Именем Российской Федерации
25 апреля 2016 года город Тамбов
Тамбовский областной суд
В составе председательствующего судьи Мороз Л.Э.
При секретаре Минчевой Ж.С.,
С участием административного истца Кузнецова О.И., представителя административного истца Кузнецова О.И. – адвоката Сивохиной С.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3-13/ 2016 по административному исковому заявлению Кузнецова ФИО8 к администрации Тамбовской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тамбовской области, Управлению Росреестра по Тамбовской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости :
- земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под здание механической мастерской, общей площадью *** кв. м, расположенного по адресу: ***;
- земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под здание литер Е после перепланировки, пристройки ангара для хранения автомобилей и обустройства открытой площадки для хранения автомобилей, общей площадью *** кв. м, расположенного по адресу: ***, установлении равной рыночной по состоянию на 01.01.2013 года,
УСТАНОВИЛ:
Кузнецову О.И. на праве собственности принадлежат:
- земельный участок с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под здание механической мастерской, общей площадью *** кв. м, расположенный по адресу: ***;
- земельный участкок с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под здание литер Е после перепланировки, пристройки ангара для хранения автомобилей и обустройства открытой площадки для хранения автомобилей, общей площадью *** кв. м, расположенный по адресу: ***,
Государственная кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами *** и *** установлена постановлением администрации Тамбовской области от 11.11.2013 года № 1276 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области» по состоянию на 01.01.2013 года, и составляет земельного участка с кадастровым номером *** – *** рублей 10 копеек; с кадастровым номером *** - *** рублей 10 копеек.
23 декабря 2014 года Кузнецов О.И. в порядке гражданского судопроизводства предъявил иск к администрации Тамбовской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Тамбовской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков и установлении равной рыночной по состоянию на 01.01.2013 г.: с кадастровым номером *** - *** рублей; с кадастровым номером *** – *** рублей.
В подтверждение установления рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номерам *** истец представил суду Отчет Оценочно-аналитического центра «ДЕТАЛЬ» ИП оценщика Путилина В.В. № 47/2 от 03.06.2014 года и Положительное заключение СРО ЮФО № 68/140115/01 от 14 января 2015 года; земельного участка с кадастровым номерам *** - Отчет Оценочно-аналитического центра «ДЕТАЛЬ» ИП оценщика Путилина В.В. № 47/1 от 03.06.2014 года и Положительное заключение СРО ЮФО № 68/140115/02 от 14 января 2015 года.
В исковом заявлении истец указал, что он является собственником земельных участков с кадастровыми номерами ***, ***. Кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная постановлением администрации Тамбовской области от 11.11.2013 г. № 1276, является завышенной. В связи с этим он вынужден уплачивать земельный налог в завышенном размере. На основании статьи 66 Земельного кодекса РФ истец просил установить кадастровую стоимость равной рыночной по состоянию на 01.01.2013 года.
На основании определения Тамбовского областного суда от 04 февраля 2015 года производство по делу приостанавливалось до рассмотрения Тамбовским областным судом гражданского дела по заявлению Киреевой А. В. об оспаривании нормативного правого акта - постановления администрации Тамбовской области от 28.11.2014 года № 1498 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Тамбовской области» по состоянию на 01.01.2014 года.
18 декабря 2015 года производство по делу возобновлено, дело назначено к рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
По ходатайству административного истца на основании определения Тамбовского областного суда от 13 января 2016 года по делу назначена судебная экспертиза, производство по делу приостановлено.
06 апреля 2016 года производство по делу возобновлено, к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Росреестра по Тамбовской области.
В судебном заседании административный истец Кузнецов О.И. и его представитель адвокат Сивохина С.А., административный иск поддержали по основаниям, указанный в исковом заявлении. Просили установить кадастровую стоимость равной рыночной согласно Отчету оценщика, так как судебным экспертом рыночная стоимость подтверждена.
В судебное заседание представители административных ответчиков администрации Тамбовской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тамбовской области, Управлению Росреестра по Тамбовской области, заинтересованного лица администрации г. Тамбова не явились, о рассмотрении дела извещены.
Административный ответчик Управление Росреестра по Тамбовской области представило отзыв на иск от 29.01.2015 г. № 2.13-287-ВР, от 18.04.2016 года в котором указало, что Управление не имело отношения к проведению государственной кадастровой оценки земельного участка. Государственную кадастровую оценку земель населенных пунктов по состоянию на 01.01.2013 г. на территории Тамбовской области утверждал орган государственной власти субъекта – администрация Тамбовской области постановлением от 11.11.2013 г. № 1276. Рассмотрение иска Управление оставляет на усмотрение суда.
Административный ответчик администрация Тамбовской области представила возражения на иск от 21.01.2015 г., в которых просит отказать в удовлетворении иска, поскольку на момент рассмотрения дела постановлением администрации Тамбовской области от 28.11.2014 г. № 1498 утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земельного участка, на этом основании иск не подлежит удовлетворению.
Административный ответчик ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тамбовской области представила отзыв на иск от 24 декабря 2015 г. № 5515, в котором указала, что кадастровая палата является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не имела отношения к проведению государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов. В случае удовлетворения иска, исполнение решения суда будет осуществляться на основании статьи 24.20 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации. 22 апреля 2016 г. от филиала поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
От заинтересованного лица администрации г. Тамбова поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Выслушав административного истца Кузнецова О.И., представителя административного истца адвоката Сивохину С.А., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что административный иск подлежит удовлетворению.
В соответствии частями 1, 2, 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 8 марта 2015 г. г. № 48-ФЗ) рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Судом установлено и подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права от 02.02.2012 г. серия 68-АБ № 426840, от 02.02.2012 г. серия 68-АБ № 426841, что административному истцу на праве собственности принадлежат: земельные участки с кадастровыми номерами ***; ***.
Согласно кадастровому паспорту от 16 мая 2014 г. № 6800/201/2014-109646, справке о кадастровой стоимости от 25.02.2016 г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 01.01.2013 года составляла *** *** рублей 10 копеек;
Согласно кадастровому паспорту от 16 мая 2014 г. № 6800/201/2014-109671, справке о кадастровой стоимости от 25.02.2016 г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 01.01.2013 года составляла *** рублей.
В качестве доказательства в подтверждение установления рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номерам *** истец представил суду Отчет Оценочно-аналитического центра «ДЕТАЛЬ» ИП оценщика Путилина В.В. № 47/2 от 03.06.2014 года, Положительное заключение СРО ЮФО № 68/140115/01 от 14 января 2015 года; земельного участка с кадастровым номерам 68:29:0302001:193 - Отчет Оценочно-аналитического центра «ДЕТАЛЬ» ИП оценщика Путилина В.В. № 47/1 от 03.06.2014 года и Положительное заключение СРО ЮФО № 68/140115/02 от 14 января 2015 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 13.07.2015 г. № 224-ФЗ) государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (далее - дата проведения последней государственной кадастровой оценки).
В силу статьи 24.17 указанного Федерального закона в течение двадцати рабочих дней с даты принятия отчета об определении кадастровой стоимости заказчик работ принимает акт об утверждении содержащихся в таком отчете кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости для кадастрового квартала, населенного пункта, муниципального района, городского округа, субъекта Российской Федерации (далее - акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости), который вступает в силу после даты его официального опубликования (обнародования).
Датой утверждения результатов определения кадастровой стоимости считается дата вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости и соответствующей нормы такого акта.
В течение трех рабочих дней с даты утверждения результатов определения кадастровой стоимости копия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости (включая сведения о датах его опубликования и вступления в силу), один экземпляр отчета об определении кадастровой стоимости, составленного в форме электронного документа, и один экземпляр положительного экспертного заключения на такой отчет, составленного в форме электронного документа, направляются заказчиком работ в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Согласно пункту 3 Приказа Минэкономразвития РФ от 22.10.2010 г. № 508 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)» (с изменениями внесенными приказом от 22 июня 2015 г. № 388) кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 2, 4, 5, 9, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316 (в редакции постановления от 30 июня 2010 года), государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования,
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный реестр.
Постановлением администрации Тамбовской области от 11.11.2014 года № 1276 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области», утверждена государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Тамбовской области по состоянию на 01.01.2013 года.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Постановление от 11.11.2013 года № 1276 вступило в силу для целей налогообложения с 01.01.2014 года.
В соответствии с частью 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
В силу положений частей 2, 3, 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 13.07.2015 г. № 224-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости обращение в комиссию является не обязательным.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с абзацем 3 части 11, частью 13 ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости подается в суд в соответствии с правилами подсудности, установленными статьей 20 настоящего Кодекса, при условии соблюдения установленного федеральным законом порядка обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, за исключением случая, если такое заявление подано гражданином.
Согласно положениям части 1 и пунктов 1 - 5 части 2 статьи 246 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости должно соответствовать требованиям статьи 125 настоящего Кодекса.
Помимо документов, указанных в статье 126 настоящего Кодекса, к административному исковому заявлению прилагаются:
1) кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
2) нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
3) документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;
4) отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
5) положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом.
Представленные суду административным истцом Отчеты об определении рыночной стоимости земельных участков с датой оценки по состоянию на 01.01.2013 года, составленные независимым оценщиком Путилиным В.В. № 47/1, № 47/2 от 03.06.2014 года, в качестве доказательства в подтверждение рыночной стоимости земельных участков, подвергнуты сомнению, так как не прошли экспертизу СРО «РАО ЮФО» на подтверждение установленной рыночной стоимости.
По административному делу проведена судебная экспертиза на предмет подтверждения стоимости земельных участков, установленной оценщиком в Отчете, их действительной рыночной стоимости по состоянию на 01.10.2013 года и определения рыночной стоимости земельных участков в случае ее не соответствия.
Получено заключение судебной экспертизы ООО «Тамбов-Альянс» (эксперт Полтораченко П.П) от 23 марта 2016 года № 5кас-16.
Согласно выводам судебного эксперта рыночная стоимость земельных участков, установленная оценщиком в Отчете по состоянию на 01.01.2013 года, соответствует их действительной рыночной стоимости и находится в пределах отклонений, предусмотренных абзацем 2 пункта 4 статьи 40 Налогового кодекса РФ, от рыночной стоимости, установленной судебным экспертом.
Судебным экспертом установлена рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2013 года: земельного участка с кадастровым номером *** – *** рублей; с кадастровым номером *** – *** рублей. Оценщиком установлена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером *** – *** рублей; с кадастровым номером *** – *** рублей. ***
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
В соответствии с частями 1 - 4 статьи 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Представленные истцом в подтверждении рыночной стоимости земельных участков Отчеты Оценочно-аналитического центра «ДЕТАЛЬ» ИП оценщика Путилина В.В. № 47/1 и № 47/2 от 03.06.2014 года, прошли экспертизу СРО на предмет подтверждения соответствия Отчетов требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности, что подтверждается Положительными заключениями СРО ЮФО от 14 января 2015 года № 68/140115/02, № 68/140115/01,