое устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также порядок признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.
Пунктом 7 Положения предусмотрено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Согласно пункту 34 Постановления N 47, основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 45 (1) Положения, в случае если заявителем выступает орган государственного надзора (контроля), указанный орган представляет в комиссию свое заключение, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить документы, указанные в пункте 45 настоящего Положения.
В силу пункта 46 Положения комиссия рассматривает поступившее заявление, или заключение органа государственного надзора (контроля), или заключение экспертизы жилого помещения, предусмотренное пунктом 42 настоящего Положения, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
Как установлено в судебном заседании и следует из информации, представленной администрацией г.о. Тейково Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом по адресу: <адрес> межведомственной комиссией по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым на территории г.о. Тейково Ивановской области, созданной на основании Постановления администрации г.о. Тейково Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ №, аварийным и подлежащем сносу или реконструкции не признавался (л.д. 26).
Службой государственной жилищной инспекции Ивановской области в рамках прокурорской проверки по обращению ФИО4 о нарушениях жилищного законодательства проведено обследование многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, по результатам которого оформлено заключение от ДД.ММ.ГГГГ № О проведении оценки соответствия МКД требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 17).
В ходе обследования Службой ГЖИ Ивановской области установлены факторы, влияющие на снижение работоспособности и несущей способности основных несущих конструкций, надежности МКД, приводящие к деформациям и ухудшению эксплуатационных свойств конструкций в МКД, что не соответствует требованиям пунктов 10, 11, 12, 16 раздела II, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее — Положение). Данные факторы свидетельствуют о существующей опасности пребывания и проживания граждан в МКД, состояние несущих и ограждающих строительных конструкций которого не может обеспечить безопасную для жизни и здоровья граждан эксплуатацию многоквартирного дома. Указанные нарушения свидетельствуют о несоответствии МКД требованиям к обеспечению безопасности зданий и сооружений в процессе эксплуатации, установленной статьей 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». В соответствии с пунктами 33, 34 Положения, ухудшение в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящее к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, а также деформация несущих конструкций, свидетельствующая об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются основаниями для признания многоквартирного дома непригодным для проживания (л.д. 19,20).
Многоквартирный <адрес>, представляет собой бревенчатый 2-х этажный 4-квартирный жилой дом 1917 года постройки.
Согласно реестру муниципального имущества городского округа Тейково Ивановской области в указанном многоквартирном доме все жилые помещения находятся в муниципальной собственности. Одно жилое помещение, а именно <адрес>, в которой проживает ФИО5, передано в найм по договору социального найма (л.д. 39).
Согласно электронному паспорту МКД, размещенному на ГИС ЖКХ, общий износ здания составляет 67%.
Таким образом, здание относится к жилым домам непригодным для постоянного проживания, нормативный срок эксплуатации всех конструкций истек.
При этом проведение капитального ремонта (комплекса строительных и организационно-технических мероприятий по устранению физического и морального износа, не предусматривающих изменение основных технико-экономических показателей здания и сооружения, включающих в случае необходимости, замену отдельных конструктивных элементов и систем инженерного оборудования) является экономически нецелесообразным, поскольку процент восстановительной стоимости приближается к 100%.
Довод ответчика – администрации г.о. Тейково Ивановской области о том, что она не обладает полномочиями по направлению заявления и документов в межведомственную комиссию, суд находит не состоятельным, поскольку в силу требований закона на органе местного самоуправления лежит обязанность по контролю за сохранностью муниципального жилищного фонда, своевременному признанию в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания.
Учитывая изложенное, и принимая во внимание, что до настоящего времени в условиях высокого физического процента износа несущих конструктивных элементов многоквартирного дома, указывающего на наличие оснований к немедленному рассмотрению вопроса пригодности дома для проживания в установленном законом порядке, бездействием органа местного самоуправления, имеющего в доме муниципальный жилищный фонд, создаются препятствия в реализации жителями дома права на благоприятные условия проживания, на расселение в разумный срок, что, как следствие может повлечь наступление негативных последствий в виде вреда жизни и здоровью как собственников жилых помещений, нанимателей и членов их семей, так и неопределенного круга лиц в результате дальнейшего повреждения и разрушения строения, суд считает необходимым требования истца удовлетворить.
В соответствии со ст. 204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
По смыслу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд вправе установить разумный срок, в течение которого решение должно быть исполнено ответчиком.
Установленный судом срок для исполнения решения суда должен являться разумным и обеспечивать соблюдение баланса интересов сторон.
Учитывая мнение сторон, суд полагает возможным в соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить ответчикам срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено – до 01.04.2025.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 – 199, 206 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Тейковского межрайонного прокурора Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа Тейково Ивановской области об обязании произвести определенные действия удовлетворить.
Возложить на администрацию г.о. Тейково Ивановской области обязанность по инициированию процедуры признания многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим сносу, подготовить и предоставить документы, необходимые для рассмотрения вопроса межведомственной комиссией г.о. Тейково по признанию жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым в срок до 01 апреля 2025 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Тейковский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий О.А.Алешина
Мотивированное решение составлено 19 ноября 2024 года.