№ 2-11 /2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Викулово 19 февраля 2018 года
Викуловский районный суд Тюменской области
В составе председательствующего судьи Дериглазовой Т.М.
При секретаре Гетмановой Т.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 11 / 2018 по иску Вдовина Г.Н. к Департаменту социального развития Тюменской области, МАУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Викуловского района», Государственному учреждению –Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение и проезд к месту лечения,
У С Т А Н О В И Л:
Вдовин Г.Н. обратился в суд с иском к Департаменту социального развития Тюменской области, МАУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Викуловского района» о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение и проезд к месту проживания, мотивирует следующим: он является инвалидом третьей группы, степень ограничения способности к трудовой деятельности – первая. Согласно индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной 27.05.2009 филиалом №14 ФГУ Главное бюро медико-социальной экспертизы по Тюменской области, где указан перечень мероприятий по медицинской реабилитации, при этом включено санаторно- курортное лечение кратностью 1 раз в год, сезон в любое время года. В 2014 году он с помощью прокуратуры Викуловского района уже обращался в Викуловский райсуд с исковым заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, суд вынес решение в его пользу. Однако с 2015 года ему прекратили выдавать санаторно-курортные путевки. Он неоднократно обращался в Комплексный центр социального обслуживания населения Викуловского района, о чем свидетельствуют расписки о сдаче документов для получения путевки формы 070/оу-04 за 2015,2016,2017 годы. Все поданные им документы были оставлены без внимания. Таким образом, вот уже три года он не может получить надлежащего лечения.
Истец Вдовин Г.Н. просит:
Возложить на Департамент социального развития Тюменской области обязанности о предоставлении Вдовину Г.Н., инвалиду 3 группы санаторно-курортной путевки, согласно индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной Федеральным государственным учреждением медико- социальной экспертизы карта № к акту освидетельствования № от ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать в пользу Вдовина Г.Н. компенсацию за непредоставление санаторно-курортных путевок за 2015,2016,2017 годы в сумме сто тысяч рублей
Взыскать с Департамента социального развития Тюменской области 5000 рублей в качестве оплаты услуг адвоката.
В ходе судебных заседаний судом в качестве соответчика было привлечено Государственное учреждение –Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
В судебном заседании истец Вдовин Г.Н. на исковом заявлении настаивал, пояснив аналогичное, что и указано в исковом заявлении, уточнив, что требования о предоставлении санаторно-курортной путевки он предъявляет к Государственному учреждению –Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, остальные требования к Департаменту социального развития <адрес>. В конце 2017 года его приглашали в МАУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Викуловского района» и разъясняли, что с 01.01.2018 года полномочия по обеспечению путевками на санаторно-курортное лечение отдельных категорий граждан будут переданы в Фонд социального страхования Российской Федерации, он писал новое заявление. Требования о взыскании компенсации за непредоставление санаторно-курортных путевок за 2015,2016,2017 годы в сумме сто тысяч рублей он предъявляет к Департаменту социального развития Тюменской области, эта сумма включает в себя стоимость путевок за 2015,2016,2017 годы по 17 000 рублей за путевку, остальная сумма это компенсация морального вреда. Моральный вред причинен ему ухудшением состояния здоровья в связи с не прохождением санаторно-курортного лечения. За оказанную ему юридическую помощь адвокату он еще не оплатил.
Представитель истца – адвокат Тюменской межрегиональной коллегии адвокатов Барашева А.И. ( по ордеру -л.д.80) поддержал доводы истца Вдовина Г.Н.
Представитель ответчика Департамента социального развития Тюменской области - начальник отдела социальной защиты населения Межрайонного управления социальной защиты населения (Абатский, Викуловский, Сорокинский районы) Голдышев А.С.(по доверенности – л.д. 86) иск не признал и пояснил суду, что обеспечение граждан санаторно-курортными путевками является федеральным полномочием, следовательно, расходным обязательством Российской Федерации, обязательства Департамента по принятым полномочиям Российской Федерации по обеспечению граждан санаторно-курортным лечением ограничены объемом средств, выделенных из федерального бюджета на эти цели. Закон № 178-ФЗ не содержит гарантий ежегодного обеспечения санаторно-курортным лечением граждан, имеющих право на государственную социальную помощь, а устанавливает лишь период предоставления гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг - календарный год, то есть за период с 1 января по 31 декабря, при этом формирование списка граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг за будущий год, происходит до 1 октября текущего года. Граждане обеспечиваются путевками в порядке хронологической последовательности в зависимости от даты подачи заявления. Истец стоит в реестре нуждающихся в санаторно-курортном лечении, его очередь за 3 года не подошла. С 01.01.2018 года полномочия по обеспечению путевками на санаторно-курортное лечение отдельных категорий граждан передано в Фонд социального страхования Российской Федерации, а именно Филиал № 6 (г.Ишим) Государственного учреждения - Тюменское региональное отделение. Путевки на санаторно-курортное лечение будет предоставлять Фонд социального страхования согласно областной очередности.
Письменные возражения представителя ответчика Департамента социального развития Тюменской области ( л.д.81-85)
Представитель ответчика МАУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Викуловского района» Майорова А.А.(по доверенности- л.д. 165) иск не признала, пояснив суду, что они не являются уполномоченным органом по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение, они лишь вели первичный учет, все документы передавались в Департамент социального развития Тюменской области. После 31.12.2017 года все заявки на санаторно-курортное лечение принимает Фонд социального страхования РФ
Письменное возражение МАУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» (л.д.34-36).
Представитель ответчика Государственного учреждения – Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации директор Филиала № 6 (г.Ишим) Сондыкова В.И.( по доверенности – л.д. 106,166) иск не признала и пояснила суду, что Государственное учреждение - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с 01.01.2018 года приняло федеральные полномочия по обеспечению отдельных категорий граждан техническими средствами реабилитации, протезно-ортопедическими изделиями, санаторно-курортным лечением и бесплатным проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, что подтверждается соглашением о передаче Государственному учреждению - Тюменскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации вышеуказанных полномочий от 23.10.2017 г. №212 и актом об окончании приема-передачи всех документов для осуществления полномочий по обеспечению с 01 января 2018 года отдельных категорий граждан, проживающих в Тюменской области, техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, путевками на санаторно- курортное лечение и бесплатным проездом к месту лечения и обратно. Согласно акту приема-передачи заявлений и прилагаемых к ним документов на обеспечение санаторно-курортным лечением от 09 ноября 2017 года в филиал №6 передано заявление истца Вдовина Геннадия Николаевича. Дата подачи заявления - 21.05.2015 года. К заявлению приложена справка по форме №070/у-04 от 23.03.2015 г. №88, справка, выданная УПФР в Викуловском районе №1734 от 29.10.2014 г. о том, что Вдовин Г.Н. имеет право с 01.01.2015 по 31.12.2015 г. на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, на бесплатный проезд к месту лечения и обратно. Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ).Путевки на санаторно-курортное лечение гражданам предоставляются в последовательности, определяемой датой регистрации их заявления. Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления, при наличии медицинских показаний, путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все, указанные в статье 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный закон не предусматривает. По данному вопросу имеется судебная практика. Путевкой на санаторно-курортное лечение по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ истец будет обеспечен в порядке общеобластной очереди (№) в рамках средств, поступивших из федерального бюджета. В конце марта 2018 года состоятся торги по приобретению путевок и тогда будет ясно сколько путевок, где и по какому профилю заболеваний будут они приобретены.
Письменные возражения представителя Государственного учреждения – Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации директора Филиала № 6 (г.Ишим) ( л.д. 103-105)
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что иск подлежит частичному удовлетворению.
Согласно Федерального закона от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалид-лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений" жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. Санаторно-курортное лечение относится к числу основных направлений реабилитации инвалидов (преамбула, ст. 1 и 9).
Санаторно-курортное лечение включает в себя медицинскую помощь, осуществляемую медицинскими организациями (санаторно-курортными организациями) в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах. Санаторно-курортное лечение направлено на: активацию защитно- приспособительных реакций организма в целях профилактики заболеваний, оздоровления; восстановление и (или) компенсацию функций организма, нарушенных вследствие травм, операций и хронических заболеваний, уменьшение количества обострений, удлинение периода ремиссии, замедление развития заболеваний и предупреждение инвалидности в качестве одного из этапов медицинской реабилитации. Порядок организации медицинской реабилитации и санаторно- курортного лечения, перечень медицинских показаний и противопоказаний для медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (части 3, 4 и 5 статьи 40 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЭ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
В силу предписаний Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», устанавливающего правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам иным категориям граждан, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, входит в состав набора предоставляемых инвалидам социальных услуг (пункт 8 статьи 6.1, пункт 1.1 части 1 статьи 6.2 названного Федерального закона).
Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с главой 2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития (часть 5 статьи 6.3).
Во исполнение поручения федерального законодателя приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (в том числе в части обеспечения санаторно-курортным лечением).
Согласно данному Порядку организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3.3 Порядка).
Отбор и направление на санаторно-курортное лечение граждан, медицинские показания и противопоказания для санаторно-курортного лечения, оказание санаторно-курортной помощи осуществляются в установленном порядке (пункт 3.4 Порядка).
При наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (пункт 3.7 Порядка).
Территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (пункт 3.8).
Территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства, а также уполномоченные органы заблаговременно, но" не позднее, чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно- курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для их получения (пункт 3.9 Порядка).
Граждане после получения санаторно-курортной путевки, но не ранее чем за 2 месяца до начала срока ее действия, обязаны получить санаторно-курортную карту в лечебно-профилактическом учреждении, выдавшем справку для получения путевки (пункт 3.10)
На основании ч.1 ст.6.4 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ) "О государственной социальной помощи» в целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
Как видно из приведенных норм федерального законодательства, условиями предоставления путевки на санаторно-курортное лечение являются обращение с заявлением лица, имеющего право на ее получение, и наличие медицинских документов, необходимых для предоставления путевки на санаторно-курортное лечение. Ограничение же предоставления путёвок очередностью или объёмом финансирования данными нормами не предусмотрено.Из анализа законодательства, регулирующего правоотношения сторон, не следует также, что право инвалида на получение санаторно-курортного лечения в качестве средства реабилитации ставится в зависимость от наличия или отсутствия в регионе его проживания иных лиц, нуждающихся в таком лечении. По смыслу вышеприведённых норм права следует, что санаторно- курортное лечение как средство реабилитации инвалида при наличии медицинских показаний должно предоставляться в календарном году и без каких-либо условий.
В судебном заседании суд установил следующее:
Согласно справки Филиала №14 ФГУ Главное Бюро Медико-социальной экспертизы по Тюменской области» от ДД.ММ.ГГГГ серии <данные изъяты> № Вдовин Г.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом 3 группы по общему заболеванию, бессрочно, степень ограничения способности к трудовой деятельности первая ( л.д. 6).
Из индивидуальной программы реабилитации инвалида Филиала №14 ФГУ Главное Бюро Медико-социальной экспертизы по Тюменской области» (карта N 1160 к акту освидетельствования N 1246 от 27 мая 2009 года), выданной 27.05.2009, Вдовин Г.Н. нуждается в санаторно-курортном лечении. Болезни опорно-двигательного аппарата (кратность 1 раз в год ; сезон: любое время года) Срок проведения мероприятий медицинской реабилитации с 27.05.2009 - бессрочно. Исполнитель мероприятий: Региональное отделение фонда социального страхования РФ ( л.д.21-24)
Право Вдовина Г.Н. на получение санаторно-курортного лечения подтверждается справками для получения путевки на санаторно-курортное лечение от 12.10.2015 № 465, от 23.03.2015 № 88, от 22.03.2016 № 50, от 06.03.2017 № 66,выданными ГБУЗ ТО ОБ №4(г.Ишим)ОФ №2, УПФР В Викуловском районе от 29.10.2014 № 3734 за период с 01.01.2015 по 31.12.2015, от 18.02.2016 № 160820171593 за период с 01.01.2016 по 31.12.2016, от 03.03.2017 № 72261/17 за период с 01.01.2017 по 31.12.2017 ( л.д. 7, 26,67,132,138,149,142)
21.05.2015 Вдовин Г.Н. обратился в МАУ «КЦСОН Викуловского района» с заявлением об обеспечении санаторно-курортной путевкой в 2015 году, предоставив справку из ГБУЗ ТО ОБ №10 с.Викулово для получения путевки ( л.д.63-64,65,130-131,132 )
На основании указанного заявления ФИО2 был включен в реестр граждан, нуждающихся в санаторно-курортном лечении (реестр № за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ )( л.д. 68,69)
ДД.ММ.ГГГГ МАУ «КЦСОН Викуловского района» Вдовину Г.Н. направлено уведомление о постановке его на учет для получения путевки на санаторно-курортное лечение ( л.д. 70,137 )
На основании Соглашения №212 от 23.10.2017, заключенного между Государственным учреждением- Тюменским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации и Департаментом социального развития Тюменской области с 01 января 2018 года переданы Государственному учреждению - Тюменскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной защиты инвалидов и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, в также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно( л.д.107-111)
На основании вышеизложенного требования истца о выделении Вдовину Г.Н. путевку на санаторно - курортное лечение подлежит удовлетворению. На Государственное учреждение –Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации должна быть возложена обязанность выделить Вдовину Г.Н. путевку на санаторно - курортное лечение на основании его заявления от 21.05.2015 года и согласно индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной 27.05.2009 года филиалом №14 ФГУ Главное Бюро Медико-социальной экспертизы по Тюменской области» (карта N 1160 к акту освидетельствования N 1246 от 27 мая 2009 года)
В части его требований о взыскании в его в пользу с Департамента социального развития Тюменской области компенсации за непредоставление санаторно-курортных путевок за 2015,2016,2017 годы в сумме сто тысяч рублей, из которых 51 000 рублей стоимость путевок, остальная сумма компенсация морального вреда следует отказать, поскольку вышеуказанными законами не предусмотрена компенсация стоимости путевок и морального вреда. Истец не был лишен права на получение путевки, это право за ним сохраняется до настоящего времени.
В части требований о взыскании с Департамента социального развития Тюменской области 5000 рублей в качестве оплаты услуг адвоката следует отказать, так как истцом не представлено доказательств о понесенных им затратах на указанную сумму.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Иск Вдовина Г.Н. удовлетворить частично.
Возложить обязанность на Государственное учреждение –Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации выделить Вдовину Г.Н. путевку на санаторно - курортное лечение на основании его заявления от 21.05.2015 года и согласно индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной 27.05.2009 года филиалом №14 ФГУ Главное Бюро Медико-социальной экспертизы по Тюменской области» (карта N 1160 к акту освидетельствования N 1246 от 27 мая 2009 года)
В остальной части иска отказать за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский облсуд через Викуловский райсуд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено в печатном виде, с использованием компьютера и принтера 24.02.2018 года.
Председательствующий Т.М.Дериглазова