Гр.дело № 2-783/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Кирсанов 22 октября 2018 года
Кирсановский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Волынкиной Е.В.,
с участием помощника Мичуринского транспортного прокурора Коровина Р.А.,
при секретаре Ларионовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Савченко <данные изъяты> к ОАО «Российские железные дороги», ООО Страховая компания «Согласие», ООО «Стройинжиниринг» о взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Савченко обратился в суд с иском к ОАО «Российские железные дороги», о взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда.
24.08.2018 г. определением Кирсановского районного суда Тамбовской области в качестве соответчиков были привлечены ООО Страховая компания «Согласие» и ООО «Стройинжиниринг».
В обоснование заявленных исковых требований суду указал, что 15.12.2015 года около 08 час. 30 мин. он шел по второму перрону железнодорожной станции Кирсанов, чтобы сесть на поезд № сообщением «Астрахань-Москва». Пройдя несколько метров по перрону, левая нога истца провалилась и он упал на левый бок, получив телесные повреждения. Считает, что телесные повреждения получены им по причине того, что в указанный период времени производились ремонтные работы, место не было огорожено сигнальными лентами на реконструируемой платформе железнодорожной станции Кирсанов и не были установлены предупреждающие плакаты. Просит взыскать в его пользу материальный ущерб в сумме <данные изъяты> руб., компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, а также недополученную заработную плату в размере <данные изъяты> руб.
В судебном заседании истец Савченко <данные изъяты> поддержал заявленные требования, пояснив, что при получении травмы, он сразу обратился за медицинской помощью в Кирсановскую ЦРБ, где находился сначала на стационарном лечении, а затем и на амбулаторном. При медицинском обследовании был обнаружен закрытый внутрисуставный перелом шейки левой бедренной кости, в связи с чем им были понесены материальные затраты, связанные с получением лечения и оказанием медицинских услуг, проездом к месту лечения и обратно.
Представитель ответчика ОАО «РЖД» (по доверенности) Болясов А.И. в судебном заседании иск не признал, и пояснил, что железнодорожный вокзал с 24.08.2014 г. находился на реконструкции, при передачи 2-й платформы вокзала на ст.Кирсанов в ремонт, она фактически выбыла из владения ОАО РЖД. Субподрядчиком в отношении данных работ выступало ООО «Стройинжиринг», и именно на данном юридическом лице лежит обязанность по возмещению третьим лицам вреда, причиненного при производстве строительных работ. Просил в удовлетворении заявленных исковых требований отказать в полном объеме.
Представитель ответчика ООО «Стройинжиниринг» (по доверенности) Черникова Н.А. иск не признала и пояснила, что между АО «РЖДстрой» в лице управляющего СМТ-7 филиала АО «РЖДстрой» и ООО «Стройинжиниринг» был заключен договор строительного подряда № от 24.01.2015 г. на выполнение в 2015 году работ по реставрации и приспособлению для современного использования вокзала ст.Кирсанов, с периодом выполнения работ с января 2015 года по ноябрь 2015года.
Работы были выполнены подрядчиком полностью, качественно и в установленный договором срок. Никаких замечаний или претензий от заказчика (ОАО «РЖД»), третьих лиц и контролирующих органов в ходе производства работ в адрес организации не поступало, в том числе и относительно нарушений требований промышленной безопасности и охраны труда.
Согласно заключенного договора в обязанности ООО «Стройинжиниринг» не входило следить за наличием освещения на платформах, данная обязанность возложена на собственника объекта. Вопросы организации движения пассажирских составов, посадки и высадки пассажиров на железнодорожных станциях относятся к исключительной компетенции перевозчика и собственника объектов железнодорожной инфраструктуры, которыми является ОАО «РЖД» в лице соответствующих структурных подразделений.
В соответствии с Правилами нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности…», утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, для привлечения внимания пассажиров и посетителей железнодорожного вокзала станции Кирсанов, ООО «Стройинжиниринг» по согласованию с заказчиком, при выходе на платформу, а также около здания вокзала, на столбах освещения были выставлены информационные таблички «Внимание, ведется ремонт платформы». Ввиду того, что пассажирское сообщение в процессе производства работ не было прекращено, подрядчиком в существующих условиях был выполнен максимально возможный перечень мероприятий по обеспечению своевременного оказания перевозчиком услуг и безопасности пассажиров при нахождении на платформе при производстве работ.
В судебном заседании 11.10.2018 г. представитель ответчика ООО «СК «Согласие» (по доверенности) Востриков Д.С. исковые требования не признал, просил в иске отказать, поскольку страховая компания не является надлежащим ответчиком по делу.
Представитель Мичуринской транспортной прокуратуры - помощник Мичуринского транспортного прокурора Коровин Р.А. исковые требования Савченко <данные изъяты>. поддержал в части взыскания морального вреда и материального ущерба.
Суд, выслушав участников судебного процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статья 1064 ГК РФ предусматривает, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии с п.1 ст.1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Согласно п.2 ст.1083 ГК РФ, если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен.
При грубой неосторожности потерпевшего и отсутствии вины причинителя вреда в случаях, когда его ответственность наступает независимо от вины, размер возмещения должен быть уменьшен или в возмещении вреда может быть отказано, если законом не предусмотрено иное. При причинении вреда жизни или здоровью гражданина отказ в возмещении вреда не допускается.
Судом установлено, что 15.12.2015 года в 08 часов 35 минут на второй платформе ж.д.станции Кирсанов Савченко <данные изъяты> получил травму левой ноги, провалившись в стыковое отверстие между плитами, что отражено в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела от 23.11.2017г.
Савченко <данные изъяты>. 15.12.2015 г. был госпитализирован в ТОГБУЗ «Кирсановская ЦРБ», где находился на стационарном лечении согласно выписного эпикриза № с 15.12.2015 г. по 21.12.2015 г., а затем проходил амбулаторное лечение по 15.07.2016 г.
Согласно заключения эксперта № от 21.12.2017 года, из которого следует, что у Савченко <данные изъяты>. имело место: закрытый внутрисуставной перелом шейки левой бедренной кости, который мог возникнуть от действия тупого твердого предмета, 15.12.2015 г., квалифицируется как средней тяжести вред здоровью по критерию длительного расстройства здоровья – временное нарушение функций органов и (или) систем (временная нетрудоспособность) продолжительностью свыше 3 недель (более 21 дня).
Согласно пункта 3 статьи 1, пункта 2 статьи 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте Российской Федерации, пункта 15 Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденных постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, владельцы инфраструктур, перевозчики и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции должны обеспечивать безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда.
В соответствии со статьей 80 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать, в том числе, безопасность перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах (далее в настоящей главе - вокзалы), пассажирских платформах и в поездах, сохранность перевозимых багажа, грузобагажа, движение пассажирских поездов в соответствии с расписанием, своевременную доставку багажа, грузобагажа.
Пассажирские вагоны, а также вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов.
На железнодорожных станциях сооружаются пассажирские платформы, оборудованные навесами и павильонами, а также пешеходные настилы, тоннели, мосты в соответствии с нормами технологического проектирования и содержания связанных с обслуживанием пассажиров объектов железнодорожного транспорта, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Кроме того, в соответствии с п.4.2 Требований к пассажирским платформам по обеспечению безопасности граждан, утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 24.12.2010 года №р, платформы, как правило, должны размещаться на прямых участках пути. Для платформ, расположенных на линиях, по которым осуществляется движение пассажирских и грузовых поездов, должны иметь следующие нормы по высоте: для низких платформ 200 мм от уровня верха головок рельсов и 1745 мм от края платформы до оси пути. Применение требований обязательно при новом строительстве, реконструкции пассажирских платформ, а также при модернизации технического оснащения.
В соответствии с п. 2 ст.10 Федерального закона от 10.01.2003 г. №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» проектирование, строительство, реконструкция, включая электрификацию, и содержание объектов железнодорожного транспорта, имеющих региональное и местное значение, в том числе железнодорожных вокзалов, пешеходных мостов, пассажирских платформ, приобретение железнодорожного подвижного состава для перевозок грузов, приобретение контейнеров, электропоездов (вагонов) для перевозок пассажиров в пригородном сообщении, строительство жилых домов и объектов непроизводственного назначения осуществляются за счет собственных средств владельцев инфраструктур, перевозчиков, иных физических и юридических лиц, а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных не запрещенных законом источников.
В связи с полученной травмой, Савченко <данные изъяты> понес материальные затраты на приобретение медикаментов, оплачивал стоимость проезда из с.Ленинское Кирсановского района Тамбовской области в г.Тамбов и обратно для посещения лечебных учреждений. Общая стоимость материальных затрат составила <данные изъяты> коп.
В соответствии со ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно ст.1085 ГК РФ в объем возмещаемого вреда, причиненного здоровью, включаются расходы на лечение и иные дополнительные расходы (расходы на дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии и т.п.).
Согласно разъяснениям, содержащимся в подпункте "Б" пункта 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина", расходы на лечение и иные дополнительные расходы подлежат возмещению причинителем вреда, если будет установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение. Однако если потерпевший, нуждающийся в указанных видах помощи и имеющий право на их бесплатное получение, фактически был лишен возможности получить такую помощь качественно и своевременно, суд вправе удовлетворить исковые требования потерпевшего о взыскании с ответчика фактически понесенных им расходов.
Таким образом, расходы на лечение и иные дополнительные расходы подлежат возмещению в пользу потерпевшего лишь при наличии одновременно двух условий: во-первых, потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода; во-вторых, потерпевший не имеет права на их бесплатное получение.
Согласно Конституции Российской Федерации медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Статьей 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", установлено, что доступность и качество медицинской помощи обеспечивается предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Савченко <данные изъяты>. 20.01.2016 г. заключил договоры на оказание платных медицинских услуг с ООО «Тамбовмедсервис» для прохождения МРТ на сумму <данные изъяты> рублей и с ГБУЗ «Тамбовская областная клиническая больница им.В.Д.Бабенко» на оказание платной медицинской услуги в виде приема и консультации врача травматолога ортопеда на сумму <данные изъяты> руб.
19.02.2016г. истцом были заключены договоры с ГБУЗ «Тамбовская областная клиническая больница им.В.Д.Бабенко» на оказание платной медицинской услуги в виде приема и консультации врача травматолога ортопеда на сумму <данные изъяты> руб., а также рентгенографии тазобедренного сустава на сумму <данные изъяты> рублей., 23.06.2016 г. заключил договор на оказание платных медицинских услуг с ТОГБУЗ «БСМЭ» на сумму <данные изъяты> руб.
Савченко <данные изъяты>. представлен чек на оплату бензина для проезда 09.06.2016 г. в ГБУЗ «Тамбовская областная клиническая больница им.В.Д.Бабенко» для проведения КТ тазобедренного сустава.
Однако, истцом не представлены суду какие-либо направления врачей, указывающие на необходимость прохождения КТ и МРТ тазобедренного сустава и необходимости консультации у врача травматолога ортопеда в ГБУЗ «Тамбовская областная клиническая больница им.В.Д.Бабенко».
Таким образом, из представленных в материалы дела документов не усматриваются основания для взыскания указанных выше расходов по платным услугам, поскольку отсутствуют доказательства нуждаемости истца по медицинским показаниям и невозможности в их бесплатном получении.
Савченко <данные изъяты> в связи с полученной травмой, проходил лечение в стационаре ТОГБУЗ «Кирсановская ЦРБ», а затем и амбулаторно с 15.12.2015г. по 15.07.2016г. В указанный период времени и до 31.07.2016г. он находился в трудовых отношениях с ООО частное охранное предприятие «ЧОП».
Согласно ст.183 ТК РФ при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику соответствующее пособие. Частью 2 этой же статьи предусмотрено, что размеры пособий и условия их выплаты устанавливаются федеральными законами.
Условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и при иных страховых случаях лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, определен в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 255-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 14 данного Закона пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается в случаях, если в соответствии с частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия.
В силу пункта 1.1. этой же статьи, в случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, не имело заработка, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
В соответствии с п.1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 255-ФЗ страхователь назначает пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком в течение 10 календарных дней со дня обращения застрахованного лица за его получением с необходимыми документами. Выплата пособий осуществляется страхователем в ближайший после назначения пособий день, установленный для выплаты заработной платы.
Согласно п.2.1 этой же статьи, в случае отсутствия у застрахованного лица на день обращения за пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком справки (справок) о сумме заработка, необходимой для назначения указанных пособий в соответствии с частями 5 и 6 статьи 13 настоящего Федерального закона, соответствующее пособие назначается на основании представленных застрахованным лицом и имеющихся у страхователя (территориального органа страховщика) сведений и документов. После представления застрахованным лицом указанной справки (справок) о сумме заработка производится перерасчет назначенного пособия за все прошлое время, но не более чем за три года, предшествующих дню представления справки (справок) о сумме заработка.
Однако, листки нетрудоспособности Савченко <данные изъяты> не были сданы работодателю, что и не отрицалось в судебном заседании самим истцом.
Таким образом, требования Савченко <данные изъяты> о взыскании недополученного им заработка, в период временной нетрудоспособности вследствие получения им травмы, не могут быть удовлетворены и взысканы с ответчиков.
В силу п.1 ст.1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 ГК РФ.
В соответствии с п.2 ст.1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.
Согласно ст.1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Пленум Верховного Суда РФ в п.4 постановления от ДД.ММ.ГГГГг. N10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" (с последующими дополнениями и изменениями) разъяснил, что объектом неправомерных посягательств являются по общему правилу любые нематериальные блага (права на них) вне зависимости от того, поименованы ли они в законе и упоминается ли соответствующий способ их защиты.
Моральный вред может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий, и др. (п.2 названного постановления Пленума Верховного Суда РФ). Перечень нравственных страданий, являющихся основанием для реализации права на компенсацию морального вреда, не является исчерпывающим.
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» указывается, что: «степень нравственных и физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий».
В постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» уточняется позиция Верховного Суда по вопросу об определении размера компенсации морального вреда, согласно которой при определении размера компенсации морального вреда, суду с учетом требований разумности и справедливости следует исходить из степени нравственных или физических страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, степени вины нарушителя и иных заслуживающих внимания обстоятельств каждого дела.
Право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека (ст.ст.2,7,20,41 Конституции Российской Федерации).
На основании вышеизложенного, с учетом представленных сторонами доказательств, суд приходит к выводу, что травма получена Савченко <данные изъяты>. при падении на втором перроне на реконструируемой платформе железнодорожной станции Кирсанов, собственником которой является ОАО «РЖД», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 22.03.2004 года. Именно ОАО «РЖД» не обеспечил безопасность и качественное обслуживание пассажиров на платформе железнодорожной станции.
Поскольку в результате ненадлежащего исполнения предусмотренных действующим законодательством обязанностей владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта, а именно ответчиком ОАО «РЖД», истец получил телесные повреждения, в связи с чем испытывал физические страдания, а также нравственные страдания, следовательно, требования Савченко <данные изъяты> о взыскании компенсации морального вреда являются обоснованными.
При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает обстоятельства происшедшего, характер и степень телесных повреждений, полученных истцом в результате падения, период нахождения на лечении, а также требования разумности и справедливости и определяет размер денежной компенсации морального вреда, подлежащей взысканию с ответчика в пользу Савченко <данные изъяты> в сумме <данные изъяты> рублей.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в федеральный бюджет в размере <данные изъяты> рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Савченко <данные изъяты> – удовлетворить частично.
Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» в пользу Савченко <данные изъяты> <данные изъяты> рублей в счет компенсации морального вреда.
В остальной части исковые требования Савченко <данные изъяты> - оставить без удовлетворения.
Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты> рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тамбовского областного суд через Кирсановский районный суд Тамбовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Полное и мотивированное решение суда составлено 26 октября 2018 года.
Судья: Е.В.Волынкина
Верно:
Судья: Е.В.Волынкина
Секретарь: Н.В.Ларионова
Решение вступило в законную силу:____________________________ 2018 года.
Подлинник решения подшит в материалах гражданского дела №2-783/18 Кирсановского районного суда Тамбовской области.
Судья: Е.В.Волынкина
Секретарь: Н.В.Ларионова