Дело № 2-9073/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Некрасовой О.С.,
при секретаре Сакеновой К.Ю.,
с участием представителя прокуратуры Щербаковой Н.В.,
представителя ответчика Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми Рочевой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре
13 ноября 2018 года гражданское дело по иску и.о. прокурора Усть-Вымского района в интересах неопределённого круга лиц к Государственному казённому учреждению Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми" и Министерству строительства и дорожного хозяйства Республики Коми о возложении обязанности привести дорогу в соответствие с нормативными требованиями,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора Усть-Вымского района обратился с иском в суд к Государственному казённому учреждению Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми" (далее по тексту – ГКУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Коми") Министерству строительства и дорожного хозяйства Республики Коми о возложении в срок до 01.01.2019 г. обязанности организовать и обеспечить устранение повреждений поверхности (выбоин), на автодороге "Сыктывкар – Ухта-Печора-Усинск-Нарьян-Мар» на участке дороги «Сыктывкар-Ухта» на территории Усть-Вымского района.
В обоснование требований истец указал, что при проведении проверки состояния участка дороги установлены недостатки. Данные нарушения создают предпосылки повышения уровня возникновения дорожно-транспортных происшествий, предполагают возможную угрозу жизни и здоровью неопределенному кругу лиц.
Лица, участвующие в деле извещены о месте и времени его рассмотрения в соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель прокуратуры поддержала заявленные требования, представитель ответчика Минстроя Республики Коми против заявленных требований возражала. Представитель ГКУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Коми" в суд не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела судом. Суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что 24.09.2018 прокуратурой Усть-Вымского района совместно с ОГИБДД 0МВД России по Усть-Вымскому району проведена проверка автодороги «Сыктывкар - Ухта - Печора - Усинск - Нарьян-Мар» на участке «Сыктывкар - Ухта» на территории Усть-Вымского района общей протяженностью 29,602 км (от 51,663 км до 81,265 км).
В ходе проверки установлено следующее.
С 68 км +20 м по 68 км +120 м (с 55 км +806 м по 55 км + 906 м по фактической дислокации дорожных знаков и схем дорожной горизонтальной разметки) автодороги «Сыктывкар-Ухта-Печора-Усинск-Нарьян-Мар» на обеих полосах движения на покрытии автодороги имеется сплошное разрушение дорожного покрытия (выбоины, трещины) площадью 600 м2, чем нарушен п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017.
С 69 км +200 м по 69 км +300 м (с 56 км +600 м по 56 км + 700 м по фактической дислокации дорожных знаков и схем дорожной горизонтальной разметки) автодороги «Сыктывкар-Ухта-Печора-Усинск-Нарьян-Мар» на обеих полосах движения на покрытии автодороги имеется сплошное разрушение дорожного покрытия (выбоины, трещины) площадью 420 м2, чем нарушен п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017.
С 69 км +600 м по 69 км +800 м (с 57км +14 м по 57 км + 214 м по фактической дислокации дорожных знаков и схем дорожной горизонтальной разметки) автодороги «Сыктывкар-Ухта-Печора-Усинск-Нарьян-Мар» на обеих полосах движения на покрытии автодороги имеется сплошное разрушение дорожного покрытия (выбоины, трещины) площадью 600 м, чем нарушен п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017.
С 72 км +500 м по 74 км +300 м (с 59 км + 939 м по 61 км + 739 м по фактической дислокации дорожных знаков и схем дорожной горизонтальной разметки) автодороги «Сыктывкар-Ухта-Печора-Усинск-Нарьян-Мар» на обеих полосах движения на покрытии автодороги имеется сплошное разрушение дорожного покрытия (выбоины, трещины) площадью 850 м, чем нарушен п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017.
С 76 км +700 м по 78 км +900 м автодороги «Сыктывкар-Ухта-Печора- Усинск-Нарьян-Мар» (с 64 км + 45 м по 66 км + 245 м по фактической дислокации дорожных знаков и схем дорожной горизонтальной разметки) на обеих полосах движения на покрытии автодороги имеется сплошное разрушение дорожного покрытия (выбоины, трещины) площадью 900 м, чем нарушен п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017.
На 78 км + 589 м (на 66 км + 21 м по фактической дислокации дорожных знаков и схем дорожной горизонтальной разметки) автодороги «Сыктывкар- Ухта-Печора-Усинск-Нарьян-Мар» с правой стороны автодороги при движении
со стороны г. Ухта на проезжей части автодороги имеются выбоины глубиной от 8,5 см до 9 см площадью от 2500 см до 3500 см, чем нарушен п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017.
На 78 км + 800 м (на 66 км + 232 м по фактической дислокации дорожных знаков и схем дорожной горизонтальной разметки) автодороги «Сыктывкар-Ухта-Печора-Усинск-Нарьян-Мар» с правой стороны автодороги при движении со стороны г. Ухта на проезжей части автодороги имеется выбоина глубиной 8 см площадью 7000 см, чем нарушен п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017.
С 79 км +140 м по 79 км +280 м (с 66 км + 560 м по 66 км + 700 м по фактической дислокации дорожных знаков и схем дорожной горизонтальной разметки) автодороги «Сыктывкар-Ухта-Печора-Усинск-Нарьян-Мар» на обеих полосах движения на покрытии автодороги имеется сплошное разрушение дорожного покрытия (выбоины, трещины) площадью 840 м, чем нарушен п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017.
Данные обстоятельства подтверждаются актом обследования.
Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми утвержден распоряжением Правительства РК от 30.11.2009 № 438-р (далее - Перечень).
Согласно Перечню автомобильная дорога 87 ОП РЗ 87Р - 001 «Сыктывкар - Ухта - Печора - Усинск - Нарьян-Мар» протяженностью 812,0672 км включена в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми.
Протяженность участка «Сыктывкар - Ухта» автодороги «Сыктывкар - Ухта - Печора - Усинск - Нарьян-Мар» на территории Усть-Вымского района составляет 29,602 км (от 51,663 км до 81,265 км).
Согласно ч. 1 ст. 17 Закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Распоряжением Правительства РФ от 04.11.2017 № 2438-р утвержден перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации (далее - Распоряжение).
Согласно п. 5 Распоряжения ГОСТ Р 50597-93 «Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденный Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 № 221 (далее - ГОСТ Р 50597-93), подлежит обязательному применению на территории Российской Федерации.
Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст взамен ГОСТ Р 50597-93 утвержден ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (далее - ГОСТ Р 50597-2017).
ГОСТ Р 50597-2017 веден действие с 01.09.2018 за исключением п. 5.1.1, 6.1.1 и 7.1, которые вводятся в действие с 01.07.2019 в части рекламных конструкций и наружной рекламы, размещенных на улицах населенных пунктов.
Согласно п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
При этом в таблице 5.3 установлено, что размеры выбоин, просадок и проломов не должны превышать по глубине 5 см, а по длине 15 см.
В соответствии с п. 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 обочины и разделительные полосы не должны иметь дефектов (таблица А.2 приложения А), влияющих на безопасность дорожного движения.
Из таблицы 5.4 указанного ГОСТа следует, что занижение обочины не должно превышать 4 см.
В соответствии с таблицей п. 5.3.1 ГОСТ 33220-2015 размер отдельной просадки, выбоины на укреплённой части обочины не должен превышать в глубину 5 см.
Согласно п. 6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 дороги и улицы должны иметь дорожную разметку по ГОСТ 32953, форма, размеры и цвет которой должны соответствовать ГОСТ Р 51256. Разметка должна быть нанесена по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 08.08.20 1 5 автодорога «Сыктывкар - Ухта» относится к 3 категории.
Подпункт 11 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относит, что решение вопросов осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), предоставляемых на платной основе или без взимания платы.
В соответствии с требованиями ст. 5 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством деятельности по организации дорожного движения, а также материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
Пунктом 3 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и правил расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели.
Статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Спорный участок дороги передан в оперативное управление ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» и в его исполнение, на основании акта приема-передачи от того же числа, ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» в тот же день приняло на свой баланс данную автомобильную дорогу и обеспечивает осуществление дорожной деятельности, осуществляет контроль за выполнением работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, содержанию автомобильных дорог.
Как следует из Постановления Правительства Республики Коми от 23.12.2014 №534 «О создании государственного казенного учреждения Республики Коми «Управление автомобильных дорог Республики Коми» путем изменения типа государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Коми дорожный надзор» и внесении изменений в некоторые постановления правительства Республики Коми» было создано Государственное казенное учреждение Республики Коми «Управление автомобильных дорог Республики Коми».
Согласно Уставу Управления предметом его деятельности является оказание государственных услуг, выполнение работ и исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации, в пределах определенной уставом компетенции, полномочий Дорожного агентства Республики Коми в области использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми, осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального значения.
Уставом определена деятельность Управления по сохранности автомобильных дорог регионального значения, обеспечение осуществляется дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального значения, создание условий для безопасности дорожного движения при осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального значения.
Учитывая, что функции по содержанию спорных участков дорог возложены на ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми», суд находит ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» надлежащим ответчиком по настоящему гражданскому делу. Оснований для удовлетворения иска к Министерству строительства и дорожного хозяйства Республики Коми не установлено.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требований и возложении обязанности исполнить решение суда в срок до 01.01.2019 с учётом особенностей бюджетного процесса и организации работ по проведению ремонта дорожной сети.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Возложить на Государственное казённое учреждение Республики Коми «Управление автомобильных дорог Республики Коми» обязанность в срок до 01.01.2019 организовать и обеспечить устранение повреждений поверхности (выбоин) автомобильной дороги "Сыктывкар – Ухта-Печора-Усинск-Нарьян-Мар» на участке «Сыктывкар-Ухта» на территории Усть-Вымского района:
- с 68 км+20м по 68км+120м (с 55 км+806м по 55 км+906м по фактической дислокации дорожных знаков и схем дорожной горизонтальной разметки);
-с 69 км. +200 м по 69 км+300 м (с 56 км+600 м по 56 км+700м по фактической дислокации дорожных знаков и схем дорожной горизонтальной разметки);
-с69 км +600 м по 69 км +800 м (с 57 км.+14 м. по 57 км+214 м по фактической дислокации дорожных знаков и схем дорожной горизонтальной разметки);
-с 72 км +500 м по 74 км +300 м (с 59 км+939м по 61 км +739м по фактической дислокации дорожных знаков и схем дорожной горизонтальной разметки);
-с 76 км. +700м по 78 км. +900 м (с 64 км +45 м по 66 км+245 м по фактической дислокации дорожных знаков и схем дорожной горизонтальной разметки);
-на 78 км+589 м (на 66 км +21 м по фактической дислокации дорожных знаков и схем дорожной горизонтальной разметки);
-на 78 км. + 800 м (на 66 км+232м по фактической дислокации дорожных знаков и схем дорожной горизонтальной разметки);
-с 79 км. +140 м по 79 км+280 м (с 66 км+560 м по 66 км+700 м по фактической дислокации дорожных знаков и схем дорожной горизонтальной разметки);
В удовлетворении иска к Министерству строительства и дорожного хозяйства Республики Коми отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Председательствующий О.С. Некрасова