Судья Макарова В.А. Дело № 2-71/2024
35RS0014-01-2024-000070-49
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 октября 2024 года № 33-5065/2024
г. Вологда
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Вахониной А.М.,
судей Образцова О.В., Махиной Е.С.,
при секретаре Рябининой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Вологодской области на заочное решение Кирилловского районного суда Вологодской области от 24 мая 2024 года с учетом определения об исправлении описки от 20 июня 2024 года.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Вахониной А.М., объяснения представителя ответчика Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Вологодской области по доверенности Силиванова Е.Н., представителей истца прокуратуры Вологодской области Мининой Н.В., Смирновой А.В., судебная коллегия
установила:
исполняющий обязанности прокурора Кирилловского района Вологодской области, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Назарову Е.В., Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Вологодской области (далее - Управление Росгвардии по Вологодской области) о прекращении права собственности на огнестрельное оружие, реализации огнестрельного оружия.
В обоснование требований указал, что Назаров Е.В. является владельцем (собственником) огнестрельного оружия: ..., принадлежащего на основании разрешения серии ..., изъятого <ДАТА>; «<адрес>, ОТ №..., принадлежащего на основании разрешения серии №..., изъятого 05 июля 2021 года, находящихся на хранении в УМВД России по Вологодской области.
Учитывая истечение срока выданных Назарову Е.В. разрешений на хранение и ношение оружия, непринятие им мер для возврата оружия, а также мер, направленных на его передачу или реализацию лицу, имеющему право на хранение и ношение, полагая, что в связи с этим Назаров Е.В. не вправе на законных основаниях владеть и распоряжаться указанным оружием, принимая во внимание, что войска национальной гвардии наделены полномочиями по исполнению решений суда о возмездном изъятии или конфискации оружия и боеприпасов, ссылаясь на положения закона, регулирующие спорные правоотношения, просил прекратить право собственности Назарова Е.В. на огнестрельное оружие: №..., «<адрес>, ОТ №..., находящееся на хранении в УМВД России по Вологодской области, возложить на Управление Росгвардии по Вологодской области обязанность осуществить принудительную реализацию данного оружия через розничную сеть специализированных (оружейных) магазинов, а при невозможности реализации - уничтожить.
Заочным решением Кирилловского районного суда Вологодской области от 24 мая 2024 года с учетом определения об исправлении описки от 20 июня 2024 года исковые требования исполняющего обязанности прокурора Кирилловского района Вологодской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Назарову Е.В., Управлению Росгвардии по Вологодской области по Вологодской области о прекращении права собственности на огнестрельное оружие, реализации огнестрельного оружия удовлетворены.
Прекращено право собственности Назарова Е.В., <ДАТА> года рождения, (ИНН №...) на огнестрельное оружие: №...; «<адрес>, ОТ №..., находящееся на хранении в УМВД России по Вологодской области.
На Управление Росгвардии по Вологодской области (ОГРН 1163525100188) возложена обязанность осуществить принудительную реализацию огнестрельного оружия: №...; «<адрес>, ОТ №..., через розничную сеть специализированных (оружейных) магазинов, а при невозможности реализации огнестрельного оружия – уничтожить.
Взыскана с Назарова Е.В. (...) в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 300 (триста) рублей.
В апелляционной жалобе Управление Росгвардии по Вологодской области просит заочное решение суда изменить, исключить из судебного акта возложение на Управление Росгвардии по Вологодской области обязанности осуществления принудительной реализации огнестрельного оружия: <адрес>, №...», <адрес>, ОТ №..., разрешить Управлению Росгвардии по Вологодской области уничтожение оружия <адрес>, №...», <адрес>, ОТ №... в установленном порядке. В обоснование доводов жалобы указывает, что Управление Росгвардии по Вологодской области как юридическое лицо не обладает лицензией на продажу огнестрельного оружия и патронов к нему. В силу Федерального закона от 03 июля 2016 года № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» (далее – Закон № 226-ФЗ) и Указа Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 года № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» к полномочиям Росгвардии отнесены государственной контроль и надзор за оборотом оружия, а не осуществление оборота оружия непосредственно. При этом, также указывает, что Управление Росгвардии по Вологодской области не является собственником и не может при реализации оружия выступать от имени собственника оружия, принадлежащего Назарову Е.В., так же как, не может представлять интересы государства, в собственность которого отходит бесхозяйное имущество, в случае прекращения права собственности Назарова Е.В. на данное имущество. Обращает внимание на то, что в силу части 6 статьи 25 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» (далее – Закон № 150-ФЗ) обращенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в государственную собственность, в том числе конфискованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, оружие и (или) патроны к нему, а также оружие и (или) патроны к нему, не востребованные в течение одного года со дня устранения (прекращения) обстоятельств, препятствующих владению оружием, уничтожаются войсками национальной гвардии Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату вынесения решения). Кроме того, собственники оружия (за исключением государственных военизированных организаций и юридических лиц, производящих оружие и патроны к нему) вправе сдать принадлежащие им оружие и (или) патроны к нему в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, для уничтожения. Оружие и (или) патроны к нему безвозмездно уничтожаются войсками национальной гвардии Российской Федерации на основании заявления их собственника без возмещения собственнику стоимости таких оружия и патронов к нему (в редакции Закона № 150-ФЗ до 08 августа 2024 года).
В возражениях на апелляционную жалобу Территориальное управление Росимущества по Вологодской области просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность принятого судом заочного решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы возражений на нее, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Назаров Е.В. является собственником огнестрельного оружия: <адрес>, №..., принадлежащего на основании разрешения серии №..., сроком действия до 04 мая 2021 года; «Вепрь-12 Молот» <адрес>, ОТ №..., принадлежащего на основании разрешения серии РОХа №..., сроком действия до <ДАТА>.
Указанное оружие изъято у Назарова Е.В. на основании протокола изъятия оружия, боеприпасов и патронов к оружию от 05 июля 2021 года, составленных УУП ОМВД России по Кирилловскому району Пруссаковым А.В. в связи с привлечением собственника оружия неоднократно в течение года к административной ответственности, с момента изъятия находится на хранении в УМВД России по Вологодской области.
В течение длительного срока ответчиком Назаров Е.В. мер для возврата оружия, а также мер, направленных на передачу или реализацию оружия лицу, имеющему право на хранение и ношение, не предпринято.
Разрешая заявленные требования, суд, руководствуясь статьями 129, 238 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Закона № 150-ФЗ, Закона № 226-ФЗ, Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года № 814 (далее - Правила № 814), исходил из того, что срок действия разрешения на оружия истек, в течение длительного срока ответчиком Назаровым Е.В. не предпринято мер для возврата оружия, а также мер, направленных на передачу или реализацию оружия лицу, имеющему право на хранение и ношение, хранение такого оружия нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность общественного порядка и может привести к утрате контроля за изъятым оружием, в связи с чем пришёл к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о прекращении права собственности Назарова Е.В. на огнестрельное оружие: №...; «№..., находящееся на хранении в УМВД России по Вологодской области, возложив, при этом, на Управление Росгвардии по Вологодской области обязанность осуществить принудительную реализацию огнестрельного оружия через розничную сеть специализированных (оружейных) магазинов, а при невозможности реализации огнестрельного оружия - уничтожить.
Управление Росгвардии по Вологодской области выражает несогласие с решением суда в части возложения на него обязанности осуществления принудительной реализации огнестрельного оружия через розничную сеть специализированных (оружейных) магазинов, ссылаясь на часть 6 статьи 25 Закона № 150-ФЗ, согласно которой обращенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в государственную собственность, в том числе конфискованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, оружие и (или) патроны к нему, а также оружие и (или) патроны к нему, не востребованные в течение одного года со дня устранения (прекращения) обстоятельств, препятствующих владению оружием, уничтожаются войсками национальной гвардии Российской Федерации (в редакции, действовавшей на день вынесения решения суда).
Выводы суда первой инстанции в части удовлетворения иных требований прокурора в апелляционном порядке не оспариваются, по сути, доводы апелляционной жалобы сводятся лишь к несогласию с возложением обязанности на Управление Росгвардии по Вологодской области осуществления принудительной реализации огнестрельного оружия.
Таким образом, законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в остальной части судом апелляционной инстанции проверке не подлежит.
При этом, судебная коллегия полагает заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы относительно возложения на Управление Росгвардии по Вологодской области обязанности осуществления принудительной реализации огнестрельного оружия через розничную сеть специализированных (оружейных) магазинов, полагая решение суда подлежащим изменению, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
На основании статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определённо свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Согласно части 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.
Как усматривается из материалов дела, огнестрельное оружие: №...; «№..., изъято у Назарова Е.В. 5 июля 2021 года, то есть более трёх лет назад. При этом, после изъятия оружия Назаров Е.В. более одного года мер по получению оружия, в установленном порядке, не предпринял, действий по отчуждению оружия не произвёл, что свидетельствует об отказе гражданина от спорного имущества.
Суд, возлагая на Управление Росгвардии по Вологодской области обязанность по осуществлению принудительной реализации оружия через розничную сеть специализированных (оружейных) магазинов, не учел то обстоятельство, что Управление Росгвардии по Вологодской области как территориальный орган Росгвардии обладает правами и обязательствами отличными от прав и обязательств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия.
Так на дату принятия обжалуемого решения и подачи апелляционной жалобы действовала редакция Закона № 150-ФЗ, введённая Федеральным законом от 29 декабря 2022 года № 638-ФЗ, вступившая в силу с 30 марта 2024 года.
08 августа 2024 года вступила в силу новая редакция Закона № 150-ФЗ (изменения, внесенные федеральными законами от 08 августа 2024 года № 250-ФЗ, № 279-ФЗ, вступили в силу со дня официального опубликования 08 августа 2024 года).
Согласно части 6 статьи 25 Федерального закона № 150-ФЗ обращенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в собственность Российской Федерации, в том числе конфискованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, оружие и (или) патроны к нему уничтожаются в порядке, утвержденном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, за исключением случаев, предусмотренных настоящим федеральным законом.
Частью 7 статьи 25 Закона № 150-ФЗ предусматривается, что собственники оружия и (или) патронов к нему (за исключением государственных военизированных организаций и юридических лиц, производящих оружие и (или) патроны к нему) вправе отказаться от права собственности на принадлежащие им оружие и (или) патроны к нему и без возмещения стоимости сдать их на основании заявления в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, для уничтожения. Сданные в соответствии с настоящей частью оружие и (или) патроны к нему обращаются в собственность Российской Федерации и уничтожаются в порядке, утвержденном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Часть 5 статьи 27 Закона № 150-ФЗ указывает, что изъятые или сданные оружие и (или) патроны к нему должны быть отчуждены их собственником в соответствии с гражданским законодательством либо получены собственником в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона в течение одного года со дня их изъятия или сдачи, за исключением оружия и (или) патронов к нему, изъятых или сданных в связи с возникновением обстоятельств, предусмотренных пунктами 3.6 и 11 части 20 статьи 13 настоящего Федерального закона, а также частью 9 статьи 22 настоящего Федерального закона. В случае смерти собственника оружия и (или) патронов к нему указанный срок исчисляется со дня принятия (приобретения) наследства в соответствии с гражданским законодательством. Выморочные оружие и (или) патроны к нему переходят в собственность Российской Федерации. Собственник изъятых или сданных оружия и (или) патронов к нему вправе отказаться от права собственности на такие оружие и (или) патроны к нему в порядке, предусмотренном частью седьмой статьи 25 настоящего Федерального закона, в том числе до истечения срока, предусмотренного настоящей частью.
В соответствии с частью 7 статьи 27 Закона № 150-ФЗ изъятые или сданные оружие и (или) патроны к нему, не отчужденные либо не полученные их собственниками в течение срока, предусмотренного частью 5 статьи 27 указанного Федерального закона, или в течение одного года со дня устранения обстоятельств, предусмотренных пунктами 3.6 и 11 части 20 статьи 13 и частью 9 статьи 22 указанного Федерального закона, обращаются в собственность Российской Федерации и уничтожаются в порядке, утверждённом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу части 9 статьи 19 Закона № 150-ФЗ находящиеся в собственности Российской Федерации оружие и (или) патроны к нему, подлежащие уничтожению в соответствии со статьями 25 и 27 настоящего Федерального закона, могут использоваться (применяться) для реализации полномочий, возложенных на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, либо передаваться в иные государственные военизированные организации. Государственные военизированные организации осуществляют полномочия собственника в отношении оружия и (или) патронов к нему, переданных в соответствии с настоящей частью, и могут использовать (применять) их для реализации возложенных на эти государственные военизированные организации полномочий. Передача оружия и (или) патронов к нему осуществляется по решению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, принятому на основании обращений государственных военизированных организаций.
Действительно в силу подпункта «а» пункта 10 Правил № 814 продажу гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации могут осуществлять: Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба судебных приставов, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации, Федеральная таможенная служба, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (далее - государственные военизированные организации).
Однако, как следует из пункта 11 Правил № 814, государственные военизированные организации имеют право продавать принадлежащее им гражданское и служебное оружие и патроны к нему юридическим лицам, имеющим лицензии на торговлю оружием и патронами.
В силу пункта 6 Правил № 814 торговлю оружием и патронами (составными частями к патронам) к нему на территории Российской Федерации имеют право осуществлять юридические лица на основании лицензии, предоставленной им в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности (далее именуются - поставщики (продавцы).
Юридические лица, имеющие лицензии на торговлю оружием и патронами, принимают на комиссионную продажу оружие и патроны к нему, принадлежащие гражданам Российской Федерации или юридическим лицам, после уведомления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориального органа по месту учета данного оружия о принятом решении продать оружие и патроны к нему (пункт 9 Правил № 814).
Управление Росгвардии по Вологодской области как юридическое лицо не обладает лицензией на продажу огнестрельного оружия и патронов к нему.
На основании пункта 16 части 1 статьи 9 Закона № 226-ФЗ к полномочиям Росгвардии отнесены контроль оборота гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранности и технического состояния боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также соблюдения гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия.
В соответствии со статьей 28 Закона № 150-ФЗ контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, его территориальные органы и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Предметом контроля за оборотом оружия является соблюдение юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации, регулирующего правоотношения в сфере оборота оружия.
Порядок осуществления федерального государственного контроля за оборотом оружия определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия.
Таким образом, в рассматриваемом случае при разрешении вопроса о прекращении права собственности Назарова Е.В. на огнестрельное оружие, находящего на хранении в УМВД России по Вологодской области, существенным обстоятельством является то, что спорное оружие обращается в собственность Российской Федерации, в связи с чем оно подлежит уничтожению в порядке, утверждённом федеральным органом исполнительной власти уполномоченного в сфере оборота оружия.
При этом судебная коллегия отмечает, что по смыслу статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд своим решением обязывает ответчика совершить определенные действия, но не «дает разрешение».
При таких обстоятельствах по делу, учитывая положения норм Закона № 150-ФЗ, Закона № 226-ФЗ, Правил № 814 судебная коллегия полагает, что заочное решение суда подлежит изменению, а абзац третий его резолютивной части изложению в новой редакции: «на Управление Росгвардии по Вологодской области возложить обязанность принять меры к уничтожению огнестрельного оружия: №...; «№...в установленном законом порядке».
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
заочное решение Кирилловского районного суда Вологодской области от 24 мая 2024 года с учетом определения об исправлении описки от 20 июня 2024 года изменить.
Изложить абзац третий резолютивной части заочного решения в новой редакции: «на Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Вологодской области (ОГРН №...) возложить обязанность принять меры к уничтожению огнестрельного оружия: №...; «№... установленном законом порядке».
В остальном заочное решение Кирилловского районного суда Вологодской области от 24 мая 2024 года с учетом определения об исправлении описки от 20 июня 2024 года оставить без изменения.
Председательствующий А.М. Вахонина
Судьи О.В. Образцов
Е.С. Махина
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17 октября 2024 года.