Решение по делу № 2-62/2024 (2-613/2023;) от 27.10.2023

Дело № 2-62/2024

22RS0002-01-2023-000874-37

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Алтайское 17 января 2024 года

Алтайский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Палкиной Т.В.

при секретаре Бобровской Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Казенного учреждения Республики Алтай «Центр занятости населения по Республике Алтай» к Гриценко Н.В. о возмещении пособия по безработице, полученного незаконным путем,

У С Т А Н О В И Л:

Казенное учреждение Республики Алтай «Центр занятости населения по <адрес>» (далее по тексту КУ РА «ЦЗН по <адрес>») обратилось в суд с иском к Гриценко Н.В. о возмещении пособия по безработице, полученного незаконным путем.

В обосновании заявленных требований истец указывает, что ответчик ФИО3 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ получила выплату пособия по безработице в сумме 77 035,18 руб., без регистрации по месту жительства.

Приказом директора филиала КУ РА «Центр занятости населения по <адрес>» по <адрес> (далее - Филиал ЦЗН) от ДД.ММ.ГГГГ Д41/200108 «О признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным и назначении, размерах и сроках выплаты пособия по безработице» Гриценко Н.В. признана безработной с ДД.ММ.ГГГГ, ей назначена выплата пособия по безработице (с учетом продления) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом директора Филиала ЦЗН от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы (в качестве безработного)» Гриценко Н.В. снята с регистрационного учета с ДД.ММ.ГГГГ в связи с попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем.

Приказом директора Филиала ЦЗН от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> «О прекращении выплаты пособия по безработице» Гриценко Н.В. прекращена выплата пособия по безработице в связи с попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем с ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку в период признания Гриценко Н.В. безработной она сообщила в Филиал ЦЗН заведомо ложные данные о факте своей регистрации по месту жительства, она не имела права на получение статуса безработного и получение пособия по безработице, в связи с чем, полученное ею пособие должно быть взыскано как неосновательное обогащение.

Кроме того, в заявлении, поданном Гриценко Н.В. для присвоения ей статуса безработного и выплаты пособия ДД.ММ.ГГГГ посредством портала «Работа в России», заявителем поставлены галочки об ознакомлении с положением о том, что она обязана, в том числе, сообщать сведения об адресе регистрации по месту жительства в органы службы занятости.

В последующем при перерегистрации и личном посещении ответчиком Филиала ЦЗН, сотрудниками была обнаружена в паспорте прописка в другом регионе Российской Федерации.

Не представление ответчиком достоверной информации послужило основанием к необоснованной выплате пособия по безработице. Сумма пособия, полученного ответчиком за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила 77 035,18 руб.

Вернуть вышеуказанную денежную сумму, полученную как неосновательное обогащение ответчик в добровольном порядке отказывается.

На основании вышеизложенного истец просит суд взыскать с Гриценко Н.В. в пользу КУ РА «ЦЗН по <адрес>» выплаченное пособие по безработице в размере 77 035,18 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 2512,00 руб.

В судебное заседание представитель истца не явился в заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие, на заявленных требованиях настаивают в полном объеме.

Ответчик Гриценко Н.В. в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие, предоставила письменные возражения на иск, согласно которым возражает против удовлетворения заявленных требований в полном объеме, по тем основаниям, что при подаче заявления о регистрации ее в качестве безработной ею был подан полный пакет необходимых документов, в том числе сведения о регистрации по месту жительства.

Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1032-1).

Порядок и условия признания граждан безработными установлены статьей 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1032-1.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1032-1).

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (абзац 1 пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1032-1).

В целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, а также в целях принятия мер по реализации гарантии государства конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (далее - Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных), которыми устанавливается порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.

В спорный период времени данные Правила являлись действующими.

В целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения (далее по тексту - центры занятости населения) в дистанционной форме в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (абзац 2 пункта 1 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).

Регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме) (абзац 2 пункта 1 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).

Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" (далее по тексту - информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (абзац 2 пункта 2 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).

Согласно пункту 3 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы.

Решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня представления заявления в электронной форме (пункт 8 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).

В силу пункта 10 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных при постановке на регистрационный учет граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о том, что они зарегистрированы в качестве безработных в центре занятости населения.

Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о размере и сроках выплаты пособия по безработице (пункт 11 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).

Пособие по безработице начисляется гражданам с 1-го дня признания их безработными (пункт 12 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ через портал «Работа России» Гриценко Н.В. было подано в службу занятости населения по <адрес> заявление на присвоение ей статуса безработного и выплате пособия по безработице, в котором она указала адрес места жительства (пребывания) – <адрес>, <адрес> (л.д.14-15).

Приказом директора филиала КУ РА «Центр занятости населения по <адрес>» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Д41/200108 «О признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным и назначении, размерах и сроках выплаты пособия по безработице» Гриценко Н.В. признана безработной с ДД.ММ.ГГГГ, ей назначена выплата пособия по безработице (с учетом продления) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6-11).

Приказом директора Филиала ЦЗН от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы (в качестве безработного)» Гриценко Н.В. снята с регистрационного учета с ДД.ММ.ГГГГ в связи с попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем (л.д. 12).

Приказом директора Филиала ЦЗН от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> «О прекращении выплаты пособия по безработице» Гриценко Н.В. прекращена выплата пособия по безработице в связи с попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13).

Согласно части 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства (нахождения) гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В статье 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" установлено, что место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Как указано в статье 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", а также абзаце 2 пункта 1 "Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, само по себе введение регистрации гражданина в качестве безработного по месту жительства - как направленное на обеспечение организационных и иных условий социальной защиты безработных в различных формах, включая поиск подходящей работы, в том числе с учетом места жительства гражданина, а также имеющее целью предотвращение возможных злоупотреблений правом и, соответственно, защиту прав и законных интересов иных граждан от неправомерного расходования средств на выплату пособий по безработице за счет уплачиваемых ими налогов - не может рассматриваться как нарушающее конституционное право на защиту от безработицы и ограничивающее государственные гарантии занятости граждан, предоставляемые в рамках реализации прав, закрепленных в статье 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации, и в силу этого не согласующееся со статьями 17, 19 (части 1 и 2) и 27 Конституции Российской Федерации (Определения от ДД.ММ.ГГГГ N 189-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 199-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 105-О и др.).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 1868-О, закон не связывает определение места жительства лица исключительно с фактом его регистрации по месту жительства или по месту пребывания. Конкретное место жительства лица может быть установлено судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами.

Причиной снятия Гриценко Н.В. с учета в качестве безработной явилось отсутствие регистрации по месту жительства с указанием - попытка получения либо получения пособие по безработице обманным путем.

Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания Гриценко Н.В. зарегистрирована по адресу: <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ).

Согласно предоставленной истцом справки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5) размер пособия по безработице, выплаченной Гриценко Н.В. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составил 77 035,18 руб.

Обращаясь в суд с вышеуказанным иском, истец указывает, что Гриценко Н.В. были предоставлены недостоверные сведения о месте ее жительства, она не имела права получать пособие по безработице за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 77035,18 руб.

Пунктом 19 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных установлено, что в случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке.

Между тем, с учетом вышеуказанных норм закона, суд приходит к выводу, что само по себе указание Гриценко Н.В. сведений о месте своего фактического проживания, по которому она имела регистрацию с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в заявлении по форме утвержденной Министерством труда и социальной защитой Российской Федерации, не может расцениваться как обманный путь к получению пособия либо попытке получения пособия по безработице в силу достоверности таких сведений.

По смыслу положений ст. ст. 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации в их совокупности, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 10-П, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Поскольку взыскиваемая денежная сумма является пособием по безработице, то есть социальной выплатой, то при решении вопроса о ее взыскании с гражданина следует исходить из положений п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому возможность ее удержания допускается лишь при наличии недобросовестности гражданина или счетной ошибки.

Между тем, суд приходит к выводу, об отсутствии условий, необходимых для взыскания с Гриценко Н.В. неосновательного обогащения в виде суммы выплаченного пособия по безработице в размере 77035,18 руб., поскольку истцом не доказана недобросовестность ответчика и злоупотребление ею правом, направленным на неосновательное обогащение, либо допущенной истцом при перечислении ответчику социальной выплаты счетной ошибки, в то время как в соответствии ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию указанных обстоятельств (недобросовестности получателя выплат, счетной ошибки) возложена именно на истца.

При этом, доказательств наличия у Гриценко Н.В. иного места жительства, чем тот который был ею указан в пакете документов, представленных в КУ РФ «Центр занятости населения по <адрес>» суду не представлено.

Суд также считает, что реализация гражданином права быть зарегистрированным в целях поиска подходящей работы и в качестве безработного, а также на осуществление социальных выплат гражданам, признанных в установленном порядке безработными, не зависит от совпадения места жительства такого гражданина и места его постоянной регистрации. В связи с чем, не обращение ответчика в ЦНЗ по месту постоянной регистрации не свидетельствует о наличии в ее действиях недобросовестности, направленной на получение пособия по безработице, которое бы ей не причиталось, так как она реализовала свое право по месту временной регистрации или по месту пребывания.

Проанализировав вышеуказанные положения закона, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что обстоятельств, свидетельствующих о совершении Гриценко Н.В., действий, направленных на получение пособия по безработице обманным путем, стороной истца суду не представлено, в связи с чем, заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат.

Поскольку суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, то и требования о взыскании расходов по уплате государственной пошлины удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Казенного учреждения Республики Алтай «Центр занятости населения по <адрес>» к Гриценко Н.В. о возмещении пособия по безработице, полученного незаконным путем, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд, через Алтайский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Судья Т.В. Палкина

2-62/2024 (2-613/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Казенное учреждение Республики Алтай "Центр занятости населения по Республике Алтай"
Ответчики
Гриценко Наталья Васильевна
Другие
Осипова Ирина Евгеньевна
Суд
Алтайский районный суд Алтайского края
Судья
Палкина Татьяна Владимировна
Дело на странице суда
altaisky.alt.sudrf.ru
27.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.10.2023Передача материалов судье
31.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.11.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
22.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.12.2023Судебное заседание
09.01.2024Судебное заседание
17.01.2024Судебное заседание
17.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее